Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Орден Кармилитов и орден Августинцев (1256 г.)





Менее значительным были нищенствующие ордены - орден кармелитов, получивший своё название от имени горы Кармил, где он был основан, и орден "августинцев", образовавшийся в 1256 году из многих групп отшельников.

Учреждение инквизиции (1232 г.)

Кто не знает слова "инквизиция" и кто не возмущался ужасом ее, достигшей своей кульминационной точки в так называемой "аутодафе", то есть в сожжении "еретиков" и отступников от католической церкви на кострах, популярной особенно в Испании и Португалии. Но не все знают, что инквизиция является детищем тринадцатого века. Какова же история инквизиции? В 1232 году папа Григорий IX учреждает особые "инквизиционные трибуналы", то есть суды, которые должны были заниматься отыскиванием и осуждением "еретиков", то есть отступников от учения католической церкви. Эти трибуналы были отданы в руки доминиканцев, и с этого времени история ордена доминиканцев, основанного для благой цели и давшего множество глубоко мыслящих богословов, стала историей церковного террора и преступлений против человечности. Путь ордена доминиканцев полон крови и горящих костров, на которых сжигались лучшие представители христианства.

Вопреки учению Христа

Как могла церковь, призванная являть любовь Христа на земле, дойти до такой бесчеловечности, как учреждение инквизиции для борьбы с еретиками? Много можно было бы сказать, отвечая на этот вопрос, но мы скажем главное: инквизицию с ее ужасами породило учение, что якобы лучше разрушить тело, чем дать погибнуть душе. И вот инквизиторы занялись спасением душ еретиков через изнурение и даже убиение их тела. В этом страшном заблуждении инквизиторов в отношении спасения душ еретиков и заключается весь ужас инквизиции с её бесчисленными жертвами. Этим же ложным учением о спасении души еретика через страдания и даже смерть его тела объясняется также и то, что многие самые искренние и преданные служители католической церкви благословляли деятельность инквизиции и считали, что она, действительно, содействует спасению душ еретиков. И нужно сказать, что были даже богословы, которые оправдывали инквизицию учением величайшего католического богослова Августина, который, считая католическую церковь единственно истинной Церковью Христа, дающей спасение души своим верным чадам, призывал к насильственному возвращению еретиков в церковь. Ему принадлежат слова: "Заставляйте их возвращаться в церковь! Заставляйте, если нужно, силою!" Вот этот призыв Августина и лег будто бы в основу инквизиции и сопутствующих ей ужасов. Мы не будем описывать кошмаров инквизиции, но скажем только одно, что едва ли человеческий ум когда-либо придумает нечто более жестокое и мучительное, чем то, что применяли для "спасения" душ еретиков инквизиционные трибуналы. Каким страшным заблуждением католической церкви времен инквизиции было её стремление спасать души еретиков методами инквизиции. Инквизиция в истории христианства сделала тринадцатый век весьма мрачным веком. Увы, инквизиция продолжала свою жестокую деятельность и в последующие времена. Достаточно сказать, что глава испанской инквизиции Фома Торквемада ещё в пятнадцатом веке осудил более десяти тысяч "еретиков" на сожжение. Печально, что именно монахи ордена доминиканцев так запятнали себя ужасами инквизиции. И невольно взор от этой мрачной картины направляется на самое светлое явление в христианстве тринадцатого века - на жизнь и деятельность Франциска Ассизского и ордена францисканцев, в которых жил поистине дух апостолов Христовых. Францисканцы были истинными ангелами утешения среди слез и крови инквизиции.

Схоластики и мистики

Весьма большое значение в истории христианства тринадцатого века имеют два движения - схоластиков и мистиков. Оба движения основаны на вере, но пути их совершенно различны. Схоластика обращается, прежде всего, к разуму человека; мистика - к сердцу человека. Схоластика ищет мудрости, понимания; мистика - смирения и возвышенных чувств. Но оба движения усиленно подготовляют почву для семян великой Реформации шестнадцатого века.

Схоласт Ансельм Кентерберийский

Схоластика - это научно-богословское течение средневековья. Один из первых схоластиков Ансельм Кентерберийский (жил в Англии в одиннадцатом веке) хотел не только верить, но верить обоснованно, согласуя веру с доводами разума. Однажды он сказал Богу в молитве: "Благодарю Тебя, Боже! Ибо то, во что я раньше только верил, теперь стало понятно и моему разуму!" Вот эти слова Ансельма Кентерберийского стали типичными для всей схоластики: понять то, во что веришь. Это то, к чему стремились все схоластики. Поэтому схоластику можно назвать зарей богословия, точнее критического богослужения.

Схоласт Пьер Абеляр

Другим великим схоластом был француз Пьер Абеляр (1079-1142). За свои попытки объединить веру с разумом он был осужден церковью к ссылке в монастырь, и все его труды были сожжены. Наивысшего своего расцвета схоластика достигла именно в тринадцатом веке, о котором мы и говорим в настоящем очерке.

Схоласт Фома Аквинский

И вот перед нами величайший схоласт в истории христианства, сын итальянского графа, Фома Аквинский (или Аквинатский), родившийся в 1225 и умерший в 1274 году. Фома Аквинский ставит перед собою грандиозную задачу: согласовать христианскую догматику со всем знанием и всей философией древних и средних веков, и особенно с философией Аристотеля. Он вникает во все области природы и знания, он собирает все, что было когда-либо сказано или написано о Боге. В результате он создает необычайный богословский труд, который называется "Сумма всего богословия". Называя богословие "святой наукой", Фома Аквинский говорит в этом труде: "Святая наука прибегает к помощи человеческого разума, правда, не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы более уяснить все, что мы имеем в христианском учении. Благодать не упраздняет природу человека, но делает ее более совершенной. Поэтому естественный разум должен служить вере, и по этой причине святая наука (богословие) прибегает к помощи философов там, где они путем человеческого разума открывали те или другие истины". Ни один богослов в мире не дал такого всеобъемлющего обзора всех областей "святой науки", то есть богословия, какой дан в труде Фомы Аквинского "Сумма всего богословия". Надо сказать, что все католическое богословие и сегодня в основном опирается на богословие Фомы Аквинского. В девятнадцатом столетии папа Лев XIII в торжественной форме объявил его "нормальным богословом" католической церкви.

Схоласт Дунс Скотус

Шотландский богослов Дунс Скотус (1270 - 1308) создает совершенно другое направление в "святой науке", то есть в богословии. Он говорит: "Перед лицом непостижимого величия Бога становится бессильным какой бы то ни был человеческий разум". Дунс Скотус становится, таким образом, сильнейшим критиком всего богословия Фомы Аквинского, и сторонники обоих течений в богословии до сего дня ломают копья в борьбе друг с другом. При Дуносе Скотусе начинается закат схоластики. Приобретает господство учение о несовместимости веры и разума, и они объявляются полярными противоположностями. Всюду мы встречаем теперь утверждение, что вера и разум несовместимы. С попыток объединения веры и науки началась эпоха схоластики, в богословии Фомы Аквинского она достигла своего высшего расцвета, и с утверждением, что вера и разум несовместимы, она нашла свой конец.





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.