Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский





Совершенно другим путем, нежели схоластика, идет мистика. Отцом этого движения, отцом мистики надо считать Бернарда Клервоского, и поэтому не удивительно, что именно он становился самым ярым противником своего соотечественника схоласта Абеляра. Познакомимся поближе с этим основоположником мистицизма. Бернард родился в 1090 году во Франции и получил своё дополнительное имя "Клервоский" от монастыря "Клерво", основанного им же в одной глухой, безлюдной долине. Монахи этого монастыря не стремились к учености, наоборот, многие из них были совершенно безграмотными. Что было характерным для них, так это так называемая медитация, то есть занятие размышлением. В центре медитации было размышление о страданиях Христа. Монахи монастыря Клерво ежедневно погружались в созерцание распятого Спасителя. Их высшей целью было духовное соединение со страдающим Христом. Вот такая медитация, такое размышление о Боге, о страдальце Христе и является характерной чертой мистицизма и мистиков средних веков. Мистицизм, вышедший из Клервоского монастыря, начал распространять свое влияние и на другие монастыри и постепенно превратился в большое и важное движение в христианстве средних веков. Вождь Реформации Мартин Лютер называл Бернарда Клервоского "наилучшим из всех святых". Но в мистицизме кроется и оборотная - отрицательная сторона, а именно: опасность превратить христианство в нечто мечтательное, созерцательное и далекое от нужд и страданий человечества. Медитации, созерцания доводили мистиков порой до болезненных видений и галлюцинаций. И все же надо сказать, что мистицизм был мощным обличителем совершенно обмирщенной католической церкви и погрязшего в политичеких интригах папства. Мистики, несмотря на свою тихую созерцательную жизнь, громогласно призывали всех христиан к истинному благочестию, и не только призывали, но и давали пример такого благочестия.

Мистик Экхарт

Мистика достигает своего расцвета в лице немецкого магистра (Мейстера) Экхарта, жившего в тринадцатом веке. Его сочинения об отношении человека к Богу принадлежат к лучшим литературным творениям этого рода. В чем же заключается значение мистицизма, и особенно мистицизма Экхарта? Экхарт приобрел в народе много сторонников. Все это были люди, разочаровавшиеся в своей духовно омертвевшей церкви и жаждавшие ее оживления и обновления. Это оживление и обновление церкви они увидели в мистицизме, в непосредственном общении души с Богом. И живым примером такого общения с Богом был для них "Мейстер" Экхарт. Вскоре начали образовываться кружки последователей Экхарта, и они постепенно распространялись по всей Германии. Члены этих кружков не были богословами, священниками или церковными служителями. Это были самые простые люди, но чаявшие духовной весны в христианстве. И они почувствовали эту весну в движении мистицизма, называя себя "друзьями Божьими". Движение этих "друзей Божиих" говорило о том, что официальная церковь перестала удовлетворять человеческие души. Не приходится удивляться, что "мейстер" Экхарт, как самый яркий представитель мистицизма, вступил в конфликт с церковью, был причислен к числу "еретиков". Но еще до папского приговора Экхарт умер (1327). Несомненно, и Бернард Клервоский, и Экхарт принадлежат к числу подготовителей пути к Реформации. Заканчивая описание двух важных движений средних веков - схоластики и мистики, мы должны сказать, что схоластика, как научно-богословская система, осталась достоянием образованных верхов средневековой общественности. Масса народа оставалась не затронутой ею. Мистика охватила более широкий круг людей. Но значительные массы народа находились под влиянием, главным образом, нищенствующих орденов, и особенно францисканцев и доминиканцев, которые написали на своих знаменах слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: "Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания" (Матф.10, 9-10).

Бораба папы Иннокентия III с исламом

Борьба с исламом шла в тринадцатом веке двумя путями: путем меча и огня, то есть путем крестовых походов, и путем миссионерской деятельности среди них. Мы уже говорили, что папа Иннокентий III был организатором трех крестовых походов - четвертого, детского и пятого. После Иннокентия III были организованы еще два крестовых похода - шестой и седьмой, окончившиеся также поражением христиан. Проповедническая миссия среди мусульман тоже не была успешной. Её вели, главным образом, минориты-францисканцы.

Моральное поражение папства. Печальный исход крестовых походов

Мы должны еще раз повторить, что тринадцатый век является веком небывалой в истории папства победой - без преувеличения можно сказать, что папа стал не только духовным, но и политическим властелином Западной Европы. И вместе с тем мы должны сказать, что тринадцатый век стал одновременно веком и небывалого морального поражения папства. Нечестная борьба, которую вело папство с политическими владыками Европы, сильно подорвала духовный авторитет пап в глазах народов европейских стран. Сильно подорвал духовный авторитет папства печальный исход крестовых походов. "Если папа истинный служитель Христа, - рассуждали народы, - то почему же крестоносцы его терпят такие поражения?" Каково же было влияние крестовых походов на христианство тринадцатого века? Крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, рассказывали небывалые вещи о жизни на Востоке: об удивительном богатстве и высоком культурном уровне восточных народов, подчеркивая при этом, что все это достигнуто ими и без веры во Христа. Участники крестовых походов, возвращавшиеся домой, приносили с собой не только ценные познания в математике, чем так богат арабский мир, но и в астрологии, алхимии и оккультных науках, которые, будучи наследием гностицизма, так процветали на Востоке. Таинственные методы лечения больных, применявшиеся арабскими врачами, пересаживались на европейскую почву и порождали рост целителей-знахарей. Но самое печальное, что привозилось в страны Европы участниками крестовых походов, это бесчисленные реликвии, которые порождали суеверие в народе и которые становились предметами поклонения тысяч и даже миллионов христиан. Эти реликвии из восточных стран выставлялись напоказ, и при этом рассказывалось, какие чудеса они творили. Церковь поощряла почитание этих реликвий, и таким образом в католической церкви появился настоящий культ реликвий.

Культ реликвий

Участники крестовых походов привозили, например, кусочки старого дерева и выдавали их за части креста Господня. Не удивительно, что цены на эти кусочки дерева достигали сказочных размеров. Люди ничего не жалели, лишь бы приобрести такую святыню, как частицу креста Господня. Если бы собрать вместе все эти частицы креста Господня, то получилась бы целая гора из них. Вот результат семи крестовых походов: гроб Господень, для освобождения которого организовывались эти походы, остался за мусульманами. Тысячи людей отдали свою жизнь напрасно, и в христианстве тринадцатого века стали все чаще появляться вопросы: неужели Магомет оказался сильнее Христа? Несмотря на весь свой внешний блеск, папство в моральном отношении тускнело с каждым днем все больше. К голосу папы прислушивались все меньше, но зато проповеди странствующих проповедников из нищенствующих орденов, и особенно из ордена францисканцев, звучали все явственнее, находя благоприятную почву в сердцах народа. Приближался конец и внешнего могущества папы. На целых семьдесят лет папа исчезает из своей пышной резиденции в Риме, чтобы сделаться пленником своих врагов в Авиньоне. Правда, в Риме появится второй папа, и оба папы предадут друг друга анафеме. Борьба между Римом и Авиньоном достигнет высших пределов. Тридцать семь лет будет продолжаться этот раскол в папстве. Он будет стоить больших жертв - как человеческих, так и финансовых.

"Папа-антихрист"

Самым сильным ударом по авторитету папства следует, возможно, считать появлявшиеся в разных религиозных кругах взгляды на папу как на антихриста. Такие взгляды распространялись, между прочим, так называемыми "апостольскими братьями", - последователями ремесленника Гергарда Сегорелла из Пармы, который в 1300 году окончил свою жизнь на костре. "Папа-антихрист" - большего поношения на папство трудно было придумать, и такое мнение о папах возникло именно в тринадцатом веке, в веке величайшего могущества папства.

Контрольные вопросы

1. Эпоха папы Иннокентия III. Политическое господство римско-католической церкви в Западной Европе (XIII в.). 2. Папа Иннокентий III (XIII в.) - организатор трех крестовых походов. Каких именно? Перечислите. 3. Альбигойские войны (1209-1229 гг.). Чем они вызваны? 4. Четвертый экуменический Латеранский синод (1215 г.) Какие три решения приняты на нем в присутствии папы Иннокентия III? 5. Охарактеризуйте "Нищенствующие ордены" (XIII в.). Орден миноритов. Значение Франциска Ассизского в истории христианства. 6. Охарактеризуйте орден доминиканцев (XIII в.). Почему он так назван, почему он нищенствующий? Его первоначальное название и конечное превращение. 7. Объясните несовместимость учения Христа с действиями ордена доминиканцев в католицизме. 8. Расскажите об учреждении инквизиционных трибуналов папой Григорием IX (XIII в.). В руки какого ордена переданы полномочия инквизиции? 9. Охарактеризуйте схоластиков и мистиков как подготовителей почвы для семян Реформации. 10. Величайший схоластик Фома Аквинский, его богословский труд. Чем отличается во мнениях от Фомы Аквинского другой схоласт Дунс Скотус? 11. Мистики Бернард Клервоский и Экхарт (XIII в.). За что Мартин Лютер назвал Клервоского "наилучшим из всех святых"? 12. В чем заключается борьба папы Иннокентия III с исламом в XIII веке? 13. В чем заключалось моральное поражение папства в XIII веке?





Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.