Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б) Связь пед-ки с другими науками.





ПЕДАГОГИКА

ВОПРОС 1

А) Предмет и задачи пед-ки.

Педагогика – искусство вести ребёнка по жизни, воспитывать, учить, направлять.

Педаго́гика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

 

Предмет пед-ки – воспитание и воспитательные отношения, позволяющие обучать и развивать человека.

Объект пед-ки – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

 

В авторитарной пед-ке ребёнок рассматривается как объект воспитания.

В гуманистической – как субъект, стремящийся к саморазвитию.

Б) Связь пед-ки с другими науками.

1) С психологией – потому что очень важно знать хар-р ребёнка, его память, мышление, темперамент, важно учитывать его возрастные особенности

2) С физиологией – так как для управления физическим и психическим развитием ребёнка важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей

3) Социология – так как данные соц. исследований явл. базой для решения пед. проблем.

4) Философия Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

5) История

6) Этнография – наука о бытовых и культурных особенностях народов, использование национальных традиций в воспитании.

7) Экономика

8) Кибернетика – использование данных.

9)Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

10) Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

11)Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

1. Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

ВОПРОС 2

Методы педагогического исследования

 

1. Традиционно-педагогические методы

 

2. Педагогический эксперимент

 

3. Педагогическое тестирование

 

4. Методы изучения коллективных явлений

 

5. Количественные методы в педагогике

 

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.

1. Традиционно-педагогические методы

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

 

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф. Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

 

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

 

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

 

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятий". Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания: с наблюдениями и беседами.

 

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

 

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и незаметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовленные ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что говорили древние: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.

 

Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

 

Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

 

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

 

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Принимая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требование на практике очень трудно.

 

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

 

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое тестирование

 

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

 

Тестирование - далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследования. Еще в 80-90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б.Анри и А. Бине.

 

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

 

Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обученное™, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

 

ВОПРОС 3

ВОПРОС 4

ВОПРОС 5

А) Педагогическая культура.

Педагогическая культура – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов пед деятельности, а также условия развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты:

1) Аксеологические - освоение и принятие ценностей пед труда. (психолого-пед знания, пед мышление, пед такт, мировоззрение и тд)

2) Технологический - способы приёмов взаимодействия участников пед процесса, использование современной техники и тд

3) Эвристический – спос-ть целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деят-ти.

Понятие о педагогической культуре. Педагогическая деятельность теснейшим образом связывается с культурой. Высокой уровень культуры необходимое условие педагогического труда.

В педагогической деятельности проявляются три формы культуры деятельности человека.

Первая форма — культура созидающая и культура творящая деятельности педагога. Она направлена на саморазвитие личности педагога (самопознание, самопобуждение, самопрограммирование, само воздействие) и развитие личности обучаемых.

Вторая форма — освоение, овладение педагогам накопленных человеческой культурой богатствам. Она направлена на самореализацию личности педагога в управлении психическим состоянием, речью и т. д. Самореализация педагога невозможна без освоения накопленного человечеством опыта который является одной из ведущих воспитательных обучающих и развивающих сил общества. Третья форма — личности непосредственное действенное проявление педагогам собственной культуры непосредственно в педагогическом воздействии — общении и отношениях, передачи культурных ценностей обучаемым.

Педагогическая культура — рассматривается как сложное системное динамическое образование отражающее определенный уровень его развития, способы организации его жизни и деятельности на данном уровне, многостороннюю деятельность направленную на овладение педагогическим опытам представленным в самых разных формах с целью самопознания, самосовершенствования и подготовки к формированию личности обучаемых в соответствии с современными идеалами.

 

5. Педагогическая культура - высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. Это личностно-опосредованный педагогический профессионализм позволяющий осуществлять педагогическую деятельность на высшем уровне её социальных, гуманитарных, нравственных, собственно педагогических, научных и специальных критериев. Верно говорят, что педагогический труд - это не профессия, а жизненное призвание. Педагог, обладающий высокой культурой, относится к педагогической деятельности не как к труду, профессии, а как к жизненному призванию, гражданской ответственности, образу жизни, своей жизненно-профессиональной позиции, а отсюда его увлеченность, страстность, самоотдача. Стремление к овладению и воплощению в делах показателей педагогической культуры должно быть присуще каждому педагогу, ибо в противном случае он недодает своим ученикам, даже в чем-то деформирует их, не выполняет не только профессиональный, но и человеческий долг.

II Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая общая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

а) передачу знаний, умений, навыков обучающимся и воспитанникам, способствующих формированию мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер их психики;

в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепления здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) - это его интергративная характеристика, отражающая предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в её ходе значимых и высоких результатов.

Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога (воспитателя) - профессиональные качества, позволяющие ему достаточно хорошо и результативно разобраться в учебно-воспитательной деятельности.

Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя) - это сумма таких черт характера, как любовь к людям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность.

Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей её совершенствования - это интегративная характеристика его личности, позволяющая постоянно совершенствоваться в своей деятельности и улучшать учебно-воспитательную работу.

 

 

Б) Педагогическая этика.

Пед этика – это реализация педагогом в своей деятельности специальных нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношениях с коллегами, так и с другими людьми. Предметом исследования пед этики явл пед мораль.(отражение нравственных отношений)

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и

изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации

общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её

функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также

педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя

и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы

педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в

учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п.

людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

 

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут

быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование

проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения

процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка

специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление

предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

 

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам

профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями

педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики

– в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

 

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-

педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь

которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть

решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал,

необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных

отношений между его участниками.

 

Категории педагогической этики.

 

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий

педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно

назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести,

которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений,

нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической

деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные

понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и

отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно

самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный

педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и

и педагогический авторитет.

Нравственное сознание педагога.

 

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения,

характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой

личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и

привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и

идеологическое обоснование морали как общественного явления; в

индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды,

с которой человек постоянно взаимодействует.

 

Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью.

Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им

нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие

этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных

взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их

специфического отражения в педагогической деятельности.

 

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные

знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в

системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и

их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и

принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в

действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,

являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по

целенаправленному формированию личности воспитанника.

 

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя

рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности,

характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по

отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного

процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности

и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя

можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым

объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое

профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности;

самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе

как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу

составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического

процесса.

 

Нравственная деятельность педагога.

 

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность,

обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами

деятельности и может реализовываться в различных предметных формах:

нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное

самовоспитание.

 

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их

ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки,

раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру

ответственности личности за своё поведение и т.д.

 

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только

формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных

негативных установок.

 

В) Педагогический такт.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает:

- уважение к школьнику и требовательность к нему, умение видеть и слышать его, сопереживать;

- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое

педагогическое руководство их работой;

- внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

- доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

- педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в

деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это

нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий

поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более

лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда

творчество и поиск.

 

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя

можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность,

умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,

уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,

принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к

людям и т.д.

 

ВОПРОС 0

ВОПРОС 0

ВОПРОС 6

ВОПРОС 7

ВОПРОС 8

ВОПРОС 9

ВОПРОС 10

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

 

IV Принцип единства уважения и требовательности к личности.

Макаренко: «Чем больше я уважаю личность, тем больше предъявляю требований».

Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.

 

V Принцип учёта возрастных особенностей.

Успех воспитания в значительной степени зависит от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей.

С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и т. д. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать при предъявлении требований к ним.

Личностный подход.Во всех педагогических руководствах подчеркивается значе­ние двух принципов:учета возрастных особенностей воспитан­ников и осуществления воспитания наоснове индивидуально­го подхода. Психолого-педагогические исследованияпоследних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столькознание воспитателем возраста и индивидуальных осо­бенностей, сколько учетличностных характеристик и возмож­ностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важныедля воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивыдея­тельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, нииндивидуальные особенности личности (характер, темпера­мент, воля и др.),рассматриваемые изолированно от назван­ных ведущих качеств, не обеспечиваютдостаточных оснований для высококачественного личностно ориентированноговоспи­тания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ностьличности, безусловно, связаны с возрастом и индивиду­альными особенностями.Но только приоритет главных лич­ностных характеристик выводит на правильныйучет данных качеств.Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель:1. Постоянно изучал и хорошо знал индивиду­альные особенноститемперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2. Умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностныеориентации, жизненные планы и другие;3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него ивсе усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающейпрогрессивное развитие лично­сти;4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешатьдостижению цели, а если эти пр





Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.