Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







А) Методы педагогических исследований, их хар-ка.





Методы – пути и способы познания объективной реальности. Способы достижения цели.I ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: наблюдении, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы. Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

1) Наблюдение – целенаправленное и систематическое восприятие исследуемого объекта, его действий и поведения, особенностей протекания тех или иных процессов, и их изменения.Минус наблюдения в том, что не обеспечивает объективности. Для повышения эффективности наблюдение д б длительным, разносторонним, объективным, массовым. наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие:

· Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения.

· Результаты обязательно фиксируются.

· Полученные данные обрабатываются.

2) Изучение опыта – организованная познавательная деят-ть, направленная на установление исторических связей. Анализ опыта д б глубоким и разносторонним. еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

3) Изучение школьной документации – изучение классного журнала, конспектов, школьных дневников, рез-ов собраний.

Изучение документации даёт ценные статистические данные.

4) Изучение ученического творчества – изучение индивид особенностей учеников, наклонностей и интересов, отношение к делу, уровень развития старательности, мотивы деятельности.

5)Беседа – позволяет проникнуть во внутренний мир человека, выявить причины того или иного поступка

Для повышение эффективности и надёжности беседы – заранее продумываются цели, вопросы для беседы. Д б зафиксированы рез-ты беседы

II СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕД-ИЯ:

1) Эксперимент – специальная организация педагогической деят-ти учащихся или учителей с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических гипотез или предложений. Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Эксперимент - это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

 

2) Интервью – цель – узнать и оценить точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо вопрос (или ряд вопросов)

Интервью обычно предполагает публичное обсуждение. Редко используется в пед. раб.

3)Анкетирование – разновидность опроса, на основе письменных ответов учащихся делается анализ. Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и Разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а в реальной жизни - почти такой же «полный провал»), педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков

4) Тестирование – метод, позволяющий выявить ЗУН, а так же их соответствие определённым нормам. Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации

-тесты достижений – выявления уровня сформированности конкретных ЗУН

-личностные тесты – выявлении св-в личности

-тесты способностей – выявление уровня познават процессов.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.