Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как вы реагируете на происходящее?





Важны не столько происходящие с вами события, сколько ваша реакция на них. Определенные типы ре­акции могут вызвать цепную реакцию, ведущую к эмоциональной и духовной депрессии.

Произошло ли что-то, нанесшее удар по вашему «я»? Вас кто-нибудь расстроил? Вы изо всех сил стара­лись, но вам поставили четверку с плюсом вместо пя­терки? Может быть, вы обижены, понесли огромную потерю? Распался ваш брак, умер близкий человек? Или вы пережили обиду в юности из-за разрыва со своим молодым человеком или девушкой? Ко мне ча­сто приходят юноши и девушки в подавленном состо­янии и говорят: «Мои друзья все время набрасываются на меня со словами: «Будь ты настоящим христиани­ном, ты бы не находился в таком состоянии». Какими жестокими бываем мы к молодежи! Почему мы хотим от них невозможного? Необходимость покинуть при­вычное, безопасное, насиженное место, обрубить кор­ни, знакомство с чем-то новым и неизвестным, новые лица — вот удары, приводящие к депрессии.

Иногда неожиданный удар по нашему «я» застигает нас врасплох! Мы выиграли битву, мы разбомбили танки и тяжелую артиллерию противника, но вдруг нас подстрелил засевший в кустах неприметный снай­пер. Именно так было с Илией. Он победил 400 про­роков Ваала — состязание с ними было полно драма­тизма. И вдруг язвительные, желчные слова Иезавели, жены Ахава, сразили Илию: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3 Царств 19:2).

Тут-то все и началось: «...Если я завтра к этому вре­мени не сделаю...». Илия почувствовал то же, что че­ловек, которого настигает пуля снайпера. Он был ис­тощен многочасовой молитвой, борьбой и усталостью. Когда «снайперская пуля» Иезавели настигла его, он испытал такое отчаяние, что чуть не покончил с со­бой. Тогда Бог оказал ему скорую помощь. Он послал Своего ангела напитать Илию, а затем наслал так не­обходимый ему сон. Потом Бог изменил представле­ние Илии: «Я оставил между Израильтянами семь ты­сяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом». Вскоре эмоциональное состояние и состоя­ние духа Илии улучшилось.

Я считаю, что к депрессии приводят три основные причины: нерешительность, гнев и ощущение неспра­ведливости.

1. Нерешительность. Часто ли вы откладываете «на потом» решения, которые необходимо принять сегод­ня? Это норма вашей жизни? Если да, то внутри у вас действует вещество-депрессант, которое постоянно будет нарушать ваш душевный покой, вам будет ка­заться, что вы — в западне. Многие пребывающие в угнетенном состоянии люди ощущают свое бессилие: «Я зашел в тупик и не вижу никакого выхода». Вам следует использовать свою энергию не для того, чтобы откладывать решение, а для того, чтобы принять его и выполнить. Направить энергию на выработку кон­структивных решений — хороший способ избежать депрессии.

Вы откладываете решение, потому что боитесь ска­зать «нет»? Потому что боитесь кого-то обидеть? Есть такие ситуации, из которых невозможно выбраться, не обидев кого-то. Медля с решением, вы в конечном счете обижаете людей в два раза сильнее и сами впада­ете в депрессию. Вы боитесь сказать «да»? Боитесь от­ветственности или риска? Если вы, подойдя к развил­ке двух дорог, станете ходить туда-сюда то а о одной, то по другой, то в конце концов превратитесь в «человека с двоящимися мыслями», который «не тверд во всех путях своих» (Иакова 1:8). Нерешительность — в боль­шинстве случаев предвестник депрессии.

2. Гнев. Вот самое емкое определение депрессии из всех, известных мне: «Депрессия — это застывший гнев». Если вы длительное время пребываете в пода­вленном настроении, значит, в вас живет какой-то за­таенный гнев. Как после дня неизбежно наступает ночь, так и депрессия — неизбежный спутник невы­сказанного или скрытого гнева.

3. Ощущение несправедливости. Перфекционисты болезненно реагируют на любую несправедливость. Они испытывают глубочайшую потребность восста­новить справедливость во всем мире, все исправить, вырвать всю сорную траву на всех пшеничных полях. Это чувство само по себе ценно; оно живет в каждом реформаторе, в каждом проповеднике и благовестнике; до определенной степени оно должно быть прису­ще каждому христианину. Хорошо, когда чувство справедливости отдано в подчинение Духу Святому, освящено Им. Лишь при этом условии оно может стать полезным инструментом в Божьих руках «для распространения евангельской святости и преобразо­вания нации», как выразился Джон Уэсли. Но вышед­шее из подчинения, болезненное, порожденное скры­тым гневом острое ощущение несправедливости ста­новится крайне разрушительным, ведет к депрессии и вредит вашим отношениям с людьми.

Я ни разу не встречал пребывающего в депрессии перфекциониста, который не реагировал бы остро и болезненно на всякую несправедливость и не был бы абсолютно уверен в своей правоте. Единственный способ борьбы с сильнейшим гневом, вызванным не­справедливостью жизни, — прощение. Кто чаще всего нуждается в прощении? Родители и члены семьи. Следовательно, чаще всего корни депрессии кроются в недрах семьи. И до тех пор, пока вы не научитесь честно смотреть в глаза собственному гневу, честно признавать факт своего внутреннего негодования и прощать, вы так и не расстанетесь с депрессией — для нее это поистине тепличные условия.

 

История о прощении

Две сестры, Мэри и Марта, — полные противопо­ложности. Мэри — общительная, жизнерадостная блондинка. Марта — тихая, очень талантливая брю­нетка. Марта пришла ко мне в тот период, когда у нее начали складываться добрые отношения с молодым человеком — самые лучшие отношения в ее жизни. Но они принесли с собой и массу эмоциональных проблем: подавленное настроение, гнев и упреки в адрес парня. Она хотела любить его и училась это де­лать, но была потрясена, поняв, что одновременно ей хочется постоянно критиковать и обижать его. Вспом­нив свое прошлое, она поняла: подобным же образом она относилась и к другим своим ухажерам. Это напу­гало ее.

В результате наших бесед на поверхность всплыли спрятанные глубоко внутри сильнейшие обиды, и де­вушка начала разбираться в себе. Некоторые из этих чувств она испытывала по отношению к отцу и мате­ри. Она простила родителей, любовь вытеснила гнев.

Но однажды стало ясно, что источником бед Мар­ты была Мэри. Сколько она помнила, ее всю жизнь сравнивали с сестрой, сравнивали родители, учителя, друзья, священники и соседи.

Мы стали молиться за избавление ее от этих вос­поминаний. Она говорила Богу, что желает простить и быть прощенной, просила, чтобы Он изменил ее чув­ства. И возникло такое впечатление, будто Святой Дух отдернул занавеску, открыв для Марты целую цепь от­кровений. Она стала молить Бога: «Господи! Я пони­маю: все, что я когда-либо говорила, или думала, или делала, или задумывала сделать, — все имело отноше­ние к Мэри. Она правила моей жизнью; она была моей навязчивой идеей; мысли о ней почти вытеснили Тебя из моей жизни!»

Когда Марта выбирала платье, курс предметов в кол­ледже, молодого человека или какую-то цель, ее не ос­тавляло ощущение, что она соревнуется с Мэри. Скры­тые обиды и гнев превращали ее в эмоционального раба старшей сестры. Только напряженная внутренняя борьба помогла ей простить сестру, ведь долгие годы она жила с ощущением, что к ней относятся несправед­ливо. Марта молилась почти час. Под конец она чув­ствовала себя изнеможенной; я тоже. Но после молит­венной баталии Марта смогла простить по-настоящему; она освободилась, прогнала кипящую ненавистью, завистливую, злобную девчонку, сидевшую внутри нее.

Самое интересное во всей этой истории случилось несколько месяцев спустя. Марта рассказывала: «Вы знаете, я буквально родилась заново. Я больше не ис­пытываю депрессий — лишь перемены настроения. Больше нет этой черной бездны, в которую я провали­валась раньше. Но лучше всего то, что я оказалась со­всем не такой, какой себя считала. Я свободна! У меня есть собственные мысли, собственные вкусы. Теперь я делаю выбор самостоятельно, ставлю цели. Какое счастье — быть самой собой!»

Даже выражение ее лица изменилось. Марта стала цельной личностью, способной любить. Почему? Потому что она смело посмотрела в лицо своей обиде, гневу, задумалась о содеянной несправедливости и по­зволила Божьей любви смыть тяжелые воспоминания.

Не живет ли в вас окаменевший гнев? Вы озлобле­ны на родителей? На членов семьи? Может быть, вы гневаетесь на Бога? Многие люди ощущают обиду на Бога, не потому что Он сделал что-то плохое, а потому что на Нем, по их мнению, лежит ответственность за все их беды. Пришло время честно взглянуть на свои чувства через призму Божьей любви.

Возможно, вам следует простить супруга(у) за про­шлые ошибки. Но простить — значит направить на него поток Божьей благодати. Простите супруга(у) за то, что он(а) вот такой(ая) — неспособный(ая) удо­влетворить какие-то ваши потребности. Самые тяже­лые депрессии в браке наступают, когда муж или жена думает: «Я имею право на любые чувства! Я не могу не испытывать этих чувств, потому что она (он)...». Ког­да мы говорим, что имеем право чувствовать себя об­манутыми, обиженными и преданными, мы встаем на путь депрессии!

Возможно, вы испытываете депрессию, потому что не желаете расстаться с гневом, отказываетесь про­стить людей, имеющих над вами власть. Возможно, они злоупотребили своей властью, причинили вам зло. Но вы обязаны простить тех, кому Бог позволил иметь над вами власть. Если вы отказываетесь про­стить, то не удивляйтесь, если депрессия станет вашей близкой подружкой.

В Послании к Римлянам Павел сказал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (12:19-21). Исправлять не­справедливости, неправоту и обиды — дело Бога, и Он предупреждает: «Не лезьте в МОИ дела!»

Но Он приглашает вас стать Его соработниками — прощать, как прощает Он, и любить, как любит Он. «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, про­щайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). От вас не требуется быть борцом за справедливость и всеобщее равенство. Прощайте и любите — это главное.

Когда вы перестанете гневаться и обостренно вос­принимать несправедливость, вас больше не будет му­чить жалость к самому себе, ваше угнетенное состоя­ние постепенно сойдет на нет.

 

Лютер и Симандз

Вы удивитесь, узнав, что Мартин Лютер очень много писал о депрессии. Из-за несчастного детства, деспотично сурового религиозного воспитания Мар­тин Лютер вел постоянную борьбу с самим собой. У него была заниженная самооценка, его мучали де­прессии. И он дает нам с вами много полезнейших со­ветов. Вот некоторые из них, наиболее полезные, по моему мнению.

1. Избегайте одиночества. Когда у вас подавленное настроение, вам не хочется быть на людях, хочется по­быть одному. Но быть одному — значит находиться в изоляции, а находиться в изоляции — значит замык- нуться в себе. Заставляйте себя быть среди людей. Это очень важно. Усилием воли вы можете прогнать де­прессивное состояние.

2. Ищите помощи других людей. В периоды депрес­сии ваше восприятие мира меняется. Небольшой пригорок превращается в огромную гору. Но с помо­щью настоящих друзей можно увидеть его реальную высоту. Невозможно вытащить себя из состояния де­прессии, как невозможно вытащить себя за волосы из трясины, если только вы не барон Мюнгхаузен. А по­тому старайтесь быть с людьми, которые приносят вам радость. Здесь ваш выбор тоже является опреде­ляющим.

3. Пойте! Слушайте музыку. Для царя Саула это бы­ло единственным выходом из угнетенного состояния. Гармония и красота музыки Давида поднимала дух ца­ря Саула (см. 1 Царств 16:14-23).

4. Хвалите и благодарите. Святые всех столетий со­лидарны с этим советом. Благодарение стало выходом и для Бренгля. Когда он не чувствовал Божьего при­сутствия или не мог по-настоящему молиться, он на­чинал благодарить Бога за листочек на дереве или за великолепное оперение птички. За простые, буднич­ные вещи. Павел учил Тимофея главному: помнить и благодарить (см. 2 Тимофею 1). Он не говорил фессалоникийцам: «За все испытывайте чувство благодар­ности», а говорил: «За все благодарите» (1 Фессалоникийцам 5:18).

5. Всем сердцем полагайтесь на силу Слова Божьего. Бог может использовать любое место Писания, чтобы оказать вам помощь в периоды депрессий. Но на про­тяжении веков верующие признавали целительную силу псалмов, потому что псалмопевец на собствен­ном опыте был знаком со всеми нюансами депрессив­ных чувств. Из 150 псалмов 50 соответствуют вашему состоянию. Я обычно привожу такой перечень: 6, 11, 16, 21, 23, 25, 29, 30, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 44, 49, 53, 55, 60, 61, 67, 69, 71, 75, 82, 84, 88, 89, 92, 93, 101, 102, 105, 108, 113, 116, 119, 121, 122, 128, 136, 137, 139, 140, 141, 144, 145, 146 и 147.

Самое полезное — читать их вслух. При этом псал­мопевец как бы становится нашим современником, описывая свои и ваши чувства — обиду, отчаяние, грусть, а также говорит о вере и надежде на Бога.

6. Отбросив сомнения, уповайте на Бога. Псалмопе­вец не единожды повторяет — есть секрет спасения от депрессии. Он ободряет самого себя: «Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 42:5). Он называет Бога своим — зна­чит, Бог лично присутствует в его жизни.

Так же делает Иисус, утешая учеников, приуныв­ших накануне Его ухода. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Не ос­тавлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоанна 14:16, 18-19).

Я как-то читал воспоминания человека, пережив­шего операцию на открытом сердце. Он писал:

«За день до операции ко мне в палату вошла симпа­тичная медсестра. Она взяла мою руку и велела мне зафиксировать внимание на ее прикосновении и по­жатии. Как здорово придумано!

— Итак, — сказала она, — завтра во время операции ваше сердце остановится, а жизнедеятельность будут поддерживать специальные аппараты. После оконча­ния операции ваше сердце снова застучит, вы про­снетесь в отделении реанимации. Но в течение шести часов вы будете полностью неподвижны. Вы не смо­жете ни двигаться, ни говорить, ни даже открывать глаза, но будете в полном сознании, сможете чувство­вать все, что происходит вокруг вас. Все эти шесть ча­сов я стану держать вашу руку, как держу сейчас.

Я буду находиться с вами до тех пор, пока вы оконча­тельно не придете в себя. Несмотря на полную бес­помощность, знайте: я вас не оставлю, вы будете чув­ствовать мою руку.

Все было именно так, как сказала медсестра. Я про­снулся и не мог двигаться. Но я постоянно чувствовал на своей руке руку сестры. Это так помогло мне!»

Когда Иисус пообещал, что пришлет Святого Духа, то назвал Его Утешителем, т. е. «Тем, Кто призван быть рядом». Пусть это слово врежется в вашу память, станет частью вас самих, и в моменты тяжелейшей де­прессии вы будете знать: как бы вы ни чувствовали се­бя, Он всегда с вами.

Иисус знал, что Его ученики хотят понять суть Его слов:

«Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Ме­ня»? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... Так и вы теперь име­ете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется серд­це ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, ис­тинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанна 16:19-20, 22-23).

 

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями не­изреченными. Испытующий же сердца знает, ка­кая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что лю­бящим Бога, призванным по Его изволению, все со­действует ко благу» (Римлянам 8:22-23, 26-28).

Глава 12

Исцеленные помощники

Вот мы и подошли к самому важному этапу процес­са исцеления, ибо он являет Божью целительную силу во всем ее торжестве: Бог способен брать на Себя че­ловеческую боль, оборачивать ее нам во благо и Себе во славу

Мы упоминали о различных видах благодати. Да­вайте подробнее остановимся на той, которую я назы­ваю перерабатывающей благодатью. Я как-то побывал в одном городе, где действовал крупный завод по пе­реработке отходов: из них делали энергетическое сы­рье. Точно так же Божья преобразующая благодать превращает наши немощи, эмоциональные расстрой­ства и весь накопившийся за жизнь мусор из разруши­тельных проклятий в средство духовного роста и ин­струмент для служения Богу.

Ярче всего об этом сказано в Римлянам 8:18-28. Этот отрывок, безусловно, имеет более широкое тол­кование, но на его примере я хочу показать, как из лю­дей, испытывающих боль, Бог творит Себе исцелен­ных помощников.

Павел начал с признания того факта, что мы живем в падшем, несовершенном, полном страданий мире. Кто-то возразит: «Я устал от того, что вы, проповед­ники, без конца муссируете эту тему. Почему в этом мире должно быть так много боли и страданий?»

Ключевые слова здесь — «в этом мире», и именно на них делает упор Павел. Мы страдаем, потому что живем в «этом мире», а не каком-то выдуманном, ко­торый был бы нам приятен. Наш мир — не утопия, о которой мы мечтаем и в которой хотели бы жить. Мы живем в мире, претерпевшем грехопадение, живем «по другую сторону Эдема», на лишенной рая земле, куда грех проник из-за выбора детей Божьих. В этом мире зло испортило первоначальный совершенный Божий замысел, исказило, обезобразило, изуродовало и ис­коверкало его. В этом мире вместо Божьей абсолют­ной и безусловной воли нам часто — точнее, всегда — приходится довольствоваться Его разрешительной и условной волей. Павел говорил так: «Смотрите правде в глаза! Вы не можете повернуть историю вспять, пе­речеркнуть грехопадение; вы не можете жить в выду­манном мире». Он сказал, что все на этой земле, все тварное — от неодушевленной материи до человека — имеет изъяны. Мир страдает, ожидая нового рожде­ния, окончательного искупления природы и человека, при котором мы станем новыми людьми с новыми те­лами и разумом, и все встанет на свои места.

Павел не говорит, что Богу нужны наши грехи и на­ши немощи, наши промахи и наши ошибки, чтобы исполнился Его план и осуществилась Его воля. Но в падшем мире есть только грешный материал, и, толь­ко используя его, Бог может исполнить предопреде­ленное Им благо. Мы живем в мире, где действует раз­решительная Божья воля. Если бы мы могли оценить размер всего ущерба и всего вреда, нанесенного чело­вечеству, мы бы обнаружили, что в конечном счете это результат чьего-то греха, скорее всего, совершенного столетиями раньше. Если бы мы могли отследить на­чало всякой душевной боли, то увидели бы: наши не­мощи и эмоциональные расстройства передаются нам с несовершенными генами от несовершенных родите­лей. Наши беды — результат несовершенства мира.

Очень часто обратившийся ко мне человек расска­зывает ужасную историю об обидах, а потом добавля­ет: «Но мне стало легче, когда я познакомился с его (или ее) родителями (или дедушками и бабушками, семьей). Я понял, что пережил мой обидчик и какую боль ему довелось испытать. Тогда я начал понимать его и даже испытывать к нему сострадание». Я всегда рад слышать такие слова, ибо знаю: сострадание при­водит к пониманию, а понимание рождает любовь.

 

Тот, кто радом с тобой

Павел применил это глубокое богословское учение на практике — в нашей жизни, в которой мы живем со всеми своими эмоциональными расстройствами и на­вязчивыми идеями. «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших», в наших слабостях (Римлянам 8:26). Слава Богу! Он не покидает нас; мы не остаемся наедине со своими жалкими силенками, нам не приходится в одиночку противостоять всему этому беспорядку. Бог не обрек нас на неудачи. Нет! Наш раненый Целитель, наш Первосвященник, Иисус Христос «сострадает нам в немощах наших». Иисус, Сын Божий, уподобился нам, людям, став Сыном Человеческим, Он знает не только наши немощи, но и наши чувства. Он понимает боль отверженного, тревогу разлуки, ужас оди­ночества, мрак подавленности. Он знает, понимает и чувствует наши немощи, уродства и слабости. Он — Тот, Кто «изъязвлен был за грехи наши и мучим за без­закония наши», Кто «на Себе понес наши грехи».

Поскольку Христос — наш раненый Целитель, по­скольку Он все прекрасно понимал, готовясь поки­нуть этот мир, Он обещал, что не оставит Своих дру­зей, а придет к ним в ипостаси Утешителя, Духа исти­ны. Слово Утешитель — Параклит — состоит из при­ставки «пара» (в значении «рядом») и корня «калео» («призывать»). «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пре­бывает и в вас будет» (Иоанна 14:16-18).

Давайте посмотрим, какое слово было употреблено в греческом тексте в значении «помогать». Оно имеет две приставки — «сун» (вместе) и «анти» (по другую сторону) — и корень «ламбано» (брать). Если все сло­жить вместе, получится глагол «сунантиламбано», ко­торый при дословном переводе прозвучит как «брать вместе по другую сторону». Странный глагол? Куда страннее! Бог говорит: «Я пошлю вам Утешителя, Ко­торый будет приходить, когда позовете, Который бу­дет вместе с вами там — на другой стороне».

Если продолжить лингвистические изыскания, то прояснится еще одно обстоятельство: глагол стоит в индикативе, активном наклонении, то есть Святой Дух самостоятельно выполняет действие. Более того, глагол стоит в настоящем времени, что говорит о привычном, повторяющемся действии. Он — всегда рядом!

Утешитель делает Свое великое дело — утешает и защищает нас. Он всегда готов противостать уродую­щей нас немощи, нашему эмоциональному расстрой­ству, нашей болезненной обидчивости. Он не оставит нас из-за того, что мы ущербны и несовершенны в своем поведении. Он — прямая противоположность тому карикатурному «богу», которого рисует вообра­жение перфекциониста, богу, который постоянно на­шептывает: «Ну давай! Напрягись еще чуть-чуть! Ты можешь это сделать лучше! Стань достойным, и я по­люблю тебя!» Утешитель — это Бог, Который понима­ет и видит, что мы несем слишком тяжелое бремя, Который осознает, что нам самим его не вынести, Который встает рядом и принимает на Свои плечи наш груз и нашу боль, помогает нам все это вынести и дает нам возможность справляться с искалечившей нас немощью. Какая дивная картина!

Чтобы лучше понять, о какой помощи Утешителя идет речь, надо обратиться к другому отрывку Нового Завета — от Луки 10:40. Мария сидела у ног Иисуса и слушала Слово Его. Марфа же хлопотала на кухне, где ей все приходилось делать одной. Постепенно в Марфе накопилось раздражение, она разозлилась. Наконец, подойдя к сидящим Иисусу и Марии, она сказала: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне (сунантиламбано)». «Я не могу одна справиться! Пусть она выполнит свою долю работы!» Именно в та­кой помощи Святого Духа мы и нуждаемся: Он вы­полняет Свою долю работы.

Итак, благая весть, которую несет Евангелие людям с эмоциональными расстройствами, такова:

• Бог любит нас, но не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Его любви, чтобы стать хорошими.

• Христос, наш Первосвященник, понес наши грехи и наши немощи не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Его любви и понимании, чтобы быть хорошими.

• Дух Святой не оставляет нас, облегчает нашу жизнь и дает силу не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Нем, чтобы быть хорошими.

Разве это не Благая весть?!

Бог никогда не лишает нас благодати: Отец любит нас без всяких условий; Сын принял на Себя все наши грехи, Он — наш Первосвященник и раненый Цели­тель; Святой Дух помогает нам и ежедневно пребывает с нами.

Как Святой Дух помогает нам справляться с немо­щами? «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас» (Римлянам 8:26). Только Дух Святой по-настоящему знает Божьи наме­рения. И только Дух Святой по-настоящему понимает нас. А раз Он понимает и нашу сущность, и сущность Бога, то знает, как увязать одно с другим. Святой Дух «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Он ходатайствует за нас по воле Божьей.

«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Ду­ха» (стих 27). Если вы возьмете слово «сердца» и пере­ведете его как «подсознательные мысли», то, думаю, поймете сказанное Павлом. Глубоко внутри нас — на величайшем складе человеческой памяти, где хранят­ся все наши обиды и боли, упрятанные слишком дале­ко, чтобы на них подействовала обычная молитва, — под действием Святого Духа начинается эмоциональ­ное исцеление. Освежающий Галаадский бальзам очищает наши раны, приносит прощение, устраняет повреждения и лечит нас исцеляющей Божьей любо­вью. Утешитель оказывается не только рядом с нами, но и внутри нас.

Но самое лучшее впереди! Мы часто цитируем Рим­лянам 8:28, вырывая этот стих из контекста. А ведь он описывает заключительный этап исцеления: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволе­нию, все содействует ко благу». По изволению Бога обстоятельства начинают складываться в нашу пользу. Бог является движущей силой «содействующих к на­шему благу» обстоятельств — в этом суть процесса ис­целения. Он использует нашу внутреннюю боль во благо — в этом величайшее чудо.

Без этого этапа исцеление нельзя считать полным, ибо полное исцеление — больше, чем смягчение болез­ненных воспоминаний, чем прощение и освобождение от вредоносных обид, даже больше, чем преобразова­ние нашего сознания. Исцеление — чудо Божьей бла­годати: Он берет всю нашу жизнь и производит благо, превращая нашу раздражительность в душевную це­лостность, делает из нас людей, способных приносить пользу окружающим. Это вовсе не означает, что все мучения, через которые мы прошли, были преднаме­ренно внесены в нашу жизнь Богом. Бог — не Творец всех событий, а Владыка всех событий. Это означает, что с вами не случается ничего такого, что Бог не мог бы использовать и не использовал бы во благо, если вы отдадитесь в Его руки и не будете мешать Его работе.

Бог не меняет реальной, фактической сущности творящегося в мире зла. Говоря иначе, зло не меняет­ся; оно так и остается злом — трагичным, бессмыслен­ным, часто несправедливым и абсурдным. Но Бог мо­жет изменить его роль в вашей жизни. Бог может впле­сти зло в ткань и смысл вашей жизни так, что оно бу­дет находиться в зоне действия Его искупляющего, преобразующего жизнь Промысла.

Бог — великий Алхимик, Который, если вы позво­лите Ему, превратит все вокруг в духовное золото. Он —

Мастер-Ткач, Который берет любое расстройство, лю­бую обиду, любую калечуащую вас немощь и вплетает в Свой узор, даже если нити спутаны злыми, невеже­ственными и неумелыми руками!

Когда вы во время молитвы общаетесь со Святым Духом, распахиваете душу для Его исцеляющей силы, тогда Бог не только преображает вас и «приводит в ис­правное состояние», не только «чинит» вашу судьбу, но еще и превращает ее в средство служения другим. Вы смотрите на свою жизнь и говорите: «Это промысел Божий, который в наших глазах представляется чудом».

 

Бетти

Бетти пришла ко мне на прием вместе с мужем. Я знал, что они глубоко верующие люди, готовые к христианскому служению, что их брак крепок. Однако в последнее время между ними начали возникать не­которые трения, и Бетти все чаще и чаще ощущала по­давленность. Во время нашей первой встречи у нее ру­чьем текли слезы, и это немало удивляло ее саму. Она считала, что научилась держать себя в руках много лет назад, но теперь слезы безудержно лились сами собой, приводя ее в замешательство.

В следующий приход Бетти начала мне рассказы­вать свою историю. Ее родители поженились вынуж­денно: мама уже была беременна ею. Их брак оказался безрадостным, и Бетти чувствовала себя нежеланным ребенком. (Позвольте мне по ходу добавить: если в ва­шей жизни случилось то же самое, надо примириться с этим.)

Бетти было три с половиной года, когда ее мама вновь забеременела. Вскоре выяснилось, что пример­но в это же время от отца Бетти забеременела еще одна женщина. Это стало причиной серьезного конфликта, а потом и развода родителей. Память Бетти отчетливо хранила воспоминания о том времени. Она велико­лепно помнила день, когда хлопнула дверь и отец ушел навсегда. Она лежала в своей детской кроватке в комнате и слышала отвратительный скандал и уход от­ца. У нее внутри возник ноющий тяжелый комок бо­ли. Когда мы в момент молитвы за исцеление ее памя­ти заново переживали те события, Господь перенес нас в ту детскую кроватку.

Иисус может перенести вас в прошлое, потому что для Него существует только настоящее. Он сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанна 8:58). Все наши воспоминания постоянно пребывают с Тем, Кто является Владыкой времени. В момент исцеле­ния Бетти издала мучительный душераздирающий крик, живший в ней многие годы. Я спросил у нее: «Бетти, если бы ты могла сказать что-то своему отцу в тот момент, — что бы ты сказала?» Внезапно Дух Святой высветил в ее памяти именно то, что она чув­ствовала тогда, в момент безысходного отчаяния. И она заплакала, но не так, как рыдает молодая девуш­ка, а так, как всхлипывает трехлетний малыш: «Па­почка, пожалуйста, не оставляй меня!» Весь ужас и вся боль того момента вышли наружу «с воздыхания­ми неизреченными».

Позже, когда мы вместе молились, мне пришло в го­лову: если бы мы могли перевести раздавшийся с креста вопль отчаяния Христа («Боже Мой, Боже Мой! для че­го Ты Меня оставил?») на язык ребенка, то у нас как раз и получились бы слова Бетти: «Папочка, пожалуйста, не оставляй меня!» Внезапно меня осенило: Иисус ви­сел на кресте, а потому Он понимает вопли миллионов маленьких детей: «Папочка (или мамочка), пожалуй­ста, не оставляй меня!» Но их оставляют. А раненый Целитель понимает их жалобы и сострадает детям.

Так началось глубокое исцеление Бетти. Однако я хотел, чтобы она ощутила всю полноту, обещанную в Римлянам 8:28. Я хотел, чтобы она постигла смысл собственной жизни. Где был Бог, когда ее жизнь толь­ко началась? Сумела ли она примириться с обстоя­тельствами своего рождения? Она сказала, что нет.

Тогда мне пришлось дать ей странное задание, ко­торое я давал всего несколько раз за все годы моего служения. Я сказал: «Бетти, даю тебе домашнее зада­ние. Я хочу, чтобы ты приступила к нему после глубо­ких раздумий и молитв. Важно, чтобы ты представи­ла себе момент своего зачатия; тот конкретный миг, когда живая клетка твоего отца проникла в живую клетку твоей матери и возникла ты. Именно в этот момент ты появилась в истории человечества. Заду­майся об этом и ответь на вопрос: «Где в этот момент был Бог?»

Бетти отнеслась к заданию серьезно. Неделю спу­стя она рассказала мне следующее: «Вы знаете, первые два-три дня я действительно считала это каким-то безумием. Единственное, о чем я могла тогда думать, был стих из Писания, который не выходил у меня из головы: «Вот, я в беззаконии зачат». Но на третий день, когда я с неохотой снова стала размышлять об этом, я расплакалась. Слезы были не такими, как всег­да. Молитва поднялась откуда-то из самых глубин мо­ей души, и я записала ее».

Она протянула мне запись, а я, с ее разрешения, привожу ее здесь:

«О Боже, мое сердце начинает учащенно биться при мысли о том, что Ты, мой любящий Отец, никогда не оставлял меня. Ты был там, где я была зачата в поры­ве земной страсти. Уже тогда Ты смотрел на меня с Отцовской любовью. Ты думал обо мне, когда я была во чреве матери, Ты строил Свои божественные пла­ны по поводу меня, Ты лепил мой образ.

Зная о моей предстоящей боли, Ты дал мне характер, способный выносить боль, пока, согласно Твоему за­мыслу, не пришло время исцеления.

Ты был рядом в момент моего рождения, нежно смо­трел на меня, заняв пустующее место моего отца. Ты был рядом, когда я плакала слезами ребенка, брошен­ного собственным отцом. Ты носил меня на руках, нежно укачивал, окружая Своей трепетной любовью. Почему же я не ведала о Твоем присутствии? Ребен­ком я была слепа и не видела всю глубину и широту Твоей любви.

Боже, мой дорогой, обожаемый Отец, мое сердце ока­менело, но свет Твоей любви заставил его оттаять.

Я снова способна чувствовать. Ты стал творить во мне чудо исцеления. Я верю в Тебя и прославляю Тебя. Твои благость и милость всегда были со мной. Твоя любовь никогда не покидала меня. И вот глаза моей души открылись. Я увидела Тебя Тем, Кем Ты в дей­ствительности являешься, — моим истинным Отцом.

Я познала Твою любовь и теперь готова простить. Пожалуйста, доведи процесс исцеления до конца».

Завершающий этап исцеления Бетти начался, ког­да Бог унес все болезненные ощущения, о которых рассказала Ему Бетти, и исцелил ее Своей нескончае­мой и могучей любовью. А потом Бог сделал Бетти Своим исцеленным помощником.

Одним воскресным утром во время проповеди я, с разрешения Бетти, рассказал ее историю прихожанам. Я опустил детали, по которым можно было догадаться, что речь идет о ней, так как Бетти присутствовала в церкви. После проповеди я пригласил подойти ко мне всех желающих поучаствовать в молитве об эмоцио­нальном исцелении. Подошло много народа. Бетти сидела рядом с девушкой, которая разрыдалась, когда я пригласил людей на молитву, но так и не подошла ко мне. Бетти придвинулась к ней ближе, обняла ее и спросила, не нужно ли за нее помолиться. Девушка не знала, что ответить: она считала, что ее проблемы слишком серьезны и Бетти не сможет понять их до конца.

А в душе Бетти в этот момент происходила настоя­щая борьба: Бетти чувствовала, чего от нее хочет Бог, но ей казалось, что Он требует слишком многого! И вот — Бетти решилась! Она наклонилась и прошеп­тала на ухо девушке:

— Не удивляйтесь: я разрешила доктору Симандзу рассказать свою историю. Я — та самая Бетти!

Девушка посмотрела на нее с недоверием.

— Да, — повторила Бетти. — Я — Бетти, и думаю, что смогу помочь вам.

Они провели вместе немало времени, изливая друг другу душу и молясь. Это стало началом исцеления новой подруги Бетти. Когда Бетти рассказывала мне свою историю, она сияла. Она стала исцеленным по­мощником! Бог превратил ее боль в душевное и духов­ное здоровье, дал ей способность помочь ближнему!

 

Те, с кем ты радом

Многие христиане считают, что для служения окру­жающим нужно использовать сильные стороны своей личности. Они думают, что только силачам и победи­телям дано прославлять Бога. Но Павел утверждает, что существует лишь два способа прославить Бога. Первый — крест Христа (см. Галатам 6:14). Крест — величайший символ слабости, верх несправедливости, но именно его Бог обратил во спасение всего мира.

Второй способ — наши немощи и слабости (см. 2-Коринфянам 12:9-10). Почему? Потому что Божья сила становится совершенной в нашей слабости. Как верующие люди, мы призваны быть исцеленными по­мощниками, приводимыми в действие не силой, а слабостью.

В моем кабинете люди часто рассказывают мне о своих проблемах и трудностях. И меня постоянно подстерегает великое искушение: хочется произнести на них хорошее впечатление, выступить в роли мудрою советчика, выглядеть сильным, дать полезный сонет.

Но Святой Дух шепчет мне: «Дэвид, отдай этому человеку всего себя. Э







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.