Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цюрихские радикалы до разрыва с Цвингли





Среди радикально настроенных жителей Цюриха выделялся Конрад Гребель, который, собственно, был руководителем группы по изучению Библии. Это был “человек светский, как его описывает Песотский, по образу занятий лингвист, личность страстная, со всем усердием увлекающаяся” [36, с.420]. Вначале Гребель полностью поддерживал Реформацию, и Цвингли надеялся в нем иметь цюрихского Меланхтона. Он происходил из одного древнего знатного цюрихского рода, учился в Вене и в Париже, долго дружил с Цвингли, рассчитывал на профессуру, читал лекции по Матфею, но теперь все больше расходился с Цвингли, который казался ему слишком медлительным в деле введения Реформации. Из них также можно выделить Феликса Манца, молодого ученого, сына канонника, священников Вильгельма Рейблина и Семиона Штумпфа, проповедника Бродли, Гецера. Все они были довольно образованные люди; и этим цюрихская группа отличалась от немецких сектантов. Все вышеперечисленные были вначале если не друзьями, как Гребель, то, во всяком случае, ревностными последователями Цвингли.

Первые несогласия появились в 1523 г., они были недовольны тем, что Цвингли придавал большое значение светской власти в делах церкви и требовали проведения в жизнь только того, о чем учит Библия. “А для этого, говорили они, нет нужды прибегать к покровительству и руководству властей” [36, с.421]. И до тех пор, пока радикалы не начали настойчиво склонять Цвингли к сепаратизму и организации новой церкви, в которую, по Манцу, должны войти только те, кто знает, что они без греха, Цвингли был в каком-то смысле с ними заодно, т. к. он не был чужд мысли об устройстве особого “церковного государства”. Он вмешивался в чисто государственные вопросы, например, о процентах, и это еще больше способствовало разрыву с радикалами. Но Цвингли стремился к устройству самостоятельного “церковного государства”, совершенно независимого от Рима ни в вопросах веры, ни экономически, ни политически. Группа же под руководством Гребеля не хотела вообще ничего знать о каких-либо отношениях церкви с государством. И теперь, осознавая, к чему могут привести подобные тенденции, Цвингли начал действовать еще осторожней.

Разногласия во взгляде на церковь

Сдержанность Цвингли еще больше возбуждала против него оппозицию. Например, его работа “против Мессы” не была принята радикалами потому, что Цвингли оставил в мессе церковные одежды и пение, с чем радикалы не могли согласиться, потому что “через это вносится иудейский элемент в христианство и поддерживается старая фантазия, будто евхаристия есть жертва”. Они возражали также против установленной Цвингли особой молитвы, произносимой перед евхаристическим священнодействием, потому что “Христос, – утверждали они, – при установлении таинства не постановил никакой молитвы, а все, что не установлено Самим Богом, есть грех. При совершении евхаристии должна быть произносима только одна молитва Господня, а все остальное, чем Цвингли думал возбудить веру в слабых, должна делать проповедь” [36, с.423]. Цвингли относительно одежд согласился с ними, но пение оставил, увещевая противников не спорить.

О том, насколько они были радикально настроены против любого вмешательства в дела церкви видно из диспута 1523 г., на котором решался вопрос об образах и мессе. На второй день диспута, когда Гребель потребовал окончательного решения вопроса о мессе и когда Цвингли заявил, что совет желает удержать мессу, Штумпф прямо сказал реформатору, что он не имеет права “совать в их руки приговор светской власти”. “Решение, – говорит он, – дается Святым Духом, поэтому должно просить не светскую власть, а Господа о Духе Божием, Который один только может решить дело” [36, с.424].

Месса была отменена окончательно через два года по настоянию Цвингли, который предпочитал действовать постепенно. Но такая нерешительность стала поводом для организации определенно радикальной группы под руководством Гребеля, которая систематически собиралась для изучения Библии. Несмотря на то, что эта группа еще не была общиной, она росла достаточно быстро, сам Цвингли подтверждает это. В одном из сочинений 1524 г. он говорит о существовании “большого числа фальшивых христиан, которые выдают себя за наученных Богом и вполне свободных; они отвергают истинную власть...” [35, с.424].

Члены этой группы стремились подражать жизни первых христиан. Они отвергали законность десятины, не принимали на себя гражданские должности, особенно военные. У них строго запрещалось употребление оружия, потому что, по их мнению, единственное оружие христиан – это терпение в страданиях. Но серьезные разногласия между ними и Цвингли возникли по поводу крещения младенцев. Они отрицали законность крещения детей, находя его противоречащим Слову Божию, и в этом случае ссылались на Цвингли, который прежде тоже высказывался против крещения детей. Но Цвингли отказался от своего прежнего мнения и стал защищать крещение младенцев. Рассуждения по этому вопросу между ними начались летом 1524 г. и закончились диспутом, после которого произошел окончательный разрыв.

Цюрихские радикалы и Мюнцер

Около 1524 г. замечается некоторый интерес швейцарских анабаптистов к сочинениям Томаса Мюнцера. В них швейцарцы увидели некоторые свои идеи. Они направили Мюнцеру письмо, в котором показывают свою солидарность с Мюнцером относительно вопросов веры и дел. “Это письмо, – как говорит Песотский, – является единственным документом в котором более или менее ясно представлены самими анабаптистами некоторые пункты их учения” [36, с.425].

“Теперь хочет каждый в лицемерной вере быть блаженным, без плодов веры, без ясного сознания крещения, без любви и надежды, без истинно христианских обычаев, стараясь пребывать в старых же порядках и нехристианских обычаях, в отношении к крещению и евхаристии. Все презирают Слово Божие и уважают больше слова проповедников, которые не могут быть равны Св. Писанию. В таком заблуждении были и мы, когда слушали только евангельских проповедников и пока сами не стали исследовать Писание, тогда мы убедились, что нам недостает истинных руководителей. Еще больше мы утвердились в этом, когда получили твою, Мюнцер, книжку против фальшивой веры и крещения. Мы возрадовались, что нашли такого, который с нами одного христианского разумения и который осмеливается указывать евангельским проповедникам их существенные недостатки” [36, с.426].

Но при том, что они принимают его учение о вере, цюрихские радикалы высказывают свое, вполне определенное, самостоятельное мнение относительно церковного устройства. Они не согласны с ним в том, что он оставил в мессе пение. “Мы, говорят они, никакого учения о пении и никакого примера его не находим в Новом Завете, при совершении евхаристии”.

Они не хотели оставлять в служении ничего, что напоминало бы мессу. В таинстве евхаристии они видели только воспоминание о тайной Вечери. Хлеб причащения для них есть не что иное, как хлеб. В отношении евхаристии Гребель разделял взгляд Карлштадта, которого он и его единомышленники, так же как и Мюнцер, считали “защитником чистейшего Евангелия” [21, с.664]. Такая идея была не чужда и Цвингли, но если последний рассматривает это таинство как подтверждение верности общине, то для радикалов евхаристия значит нечто больше, это средство единения с Богом и с членами общины во Христе, в хлебе.

“Мы верою принимаем тело Христа и Его кровь и верою объединяемся с Ним и с нашими братьями, поэтому есть и пить должно в духе любви. Если же хлеб евхаристии есть только хлеб, то должна первенствовать вера и братская любовь, потому что он (хлеб), употребляемый в церкви, показывает нам, что мы – единый хлеб, единое тело и истинные братья друг с другом”.

Для них недостойный участник тот, кто не вспоминает, принимая евхаристию, ни о теле, ни о крови Христа, “потому что он не вспоминает и о завете Христовом, по которому всякий верующий должен быть всегда готов пострадать ради Христа и братьев”. Вполне определенно они высказываются и о таинстве крещения. Гребель и его единомышленники были недовольны тем, что Мюнцер продолжал крестить детей. Они считали, что крещение детей “есть безнравственнейшее богоненавистнейшее дело, противное всем Писаниям”.

“На основании (Быт.8.21. Вт.1.39; 1Кор.14.20. 1Пет.2,1; Рим.1,18.21; 2,6), мы утверждаем, что все дети, которые еще не могут различать добра от зла, блаженны через страдания “Нового Адама”.

Они не соглашались с учеными Виттенберга в том, что вода делает блаженным крещаемого. Грехи омываются верою и кровью Христовою. Для них крещение означало только то, что крещаемый умер для греха и через крещение он “обязывается начать новую жизнь и быть истинно блаженным”. По поводу средств к достижению реформы они так же не соглашались с Мюнцером.

“Поступай, говорили они ему, по Писанию и строй церковь с помощью Христа и по его правилам.... Принимающих же евангелие защищать мечем не должно. Истинно верующие христиане суть овцы среди волков, они не пользуются не мирским мечем, ни войною, потому что у них умерщвления не существует”.

Из этого письма видно, что несмотря на то, что цюрихские радикалы в каком-то смысле могли признать Мюнцера за брата, все же считают своим долгом наставлять его. Это указывает на то, что к тому времени они уже достаточно хорошо усвоили основные принципы своего учения и по ряду пунктов представляли их более яснее, чем сам Мюнцер. Их точки зрения по некоторым вопросам, в сущности, были настолько разные, что едва ли правомерно такое сравнение. Во всяком случае у них были уже все предпосылки (у них было выработано свое учение, намечена цель к которой следует стремится), чтобы создать свою общину.

Конрад Гребель и Феликс Манц чувствовали, что Цвингли был слишком равнодушным и медлительным. Однако они ничего не предпринимали до тех пор, пока власти Цюриха, после диспута 18 января 1525 г. не утвердили крещение младенцев и запретили им собираться для изучения Писания. Тогда они собрали свою группу по изучению Библии и, после серьезной молитвы, отважились ввести крещение по вере и решили посылать из своей среды проповедников и евангелистов. Дата организации этой швейцарской свободной церкви 21 января 1525г. С этого момента они, собственно, и стали анабаптистами.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.