Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Церковь швейцарских анабаптистов





Церковь у швейцарских крещенцев состояла из возрожденных людей принявших крещение в сознательном возрасте. Еще до того, как швейцарские анабаптисты ввели крещение по вере, в их кругу замечается, что наивысшим авторитетом в делах веры для них являлось Св. Писание. Они никогда не ссылались, как Мюнцер, на непосредственное откровение свыше, они никогда не противопоставляли Библию, как мертвую букву, внутреннему слову, “живому голосу Бога”. Хотя, они приняли откровение Блейрока о введении крещения по вере [36, с.430], они совершенно отрицали всякое внебиблейское откровение. Правильно будет сказать, что они принимали откровения, которые основаны на Св.Писании, поскольку одним из главных их принципов было: все, что не установлено Самим Богом, есть грех.

В учении о человеке анабаптисты по сути отвергли учение о первородном грехе, и их крещение есть знак того, что крещаемый сознавая свои собственные грехи и веруя в милосердие Божие, раскаивается в своей греховной жизни и обещает больше не грешить.

6.6.1. Учение о таинствах. Реформаторы не могли на основании Св. Писания возразить против убеждения перекрещенцев, поскольку в Библии нет положительных свидетельств за крещение детей. Если Цвингли, защищая крещение младенцев, обычно указывал оппонентам на ветхозаветное обрезание, то те справедливо замечали на это, что крещение – не обрезание и Новый Завет – не то, что Ветхий, и требовали положительных свидетельств. Если анабаптистам указывали на Мк.10.14 в доказательство того, что дети, по слову Спасителя, могут быть членами царства Христова, следовательно могут и должны быть крещены, чтобы войти в это царство, то анабаптисты отвечали, что дети и без крещения святы, а следовательно и помимо его могут иметь доступ в это царство. Слова Спасителя: “Пустите детей приходить ко Мне...” означают то, что дети должны быть научены в вере и в познании Господа, потому что крещению (Мф.28.19 и Мк.16.15-16) должна предшествовать проповедь о Христе и вера в Него. Песотский приводит отрывок из диспута Эколомпада с крещенцами по этому поводу, в котором видно, как бессильны были реформаторы с анабаптистами в спорах о крещении младенцев [36, с.437].

Таинств у перекрещенцев только два – крещение и евхаристия, или, как они называли, хлебопреломление. Отрицая крещение детей, анабаптисты вполне последовательно выходили из учения Лютера, что таинства только тогда действительны, когда принимаются с верою. Это учение было еще больше развито Цвингли. Он, критикуя бывшие до него формы крещения, дошел до того, что стал отрицать и воду как необходимый элемент крещения.

“Внешняя природа, говорил он, не может владеть силою очищающею. Блаженство не в крещении, а в вере. Надо долго мыться, пока человек сможет внутренне улучшиться найти Христа, своего Освятителя и Утешителя. Внутреннее крещение только одно может сделать блаженным, когда Бог вразумляет человека. Внешняя же форма есть знак, который показывает начало новой жизни во Христе” [36, с.436].

То же самое, как мы видим из письма Гребеля, повторяли анабаптисты.

“Вода крещения веры не утверждает, она не делает и блаженным крещаемого. Грехи омываются через веру и кровь Христа”.

Крещение называли анабаптисты “запечатлением и законом союза”, потому что, по сути, этим действием выражается то, что верующий достиг такой нравственной высоты, которая необходима для того, чтобы вступить в общение с членами церкви святых и возрожденных. Возрождение, или перерождение, в сущности, было условием для принятия крещения и означало отречение от всех похотей, отречение от самого себя и полную отдачу себя Богу. Как совершался в верующем этот акт, анабаптисты ничего не говорят. Но Песотский замечает:

“Можно сказать одно, что перерождение и связанное с ним исполнение силою свыше,..., отнюдь не привязывалось к внешнему действию крещения; последнее было только знаком, символом отречения от грехов и ничего более” [36, с.440].

Во время крещения крещаемый в присутствии общины отрекался от греховной жизни. Песотский, цитируя Шенкела, приводит эпизод из этого обряда. Преподающий крещение спрашивает:

  1. Отрекаешься ли ты от похотей?
  2. Да.
  3. Я спрашиваю тебя далее: отрекаешься ли ты себя самого?
  4. Да.
  5. Веруешь ли в Бога?
  6. Да.
  7. Итак, я крещу тебя во имя Отца и Сына и Духа Святого.

Преломлению хлеба, или евхаристии, крещенцы придавали символическое значение.

“Хлеб, употребляемый в церкви, показывает нам, что мы – единый хлеб, одно тело и являемся истинными братьями друг другу”.

Так понимали евхаристию практически все анабаптисты. Она у них была нечто вроде обеда, братской Вечери, которая для участвующего имела значение настолько, насколько в ней участвовало его религиозное чувство, насколько он был способен проникнуться благоговением к Спасителю, Его страданиям и смерти, в воспоминание которой совершалась Вечеря. Но главное значение Вечери было в том, что она должна была служить внешним средством к обновлению союза с Богом и подтверждению любви между братьями. День, в который анабаптисты совершали преломление хлеба, считался у них величайшим праздником. Хлебопреломление совершалось торжественно. Это священнодействие начиналось с увещеваний согрешивших, и если они не раскаивались, следовало отлучение их от общины. Затем говорилась проповедь о братской любви, и участники давали обещание не покидать друг друга в несчастьях, молиться за врагов и делать им добро. Преломление хлеба совершалось чаще, когда крещенцам угрожала опасность или на них воздвигались гонения. Хлеб и вино принимались тогда не только как знаки единения, но и страданий.

При торжестве такого рода в проповедях очень часто развивалась такая мысль: как из многих зерен через воду и жар печи возникает один хлеб и как из многих виноградных ягод через тиски получается одно вино, так и члены общины через страдания (Христа в первую очередь) должны образовывать одно тело. После увещеваний, обещаний и проповедей совершался сам обряд преломления хлеба. Каждый верующий получал от пастыря отдельный хлебец. Первым преломлял свой хлебец пастырь, его примеру следовало все общество. Затем наставник брал чашу с вином, пил сам из нее и потом передавал ее членам общины [35, с.445].

6.6.2. Дисциплина. Крещенцы не находили необходимости в каких-либо воспитательных мерах, кроме отлучения, т.е. если в общину входят только возрожденные и освященные. И если верующий согрешит, его должно отлучить от церкви, в ней нет места грешникам. Соответственно определялись и границы церкви.

6.6.3. Служители церкви. Цюрихские крещенцы учили о всеобщем священстве всех членов церкви. Лютер и Цвингли также говорили о всеобщем священстве, но оно у них существовало только в теории, на практике они, как считали анабаптисты, нарушали принцип своего учения, учредив официальных проповедников, которые, как государственные чиновники, получали жалование. Анабаптисты же на практике старались осуществить свою теорию, хотя и они не могли в абсолютном виде выдержать это учение. Во всяком случае, на все официальные назначения проповедников они смотрели, как на противоестественное ограничение свободной деятельности духа, живущего в каждом верующем.

“Если все христиане – священники, то все они и проповедники. Кого побуждает Дух, тот должен выступить и учителем, Духу же противиться грех” [36, с.442].

В официальных проповедниках анабаптистов возмущало то, что их жизнь нередко шла вразрез с проповедуемым ими учением.

“Кто своими собственными делами не утвердил своего учения, тот не есть истинный учитель истинной церкви. Такого учителя не должно слушать”.

И все же анабаптисты не могли обойтись без церковных служителей, которые появились у них впоследствии. Во главе общины стоял креститель, лицо, по сути, выполнявшее обязанности пресвитера, епископа. Крестители в каждой организуемой ими общине ставили учителя или пастыря, хотя пастырь избирался часто самой общиной. В обязанность пастыря входило: поучение верующих во время богослужений, начинать преломление хлеба при совершении евхаристии и произнесение отлучения от лица общины недостойных ее членов. Кроме пастыря, в общине были дьяконы – так называемые “служители бедных”, их обязанность была заботиться о бедных собратьях по вере и помогать им из общих средств. Для проповеди неверующим обычно избирались особенно даровитые и энергичные члены церкви, благовестники. Их уполномочивало на проповедь Евангелия все собрание [36, с.444].

Их служение было очень просто, оно состояло из проповеди Слова, молитв и песнопений духовного содержания. Они часто не имели определенного места для проведения богослужений. Во множестве их песен обычно оплакивалось тягостное положение избранных. Общины анабаптистов записывали имена мучеников и сообщали их списки другим. Песни большей частью заканчивались воззванием к Господу:

“О Господи, как долго молчишь ты! Прийди же Господи скорее, прийди и прекрати пролитие крови святых Твоих, перед троном Твоим святым” [36, с.451].

***

После того, как первые лидеры сошли со сцены в результате преследований, руководителем этой церкви стал Мишел Сатлер, бывший бенедиктинский монах из южной Германии. Он помог швейцарскому братству определить, в чем же состоит евангельская вера и путь жизни. Вскоре были проработаны и приняты на одном из собраний семь статей их исповедания веры [см. прил. 2].

Но после того, как в результате преследований большинство из представителей цюрихской общины погибли, вместе с ними исчезло и то связующее согласие, соединяющее многочисленные общины анабаптистов, разбросанные по Швейцарии и всей верхней и средней Германии. Анабаптизм разделился на множество течений и толков. Себастьян Франк говорит, что анабаптисты имели в это время столько же учений, сколько и наставников, пастырей. Ербкам и Газе насчитывают до шести течений крещенцев [35, с.452].

На мой взгляд, интересны свидетельства историков того времени о анабаптистах. Буцер, при всем множестве разногласий своих взглядов с их взглядами, утверждает: “Многие между анабаптистами суть сыны Божии”. А Корнелий говорит:

“Я сознаю открыто, что у большинства баптистов действительно есть страх Божий и чистая ревность по Боге. Какие земные выгоды надеются они получить через огонь пытки и страшные казни, которым они подвергаются? Перед Богом я свидетельствую, что их презрение к жизни возникло не из ослепления, но по ревности к Богу” [36, с.447].

Из-за крайнего фанатичного направления большинство течений анабаптизма вымерло, но осталось два. Хилиасты, которые довели учение анабаптистов о церкви до чрезмерной крайности, и умеренные анабаптисты, которые держались первоначального цюрихского учения и стали в оппозицию хилиастическому учению.

7. ГОЛЛАНДСКИЙ АНАБАПТИЗМ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.