|
III. Периодизация истории церквиСтр 1 из 8Следующая ⇒ III. Периодизация истории церкви Что такое история История – это рассказ о том, что было узнано исследовано. История – это процесс развития природы и общества. История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразия, которое познается с целью понимания его настоящего и будущего. История христианства – это процесс становления и развития Церкви с момента ее возникновения и до настоящих дней.. Наше изучение общей истории христианства - это хронологический обзор событий, и их участников, обстановки связанных непосредственно с распространением христианства. Для более упорядоченного изучения разобьем интересующий нас предмет на условные временные периоды, которые не могут претендовать на точность и верность их границ. 1. Период Благовестия 2. Период Ранней церкви · Раннеапостольский · Позднеапостольский 3. Период гонимой церкви 4. Период христианской римской империи 5. Период средневековой церкви 6. Период Реформации 7. Период становления современной церкви Каждый из этих периодов можно разбить еще на несколько, по важности произошедших событий, но нам необходимо увидеть общую картину а детали мы разберем в процессе изучения. Период БЛАГОВЕСТИЯ(4 г. до Р.Х.) стал начальным периодом церковной истории. 1. Основные политические, исторические, культурные события этого периода Каким был тот мир, в который вошел Христос? Мир того времени (с 62 г. до Р.Х.) находился в политическом и военном подчинении у Рима. Римская власть была сильна, Рим смог отстроить прекрасные дороги, создать впечатляющие архитектурные сооружения, установить везде единый порядок, единую Палестина тех времен имела политический статус «храмового государства», означающий, что римские власти разрешали евреям сохранить свою культуру и религию. Огромно было воздействие греческой культуры, философии, науки. В этом мире смешались иудейская, греческая и римская культуры.
2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни В эпоху Благовестия общество было «политеистичным» (многобожие). Всем покоренным народам Рим разрешал сохранять их собственную религию, если только это не вызывало гражданских волнений. Рим признал иудаизм одной из официальных религий. В иудаизме господствовало законничество и спасение «по Римский император считался богом, и ему поклонялись как божеству. Греки были приверженцами политеизма, увлекались философией, мистическими религиями и любили «умственные упражнения». Идолопоклонство и отправление безнравственных обрядов были обычным явлением религиозной жизни. Евреи ждали, что Мессия будет политическим деятелем, царем, освободит их от власти Рима. В самом иудаизме сосуществовало множество религиозных сект, включая фарисеев, саддукеев, ессеев.
3. Основные доктринальные проблемы, ереси, обрядоотправление Большая часть учения Иисуса направлена на то, чтобы разоблачить лжеучения и лжеобрядность. Наиболее распространенными ошибками являлись: · Вера в то, что человек, соблюдая закон, может стать настолько праведным, что войдет в Царствие Божие. · Вера в то, что, будучи евреем от рождения, человек автоматически становился сопричастником Царствия Божиего. · Недостаточное осознание необходимости покаяния, собственной греховности. · Вера в то, что язычники не могут стать членами Божьей семьи или войти в Царствие Божие. · Вера в то, что Бог ненавидит грешников и радуется их гибели. · Вера в то, что греховными бывают лишь поступки, но не намерения. · Вера в то, что придут два мессии — один, чтобы пострадать, а другой, чтобы стать царем. · Замена храмовым поклонением и религиозными обрядами истинного поклонения. То, что лицемеры говорили одно, а делали другое. · Отказ поверить в то, что Иисус был Христом, Богом во плоти. 4.Основные участники событий Христианство началось с того, что Бог сотряс основания иудаизма. Основными участниками событий эпохи Благовестия были: • Иоанн Креститель. Он появился в Израиле после почти 400-летнего Божьего молчания, став последним из ветхозаветных пророков, и проповедовал израильтянам Проповедь истины грозила уничтожить религиозные институты, и Ирод Антипа приказал обезглавить Иоанна. Но это был лишь первый мученик, после него мучения приняли сам Иисус и другие первохристиане. • Иисус из Назарета. Несмотря на то, что Иисус доказал, что Он — Христос (Мессия), религиозная верхушка Израиля не признала Его и в 33 г. Он был распят как Царь Иудейский. Те истины, что нес Иисус, подрывали самые основы иудейского образа жизни (см. Ин. 11:45-53). Если бы не случилось телесного воскресения Иисуса (как Он и Чтобы правильно понять церковную историю, изучение ее следует начинать с Евангелий и лишь потом читать о природе и функциях церкви в Посланиях.
1. Христос краеугольный камень Без начального этапа — эпохи Благовестия — церковной истории вообще бы не было, ведь церковь основана Иисусом Христом и построена Им на исповедании веры, сходным с исповеданием Петра (см. Мф. 16:13-19).Так как главная задача церкви — благовествовать (т.е. нести Благую Весть Христову) и учить народы (Мф. 28:18-20), то очень важно разобраться в том, что же сделал Сам Иисус, чему Он учил Своей жизнью, смертью и воскресением. Во время Своего земного служения Иисус доказал (словами и делами), что Он и есть обещанный явил людям единственного истинного Бога — Отца помогал людям в их нуждах показал, что Он и был Богом во плоти призвал и подготовил ряд учеников, включая двенадцать каким должно быть общение с Богом каким должно быть общение с людьми что без Него люди погибают что Он — единственный путь к Богу что вера («в Него») — единственное, что нужно для спасения что если человек не уверует в Него, то умрет в своих грехах что прощение грехов дается лишь через Него что никто хорошими делами и поступками не сможет обрести праведность, необходимую для общения с Богом Дал ученикам Великую заповедь, которую они должны были выполнять в силе Духа Святого после Его вознесения Мф. 28:18-20 Мк. 16:15-16 Лк. 24:45-49 Ин. 17:14-21; 20:21-23 Деян. 1:8 Эта заповедь Христа и стала главной задачей и целью церкви всех исторических периодов. Смертью Своей Иисус • принес единовременную, вседостаточную, священную, искупительную жертву, будучи безгрешным Агнцем Божьим. • умилостивил Святого Бога, уплатив за грехи всех людей всех времен. • дал доступ к Богу, примирив грешного человека со Святым Богом. ПЕРИОД РАННЕЙ ЦЕРКВИ Основные места из Писания Деян. 4:31 Деян. 14:21-22
РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ Введение. Этот период можно разбить на два временных периода: раннеапостольский век 33-70гг. позднеапостольский 70-100 гг.
Преследования Церкви. С самого начала существования Церкви, первосвященники и фарисеи, не хотели распространения учения распятого ими Христа. Потому что, для христиан потеряли значение жертвоприношения в Иерусалимском храме. Поэтому они стали ненавистными ревнителям иудейской религии. Они начали преследовать учеников. Первой жертвой преследований в 34году стал Стефан, которого побили камнями. Это было началом гонений на Церковь. В Римской империи и языческих странах, христиан преследовали по той же причине. Христиане не чтили их языческих богов и не поклонялись им. Этим они мешали продаже культовых вещей, которые приносили доход жрецам и мастерам. Церковь продолжала разрастаться. По мере ее роста, увеличились и гонения на последователей Христа. С 37 года Ирод Агриппа, внук Ирода Великого, для своей популярности среди народа преследовал христиан. По его приказу был схвачен и казнен Иаков Заведеев. Апостолу Петру грозила такая же участь, но ангел чудесным образом вывел его из темницы. В 58 году был арестован Апостол Павел, суд над которым длился долгое время, его казнили в 67 году. В этом же году казнили Апостола Петра. В 62 году по приказу первосвященника Анана Младшего, был схвачен Иаков, брат Иисуса. Он руководил Иерусалимской общиной. Его приговорили к смерти, и побили камнями как Стефана.
Обзор «Деяний» охватывает большую часть этого периода церковной истории, за исключением, пожалуй, последних 5 или 8 лет. Сейчас мы попытаемся систематизировать рассмотренный ранее материал при помощи пяти подзаголовков. 1. Основные политические, исторические и культурные события этого периода Большая часть из того, что было уже сказано об Эпохе Благовестия, подходит и к этому периоду. Продолжается политическое и военное господство Рима.
Еврейское храмовое государство в Палестине больше не существует. 2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни ■ В ходе раннеапостольского периода (33-70 гг.) исполняются слова из Деяний 1:8: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». В День Пятидесятницы рождается церковь. Петр становится апостолом для евреев. Многие евреи уверовали, что вызвало быстрый рост иерусалимской церкви. Были назначены дьяконы.
· В 35 году в Дамаске Анания, положил основание Церкви. Савл фарисей родом из Тарса. Горя желанием погубить учеников, последовал в Дамаск в 37 году. Но по пути произошло чудное изменение, благодаря которому Савл стал последователем Иисуса Христа. Он изменился, изменилось и его имя, его теперь называли Павлом.
· Христианская церковь перебазируется на 300 миль к северу от Иерусалима в Антиохию. Сильное пробуждение охватило Антиохию Сирийскую. Неизвестные Кипряне и Киринейцы, благовествовали в этом городе так, что множество обратилось к Господу. Туда направлен был Варнава, который трудился вместе с Павлом. Именно в Антиохии ученики Иисуса Христа стали называться христианами. С 44 по 68 год Антиохия центр всего христианства. Но распространение Евангелия не остановилось только на иудеях.
Происходит постепенный отрыв христианства от иудаизма, хотя Рим все еще продолжает рассматривать христианство как одну из сект иудаизма. Во время второго и третьего путешествий Павел в основном проповедует язычникам. После благовестия в Европе возникло много новых церквей.
Христианство окончательно отделилось от иудаизма, центрами его стали Антиохия, Ефес, Александрия, Египет, Рим. Гонения на христиан со стороны евреев вытеснили христианство из Иерусалима, а гонения со стороны Рима разбросали христиан по всему миру.
Это и был начальный период становления церкви, когда Дух Святой укреплял апостолов силою Своею на основание церкви и благовестив миру. Павел, Варнава, Иоанн-Марк, Сила, Лука, Тимофей миссионерская команда. Они проповедовали Евангелие в Сирии, Малой Азии, Греции, Италии, Македонии.
3. Основные доктринальные споры, ереси, обрядоотправление С 33 по 70 гг. наиболее широко обсуждались следующие доктрины:
Большая часть богословских споров была сосредоточена вокруг личности и трудов Иисуса. Церкви в то время собирались большей частью по домам, а время от времени — во дворе храма или в других общественных местах. Из новозаветных Посланий (за исключением 1, 2, 3 Посланий Иоанна и Откровения) видно, что важнейшими темами были:
Новозаветная церковь отчаянно боролась с ересями. В письмах Павел высказывает свое отношение к этим проблемам, говорит, какой доктрине и практике нужно следовать. Но как мало все изменилось за 20 веков: сегодня мы бьемся над тем же!
4. Основные участники событий Петр — апостол среди евреев. Иаков — сводный брат Иисуса, глава Иерусалимской церкви. Павел — апостол среди язычников. Иоанн — спутник Петра в первых путешествиях, затем — пастырь и последний из апостолов. Такие люди, как Варнава, Сила, Лука, Тимофей, Аполлос, Прискилла, Сосфен, Тит и множество других, поименованных в Посланиях и Деяниях, кто оставался верен Христу. Религиозная верхушка иудаизма, решившая уничтожить христианство. Нерон — император Рима, который решил, что, убив христиан, он сможет убить христианство.
5. Влияние данной эпохи на развитие христианской церкви Трудно преувеличить значение первых тридцати пяти лет церковной истории. Это было время решения наиболее острых проблем, формулировки и практического осуществления важнейших принципов христианства. Следующие факты помогут получить некоторое представление о значении этого периода.
Текст для чтения Евсевий Кесарийский* Церковная история Книга 2 п.2. «Пилат сообщил императору Тиверию, что по всей Палестине идет молва о Воскресении Спасителя нашего, Иисуса, что ему известны и другие Его чудеса и что в Него, воскресшего из мертвых, многие уже уверовали как в Бога. (2) Тиверий, говорят, доложил об этом сенату, но сенат отверг это известие под тем предлогом, что он не занимался предварительно его рассмотрением: по издревле укоренившемуся закону, никто не мог быть признан у римлян богом иначе, как по голосованию и декрету сената. В действительности же спасительное учение Божественной проповеди не нуждалось в человеческом одобрении и покровительстве. Хотя римский сенат и отверг известие, сообщавшее о Спасителе нашем, (3) но Тиверий сохранил свое прежнее мнение и не замышлял против Христова учения ничего несообразного. 4Тертуллиан, превосходный знаток римских законов и вообще человек известный, один из наиболее прославленных, в своей “Апологии христиан”, написанной на латинском языке и переведенной на греческий, говорит дословно так: (5) “Поговорим о происхождении таких законов. По древнему декрету, император не может ни одного бога признать таковым без предварительного рассмотрения сенатом. Марк Эмилий и поступил так с неким идолом Альвурном. Что у вас божественное достоинство даруется по человеческому решению —это в нашу пользу. Если бог не понравился человеку, он не станет богом; человеку, оказывается, следует быть милостивым к богу. (6) Когда Тиверию, при котором имя христиан вошло в мир, пришло известие из Палестины (Палестина его родина), об этом учении, он сообщил о нем сенату, дав понять, что это учение ему нравится. Сенат, однако, отверг его, как не рассмотренное заранее. Тиверий остался при своем мнении и угрожал смертью тем, кто доносил на христиан”».
Текст для чтения Евсевий Кесарийский* Церковная история Книга 3 п.1. «Таковы были события в Иудее. Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался; (2) Петр, по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии. Под конец жизни он оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счел себя достойным такой казни. (3) Надо ли говорить о Павле, возвещавшем Христово Евангелие от Иерусалима до Иллирика и пострадавшем при Нероне в Риме. В точности так рассказано у Оригена в 3-м томе его Толковании на Бытие».
* Евсевий Кесарийский, родился около 265 в Палестине, умер около 339 года. Христианский историк, описавший развитие Церкви с апостольских времен до 324 года. Главный труд – «Церковная история». Текст для чтения Евсевий Кесарийский* Церковная история Книга 2 п.23. (4) “Брат Господень Иаков получил управление Церковью вместе с апостолами. Все — от времен Господа и доныне — называют его “Праведным”: имя Иакова носили ведь многие. Он был свят от чрева матери; (5) не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. (6) Ему одному было дозволено входить во Святая святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в храм один, и его находили стоящим на коленях и молящихся о прощении всего народа; колени его стали мозолистыми, словно у верблюда, потому что он всегда молился на коленях и просил прощения народу. (7) За свою великую праведность он был прозван “Праведным” и “Овлием”; слово это означает в переводе “ограда народа” и “праведность”; так и говорили о нем пророки. (8) Некоторые из семи сект, существовавших в народе и выше мною упомянутых в “Записках”, спрашивали у Иакова: что такое “дверь Иисуса”? И он отвечал им, что Иисус есть Спаситель. (9) Некоторые из них уверовали, что Иисус есть Христос. А вышеназванные секты не верили ни в Воскресение Христа, ни в то, что Он придет воздать каждому по делам его; кто же поверил, тот обязан этим Иакову. (10) Так как уверовали многие, даже из властей, то иудеи пришли в смятение: книжники и фарисеи стали говорить, что так, пожалуй, весь народ будет ожидать в Иисусе Христа. Все вместе пошли к Иакову и сказали ему: “Просим тебя, удержи народ: он заблуждается, думая, что Иисус и есть Христос. Просим тебя: вразуми всех, кто придет в день Пасхи, относительно Иисуса; тебе мы все доверяем. Мы и весь народ свидетельствуем о тебе, что ты праведен и не взираешь на лица. Убеди толпу: пусть не заблуждаются об Иисусе (11), и весь народ, и все мы послушаем тебя. Стань на крыло храма, чтобы тебя видели и чтобы слова твои хорошо слышал весь народ. Ведь на Пасху собираются все колена, а с ними и язычники”. (12) У помянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: “Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе распятом; объяви нам, что это за “дверь Иисуса”. И ответил он громким голосом: “Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных”. (14) Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: “Осанна Сыну Давидову”. Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: “Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему”. (15) И они закричали: “Оо! И праведный в заблуждении!” Они исполнили напитанное у Исаии: “Уберем праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих”. Они поднялись и сбросили праведника. (16) И говорили друг другу: “Побьем камнями Иакова Праведного”, и стали бросать в него камни, так как, сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, стал на колени, говоря: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают”. (17) Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал пророк Иеремия, закричал: “Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!” (18) Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался. Его похоронили на том же месте возле храма; стела эта и доныне возле храма. Он правдиво засвидетельствовал и иудеям, и грекам, что Иисус есть Христос. Вскоре Веспасиан осадил их”. Со всех сторон к верующим росло враждебное настроение. Тогда оставшиеся руководители общины принимают решение перебраться в Пеллу, город за рекой Иордан. Христиане не принимали участия в восстании иудеев. Так исполнялись слова Иисуса: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Впереди были длительные годы испытаний христиан на веру.
(Деяния 19:23-27) Важнейшие места Титу 1:9 Иуда 3-4 3. период гонимой церкви 100-312 гг. (Гонения, мученики, апологеты) «епископы» Для этого периода характерно противостояние церкви враждебному ей м иру, борьба за выживание против • гонений со стороны Рима • совращающих влияний языческого общества • доктринальных споров в самой церкви Это было время гонений, отважных христианских мучеников и апологетов, которые жизнью и словами свидетельствовали в защиту христианской веры. Ранее было отмечено, что такие люди позднеапостольского периода, как Игнатий, Папий и Поликарп Смирнский, начали свое служение еще в те времена. Церковные епископы стали обретать силу и власть. 1. Основные политические, исторические и культурные события • Римская империя еще не потеряла своей силы и была языческим государством. • В это время христианство было объявлено вне закона, начались сильнейшие гонения на христиан. • Для разумных, практичных, законопослушных римлян христианство было абсурдным — чем-то сродни атеизму, ведь христианского Бога не видно! • Для образованных пытливых греков христианство с точки зрения философии было бессмысленным. Ведь в основе греческой философии лежал «дуализм» — наличие двух противоборствующих вселенских сил — и вера в то, что • В начале христианство пришло в необразованные слои. • В обществе господствовала безнравственность и идолопоклонство, поэтому «христианская мораль» оскорбляла язычников. 2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни Впервые слово «католическая» было использовано Игнатием. Оно означает «вселенская» и служит для описания истинной христианской веры, которая распространилась тогда по всему миру. К концу этого периода в большинстве церквей (Римской Сирийской и пр.) главой церкви считался епископ, который говорил от имени церкви и стоял над пресвитерами. Иногда епископы возглавляли по несколько церквей. Много усилий прилагалось для выработки православной (ортодоксальной) доктрины — свода учений и верований христианства, которые ждали своего определения и разъяснения. В первой половине периода появилось несколько образцов христианских писаний и литературы, принадлежавших перу Игнатия, Папия, Поликарпа Смирнского, Климента Римского. Христианская литература Тремя наиболее важными образцами христианской литературы могут быть названы: Послание Варнавы Это письмо, видимо, было написано каким-то христианином по имени Варнава (речь идет не о новозаветном Варнаве), жившем в Александрии около 130 г. Письмо — яркий пример апологетики. В нем утверждается достаточность Христовой жертвы и отсутствие необходимости следовать закону Моисея. Автор много цитирует Ветхий Завет, но при этом для доказательства своей правоты пользуется аллегорическим и символическим методом толкования. Пастырь Ермы — о бразец пророческого произведения, написанного, видимо, в подражание Откровению. Написано оно было около 150 г. Брмой, скорее всего, бывшим рабом-евреем, жившим теперь в Риме. Цель послания, в котором широко используются видения и символы, — привести грешников к покаянию и напомнить верующим о необходимости жить нравственной жизнью. Дидахе (Учение Апостолов) Дидахе — это свод церковных верований и обрядов, широко распространенный в церквях в 100-150 гг. Книга разделена на две части. В первой части говорится о двух путях — «пути праведности (жизни) и пути неправедности (смерти)». Во второй части содержатся указания о крещении, причастии, молитвах, посте и управлении церковью (о епископах, пресвитерах, дьяконах). В заключении — напоминание о Втором пришествии Христа и о необходимости быть к нему готовыми. Книга была обнаружена в Константинополе в 1800-х гг. и напечатана. Эти три произведения (как и все остальные) проливают свет на жизнь церкви конца первого — начала второго веков. Было много споров, включать ли их в канон Нового Завета. Решено было в канон их не включать, но признать их ценность, хотя и не богодухновенность. Гонения • Важнейшим событием религиозной жизни этого периода стали гонения на христиан со стороны Римского государства. Между 100 и 249 гг. гонения на христиан со стороны Рима имели периодический характер и в основном зависели от политики и государственной философии того или иного императора. Императоры от Траяна (98-117 гг.) до Максимилиана (235-236 гг.) гнали и убивали христиан. - При императорах Траяне (98-117), Римская империя достигла апогея своего расцвета. Но ненависть к христианам, толкала его истребить имя Христа. Особенно сильное преследование происходило в Малой Азии, где правил Плиний. Главным обвинением против христиан была просто их вера во Христа. Письмо Плиния кесарю Траяну «До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вел допроса христиан. Я в этом не компетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… и как далеко должно это простираться… Между тем я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал их, действительно ли они христиане. Когда они признавались в этой вине, то я во второй раз и третий под угрозой смертной казни задавал тот же самый вопрос. Если они упрямо настаивали на своем, то я приказывал их уничтожить».. Андриан (117-138), Антоний Пий (138-161) продолжали аресты христиан, которые завершались смертными казнями. Марк Аврелий (161-180), так же как и его предшественники, продолжал гонения на последователей Иисуса Христа. Во время его правления особенно сильными были гонения в Смирне, в Малой Азии в 167 году. Христиан объявили смертельными врагами государства, все христиане были объявлены преступниками. В 177 году в французских городах Лионе и Вьене, наступила следующая волна преследований. Множество простых и знатных людей, погибли в душных камерах тюрем. Доносы и клевета приводили к смерти молодых и старых, пощады не было ни кому. «Род почитателей Бога в Малой Азии по новому приказу преследуется, как никогда ранее, и обнаглевшие, падкие на чужое добро сикофанты (доносчики) орудуют сейчас, с дозволения приказа, день и ночь, терзая невинных. И было бы это справедливо, если бы происходило по твоему приказу, так как справедливый кесарь не допустит несправедливости, и мы охотно принимаем прекрасный жребий такой смерти, однако просьбу приносим мы к тебе, чтобы ты сам лично познакомился с теми, на которых обрушилось такое гонение: заслуживают ли они смерти и наказания, или спасения и покоя!?». Защитная речь епископа Сардиса перед Аврелием. Неадр. История церкви. Септимий Север (194 –211), в начале своего правление, был благосклонен к христианам. Но, будучи жестоким и самолюбивым человеком, уже 202 году издал указ запрещающий обращаться в христианскую веру. Данный указ развязал гонения, при которых погибло множество молодых людей. Текст для чтения Евсевий Кесарийский «Церковная история». Книга 6 п.1: «Когда Север начал преследовать Церковь, то борцы за веру повсюду завершили свое блистательное свидетельство мученичеством. Особенно много было их в Александрии; из Египта и со всей Фиваиды сюда, словно на огромную арену, отправлены были борцы Божии; с великим терпением и мужеством переносили они разные пытки, умерли разной смертью — и возложены на них венцы от Господа. В числе их был и почитаемый отцом Оригена Леонид, которого обезглавили; он оставил совсем юного сына. С каким усердием стал с этого времени юноша заниматься словом Божиим, об этом пора вкратце рассказать, тем более что среди многих людей шла о нем громкая слава». Особенно жестокими считаются преследования при императоре Деции (249-251). Новый правитель испытывал сильную ненависть к христианам. В его планах было полное истребление последователей Христа. Всех, кто не желал вернуться в языческую религию, нещадно убивали. И если бы Деций не был убит во время битвы с готами в 251 году, то размах этих преступлений трудно себе представить. В период правления императоров Галла (252-253) и Валериана (253-260), гонения на христиан продолжались. Особенно с 257 года под влиянием Маркиана, друга императора, были выпущены указы, повелевающие ссылать священников и закрывать собрания верующих. Предпринятые шаги не смогли, остановить распространение христианства. Тогда был выпущен указ разрешающий жестокое избиение христиан. Но с приходом к власти сына Валериана, Галлиена (260-268), положение верующих изменилось. Своими эдиктами император объявил христиан свободными от преследований. Общинам было возвращено отнятое имущество, молитвенные дома, кладбища, им присваивалась возможность обладать имуществом и иметь права на его владение. Наступило время покоя и мира продолжавшееся до 303 года. Под влиянием своего зятя Галерия император Диоклетиан (284-305), запрещает собрания верующих христиан. В марте 303 года вышли первые эдикты призывавшие к ликвидации церквей, заключению служителей и уничтожению Священных Писаний. 304 год стал началом самых страшных гонений, которые были известны до сих пор. Евсевий Кесарийский «Церковная история». Книга 8 п.2 «Шел девятнадцатый год правления Диоклитиана, когда в месяце дистре (у римлян это март), накануне праздника Страстей Господних, повсюду был развешан императорский указ, повелевавший разрушать церкви до основания, а Писание сжигать и объявлявший людей, державшихся христианства, лишенными почетных должностей; домашняя прислуга лишалась свободы. Таков был первый указ против христиан; вскоре за ним последовали и другие распоряжения: предписывалось всех епископов повсеместно сначала заключить в тюрьму, а затем всякими средствами заставить их принести жертву». После отречения от власти Диоклетиана в 305 году, августами на востоке стал Галерий, а на Западе Констанций Хлор. Под руководством Галерия и его помощника кесаря Максимина, преследования верующих продолжалось особенно жестоко. В 311 году, будучи при смерти, Галерий издает эдикт о терпимом отношении к христианству. Но настоящий мир наступит в 313 году с выходом Миланского эдикта. Миланский эдикт 313 года «Копия императорских постановлений в переводе с латинского: (2) “С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. (3) Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру. (4) Когда же я, Константин август, и я, Лициний август, благополучно прибыли в Медиолан и обсуждали всё, что относится к общей пользе и благополучию, то среди прочего, что сочли мы во многих отношениях полезным для всех, решили прежде всего издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, то есть даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы н ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|