|
Поклонение и церковные обрядыНа первом этапе этого периода поклонение в церкви отличалось простотой и в него входили: пение гимнов молитва чтение Писания наставление от пресвитеров или пастырей Из обрядов были известны лишь два: крещение и причастие, каждый из которых осуществлялся лишь в воспоминание о Господе. По Дидахе крестить следовало погружением в проточную воду, но там, где проточной воды не было, разрешено было поливать водой того, кого крестили. В церквях были епископы, пресвитеры, дьяконы, они несли определенные церковные служения. Руководство церкви К концу периода значение епископа выросло настолько, что его стали отождествлять с самой церковью. Извращены были многие учения. Спасение давалось не только верою в Христа, но еще и с одобрения церковных властей. Обряды теперь могли совершаться лишь епископами. Причастие и крещение рассматривались уже не как внешние свидетельства о спасении, но требовались для того, чтобы стать членом церкви. Считалось, что именно эти обряды дают человеку благодать и спасение. Поместные церкви и поместные пастыри постепенно теряли самостоятельность, потому что «областные» епископы обретали все большую и большую власть. Верующие поместной церкви уже не были равны между собой. Порой тот пресвитер, который был «в штате» и получал от церкви деньги за работу, принимал на себя обязанности епископа и подчинял себе других пресвитеров. По мере того, как разрастались церкви в какой-то области, у них возникала нужда в том, чтобы собраться вместе и скоординировать работу. Тогда один из епископов мог воспользоваться ситуацией и взять на себя епископство над всей областью. Укреплению позиций епископа способствовало и то, что появилась идея о спасении, исходящем от церкви, в которой лишь епископ мог осуществлять «спасительные таинства» крещения и причастия. К 250 г. епископ стал считаться представителем и воплощением христианства в той или иной области. В Карфагене епископ Киприан был признан главой церкви. Все плачевные перемены можно сформулировать следующим образом: Не собрание верующих, а сам епископ стал считаться церковью. Церковь стала считаться средством спасения, а не назидания, общения и поклонения. Церковные обряды приобрели «чудодейственный и спасительный характер», тогда как раньше они служили лишь в «напоминание» о Христе. Образовалась церковная иерархия, главой которой стал епископ. Теперь главным было уже не служение, а положение человека в церкви. В богослужении основное место отводилось обрядности, поэтому поклонение стало ритуальным и заформализованным, потеряв суть — духовное назидание. Слово Божье использовалось больше как носитель доктрины, а не средство духовного роста, назидания, наставления и подготовки к служению. Что еще повлияло на разложение церкви • Быстрый рост христианства вызвал нужду в сильном • Во время гонений многие видные церковные деятели • Встал вопрос о том, что же делать с христианами, • Появилось соперничество между епископами отдельных • Обрядность облегчила принятие в члены церкви множества Влияние церковных писаний Большая часть литературы ранней части этого периода была написана с христианских позиций и стала полезной для духовного назидания. По мере усиления гонений во II и III вв. были предприняты попытки защитить христианскую веру перед римским императором и греческой интеллигенцией. Занимавшихся этим людей называли апологетами. Они старались опровергнуть обвинения, выдвинутые против христиан в том, что те — атеисты, каннибалы, распутники, ко всему безразличные люди. Их подход состоял в том, чтобы на философской основе привязать христианство к Ветхому Завету, показать, что оно коренится в иудаизме. Но иногда они поступались христианскими доктринами, чтобы заслужить одобрение своих оппонентов. Например, они писали, что Христа в понимании «логос», как писал о нем Иоанн, точнее было бы назвать «первопричиной», а не вторым лицом Троицы. В следующем разделе мы поговорим о трех апологетах: Татиане, Иустине-мученике и Тертуллиане. Они и были «защитники веры» (см. Кол. 4:6 и 2 Пет. 3:15). Была и другая группа писателей, которая боролась с внутрицерковными ересями, аргументируя церковные доктрины. Их называли полемистами. В следующем разделе мы коротко поговорим о трех — Ириней Лионский, Ориген и Киприан Карфагенский. Эти люди боролись за здравое чистое учение (см. Иуда 3). 4. Основные участники событий Климент, по происхождению римлянин, сотрудничал с Апостолами Петром и Павлом. С 92 года руководитель римской общины и близ лежащих общин. Много писал посланий и наставлений для церквей. Сослан императором Траяном в Херсонес Таврический где и был умерщвлен в 103 году. Поликарп, родился около 80 года, юношей уверовал во Христа. Был учеником Апостола Иоанна. Последние два года жизни Апостола находился при нем. Поставлен епископом Смирнским. Сожжен на костре при императоре Марке Аврелие примерно в 166 году. Игнатий, как и Поликарп, был учеником Апостола Иоанна. Примерно в 70 году был рукоположен на управление в Антиохии. Много трудился и писал, для утверждения церквей. Был казнен в 107 году по приказу императора Траяна. Варнава, еврей, родился на острове Кипр. Служил при Иерусалимском храме левитом. После обращения ко Христу вместе с Апостолом Павлом, трудился по распространению Евангелия. Погиб от иудеев, как и Стефан Текст для чтения: «Глава 8 Пребывайте в надежде и терпении. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, «Который грехи наши вознес на Своем теле на древо. Который не сделал греха и в устах у Которого не было лжи» (1 Петр. 2, 22 - 24), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, - прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. Глава 9. Оказывайте терпение по примеру Игнатия и других. Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом». Поликарп Смирнский «Послание к филипийцам».
Уже упомянутые ранее римские императоры от Траяна до Диоклетиана играли огромную роль как зачинатели гонений на христианство и сторонники императорского культа. Апологеты .
Татиан (ок. 110-172 гг.). Ассирийский богослов, обучавшийся в Риме у Иустина-мученика. Около 160 г. написал «Обращение к Грекам», в котором разоблачал языческий характер греческой философии. Он же написал первое согласование Евангелий, известное под названием «Диатессарон», широко использовавшееся в Сирийской церкви. Иустин-мученик (Философ) (ок. 100-165 гг.) был наиболее видным христианским апологетом второго столетия. Родился в Самарии, изучал греческую философию. Один старец привел его к Господу, показав, что истинную жизненную философию можно найти лишь в Писании. Потом он основал в Риме христианскую школу и написал около 150 г. свою «первую Апологию», адресованную римскому императору. В своих сочинениях Иустин: • выступал в защиту христианской нравственности • отвергал обвинения в адрес христиан • писал, что христианство — это истинное выражение греческой • утверждал, что Христос — это извечный божественный Логос • отталкиваясь от Писания, доказывал, что в христианстве могут Римские власти осудили Иустина Философа за его христианские убеждения и обезглавили. Тертуллиан (160-220 гг.) — ведущий апологет/полемист Западно-латинской церкви. Он родился в г. Карфагене (Тунис) и, будучи юристом, знал как греческий язык, так и латынь. Его «Апология» была адресована римскому наместнику и в ней говорилось, что нельзя, чтобы римляне во всем, в том числе и в стихийных бедствиях, обвиняли христиан. В сочинениях, написанных на латыни, он затрагивает многие богословские предметы, те, что впоследствии будут горячо обсуждаться на церковных соборах. В конце жизни он стал монтанистом, но именно он написал о сути Святой Троицы, причастии и крещении. Его труды, продуманные аргументы, богословские работы заслужили ему имя «отца латинского богословия». Полемисты Полемисты, как и апологеты: • сражались за христианство • разоблачали язычество • формулировали христианские учения Ириней Лионский (конец II в.). Родился в Смирне, учился у Поликарпа Смирнского. Около 175-185 гг. стал епископом Лионским в Галии (Франция). Известнейшим его трудом является сочинение «Против ересей», аргументированно разбившее гностицизм. Он ушел далеко вперед в богословии и писал: • что Христос был истинным Богом и истинным человеком, • об апостольской традиции, хотя бы в том, как передавались из • о правиле (каноне) церковной истины, на котором строится • о равнозначности Нового и Ветхого Заветов. • о канонических Евангелиях. • о единстве Отца, Сына и Святого Духа и извечном Божьем Такие люди, как Ириней, заложили основы систематической теологии. Ориген (ок. 185-254 гг.). Вышел из Александрии, где учился в богословской школе Климента Александрийского, а потом стал его преемником на посту главы школы. Оригена можно считать величайшим писателем, богословом и мыслителем этого периода. Ориген составил Гексплу — Библию, в которой различные переводы были расположены параллельными колонками. Кроме того, он писал о трех методах толкования Библии — буквальном, нравственном и аллегорическом (духовном), при помощи которого можно узнавать тайны веры. Будучи приверженцем аллегорического метода (поиск скрытого, духовного значения текста), он оказал христианству «медвежью услугу», ибо при помощи этого метода из текста можно извлечь то значение, которого там никогда не было. Известен он и работами по теологии — «Начальные принципы и комментарии к Библии». Именно он старался примирить греческую философию и христианство, в чем его постигла неудача. Он учил о том, что душа существует еще до рождения человека, что спасение будет дано всем. Обе эти мысли церковь отвергла. По приказу Рима Оригена казнили. Наверное, именно он стал отцом систематической теологии. Епископ Киприан Карфагенский (200-258 гг.). Киприан многое сделал для возвышения епископов и проповеди лжеучения об апостольском преемстве. Он верил, что, будучи епископом, лишь он имеет право решать, принимать ли обратно в церковь тех христиан, которые поклонялись кесарю. Он учил, что спасение приходит только через церковь, а он выразитель мнения церкви. Он был сторонником вселенской «католической» («кафолической») церкви, центром которой считал римскую церковь. Наивысшей властью обладали епископы. Именно Киприан заложил основы апостольского преемства в римско-католической церкви, которая наделила папу неограниченной властью. Влияние эпохи на развитие христианской церкви Несмотря на все происходившие преследования, Церковь распространялась очень быстро. В I веке христианские общины распространялись в основном в восточной части Римской империи, в Малой Азии. Ко II веку во всех грекоговорящих частях империи образовывались Церкви. К 300 году христиан насчитывалось примерно 50-75 миллионов человек. Христианскими центрами стали наряду с Антиохией, стали Карфаген, город в Северной Африке, и Рим. Гонения не были неожиданными для христиан. Об этом их предупреждал Иисус. Пострадать за Христа была честь и привилегия для Его истинного последователя. Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, являлся источником силы и стойкости христиан. Это и явилось успехом распространения учения Иисуса Христа. Все ученики Иисуса Христа без страха шли с проповедью Евангелия. Их пример был воодушевлением для многих христиан. Кровь мучеников стала семенем Церкви – воскликнул Теруллиан. После гибели Апостолов, руководителями христианского движения, стали их ученики. Которые в последствии получили название Отцов церкви. Они слышали наставления Апостолов. Трудились вместе с ними, для распространения Евангелия. Это были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. - Жизнь Церкви во II и III веках. Первоапостольская церковь, состоящая в основном из иудеев, строила свою жизнь по принципу синагоги. На своих служениях они поклонялись Богу, молились, читали Слово, прилагая толкование, пели псалмы, произносили проповеди, соблюдали Субботу. Уже во второй половине I века днем поклонения стало считаться воскресение. По воскресеньям проводились службы, на которых читалось Слово Божье, произносилось назидание старейшины, пение псалмов, молитвы. Христианская община несла на себе обязанность помощи бедным и вдовам. Христиане избегали посещения театров, стадионов, игр и храмов, всего того, что не прославляло Бога. Они исполняли свои общественные обязанности: были покорны властям, платили налоги, молились за власти. Своей жизнью, своим поведением, показывали твердость убеждений. Христиане не боялись умереть за свои принципы. Этим Церковь оказала сильнейшее влияние язычников. Не смотря на окружающую жестокость, все больше и больше приходило людей, сознательно посвящая себя Богу. Многие знатные граждане обращались ко Христу. Языческие храмы пустели. Главенствующая языческая элита требовала, от бессилия, ужесточить гонения. Главными обвинениями, были выдуманные истории об изуверских обрядах христиан. Видя, такие серьезные преследования со стороны власти, христиане защищались. Они боролись за свои жизни. Но их оружием были молитва и Слово Божье. Во II и III веках вышли множество сочинений, защищающих убеждения христиан. Авторами этих трудов были Аристид, Кодрат, Иустин Мученик, Ириней, Тертулиан и многие другие. Но жизнь и развитие Церкви зависело не только от отношения власти и внешнего мира. Довольно серьезное влияние оказала внутреннее взаимодействие среди многочисленных христианских общин. Апостольские ученики в некоторых случаях отклонились от преподанного им учения. В руководстве Церкви, все чаще служители стали требовать к себе особого почтения и беспрекословной подчиненности. Церкви всех крупных городов начали претендовать на апостольское наследие. Это значит, что важным становится то, кто был основателем церкви того или иного города. Основателем должен был быть обязательно кто-нибудь из Апостолов или его приемников. Какое влияние это оказало на Церковь, мы обсудим позже.
Текст для чтения: «Нет у нас никакого учителя, кроме единого Бога; Он находится пред тобою и не может скрыться; но ты ничего не можешь сделать Ему... Впрочем эта секта не уничтожится. Ты должен знать, что тогда более она увеличивается, когда, по-видимому, истребляется. Ибо во всяком, кто видит такое терпение, возбуждается недоумение, и всякий воспламеняется желанием узнать, в чем тут дело, и когда познает истину, то и сам тотчас последует за нею». Тертулиан «К Скапуле» «Кто же из здравомыслящих не сознается, что мы не безбожники, когда почитаем Создателя всего мира, и согласно с тем, как мы научены, говорим, что Он не требует крови, возлияний и курений, а славим Его, по мере сил, словом молитвы и благодарения во всех приношениях наших? Мы научены, что один только образ почтения достойный Его — тот, чтобы данное им для нашего питания не истреблять огнем, но приносить для нашего собственного употребления и для нуждающихся, а Ему в чувстве благодарности возносить посредством слова торжественные действия служения и песни за то, что мы сотворены, за все средства к благосостоянию нашему, за различные роды произведений, за перемены времен; и воссылать прошения о том, чтобы нам воскреснуть для нетления, по нашей вере в Него. Наш учитель в этом ест Иисус Христос. который для этого родился и был распят при Понтие Пилате, бывшем правителе иудеи, во время Тиверия кесаря; и мы знаем, что Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем. Что мы справедливо почитаем Его,—я докажу вам. Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку, а не знают заключающейся в этом тайны. Я изложу ее вам, а вас прошу тщательно вникнуть в нее». Иустин Мученик «Апология первая» Глава 13
К сожалению, все, что произошло с 100 по 312 гг., заложило именно тот фундамент, на котором церковь стояла все следующие 1200 лет. • Церковь была объявлена вне закона, но гонения лишь • Те, кто остались непоколебимыми в вере, приняли мученическую • Духовное в поклонении уступило место обряду и форме. Причастие и крещение стали считаться «благодатными спасительными таинствами». Власть церковного собрания перешла в руки епископов. Доктрина о спасении по вере в Христа сменилась доктриной о спасении посредством церковных таинств. Духовная живость церкви сменилась церковной заорганизованностью. Церковь из духовного организма превратилась в религиозную организацию. Противодействие со стороны языческого общества вызвало необходимость в апологетике (защите веры). Ереси в церкви привели к необходимости систематизации церковных доктрин. Это эпоха проложила дорогу для римско-католической церкви созыва Церковных соборов и написания Символа Веры развития православного богословия
4. Период христианской римской империи
4.
Обращение императора Константина в 312 г. Христианство становится государственной религией Римской империи Символ Веры Церковные Соборы — богословские споры (Божественность и человечность Христа) Троица - Никея - Ефес - Константинополь - Халкидон Восточная (византийская) и западная (римская) церковь Золотой век Отцов церкви Лев I — первый негласный Папа Афанасий Кристосом (Иоанн Златоуст) Иероним Августин Юстиниан I Нашествие варваров Падение Рима Основные места из Писания Мф. 22:15-22 Титу 2:1 (Церковные Соборы, символ веры, христианство — государственная религия). В этот период церковной истории произошли следующие события: • В 312 г. император Константин обратился в христианство. • Христианство стало государственной религией Римской империи. • Произошло сближение церкви и государства. • Выработан Символ Веры. • Богословские споры разрешались великими церковными соборами. • Произошло падение старой Римской империи, в нее вторглись • Начало монашеского движения. Монахи поселяются в монастырях, • Епископ Римский становится главой (Папой) Западной церкви. • Начало разделения между западной (католической) церковью в События, произошедшие в эту эпоху, будут влиять на ход церковной истории не менее 1000 лет! 1. Основные политические, исторические и культурные события • Римская империя находилась в состоянии упадка. Несмотря на повсеместные жестокие преследования христиан, уничтожить христианство так и не удалось. В 311 г. после смерти Галерия в расколотой и без того Римской империи развернулась борьба за власть. В 312 г. в этой борьбе победил Константин и стал императором, причем победу свою он объяснял Божьей помощью, ибо перед решающим сражением ему было видение: крест в небе и слова «сим победишь». Христианство было официально признано императорской религией, теперь быть христианином стало модно и престижно. В 330 г. столицей восточной части Римской империи (Византии) сделался Константинополь (древнегреческий город Византии), который через 1600 лет стал столицей Османской империи. Сегодня он известен как Стамбул (столица Турции). Так как Константин был не только главой государства, но и разрешал церковные споры, церковь и государство стали неразделимы. В 380 г. император Феодосии официально провозгласил христианство государственной религией, последователи которой звались «кафолическими христианами». Слияние церкви и государства, произошедшее в начале IV в., продиктовано чисто политическими мотивами. Как Константин, так и Феодосии видели в христианстве средство для объединения и упрочения прогнившей империи. Но, несмотря ни на что, свидетельство святых мучеников, нравственный образ жизни христиан, крепость их семей, взаимная любовь не могли не оказать положительного воздействия на все общество. Раскол Римской империи носил как политический, так и религиозный характер: столицей западной части империи стал Рим — оплот западной (римской) разновидности христианства, а столицей Византии и восточной (греко-православной) церкви — Константинополь. Так как император перенес столицу в Константинополь, римский епископ обрел дополнительные политические полномочия. Восточная часть Римской империи со столицей в Константинополе оставалась в своих границах в течение нескольких веков, хотя и подвергалась неоднократным нападениям со стороны мусульманских народов. Расцвет Византийской империи приходится, видимо, на правление Юстиниана I, царствовавшего с 527 по 565 гг. Искусство и культура Византии впитали в себя римское право, христианство и греческую философию. Юстиниан рассматривал государство как орудие Божье для изменения мира. Он издал новое римское законодательство, покровительствовал развитию искусства и культуры, строил много церквей. Он же одержал победу над племенами вандалов в Северной Африке и готтов в Италии. Юстиниан был защитником восточной Никейской ортодоксии — даже закрыл ряд греческих философских школ. Церковь растворялась в «христианском» обществе, руководимом государством. Западной части Римской империи повезло меньше. Ее захватили орды варваров, наступавших из Европы, а затем и из Азии. В 410 г. готтские племена захватили Рим и расселились по всей Римской империи. Позже уничтожить Рим угрожали монгольские орды под предводительством гунна Аттилы. В 452 г. Лев, епископ Римский, от лица императора вел с Аттилой переговоры и добился пощады для Рима. После этого политический и религиозный гений Льва получил широкое признание. В 455 г. вандалы захватили Рим и убили императора Максима. И тут снова вмешался Лев, просивший о милости. Рим был разграблен, многие церковные здания разрушены, но город не сожгли. • К 476 г. Западную Римскую империю опустошили германские • Культура западной части Римской империи была представлена 2. Основные религиозные движения и события религиозной жизни Главными религиозными событиями эпохи стали: • Разделение церкви на восточную и западную Как уже было отмечено, христианская церковь разделилась на две группы — западную церковь, главой которой стал епископ Римский, и восточную, возглавляемую Константинопольским императором. В таких городах, как Константинополь, Александрия, Карфаген, Иппон, Антиохия, Иерусалим и Ефес, церковь имела своих епископов. В последующем разделение церкви на восточную и западную будет усугублено еще и рядом доктринальных противоречий. На западе никто не мог оспаривать власти римского епископа, в то время как на востоке ни один из епископов не имел «перевеса» во власти и влиянии. • Христианизация варварских племен • К чести церкви, на западе успешно велось благовестив среди Но многочисленные новообращенные привнесли в христианство множество языческих обрядов и понятий. Наиболее остро, видимо, стоял вопрос об обучении и воспитании новообращенных — нужно было учить их принципам и истинам, содержащимся в Писании. Много обращенных было и среди вождей языческих племен, женившихся на женщинах-христианках. Именно так случилось с Хлодвигом (481-511 гг.), вождем племени франков из Северной Галлии (Франция). Жена-христианка рассказывала ему о Христе, и Бог использовал ее свидетельство: во время одной из битв вождь обратил свои молитвы не к германским божествам, а к Богу. Он принял спасение, все его племя окрестилось и, таким образом, «христианизировалось». Но подобные случаи, когда обращались целые племена, до сих пор являются предметом богословских споров — ведь уверовать в Христа можно лишь лично. Институт папства на западе На становление римского папства оказали влияние многие политические и религиозные факторы. Начиная с 313 г., епископ Римский стал значительно выделяться среди других епископов, хотя тогда он еще не был главой церкви. Римская церковь считалась ведущей апостольской церковью, ибо была основана Петром, а неверное истолкование Мф.16:13-18 легло в основу главенства римской церкви над остальными церквями и догмы об апостольском преемстве. После того, как столица Римской империи была перенесена на восток в Константинополь, возросло политическое и религиозное влияние римского епископа: на западе не осталось никого, наделенного столькими властными полномочиями! Кроме того, римский епископ считался хранителем доктринальной ортодоксии — ведь все ереси рождались именно на востоке! Помимо этого, римский епископ пользовался поддержкой монашества, проводившего большую миссионерскую работу на землях империи. На протяжении многих лет в римской церкви сменяли друг друга очень сильные епископы: Григорий Нисский (330-395 гг.), при котором служил св. Августин, Дамасий I (366-384 гг.), при котором св. Иероним осуществил перевод Библии на латынь (так называемая «Вульгата»). Но лишь Лев I, бывший епископом римским с 440 по 461 гг., стал неофициально называться Папой (что в переводе означает «отец»). Его влияние в религиозных кругах возросло благодаря политическому таланту: он смог добиться значительных успехов на переговорах с предводителем гуннов Аттилой и вождями других варварских племен. К началу епископства Григория I (590 г.) институту папства не хватало лишь официально утвержденного титула Папы. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|