|
Формирования профессиональной компетентности (комплекса специальныхЗнаний, умений и навыков), необходимо развитие и формирование личности (приобщение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, раз- Витие профессионального самосознания). Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального ра- Ботника представляет собой сложную совокупность философской, социо- Культурной, профессиональной, социально-групповой и индивидуальной Компонент. Компоненты этико-аксиологического сознания социального ра- ботника описаны Г. П. Медведевой следующим образом: · философская – компонента, сложившаяся в результате изучения и при- Своения в процессе профессиональной подготовки и самообразования Научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей фи- лософии, этики и аксиологии; · профессиональная – компонента, представляющая собой результат Воздействия на личность смысла и содержания теоретических и прак- Тических оснований социальной работы и воззрений совокупной про- Фессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии; · социально-групповая – компонента, сложившаяся вследствие принад- Лежности личности к определённой социальной группе и усвоения ею определённых взглядов, стереотипов, ролей и статусов; · индивидуальная – компонента, выступающая как результат развития, Становления личности специалиста и его собственного жизненного пу- Ти. Специалист социальной работы должен обладать определённым ком- Плексом профессионально-значимых личностных качеств. Е. И. Холостова разделяет эти качества на три группы: · психологические характеристики, являющиеся составной частью спо- собности; · психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенст- вование социального работника как личности; · психолого-педагогические качества, направленные на создание эффек- Та личного обаяния. В результате наличия и развития трёх групп качеств в каждом кон- Кретном случае возникает профессионально-этическая культура личности Специалиста социальной работы – система сформированных, профессиональ- Но-значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и от- Ражающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в Конкретном социокультурном пространстве, трансляции этических ценно- Стей, норм поведения, существующих в данном регионе. Основными компо- Нентами профессионально-этической культуры личности выступают: нравст- Венное сознание, моральная позиция, нравственное поведение, нравственные Привычки, нравственный самоконтроль, а также профессионально-этическое Развитие. Роль личностных качеств в данном виде деятельности, несомненно, ве- Лика. Е. И. Холостова выделяет следующие первостепенные качества соци- Ального работника: гуманистическая направленность личности, личная и со- Циальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, Чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, Терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная __________устойчивость, личностная Адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптирован- Ности. Ключевым качеством из вышеперечисленных является гуманистиче- Ская направленность личности. По мнению Г. П. Медведевой, такая интегра- Тивная характеристика, как гуманистическая направленность личности, мо- жет быть охарактеризована наличием следующих показателей: · осознанная приверженность гуманистическим ценностям; · признание человека высшей ценностью современной цивилизации; · организация активной деятельности, направленной на реализацию гу- манистических ценностей; · мотивация основной деятельности необходимостью реализации гума- Нистических ценностей. Вполне понятно, что далеко не каждый человек обладает качествами, Необходимыми для работы по специальности «Социальная работа». Но Именно эти качества и их развитие Г. П. Медведева выделяет в качестве ос- новных этико-аксиологических критериев профессиональной пригодности: · наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессио- нальной социальной работы; · наличие развитых профессионально значимых качеств личности; · наличие актуализированной потребности в профессиональном и лич- Ностном совершенствовании. Е. И. Холостова предлагает следующие психологические критерии для определения профессиональной пригодности: · высокий уровень интеллектуального развития; · хорошая саморегуляция, самодисциплина; · способность помогать людям в сложных ситуациях; · большая физическая сила, выносливость; · способность к перенесению больших моральных затрат; · чуткость, чувствительность. Именно в результате наличия высоких требований, предъявляемых к Специалисту, имеет место проблема профессионального отбора. Профессио- Нально-этическая компетентность должна рассматриваться специалистом в Нашем обществе как неотъемлемая компонента его профессионализма, по- Стижения глубокого смысла профессиональной деятельности, понимания её Сущностных целей и задач. Профессионально-этическая система социальной Работы должна стать одним из важнейших факторов утверждения профессии Как деятельности социально необходимой, гуманной, способствующей раз- Витию социального прогресса и достижению блага каждым человеком и об- Ществом в целом. Контрольные вопросы Какие положения лежат в основе личностной характеристики социаль- Ного работника? Каковы компоненты этико-аксиологического сознания социального ра- Ботника? Каким комплексом профессионально-значимых личностных качеств Должен обладать специалист социальной работы? Что такое профессионально-этическая культура личности специалиста Социальной работы? Какими показателями может быть охарактеризована гуманистическая Направленность личности? Каковы психологические критерии для определения профессиональной Пригодности? Литература Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной рабо- Ты. М., 2007. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. Топчий Л. В. Профессионально-этические требования к социальному Работнику. М., 1994. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет Социального работника. М., 1993. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. Кодекс этики социального работника Профессионально-этический кодекс – это свод профессионально- Этических норм, предписываемых к исполнению специалистам социальной Работы и принятых в установленном порядке их профессиональным объеди- Нением. Профессионально-этический кодекс является отражением профессио- Нально-этической системы, поскольку он включает в себя наиболее важные Её компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально- Этической системе, так как существенно беднее её и представляет основные Компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|