|
Становку его задач и интерпретацию получаемых в нём результатов. Возник-Нув в естествознании Нового времени, эксперимент получил философское Осмысление в трудах Френсиса Бэкона. В современной науке используются различные виды эксперимента – качественный__________, имеющий своей целью уста- Новление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления, измери- Тельный, выявляющий количественную определённость какого-либо свойст- Ва объекта, мысленный, представляющий собой систему процедур, проводи- Мых над идеализированными объектами, а также вычислительный, основан- ный на расчёте посредством компьютера вариантов математических моделей Процесса и выбора из них наиболее оптимального. С 20-х годов прошлого столетия развиваются социальные эксперимен- Ты, способствующие внедрению в жизнь новых форм организации и оптими- зации управления обществом. Их содержание и процедуры обусловлены не Только правовыми, но и моральными нормами, действующими в обществе. В Современной науке осознана необходимость выработки чётких социально- Этических принципов эксперимента, а также строгого общественного кон- Троля за их соблюдением. Методы эмпирических исследований в социальной работе предназна- Чены для регистрации и обобщения фактов с помощью понятий, которые вы- Рабатываются в рамках теоретического анализа. Вместе с тем сведения, по- Лученные с их помощью, составляют базу дальнейших теоретических обоб- Щений, истинность которых проверяется социальной практикой, а также в Новых эмпирических исследованиях, т. е. опытным путём. Так, устанавли- Ваемые эмпирически тенденции отношения работников к изменениям усло- Вий и содержания труда предполагают их теоретическое обоснование, на ос- Нове которого фиксируются соответствующие социальные факты. Однако Эти факты могут быть осмыслены в иных понятиях (например, как проявле- Ние отношения к инновациям), что даёт новый толчок эмпирическим иссле- Дованиям. Контрольные вопросы Что имеется в виду под эмпирическими исследованиями? Что такое наблюдение? Какие выделяют виды наблюдений? Что имеется в виду под опросами? Что такое измерение? Что такое эксперимент? Литература Агапов Е. П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997. Берков В. Ф. Философия и методология науки. М., 2004. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Ла- Пина. М., 1989. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. Методы теоретических исследований В социальной работе Для характеристики двух основополагающих форм научного познания, А также структурных компонентов и уровней научного знания используют Понятия эмпирического и теоретического. В основе их различения лежит вы- Деление в научном познании двух видов исследований – эмпирических и тео- Ретических. Если эмпирические исследования имеют дело с внешней сторо- Ной предмета, то теоретические – с его сущностью, постигаемой с помощью Понятий. Несмотря на свою противоположность, выделяемые виды исследо- Ваний тесно связаны друг с другом. Эмпирические исследования открывают Новые факты, подлежащие теоретическому объяснению. С другой стороны, Теоретические исследования направляют поиски этих фактов. Методы теоретических исследований направлены на то, чтобы постичь Сущность предмета с помощью понятий. Так, метод восхождения от абст- Рактного к конкретному заключается в движении теоретической мысли ко Всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Он характеризует направление процесса познания, т. е. его движение от ме- Нее содержательного к более содержательному знанию. Метод восхождения От абстрактного к конкретному предполагает постоянное обогащение содер- Жания теоретической мысли, которое выражается во введении всё новых и Новых понятий, раскрывающих в своей совокупности сущность исследуемо- Го предмета. Не менее важным методом теоретического исследования является ана- Лиз и синтез, представляющий собой мысленное или фактическое разложе- Ние целого на составные части и воссоединение его из частей. Расчленение Целого на составные части позволяет выявить структуру исследуемого объ- Екта, отделить в нём существенное от несущественного, а также свести Сложное к простому. Анализ имеет своей целью познание частей как элемен- Тов сложного целого, однако он приводит к выделению сущности, которая Ещё не связана с конкретными формами её проявления. Поскольку единство Не раскрыто им как единство в многообразии, оно остаётся абстрактным. С Другой стороны, синтез представляет собой процесс объединения в единое Целое тех частей, которые выделены посредством анализа. Идя от тождест- Венного к различию, он соединяет общее и единичное в живое конкретное Целое. Синтез дополняет анализ, находясь с ним в неразрывном единстве. Познание включает в себя не только исследование предметов, но и Преобразование имеющегося уже знания. Такое преобразование осуществля- Ется посредством рассуждений, составляющих предмет исследования логики. Согласно принятому в логике пониманию, рассуждение (или умозаключение) Представляет собой выведение одного высказывания из других. Выраженное Всегда в некотором языке, оно состоит по крайней мере из двух высказыва- Ний (т. е. повествовательных предложений), одно из которых играет роль за- Ключения, а остальные – роль посылок. Под посылками имеются в виду вы- Сказывания, из которых в процессе рассуждения выводится другое высказы- Вание. В своих рассуждениях мы всегда исходим из каких-то положений, Принимаемых нами на том или ином основании (например, в силу нашей Убеждённости в их истинности). Эти положения, образующие исходный Пункт наших рассуждений, и выступают в качестве посылок. Что касается за- Ключения, то под ним имеется в виду высказывание, которое выводится из Других высказываний в процессе рассуждения. Собственно говоря, мы обра- Щаемся к рассуждениям именно для того, чтобы из одних высказываний, иг- Рающих роль посылок, выводить в качестве заключения другие высказыва- Ния. Выделяют два основных метода преобразования знания – дедукцию и Индукцию. Согласно традиционному пониманию, дедукция представляет со- Бой переход от общего к частному. Рассуждения, основанные на ней, назы- Ваются дедуктивными. Они характеризуются тем, что используемые в них Правила вывода гарантируют истинность заключения при условии истинно- Сти посылок. Иными словами, если дедуктивное рассуждение правильно, а его посылки истинны, то и выводимое из них заключение истинно. Дедук- Тивное рассуждение считается ошибочным, если его посылки истинны, а за- Ключение ложно. В этом случае говорят, что в нём содержится ошибка «не Следует». Так, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует Социальная работа; Швеция – цивилизованная страна; следовательно, в Шве- ции __________существует социальная работа» правильно, поскольку в нём из истинно- Сти посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная рабо- Та» и «Швеция – цивилизованная страна» следует истинность заключения «В Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|