|
Цификой менталитета различных народов, их национальных обычаев и тра-Диций, действующим законодательством, уровнем социально- Экономического развития страны и статусом социальной работы в обществе. Профессионально-этический кодекс в основном предназначен для ре- Гулирования профессионального поведения, отношений и действий специа- Листов. Однако в конечном итоге область применения профессионально- Этического регулирования становится шире и выходит за рамки профессио- Нальной деятельности. Соблюдение требований профессионально-этического Кодекса социальным работником – не формальность, а необходимое условие Эффективности и результативности его повседневной практической деятель- Ности, мерило её общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым Специалистом требований профессионально-этического кодекса в настоящее Время становится непременным условием признания и закрепления высокого Статуса профессии в обществе, основанием для завоевания авторитета и ува- Жения её представителей, самоуважения и самоутверждения личности спе- Циалиста в профессиональной группе и в обществе. Контрольные вопросы Что такое профессионально-этический кодекс? Какие функции выполняют профессионально-этические кодексы в со- Циальной работе? Какие основные источники лежат в основе профессионально- Этического кодекса социальной работы в нашей стране? Каким требованиям должен соответствовать профессионально- Этический кодекс? Выполнение каких условий необходимо при разработке профессио- Нально-этического кодекса? Из каких основных разделов состоит профессионально-этический ко- Декс? Литература Беребешкина З. А. Этика социального работника. М., 1995. Медведева Г. П. Профессионально-этический кодекс. Казань, 2004. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной рабо- Ты. М., 2007. Сараева Д. А. Этика социальной работы. Томск, 2002. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет Социального работника. М., 1993. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. ГЛАВАШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА Социальная работа как область Научных исследований Как и любая другая деятельность, социальная работа на определённом Этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, Имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Ре- Зультатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Таким образом, социальная работа существует не только в виде профессии, Но и в виде науки. Социальная работа как профессия сложилась на основе исторических Предпосылок, к которым относятся различные формы помощи нуждающим- Ся. Важнейшей из этих предпосылок является благотворительная деятель- Ность, представляющая собой бескорыстную помощь нуждающимся. С соци- Альной работой её объединяет то, что они имеют общую альтруистическую Установку. Будучи выражением душевной доброты, благотворительность бы- Ла объявлена христианством богоугодным делом, поскольку она вытекала из Сущности Бога, понимаемой как любовь ко всем людям. Человек, который не Любит других людей, никогда не будет им безвозмездно помогать. Иными Словами, душевная доброта является необходимым условием помощи нуж- Дающимся. Однако то, является ли она достаточным условием такой помощи, Менее очевидно. Пока помощь нуждающимся совпадала по существу с благотворитель- Ностью, для неё было достаточно душевной доброты. Именно от такой доб- Роты бедные люди отдавали свои последние гроши тем, кто были ещё беднее, А богатые тратили огромные средства на благотворительные цели. В течение Многих столетий благотворительность играла ведущую роль в деле помощи Нуждающимся, но к концу 19 в. стало очевидно, что её возможности ограни- Чены. Социальные проблемы приобрели к тому времени такой размах, что Справиться с ними смогли бы только люди, обладающие специальными зна- Ниями. Овладевая такими знаниями, социальные работники становились Профессионалами. Поэтому можно сказать, что становление социальной ра- Боты как профессии было в то же время становлением её как науки. Социальная работа представляет собой единое целое, аспектами кото- Рого являются профессия и наука. Действительно, профессиональный подход К делу помощи нуждающимся предполагает использование знаний, получае- Мых наукой. Используемые в практике социальной работы, эти знания дела- Ют её более эффективной. С другой стороны, предметом социальной работы Как науки является её практика, представляющая собой деятельность людей, Которые занимаются профессиональной помощью нуждающимся. Таким об- Разом, в социальной работе профессия и наука неразрывно связаны друг с Другом. Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет Интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой сперва занимались Педагоги, психологи, медики и другие специалисты, стала затем особой про- Фессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный Характер профессиональной помощи нуждающимся, социальная работа как наука сложилась на стыке различных дисциплин. Иными словами, она яви- лась результатом междисциплинарных исследований. Под междисциплинарными исследованиями имеется в виду форма ор- Ганизации науки, предусматривающая сотрудничество между представите- лями различных дисциплин в решении комплексных проблем. Междисцип- Линарные исследования предшествуют изменениям в системе организации Труда, обеспечивающей производство знаний. Обращение к ним вызывается несоответствием между содержанием научных проблем и дисциплинарной Организацией науки, под которой имеется в виду её членение на относитель- но самостоятельные дисциплины. Поэтому за их решение берутся в ряде смежных дисциплин, к которым они наиболее близки. Так начинается про- цесс, который приводит к созданию новой научной дисциплины. Будучи результатом междисциплинарных исследований, социальная Работа как наука сложилась благодаря усилиям психологов, медиков, педаго- Гов, социологов, юристов, философов, а также представителей других облас- Тей знания, которые исследовали различные аспекты помощи нуждающимся. Так, психологов в этих исследованиях интересовали прежде всего проблемы Человеческой личности, медиков – проблемы защиты здоровья людей, педа- Гогов – проблемы их воспитания, социологов – проблемы социальной струк- Туры общества, юристов – проблемы законодательной базы профессиональ- Ной помощи нуждающимся, а философов – её самые общие проблемы. Обу- Словленные мировоззренческим характером философского знания, эти по- Следние проблемы касаются сущности, структуры, а также целей и средств Социальной работы. Они образуют фундамент науки, получившей название Социальной работы. Рассматриваемая как область знания, социальная работа представляет Собой науку, предметом которой является профессиональная помощь нуж- Дающимся. Иными словами, в центре её внимания находится деятельность Социальных работников. Для того чтобы она была эффективной, социальные Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|