Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ренессанс и создание приютов





 

Демонологические взгляды на патологию продол­жали терять популярность в период раннего Возрож­дения, когда стали активно развиваться культура и наука (примерно 1400-1700). Немецкий врач Иоганн Вейер (Johann Weyer, 1515G1588). первый врач, специализирующийся на душевных заболева­ниях, полагал, что разум так же подвержен болезням, как тело. Теперь его считают первооткрывателем современной психопатологии или психической дис­функции.

Попытки достичь «высшего царства»

В 1997 году весь цивилизован­ный мир испытал шок, узнав о ве­рованиях, которых придержива­лись последователи секты Небес­ных Врат (Heaven's Gate), когда тридцать девять членов этой сек­ты покончили жизнь самоубий­ством в дорогом доме в одном из пригородов Сан-Диего. Благодаря оставленным ими видеолентам и сообщениям в Интернете, стало известно, что члены секты верили, что их тела являются всего лишь «контейнерами», т. е. вместилища­ми высших небесных духов, и что НЛО скрываются в хвосте кометы Хэйла-Боппа, чтобы прийти и заб­рать их домой, в «их мир». По сути дела, сектанты верили, что смерть освободит их для вхождения в не­кое «высшее царство».

Общественность была особен­но встревожена ключевой ролью, которую явно играли средства мас­совой информации и современные системы связи для популярности и распространении культа Небесных Врат. В 1993 году, стараясь вызвать интерес к группе своих последова­телей, лидер секты, Маршалл Херфф Эпллуайт (Marshall Hcrff Applewhite) (см. фото), дал в жур­нал «USA Today» публикацию рек­ламного характера, в которой опи­сывал философские связи культа с другими милленаристскими секта­ми, предсказывающими в 2000 году конец света. Кроме этой фор­мы публичной активности члены секты научились пользоваться ин­тернетом и использовали его, что­бы узнавать о НЛО и других сви­детельствах «высшей жизни». Вдо­бавок последователи этого культа в открытую привлекали новых чле­нов, распространяя через Интернет призывы, обращенные к людям, ко­торые думали о самоубийстве, му­чились от депрессии или злоупо­требляли психоактивными веще­ствами.

Вопросы для размышления

Что общего у верований, поведения и обстоятельств людей, связанных с культом Небесных Врат с распрост­раненными в прошлом фор­мами «массового безумия», такими как тарантизм или ликантропия? Представляет ли Интернет опасность как средство, рекламирующее новые формы массового безумия и способствующее его распространению?

Психологические заметки

У Вильяма Шекспира (1564-1616), творче­ство которого относится к эпохе Возрождения, можно найти размышления о природе и при­чинах патологического поведения в 20 из на­писанных им 38 пьес и во многих сонетах (Dalby, 1997).

В этой атмосфере продолжали совершенствовать­ся методы заботы о людях с психическими нарушени­ями. В Англии такие люди содержались дома, а их се­мьи получали на содержание больных средства от местного церковного прихода. В самых разных местах Европы находились устроенные церковью богадельни, предназначенные для лечения людей с психическими нарушениями. Возможно, наиболее известный из та­ких приютов находился в городе Гиле (Gheel) в Бель­гии. Начиная с XV века в Гиль со всех концов Европы стремились люди, надеющиеся на излечение своей психики. Местные жители дружелюбно принимали их, и из многочисленных пилигримов сформирова­лась первая в мире «колония» пациентов с душевны­ми заболеваниями. Гиль был первопроходцем современной системы психического здоровья общества, и

до сих пор показывает всему миру, что люди с психи­ческими проблемами с благодарностью реагируют на заботу и уважительное лечение (Aring, 1975,1974). И сегодня в своеобразных интернатах этого города оби­тает вплоть до своего выздоровления множество па­циентов, которые при этом свободно общаются с другими жителями Гиля.

К сожалению, эти улучшения в содержании боль­ных и заботе о них начали исчезать к середине XVI века. Городские чиновники обнаружили, что частные и общественные дома для содержания психически больных людей в состоянии вместить лишь неболь­шую часть людей с серьезными психическими нару­шениями, а больниц недостаточно и они слишком малы. Все чаще городские власти стали превращать больницы и монастыри в так называемые приюты (asylums), заведения, в которые можно было отпра­вить людей с психическими нарушениями. Совер­шенно очевидно, что эти заведения начинали свою деятельность с наилучшими намерениями — обеспе­чить пациентам лечение и уход. Однако по мере того как приюты переполнялись, они мало-помалу стали превращаться в своего рода тюрьмы, где пациентов содержали в грязных помещениях и обращались с ними с немыслимой жестокостью.

Например, в 1547 году лондонская Вифлеемская больница (Bethlehem Hospital) была отдана городу ко­ролем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней душевнобольных. В этом приюте пациентов дер-

жали в цепях, и они так кричали, что их вопли были слышны всей округе. Фактически эта больница пре­вратилась в популярный туристский аттракцион; люди с удовольствием платили за то, чтобы посмот­реть на завывающих и что-то невнятно бормочущих обитателей приюта. Название этой больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало оз­начать хаотический шум. Подобным же образом в «Башне лунатиков» в Вене пациентов содержали в узких проходах, через внешние стены которых за ними могли наблюдать туристы.

Приют — учреждение, которое в XVI веке предназначалось для оказания помощи людям с психическими нарушениями. Большая часть подобных заведений практически преврати­лась в настоящие тюрьмы.

Боязнь колдовства. Некоторые верования об одержимос­ти дьяволом продолжали существовать и в эпоху Возрож­дения. Панический страх перед ведьмами прокатился по Ев­ропе в XV-XVI веках.

Десятки тысяч людей, в основном женщин, были заподоз­рены в том, что они заключили договор с дьяволом. У неко­торых из обвиняемых отмечались психические нарушения, которые и были причиной странностей их поведения (Zilboorg & Henry, 1941). Таких женщин «макали» в воду до тех пор, пока они не признавались в том, что являются ведьмами.

Настоящий шок вызывают методы, которые использова­лись в приютах для душевнобольных,некоторые такие средство продолжали использоваться даже в период реформ XIX века. Многие пациенты, особенно буйные, неоднократ­но помещались в «детскую кроватку».

Девятнадцатый век: моральное лечение

К 1800 году в лечении людей с.психическими про­блемами снова стали появляться некоторые улучше­ния. Историки обычно указывают на парижский при­ют для душевнобольных мужчин Ла Бисетр (La Bicetre) как па первое место проведения реформ в по­добных больницах. В 1793 году, во время Французс­кой революции Филипп Пинель (Philippe Pinel) (1745-1826) стал там главным врачом. Он доказывал, что пациенты — это больные люди, а болезни скорее следует лечить с помощью моральной поддержки, а не цепями и побоями. Он предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения. Под­ход Пинеля принес ощутимые успехи. В самочувствии многих людей, просидевших десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были отпущены на волю. Позднее Пинель провел подобные реформы в парижской ооль-нице для женщин с психическими нарушениями Сальпетриср (La Salpetricre).

Примерно в это же время английский квакер по имени Вильям Тюк (William Tukc) провел подобные реформы на севере Англии. В 1796 году он основал Йоркское убежище (York Retreat), сельское имение, в котором около тридцати пациентов с психически­ми нарушениями жили, как гости, в тихих деревенс­ких домах и их лечили сочетанием отдыха, бесед, мо­литвы и ручного труда.

Методы Пинеля и Тюка называются моральным лечением, поскольку эти врачи уделяли большое внимание моральному влиянию и человечным, ува­жительным приемам лечения, которые стали приме­няться к пациентам с душевными заболеваниями в разных местах Европы и Соединенных Штатов. Лю­дей с психическими проблемами все больше стали рассматривать как потенциально полезных членов

общества, чья психика была подорвана стрессом. Стали признавать, что такие больные нуждаются в индивидуальном лечении, включая обсуждение с ними их проблем, полезную деятельность, работу, об­щение и покой.

Моральное лечение — принятый в XIX веке подход к лечению людей с психической дисфун -кцией, который делал упор па моральное воз­действие и человечное, уважительное лечение.

Больше всех для распространения морального лечения в Соединенных Штатах сделал Бенжамен Раш (Benjamcn Rush), выдающийся врач, работав­ший в больнице Пенсильвании. Ограничив свою практику душевными заболеваниями, Раш разви­вал новые, гуманные методы лечения. Например, он требовал, чтобы для непосредственной работы с пациентами в больницу брали умных и чутких со­трудников, которые читали бы больным, разговари­вали с ними и брали их на регулярные прогулки. Он также полагал, что для излечения пациентов полез­но, если время от времени врачи делают им какие-то маленькие подарки.

Деятельность Раша оказала определенное влияние на другие больницы, но не он, а школьная учитель­ница Дороти Дике (Dorothea Dix, 1801-1887) доби­лась того, что человечность в заботах о душевноболь­ных стала предметом внимания общества. С 1841 по1881 год Дике ездила из штата в штат, посещала законодательные собрания, дошла и до Конгресса, всюду рассказывая об ужасах, которые она наблюда­ла в лечебницах для душевнобольных и призывала к реформам. Деятельность Дике привела к реформам и к тому, что правительство стало тратить больше средств для улучшения лечения больных с психичес­кими нарушениями. Каждый штат нес ответствен­ность за развитие национальной системы больниц для душевнобольных. Дике лично помогала созда­нию двадцати двух государственных больниц, кото­рые предназначались для морального лечения (Bickman & Dokecki, 1989). Подобные больницы со­здавались в то же время и по всей Европе. Мораль-нос лечение на годы улучшило положение с лечени­ем людей с психическими отклонениями. К 1950-м в ряде больниц Европы и США отмечалось, что мно­гие пациенты излечились и были выписаны (Bockoven,1963).

Государственные больницы — медицин­ские заведения США, предназначенные для ле­чения душевнобольных, которые существова­ли на средства, предоставляемые государ­ством.

«Я хочу выступить в защиту беспомощных, за­бытых, больных, ненормальных мужчин и жен­щин... людей, которые очень несчастны в наших тюрьмах и еще более несчастны в наших домах призрения».

Дороти Дике рассказывает о своей миссии за­конодательному собранию штата Массачусетс (Dix, 1843)

В конце XIX века в результате отрицательного воздействия некоторых факторов движения за мо­ральное лечение ситуация снова изменилась к худ­шему (Bockovcn, 1963). Одним из этих факторов, как ни странно, была скорость, с которой движение ста­новилось популярным. По мере того как увеличива­лось количество больниц для пациентов с психичес­кими нарушениями, стало возникать все больше трудностей со средствами и с персоналом, показате­ли выздоровления больных снизились. Другим отри­цательным фактором была ошибочность предполо­жения, что все пациенты могут вылечиться, если с

ними гуманно обращаться и уважать их человеческое достоинство, Для некоторых пациентов этого было действительно достаточно. Другим, однако, требова­лось более эффективное лечение, чем средства, кото­рые были доступны в то время. Кроме того, успехам морального лечения нанесла большой вред новая волна предубеждений против людей с психическими нарушениями. По мере того как все больше пациен­тов исчезало в огромных, далеких от центров циви­лизации психиатрических больницах, обыватели приходили к мнению, что все психически больные это странные и опасные существа. В этой связи люди не испытывали большого желания давать средства на таких больных, когда речь заходила о благотвори­тельности или распределении правительственных фондов. Кроме того, многие пациенты государствен­ных психиатрических лечебниц в Соединенных Шта­тах конца XIX века были бедными иностранцами-иммигрантами, помогать которым у простых обыва­телей не было никакого желания.

В начале XX века движение за моральное лечение имело все основания прийти в упадок как в США, так и в Европе. Государственные психиатрические больницы могли обеспечить только скромное содер­жание пациентов и самое неэффективное лечение, при этом с каждым годом эти больницы все больше переполнялись. Длительная госпитализация вновь стала обычным явлением.

Вопросы для размышления_______________________

В нижеследующем отрывке Бенжамин Раш высказывает мнение, что врачи обязаны ле­чить пациентов — лечить даже насильственно. Какие опасности могут сопутствовать подоб­ной убежденности? Отражает ли это высказы­вание Раша взгляды современных клиницистов на данную проблему?

«Чем больше [пациенты] сопротивляются на­шим попыткам помочь им, тем больше они нуж­даются в нашей помощи».

Бенжамин Раш, создатель американской пси­хиатрии

Соматогенная точка зрения

Конец XIX века увидел также триумфальное воз­вращение соматогенной точки зрения, утверждаю­щей, что патологическая психика имеет физические причины. Этот взгляд имеет, по крайней мере, 2300-летнюю историю — давайте вспомним Гиппократа, полагавшего, что патологическое поведение являет­ся результатом заболевания мозга и дисбаланса жиз­ненных гуморов и все же еще никогда этот взгляд не был столь популярен.

Соматогенная точка зрения — взгляды, со­гласно которым патология психической функ­ции имеет физические причины.

Возрождению этой теории способствовали два фактора. Во-первых, следует упомянуть работу вы­дающегося немецкого исследователя Эмиля Крепелна (Emil Kraepclin, 185G-1926). В 1883 году Кре-пелин опубликовал учебник, в котором доказывал, что такие физические факторы, как усталость, могут быть причиной психической дисфункции. Кроме того, как мы увидим в третьей главе, он создал пер­вую современную систему классификации патологи­ческого поведения.

Открытия в области биологии также внесли свой вклад в подъем популярности соматогенной теории. Наиболее важным открытием было то, что органическая болезнь, сифилис, приводила к про­грессивному параличу (general paresis), необрати­мому расстройству, симптомами которого, в част­ности, были такие признаки психической патоло­гии, как бред величия. В 1897 году немецкий невролог Ричард фон Крафт-Эбинг (Richard von Krafft-Ebing) впрыснул вещество, взятое из сифи­литических язв, пациентам, страдающим от про­грессивного паралича, и обнаружил, что ни у кого из них не проявилось симптомов сифилиса. По­скольку у всех пациентов с прогрессивным парали­чом оказался иммунитет к сифилису, Крафт-Эбинг выдвинул теорию, что причиной их болезни был сифилис.

Прогрессивный паралич — необратимое расстройство, в число симптомов которого входят и психические симптомы, например, бред величия. Причиной прогрессивного парали­ча является сифилис.

Работа Крепелина и новое понимание прогрес­сивного паралича привело многих исследователей и практиков к предположению, что причина мно­гих психических нарушений лежит в физических факторах. Эти теории и возможность применения быстрых и эффективных приемов лечения психи­ческих нарушений особенно приветствовались людьми, работающими в больницах для душевно­больных, где количество пациентов росло с угро­жающей скоростью. Несмотря на общий оптимизм, в первой половине XX века биологические подхо­ды принесли, в основном, одни разочарования. Хотя за это время было предложено множество ме­дицинских средств лечения пациентов психиатри­ческих больниц, большинство методик не работа­ло. Врачи пробовали использовать в качестве ле­чения удаление зубов, удаление миндалин, гидротерапию (чередование горячих и холодных ванн) и лоботомию, хирургическое рассечение не­которых нервных волокон в головном мозге. Сома­тогенная теория на самом деле начала приносить пользу пациентам не ранее 1950-х, когда были от­крыты некоторые эффективные средства.

Психогенная точка зрения

Конец XIX века увидел также успехи точки зре­ния психогенного происхождения психологических отклонений. Этот взгляд на проблему тоже имеет дол­гую историю, но он не казался перспективным, пока свои возможности не продемонстрировал гипноз.

Психогенная точка зрения — теория, со­гласно которой главные причины патологичес­кого поведения носят психологический харак­тер.

Гипноз это процедура, которая вводит людей в транс, т. е. такое психическое состояние, когда люди особенно хорошо поддаются влиянию. Гипноз стал использоваться для того, чтобы помочь лечению больных с психическими нарушениями уже в 1778 году, когда австрийский врач по имени Фридрих Ан­тон Месмер (Fricdrich Anton Mesmer, 1734-1815) на­чал клиническую деятельность в Париже. Его паци­енты страдали истерическими расстройствами и те­лесными недугами, такими как паралич, у которых не было явных физических причин. Месмер усаживал своих пациентов в темной комнате, в которой звуча­ла музыка; затем появлялся он сам, одетый в яркий костюм, и дотрагивался специальным жезлом до той части тела пациента, которая его беспокоила. На удивление, многие пациенты как будто получали об­легчение от этого метода лечения, названного месме­ризмом. Мучающие их боли, онемение конечностей или паралич исчезали. Некоторые ученые считали, что Месмер вводил своих пациентов в состояние, по­добное трансу, и именно оно приводило к исчезнове­нию симптомов. Однако это лечение было столь про­тиворечивым, что дело кончилось изгнанием Месме­ра из Парижа.

Гипноз — процедура, при которой люди по­гружаются в психическое состояние, подобное трансу, и становятся очень внушаемыми.

Только годы спустя после смерти Месмера у ис­следователей хватило мужества изучить применяе­мую им процедуру, позднее названную гипнозом, и се воздействие на истерические состояния. Экспери­менты двух врачей, практиковавших во французском городе Нанси, Инполита-Мари Бернхайма (Hip-polyte-Marie Bernheim, 1840-1819) и Амбруаза-Огю-ста Лебо (Ambroise-Augustc Liebault, 1823-1904) до­казали, что под влиянием гипноза истерические при­падки можно вызвать у абсолютно здоровых людей.

Действуя таким образом, врачи могли заставить нор­мальных людей испытать глухоту, паралич, слепоту или онемение конечностей с помощью гипнотическо­го воздействия и устранить эти искусственные сим­птомы с помощью тех же средств. Таким образом, они установили, что психический процесс — гипнотичес­кое воздействие — может, как вызвать, так и излечить физическую дисфункцию. Ведущие ученые сделали вывод, что истерические нарушения носили, в основ­ном, психологический характер, и популярность пси­хогенной теории выросла.

Среди исследователей, изучавших воздействие гипноза на истерию, был венский врач Йозеф Брей-ер Qosef Brcuer, 1842-1925). Он обнаружил, что под­вергшиеся гипнозу пациенты иногда просыпаются, не проявляя симптомов истерии, после того как под гипнозом они откровенно рассказывали о событиях прошлого, заставивших их переживать или страдать. В 1890-е годы к работе Бройера присоединился дру­гой венский врач, Зигмунд Фрейд (1856-1939). Как мы увидим более детально во второй главе, работа Фрейда привела, в конце концов, к тому, что он стал автором теории психоанализа, согласно которой многие формы патологического и нормального пси­хического функционирования носят психогенный характер. В частности, он считал, что в основе подоб­ных явлений лежат психические процессы.

Истерическое расстройствонаруше­ние, при котором двигательная, чувствитель­ная и другие функции изменяются или теря­ются без явной физической причины.

Фрейд разработал также технику психоанализа — форму беседы с пациентом, при которой психотера­певты помогают людям с проблемами заглянуть в свое подсознание. Он считал, что такой взгляд в себя, даже без гипнотических процедур, может помочь па­циентам преодолеть свои психические проблемы,

Психоанализ — теория или лечение психи­ческих патологий, согласно которым причина­ми этих нарушений являются подсознатель­ные психические процессы.

Фрейд и его последователи в первую очередь применяли психоанализ для лечения пациентов, ко­торым не требовалась госпитализация. Для прове­дения сеансов эти пациенты посещали терапевтов в их кабинетах, встреча с врачом длилась около часа, затем люди уходили, чтобы заняться своими повсе­дневными делами — эта форма сейчас известна как амбулаторное лечение. В начале двадцатого века теория и терапевтическая практика психоанализа получили широкое распространение во всех запад­ных странах.

Психологические заметки

Плата за сеанс лечения у Зигмунда Фрейда была в сегодняшних ценах равна 120-160 дол­ларам. Это сравнимо с оплатой услуг некото­рых дорогих врачей Нью-Йорка и Лос-Андже­леса.

Резюме

История психических нарушений, которая тянет­ся с древних времен, дает нам много ключей к тай­нам природы психической патологии.

Доисторические общества. Существуют свидетель­ства того, что культуры каменного века использовали трепанацию, примитивную форму хирургии мозга, для лечения патологического поведения. Люди при­митивных обществ также искали способ изгнать злых духов с помощью экзорцизма.

Античность. Греческие и римские врачи времен античности предложили более просвещенные объяс­нения психических нарушений. Гиппократ считал, что патологическое поведение объясняется дисбалан­сом четырех жизненных гуморов (жидкостей): чер­ной желчи, желтой желчи, крови и слизи.

Средневековье и Возрождение. В Средние века ев­ропейцы вернулись к демонологическим объяснени­ям причин патологического поведения. Духовенство было очень влиятельно, а церковники считали, что психические нарушения являются работой дьявола. Только к концу Средневековья демонология снова пришла в упадок, и в начале периода, который мы называем Возрождением (Ренессансом), методы за­боты о людях с психическими нарушениями стали более человечными. Существовали церковные бога­дельни, предлагающие больным гуманное лечение. К сожалению, этот просвещенный подход продлил­ся недолго, и к середине шестнадцатого века людей с психическими нарушениями стали отправлять в спе­циальные закрытые приюты.

Девятнадцатый век. Стали вновь совершенство­ваться способы морального лечения людей с психи­ческими нарушениями. Моральное лечение началось в Соединенных Штатах, где национальная кампания, организованная Дороти Дике, помогла создать госу­дарственные больницы.

Однако моральное лечение оказалось весьма доро­гостоящим делом, и по мере того как больницы рос­ли, стало очень трудно продолжать использовать мо­ральные принципы. Кроме того, выяснилось, что не­которые психические нарушения просто невозможно вылечить средствами морального лечения. Эта систе­ма отходила в сторону, и к концу XIX века государ­ственные больницы для душевнобольных вновь пре­вратились в тюремные бараки, обитатели которых получали самый минимум лечения и заботы. Конец XIX века увидел возвращение соматогенной точки зрения, согласно которой патологическое поведение в большой степени имеет своей причиной физические факторы. В тот же период произошел всплеск попу­лярности психогенной теории, получил распростране­ние взгляд, что причины патологического поведения часто носят психологический характер. Психогенный подход Зигмунда Фрейда, психоанализ, в конце кон­цов получил широкое признание и оказал влияние на последующие поколения клиницистов.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Вряд ли будет правильным утверждать, что сейчас мы живем в период, когда эти проблемы совершенно прояснились или найден способ надежного лечения. На самом деле авторы одного обзора обнаружили, что 43% недавно опрошенных людей считают, что боль­ные сами виноваты в своих психических нарушениях, а 35% считают, что причина нарушений кроется в гре­ховном поведении (Murray, 1993). Тем не менее по­следние пятьдесят лет принесли серьезные измене­ния в понимании и лечении психических нарушений. Появилось множество теорий и методик лечения, проведено огромное количество исследований и, воз­можно, поэтому возникло больше разногласий в воп­росе о патологии поведения, чем было когда-либо раньше. В изучении и лечении психических наруше­ний уже пройден большой путь, но остается еще мно­го проблем, и клиницисты — теоретики и практики — продолжают спорить и двигаться к новым открытиям,

Бойтесь сглаза

В деревнях Пакистана многие родители раскрашивают своим де­тям кожу вокруг глаз, как это де­лали их предки в течение столе­тий. Паста из пудры лесного оре­ха и некоторых масел, известная под названием сурьма, применяет­ся для того, чтобы защитить глаза от дыма домашнего очага (Smolan, Moffitt & Naythons,1990). Другая,

менее известная причина этой тра­диции состоит в том, что родители стремятся оградить ребенка от «дурного глаза», поскольку счита­ется, что ребенка можно сглазить, и из-за этого многие дети умирают, а у тех, кто выжил, бывает плохое здоровье и проблемы с поведением.

Вопросы для размышления ________

Широко распространенная вера в «дурной глаз» показы­вает, что многие люди до сих пор пытаются с помощью демонологии объяснять или исправлять события и пато­логическое поведение. Ка­кие еще объяснения происходящего или способы лече­ния демонологического ха­рактера в ходу сегодня? По­чему они продолжают суще­ствовать?







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.