Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эксперимент в естественных условиях





В естественном эксперименте сама природа воздействует на независимую переменную, тогда как экспериментатор наблюдает за последствиями. Есте­ственные эксперименты должны использоваться для изучения психологических последствий необычных и непредсказуемых событий, таких как наводнения, землетрясения, крушения самолетов и пожары. Так как сама судьба случайным образом отбирает испы­туемых в этих исследованиях и воздействия не про­ходят по специально составленному плану, то есте­ственные эксперименты на самом деле являются сво­его рода квазиэкспериментами.

Естественный эксперимент — метод ис­следования, при котором экспериментатор

воспроизводит патологическое поведение у ис­пытуемых в лаборатории и затем проводит эксперименты с испытуемыми.

Эксперименты-аналоги

Зачастую экспериментаторы проводят экспери­менты-аналоги (Plaus, 1996). В условиях лаборато­рии воспроизводится патологическое поведение, а затем с испытуемыми (людьми или животными) проводят эксперименты в надежде пролить свет на причины патологии в реальной жизни. Например, исследователь Мартин Зелигман воспроизвел симп­томы, напоминающие депрессию у испытуемых, в ла­боратории, когда постоянно давал им негативное подкрепление (шок, громкий шум и неудачное вы­полнение заданий экспериментатора) и это подкреп­ление испытуемые не могли контролировать. В этих исследованиях «приобретенной беспомощности» участники разочаровывались, теряли инициативу и их настроение снижалось.

Эксперимент с единственным испытуемым

Иногда у ученых нет возможности проводить экс­перименты с несколькими испытуемыми. Они могут, например, исследовать настолько редко встречающе­еся расстройство, что будут располагать лишь не­большим числом испытуемых. И все же эксперимен­ты в таких условиях можно проводить, спланировав эксперимент с единственным испытуемым. В них единственный испытуемый наблюдается как до, так и после манипуляции с независимой переменной (Goodwin, 1995; Kazdin, 1994).

Эксперимент с единственным испытуе­мым — метод исследований, при котором за единственным, испытуемым наблюдают и оце­нивают до и после манипуляции с независимой переменной.

Эксперименты с единственным испытуемым в пер­вую очередь опираются на базисные данные — инфор­мацию, собранную до проведения каких бы то ни было манипуляций. Эти данные берутся за стандарт и с ними сравниваются более поздние изменения. Затем экспериментатор вводит независимую переменную и снова наблюдает за поведением испытуемого. Любые изменения в поведении приписываются влиянию независимой переменной.

«Каждый человек — исключение из правил»

К. Г Юнг, 1921

При эксперименте типа АБАБ или возвратном планировании реакции испытуемого измеряются и сравниваются не только во время базисного периода (условие А) и после введения независимой перемен­ной (условие Б), но и после того, как уберут незави­симую переменную (условие А), и опять после того, как введут се снова (условие Б). Если реакция испы­туемого изменяется в соответствии с изменением не­зависимой переменной, то экспериментатор может сделать вывод, что независимая переменная обуслови­ла изменение реакции (Kratochwill, 1992). В сущнос­ти, при планировании эксперимента в стиле АБАБ ис­пытуемого сравнивают с ним самим в различных ус­ловиях, а не с контрольными испытуемыми.

Планирование эксперимента в стиле АБАБ — планирование эксперимента с един­ственным испытуемым, при котором за пове­дением испытуемого наблюдают во время ба­зисного периода, после проведения лечения, пос­ле того как вновь были воспроизведены базисные условия и после воспроизведения ле­чения. Этот метод также называется воз­вратным планированием.

Очень похожи? У шимпанзе и людей на 90% совпадает ге­нетическая база, но их мозг и тело совершенно различны, так же как восприятие окружающего мира и переживания. Так патологическое поведение, которое воспроизводится в экспериментах-аналогах с животными, во многом отлича­ется от патологии у людей.

 

Один исследователь применял планирование экс­перимента в стиле АБАБ, чтобы определить, поможет ли программа лечения подкреплением отучить маль­чика-тинейджера от привычки прерывать занятия в классе и громко высказываться вслух (Deitz, 1977).

В процессе программы подкрепления мальчика, страдавшего отставанием в развитии, вознаграждали и учитель обращал на него больше внимания, когда мальчику удавалось просидеть 55 минут на уроке и не высказываться громко вслух больше трех раз. Ко­гда за ним наблюдали во время базисного периода, то обнаружили, что ученик часто прерывал занятия громкой речью. Затем мальчику дали серию подкреп­лений учителя (независимая переменная); как и ожидалось, он стал значительно реже громко гово­рить. Затем серия подкреплений приостановилась и громкая речь ученика возобновилась с прежней час­тотой. По-видимому, причиной улучшения действи­тельно была независимая переменная. Чтобы окон­чательно увериться в результатах, терапевт опять ввел подкрепление учителя. И вновь поведение ис­пытуемого стало исправляться.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.