Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сегодняшние перспективы и специалисты





Одним из самых важных достижений в клиничес­кой области было развитие многочисленных теорий. До 1950-х доминировала психоаналитическая точка зрения, согласно которой причиной патологическо­го поведения являются подсознательные психологи­ческие проблемы. Затем открытие в 1950-е эффек­тивных психотропных лекарств вызвало новый ин­терес к соматогенному или биологическому взгляду. Как мы увидим в следующей главе, с 1950-х появи­лись и другие интересные теории — бихевиориальная, когнитивная, экзистенциально-гуманистическая и социокультурная. В настоящее время нет какой-то одной теории, которая доминировала бы в клинике, как когда-то доминировал психоанализ. На самом деле теории часто конфликтуют и соперничают одна с другой, однако, как мы увидим, в некоторых во­просах они дополняют друг друга и все вместе дают более полные объяснения и средства лечения психо­логических нарушений (Gabbard & Goodwin, 1996).

Кроме того, в настоящее время разнообразные спе­циалисты предлагают свою помощь людям с психо­логическими проблемами (Peterson et al., 1996; Murstein & Fontaine, 1993). До 1950-х годов психотерапи­ей занимались только психиатры, врачи, которые, получив медицинское образование, стажировались три-четыре года в лечении больных с психической патологией. Однако после Второй мировой войны потребность в лечении психических заболеваний сильно выросла, и в ее удовлетворении стали прини­мать участие другие профессиональные группы (Humphreys, 1996).

Среди них можно выделить клинических психоло­гов, которые, получив свой диплом по клинической психологии, стажируются четыре года после окон­чания института, изучая патологии поведения и их лечение, а кроме того проходят интернатуру в боль­нице для душевнобольных или в центре психическо­го здоровья. Психотерапия и относящиеся к ней ус­луги имеют в своем распоряжении также психоло­гов-консультантов, психологов, занимающихся проблемами, связанными с образованием, медицин­ских сестер, работающих с психическими больными, имеются специалисты по проблемам брака, семей­ные терапевты и — самая большая группа — соци­альные работники, имеющие дело с психически боль­ными людьми (см. таблицу 1.1). Каждая из этих спе­циальностей имеет свою ступенчатую тренинговую программу по работе с аспирантами (Neimeyer, 1996; Peterson et al., 1996). Теоретически каждая специаль­ность предлагает свою терапию, но на самом деле клиницисты различных специальностей часто ис­пользуют схожие техники. Индивидуальных разли­чий внутри той или иной профессиональной группы иногда бывает много больше, чем различий более об­щего характера между группами.

Одним из наиболее важных достижений в изучении и лечении психических нарушений со времен Второй мировой войны является растущее признание необхо­димости в эффективных исследованиях. Поскольку предлагались многие теории и формы лечения, кли­нические исследователи пытались определить концеп­ции, которые лучше других объясняют и предсказы­вают патологическое поведение, старались обнару­жить, какие средства лечения являются наиболее эффективными, выявить необходимость в их измене­нии, если такая необходимость есть, понять, что и как

нужно сделать. Сегодня клинические исследователи, прошедшие хорошую практику, ведут исследования в университетах, лабораториях, психиатрических боль­ницах, центрах психического здоровья и в других уч­реждениях подобного типа во всем мире. Их работа уже принесла важные открытия и изменила многие наши идеи относительно патологической психики.

Резюме

В 1950-е годы исследователи открыли ряд новых психотропных средств, лекарств, которые главным образом воздействуют на головной мозг и уменьша­ют симптомы психической дисфункции. Их успех привел к политике перевода стационарных больных на амбулаторное лечение (деинституционализации), при которой сотни тысяч пациентов были выписаны из государственных психиатрических больниц. Кро­ме того, амбулаторное лечение стало основной фор­мой лечения для многих людей с психическими на­рушениями, как легкими, так и серьезными.

В настоящее время в области патологической пси­хологии работают самые разные специалисты и при­няты самые разные программы. Кроме того, имеется много прошедших хорошую практику клинических

исследователей.

МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В любой области науки, чтобы добиться истины, необходимы исследования, и это особенно важно в изучении патологической психологии, поскольку неправильные взгляды в этой области могут приво­дить к большим человеческим трагедиям. Однако клинические исследователи сталкиваются с опреде­ленными проблемами, которые очень осложняют их работу. Они должны найти пути к оценке таких тонких материи, как подсознательные мотивы, интим­ные мысли, изменение настроения и человеческий потенциал, при этом обязаны не забывать этические принципы своей работы и принимать во внимание такие проблемы, как права личности. Изучая основ­ные методы, используемые современными исследо­вателями, мы можем лучше понять их задачи, труд­ности работы и по достоинству оценить сделанные открытия.

«Искушение преждевременно строить теории, основываясь на недостаточных данных — одно из наших профессиональных заболеваний».

Шерлок Холмс, в рассказе Артура Конан Дой­ля «Долина страха» (1914).

ЖИВОТНЫЕ ТОЖЕ ИМЕЮТ ПРАВА

На протяжении многих лет психологи изучали поведение лю­дей, проводя эксперименты с жи­вотными. Порой животных под­вергали ударам шока, преждевре­менно отрывали от родителей или морили голодом; проводили на них хирургические операции, ме­няли им мозги и даже убивали их, приносили в жертву, чтобы иссле­дователи могли произвести аутоп­сию. Всегда ли такие действия этически приемлемы?

Активисты движения в защиту животных говорят — нет. Они на­зывают такие опыты жестокими и ненужными, борцы за права жи­вотных выступают против опытов над животными, проводят акции протеста и демонстрации. Иные из участников этого движения

даже нападали на ученых и громи­ли лаборатории. В свою очередь, некоторые исследователи обвиня­ют активистов в том, что те забо­тятся больше о животных, чем о людях.

Многие клиницисты и ученые оказываются в нерешительности. По данным последних опросов, большинство психологов не одоб­ряют эксперименты, которые при­чиняют боль или смерть и все же в целом поддерживают исследова­ния, проводимые с животными, в том числе содержание животных в клетке и манипуляции с ними (Pious, 1996).

Некоторые суды штатов отреа­гировали па эту проблему и поста­новили, чтобы исследователи в университетах предавали свои проекты гласности и обеспечива­ли нормальное здоровье подопыт­ных животных. Точно так же, пра­вительственные учреждения и Американская психологическая ассоциация издали постановле­ния, определяющие нормы прове­дения исследований с животными. Такие документы, например, кон­кретно указывают, когда исследователи имеют право убить живот­ное, и ограничивают число хирур­гических операций, проводимых с одним животным. Однако битва между защитниками животных и исследователями продолжается.

Вопросы для размышления________

Действительно ли ограниче­ния исследований, проводи­мых с животными, мешают необходимым научным ра­ботам и ограничивают поль­зу, которую могут принести такие опыты людям? Есть ли способ учесть интересы и защитников животных, и уче­ных?

Клинические исследователи стараются обнару­жить законы или принципы патологического психи­ческого функционирования. Они ищут универсаль­ных объяснений природы, причин и методов лечения патологии. Для того чтобы собрать такие общие зна­ния, они, как и ученые других областей, используют научный метод — то есть собирают и оценивают ин­формацию путем тщательных наблюдений (Beutler et al.,). Эти наблюдения в свою очередь позволяют им определить связи между переменными.

Понимание закономерностей — целост­ное понимание природы, причин и лечения па­тологий в форме законов и принципов.

Научный метод — процесс систематичес­кого сбора и оценки информации в ходе наблю­дений, предназначенных для того, чтобы по­нять данное явление.

Если сформулировать проще, переменные — это любые характеристики или события, которые могут изменяться в зависимости от места или от человека. Возраст, пол и раса являются человеческими пере­менными. Такими же переменными являются цвет глаз, занятия человека и его социальный статус. Кли­нические исследователи интересуются такими пере­менными, как детская расторможенность и возбуди­мость, переживания, характерные для современной жизни, и реакция больных на разные виды лечения. Они пытаются определить, изменяются ли одновре­менно две или больше таких переменных и вызыва­ет ли изменение одной переменной изменение дру­гой. Была ли смерть одного из родителей причиной депрессии ребенка? Если это так, поможет ли данная терапия снять эту депрессию?

На эти вопросы нельзя ответить с помощью одной логики, поскольку ученые, подобно всем людям, часто ошибаются (NAMYC, 1996). Таким образом, клиническис исследователи полагаются главным образом на три метода исследования: изучение случая, при котором обычно наблюдается только один объект, корреляцион­ный метод (метод, определяющий соотношения) и эк­спериментальный метод, когда обычно наблюдают за многими индивидами. Каждый метод подходит для изучения каких-то обстоятельств и проблем (Bcutler et al.). Все вместе эти методы позволяют ученым сформи­ровать и проверить гипотезу, или предположения, к которым каким-то образом относятся определенные пе­ременные — чтобы сделать достаточно широкие выво­ды и понять причины происходящего.

Переменная — любая характеристика или событие, которое может изменяться, в зави­симости от времени, когда они возникают, ме­ста и людей.

Гипотезапредположение о том, что не­которые переменные определенным образом связаны между собой.

Резюме

С 1950-х годов исследователи обнаружили ряд но­вых психотропных препаратов, лекарств, которые воз­действуют главным образом на мозг и снижают мно­гие симптомы дисфункции. Успешное применение этих лекарств привело к политике дсинституционализации, при которой сотни тысяч пациентов освобож­дались из общественных психиатрических больниц. Кроме того, амбулаторное лечение стало главным ме­тодом лечения большинства людей с психическими расстройствами, как умеренными, так и серьезными.

Сегодня патопсихология — перспективная область и в ней работают многие профессионалы. Также су­ществует много хорошо подготовленных клиничес­ких исследователей.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.