Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особые формы корреляционного исследования





Клиницисты широко используют два типа корре­ляционных исследований — эпидемиологические исследования и долгосрочные (лонгитюдные) иссле­дования. В ходе эпидемиологических исследований обнаруживается общее число случаев и распростра­ненность определенного расстройства среди указан­ной части населения (Weissman, 1995). Общее число случаев — это количество новых случаев расстройств, возникших за данный период времени. Распростра­ненность — общее число случаев среди населения в данный период времени; распространенность расстрой­ства или заболевания включает как уже существующие, так и новые случаи.

За прошедшие двадцать лет клиницисты в США разработали самое обширное эпидемиологическое ис­следование, которое когда-либо проводилось, и назва­ли его Районным эпидемиологическим исследованием. Они взяли интервью более чем у 20 000 людей в пяти городах, чтобы выяснить преобладание разных психи­ческих расстройств и то, какие программы применя­лись для их лечения (Regier et al., 1993). Это исследо­вание сравнивалось в эпидемиологическими исследо­ваниями в других странах, чтобы проверить, как уровни психических расстройств и программы лечения варьи­руются в разных странах мира (Weissman, 1995).

Близнецы, корреляция и наследственность. Корреляци­онные исследования многих пар близнецов позволяют сде­лать вывод о возможной взаимосвязи между генетически­ми факторами и некоторыми психическими расстройства­ми. Идентичные близнецы (близнецы, которые, как и изображенные здесь, обладают идентичными генами) про­являют высокую степень корреляции при некоторых рас­стройствах, и эта корреляция выше, чем у неидентичных близнецов (с неидентичными генами).

Такие эпидемиологические исследования помога­ют психологам выделить группы риска, предраспо­ложенные к определенным расстройствам. Оказыва­ется, что среди женщин превалирует уровень рас­стройств, связанных с тревожным состоянием и депрессией, в отличие от мужчин, среди которых пре­обладает более высокий уровень алкоголизма, чем у женщин. У пожилых людей уровень суицида выше, чем у людей помоложе. У людей в некоторых не за­падных странах (например, в Тайване) уровень пси­хической дисфункции выше, чем на Западе. Эти тен­денции приводят исследователей к предположению, что какие-то особые факторы и среда провоцируют определенные типы расстройств (Rogers & Holloway, 1990). Так, ухудшение здоровья у пожилых людей с большей вероятностью приводит их к самоубийству;

культурные прессы или установки, распространен­ные в одной стране, приводят к определенному уров­ню психических дисфункций, отличающемуся от уровня тех же дисфункций в другой стране.

Эпидемиологическое исследованиеис­следование, которое определяет число случаев заболевания и его распространенность среди данного слоя населения.

Число случаев заболевания — количество новых случаев расстройства, возникающих в данном слое населения в определенный период времени.

Распространенность — общее число слу­чаев расстройств, возникающих в данном слое населения за определенный период времени.

Проводя долгосрочные исследования, психологи наблюдают тех же самых испытуемых в разных ситу­ациях на протяжении длительного периода времени. В одном таком опыте ученые наблюдали в течение многих лет развитие нормально функционирующих детей, чьи отец или мать страдали от шизофрении (Parnas, 1988; Mednick, 1971). Исследователи обнару­жили среди прочего, что дети родителей с тяжелыми формами шизофрении чаще обнаруживали психичес­кие отклонения и совершали преступления на по­здних стадиях своего развития.

Долгосрочное (лонгитюдное) исследова­ниеисследование, в котором те же самые испытуемые наблюдаются в течение длитель­ного периода времени.

Экспериментальный метод

Эксперимент — это процедура исследований, при которой с переменной проводятся манипуля­ции и затем исследуется влияние этих манипуляций на другую переменную. Переменная, с которой про­водятся манипуляции, называется независимой пе­ременной, а переменная, за которой наблюдают, на­зывается зависимой переменной.

Эксперимент — процедура исследований, при которой с переменной проводят манипуля­ции и затем проверяется эффект этой мани­пуляции.

Независимая переменная — переменная в эксперименте, с которой проводятся манипу­ляции, чтобы определить, окажет ли она воз­действие па другую переменную,

Зависимая переменная — переменная в эк­сперименте, которая, как предполагается, из­меняется при манипуляции с независимой пере­менной.

Один из вопросов, которые чаще всего задают ученые клиницисты: «действительно ли конкретная терапия снимает симптомы данного расстройства?» (Kendall, 1998; Lambert & Bergin, 1994). Поскольку это вопрос причинной взаимосвязи, на него помо­жет ответить только эксперимент (см. таблицу 1,2). Таким образом, экспериментаторы должны назна­чать терапевтическое лечение людям, страдающим от данного расстройства, и затем наблюдать, улуч­шилось состояние пациентов поело терапии или нет. В данном случае терапия — независимая перемен­ная, а психологическое улучшение — зависимая пе­ременная.

Как и в корреляционных исследованиях, требу­ется провести статистический анализ данных и вы­яснить, какова вероятность того, что изменения за­висимой переменной обусловлены случайностью. Опять-таки, если вероятность влияния случайных факторов незначительна, то наблюдаемые разли­чия считаются статистически достоверными и эк­спериментатор с большой долей уверенности дела­ет вывод, что они обусловлены независимой пере­менной.

Если подлинные причины изменения зависимой переменной нельзя отделить от других возможных причин, то эксперимент предоставляет нам очень мало информации. Таким образом, экспериментато­рам нужно попытаться исключить все помехи из экс­перимента — переменные, которые могут повлиять на зависимую переменную, помимо независимой пе­ременной. Когда в эксперименте есть помехи, то они в большей степени, чем независимая переменная, мо­гут обусловить видимые изменения (Goodwin, 1995).

Например, ситуативные переменные, такие как ме­сторасположение определенного офиса (скажем, спо­койная обстановка пригорода) или успокаивающие цвета в офисе, могут иметь терапевтический эффект и повлиять на участников терапевтического исследова­ния. Или вероятно, что участники исследования ока­жутся чересчур мотивированными или у них будут за­вышенные ожидания, что терапия им поможет, что, в свою очередь, повлияет на их улучшение. Чтобы огра­диться от влияния помех, исследователи в свои экспе­рименты включают три важные характеристики — кон­трольную группу, случайную выборку и планирование эксперимента вслепую (Goodwin, 1995).

Помехи — в эксперименте это переменные, отличающиеся от независимой переменной, которые также могут оказать влияние па зависимую переменную.

Контрольная группа

Контрольная группа — это группа испытуемых, ко­торые не подвергаются воздействию независимой пе­ременной в исследовании, но чей опыт во всем осталь­ном похож на опыт экспериментальной группы ис­пытуемых, подвергающихся действию независимой переменной. При сравнении этих двух групп экспери­ментатор может лучше увидеть воздействие независи­мой переменной. Контрольная группа (control gro­up) — в эксперименте это группа испытуемых, не под­вергающихся воздействию независимой переменной.

Экспериментальная гриппа — в экспери­менте это испытуемые, которые подвергают­ся воздействию независимой переменной.

Чтобы изучить, например, эффективность тера­пии, экспериментаторы, как правило, разделяют ис­пытуемых на две группы. Экспериментальная груп­па посещает врача и в течение часа занимается тера­пией, в то время как контрольная группа может просто приходить в кабинет терапевта и находиться там то же время. Если позже экспериментаторы об­наружат, что у людей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой состояние улуч­шилось, то тогда они могут сделать вывод, что тера­пия была эффективной, не принимая во внимание влияние времени дня, расположения офиса терапев­та и других случайных помех. Чтобы оградиться от помех, экспериментаторы пытаются предоставить всем участникам как контрольной, так и эксперимен­тальной группы опыт во всех отношениях идентич­ный — кроме воздействия независимой переменной.

Случайная выборка

Исследователи также должны остерегаться разли­чий, которые могут уже существовать между участни­ками в экспериментальной группе и членами конт­рольной группы до эксперимента, так как эти различия могут внести путаницу в результаты исследования. Скажем, в терапевтическом исследовании может ока­заться, что экспериментатор ненамеренно поместил ис­пытуемых побогаче в экспериментальную группу, а ис­пытуемых победнее — в контрольную группу. Именно это различие, а не терапия, могло стать причиной бо­лее явного улучшения, которое впоследствии обнару­жилось у испытуемых экспериментальной группы (Persons & Silberschatz, 1998). Чтобы ослабить воздей­ствие различий до эксперимента, экспериментаторы, как правило, применяют метод случайной выборки. Этим термином обычно обозначается процедура отбо­ра, гарантирующая, что каждый испытуемый с одина­ковой вероятностью может быть помещен как в ту, так и в другую группу. Мы могли бы, например, бросать монету или вытаскивать бумажки с именами участников из шляпы.

Случайная выборкапроцедура выбора, которая гарантирует, что испытуемые слу­чайным образом помещаются или в конт­рольную или в экспериментальную группу.

Вопросы для размышления_______________________

Когда исследователи изучают эффективность лекарственной терапии, то состояние испы­туемых, которые получают настоящее лекар­ство, как правило, становится лучше по срав­нению с теми, кто принимает плацебо. Тем не менее, состояние некоторых испытуемых, по­лучающих плацебо, все же улучшается. Как вы думаете, почему больным помогают сахарные таблетки или другие виды плацебо?

ТЕНДЕРНЫЕ, РАСОВЫЕ

И ВОЗРАСТНЫЕ

ПРЕДРАССУДКИ

В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Порой ошибается все научное сообщество. Ослепленные своими собственными социальными пре­дубеждениями исследователи, планируя эксперименты, могут постоянно совершать ошибки. Например, в течение многих лет ученые на Западе предпочитали в качестве испытуемых молодых белых мужчин (Stark-Adamek, 1992; Gannon et al., 1992). Только недавно исследователи начали по­нимать, что данные таких экспе­риментов не учитывают разницу в поле, расе и возрасте. Такие пре­дубеждения у исследователей, как мы видели, могут привести к оши­бочным представлениям о симп­томах, причинах, методе лечения различных психических рас­стройств.

В одном обзоре основных ис­следований по шизофрении, в ча­стности, обнаружилось, что коли­чество мужчин-испытуемых в два раза превосходило количество женщин (Wahl & Hunter, 1992), несмотря на тот факт, что это рас­стройство одинаково распространяемо как у мужчин, так и у жен­щин. Как мы можем проверить точность результатов таких иссле­дований и как проверить, насколь­ко точны эти исследования приме­нительно ко всем людям, а не толь­ко к мужчинам?

Точно так же, лечение психичес­ких расстройств проверялось в группах, состоящих преимуще­ственно из молодых белых муж­чин, и на этом основании препара­ты затем прописывались всем кате­гориям пациентов. Тем не менее часто оказывается, что на разные категории людей такие препараты действуют по-разному, скажем они могут быть опасны для пожилых людей, женщин и представителей других рас (Wolfe ct al., 1988). Пси­хиатр Кеминг Лин, например, не­давно обнаружил, что азиаты, в том числе и родившиеся в Америке, усваивают выписываемый при ши­зофрении антипсихотический пре­парат галоперидол намного быст­рее, чем белые американцы.

Основываясь на этих данных, можно предположить, что пациен­там азиатам американского проис­хождения требуется доза намного меньше, хотя до сих пор им пропи­сывают ту же дозировку, что и бе­лым американцам.

Потребность скорректировать подобные предубеждения тесно связана с такими важными вопро­сами, как научная точность, обще­ственное здоровье и даже сексизм,

расизм и предвзятое отношение к пожилым людям. Обзоры показы­вают, что исследователи с каждым годом совершенствуются — они все больше внимания уделяют полу участников экспериментов, расе, возрасту и соответственно плани­руют эксперименты. (Sue et al., 1994; Gannon et a]., 1992). Исследо­ватели начинают осознавать, что когда эксперименты проводятся предвзято, наши знания ограничи­ваются, прогресс науки приоста­навливается и проигрывают все.

Планирование вслепую

Последняя помеха — это предубеждение. Участни­ки эксперимента могут оказывать влияние на резуль­таты эксперимента, пытаясь понравиться эксперимен­татору или помочь ему (Kazdin, 1994). Так, в терапев­тическом эксперименте испытуемые, которые знают цель исследования и то, в какой группе они находят­ся, могут прилагать больше усилий, чтобы лучше себя чувствовать или чтобы оправдать ожидания экспери­ментатора. В этом случае причиной улучшения их со­стояния может стать предубеждение испытуемых, а не терапевтический курс.

Чтобы избавиться от этого предубеждения, экспе­риментаторы могут помешать участникам узнать, в какой группе те находятся. Эта экспериментальная стратегия называется планирование вслепую, потому что участники эксперимента не знают, в какой группе они находятся. Так, в терапевтическом исследовании контрольные испытуемые могут получать плацебо, что-то, что выглядит или ощущается на вкус как пастоящее лекарство, но в котором нет пи одного из ос­новных ингредиентов (Addington, 1995). Эта «имита­ционная» терапия называется терапией плацебо. Если испытуемые в экспериментальной группе (с реальным курсом терапии) показывают результаты лучше, чем испытуемые в контрольной группе, получающей заме­щающую терапию, то у экспериментаторов есть боль­ше уверенности, что причиной улучшения состояния больных была реальная терапия.

Плацебо — поддельное лечение, которое ис­пытуемый считает настоящим.

Предубеждение самого экспериментатора также может нарушить чистоту эксперимента. (Margraf et al., 1991). Таким образом, экспериментаторы могут бессознательно передавать свои ожидания испытуе­мым. Это предубеждение называется эффект Розенталя по имени психолога, впервые идентифициро­вавшего его (Rosenthal, 1966). Экспериментаторы ис­ключат свое собственное предубеждение, если сами будут «слепыми». Так, например, в лекарственной терапии помощник экспериментатора мог бы прове­рить, чтобы настоящее лекарство и плацебо выгля­дели идентично. Экспериментатор затем может на­значать терапию, не зная, какие участники получали настоящее лекарство, а какие — поддельное.

Несмотря на то, что для проведения эксперимен­та его участники или экспериментатор могут поддер­живать «слепоту», лучше всего, когда и те и другие «слепы» (двойное слепое планирование). В боль­шинстве экспериментов с лекарственными препара­тами применяется двойное слепое планирование (Morin et al., 1995). Многие экспериментаторы так­же назначают экспертов для того, чтобы те дали не­зависимую оценку улучшения состояния пациентов, и эксперты также не знают, в какой группе (конт­рольной или нет) находится пациент — тройное сле­пое планирование.

Планирование вслепую — эксперимент, в котором испытуемые не знают, находятся они в экспериментальной или в контрольной группе.

Варианты планирования экспериментов

Экспериментаторам-клиницистам зачастую прихо­дится планировать эксперименты в условиях, далеких от идеальных. Наиболее часты вариации следующего типа: полуэкспериментальное планирование, экспери­мент в естественных условиях, эксперимент-аналог и эксперименте одним испытуемым.

Квазиэкспериментальное планирование

В квазиэкспериментальном планировании или при смешанном планировании эксперимента, иссле­дователи не отбирают участников в контрольные и экспериментальные группы, а вместо этого использу­ют группы, уже повсеместно существующие (Kazdin, 1994). Например, поскольку психологи, исследующие насилие над детьми, не могут в действительности при­менить насилие к случайно отобранной группе детей, вместо этого они сравнивают детей, уже перенесших насилие, и детей, не подвергающихся насилию. Что­бы сделать это сравнение насколько возможно более валидным, исследователи могут далее подобрать соот­ветствующих контрольных испытуемых. То есть они подбирают в контрольную группу испытуемых тако­го же возраста, поля и расы, с таким же количеством детей, с одинаковым социоэкономическим статусом и другими важными характеристиками, что и участни­ки экспериментальной группы (Kinard, 1982). Для всех детей, подвергшихся насилию, они подбирали де­тей со схожими характеристиками, но не испытывав­ших насилия, и включали их в контрольную группу.

Квазиэксперимент — эксперимент, в ко­тором исследователи не набирают испытуе­мых случайным образом в контрольные и экс­периментальные гриппы, а используют груп­пы, уже существующие в жизни. Этот тип эксперимента также называется эксперимент со смешанным планированием.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.