Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новые антипсихотические препараты





В последние годы были разработаны некоторые новые антипсихотические препараты (Bondolfi et al., 1998; Ercshefsky, 1995). Наиболее эффективными и распространенными из этих новых препаратов явля­ются клозапин (торговое название Clozaril) и рисперидон (торговое название Risperidole). Как было за­мечено выше, эти препараты называются атипичны­ми из-за отличия их биологического воздействия от воздействия традиционных антипсихотических средств. На самом деле они оказались более эффек­тивными, чем традиционные препараты, помогая 85% больных шизофренией, в то время как большин­ство традиционных средств помогают лишь 65% (Liebcrman., 1998). Особенно многообещающим ка­жется то, что атипичные препараты способствуют улучшению состояния пациентов, у которых наблю­даются в основном негативные симптомы (свой­ственные Типу II шизофрении) — людей, на которых традиционные препараты не оказывают положитель­ного влияния (Lieberman ct al., 1996).

Клозапин — часто назначаемый атипич­ный антипсихотический препарат.

Рисперидондругой часто назначаемый атипичный антипсихотический препарат.

Другим важным преимуществом атипичных анти­психотических средств является то, что они лишь в редких случаях являются причиной появления экст­рапирамидных симптомов и, видимо, не вызывают тардивной дискинезии (Casey, 1998; Borison, 1995). Фактически, тардивная дискинезия и другие экстра­пирамидные симптомы часто уменьшаются, когда пациенты с шизофренией переходят с традиционных на атипичные препараты (Gerlach et al., 1996).

Но и у новых препаратов есть свои недостатки. Например, приблизительно у каждого сотого из при­нимающих клозапин развивается агранулоцитоз, опасное для жизни падение уровня лейкоцитов в крови (Alvir, Lieberman & Safferman, 1995). Пациен­ты, употребляющие этот препарат, должны часто де­лать анализ крови, чтобы как можно раньше распо­знать это побочное действие и отменить препарат (Honigfetd et al., 1998).

Только потому, что ты параноик...

Атипичный антипсихотичес­кий препарат клозапин (торговое название Clozaril) имел огромный потенциал как аффективное сред­ство для лечения шизофрении, но его появление в Соединенных Штатах принесло разочарование и душевную боль сотням тысяч предполагаемых потребителей.

Проблема началась с открытия того, что у небольшого процента людей, принимающих этот препа­рат, развивается агранулоцитоз, опасное для жизни уменьшение содержания лейкоцитов в крови. Управление по делам продоволь­ствия и лекарственных средств Соединенных Штатов (FDA) вследствие этого выпустило кло­запин в продажу с требованием того, чтобы пациенты, принимаю­щие его, еженедельно делали ана­лиз крови на признаки агранулоцитоза.

К несчастью, изготовитель ме­дикаментов выдвинул условие, что все потребители клозапина в Соединенных Штатах должны приобретать целый лечебный пакет, состоящий из препарата и ежене­дельного анализа крови, проводи­мого дочерними компаниями изго­товителя. Большинство пациентов в Соединенных Штатах не могли позволить себе установленную ком­панией стоимость этого пакета — огромную сумму 9000 долларов в год. Более того, их страховые ком­пании отказались оплачивать ее. Пациенты оказались зажаты между большим бизнесом и индустрией здравоохранения.

Последовал шквал судебных процессов, а также федеральных расследований и слушаний. Через несколько лет изготовитель препа­рата согласился продавать клоза­пин отдельно, тем самым позволив пациентам проходить анализ крови в других компаниях, за более низ­кую плату. Он также согласился возвратить потребителям клозапи­на сумму в 10 миллионов долларов и еще 11 миллионов — медицинс­ким учреждениям и пациентам, ко­торые не могли сами оплачивать лечение. Тем не менее, к сожале­нию, многие пациенты уже потеря­ли драгоценное время.

Вопросы для размышления________

Почему люди, страдающие шизофренией, становились жертвами плохого обраще­ния (лоботомия, отказ в гос­питализации и т. п.) гораздо чаще, чем люди с другими заболеваниями? Могут ли компании частного сектора настолько контролировать стоимость и распростране­ние препарата, являющего­ся переломным достижени­ем, которое может улучшить миллионы жизней? Клоза­пин был доступен в Европе в течение пятнадцати лет до его одобрения в Соединен­ных Штатах. Возможно ли то, что FDA было слишком осторожно в утверждении новых препаратов?

Психотерапия

До появления антипсихотических средств психо­терапия была практически бесполезна для людей с шизофренией. Большинство их попросту были слишком далеки от реальности, чтобы получать от нее пользу. Однако сейчас психотерапия приносит улучшение во многих случаях шизофрении (Hogarty et al., 1997). Уменьшая нарушения мышления и вос­приятия, антипсихотические препараты позволяют клиентам, страдающим шизофренией, разобраться в своем заболевании, активно участвовать в терапии, создавать более ясную я-копцепцю и картину своих взаимоотношений с окружающими, а также изме­нить свое поведение (Atkinson et al). Наиболее полез­ными формами психотерапии являются терапия, на­правленная на получение инсайта, и два более широ­ких социокультуральных метода терапии — семейная терапия и социотерапия. Часто эти подходы исполь­зуются в сочетании и приспосабливаются к индиви­дуальным потребностям пациентов (Jeffries, 1995; Prendergast, 1995).

«Я чувствую себя обманутым, имея это забо­левание».

Человек с шизофренией, 1996

Терапия, направленная на получение инсайта

Сейчас в случаях шизофрении используются раз­ные варианты терапии, направленной на получение инсайта (Scott & Wright, 1997; Chadwick & Trower, 1996). Результаты исследований позволяют предпо­ложить, что психодинамичсские и другие, ориенти­рованные на получение инсайта, терапевты, лучше осведомленные о шизофрении, достигают больших успехов, зачастую вне зависимости от особенностей своего подхода (Karon & VandenBos, 1996). Соглас­но одному исследованию, терапевты, чья работа срав­нительно успешна, стремятся играть более активную роль, чем те, которые достигают меньших успехов, в установлении пределов, выражении мнении, по­буждении пациентов к высказываниям, в руковод­стве и в стремлении завоевать доверие пациента (Whitehorn & Betz, 1975).

Семейная терапия

От 25 до 40% людей, лечащихся от шизофрении, живут со своими родителями, сестрами и братьями, супругами или детьми (Тоггеу, Wolfe & Flynn, 1988). Такие ситуации создают особые затруднения. Со сво­ей стороны, выздоравливающие пациенты могут ока­заться под сильным воздействием поведения и реак­ций членов их семей, даже если стресс в семье не был причиной развертывания заболевания. Как мы гово­рили выше, люди, живущие с родственниками, де­монстрирующими высокий уровень высказываемых чувств высокий уровень критики, назойливости и враждебности, — чаще переживают рецидивы, неже­ли люди, живущие с оказывающими поддержку род­ственниками, хорошо относящимися к ним (Репп & Mueser, 1996; Vaughan et al., 1992).

В то же время поведение человека, страдающего шизофренией, может оказывать сильное влияние на членов его семьи.

Одна группа исследователей обнаружила, что ду­шевное равновесие членов семьи сильно нарушает­ся социальной изоляцией и странным поведением их больного родственника (Grecr & Wing, 1974). Один из членов семьи жаловался: «Вечером идешь в гос­тиную, и там темно. Ты включаешь свет и видишь, что там сидит он, уставившись в пространство перед собой».

Сейчас для решения этой проблемы клиницисты в лечение шизофрении обычно включают семейную терапию. Семейная терапия предоставляет всем ру­ководство, тренинг, практический совет, психологи­ческие сведения о заболевании и эмоциональную поддержку и эмпатию (Baucom et al., 1998; Solomon et al., 1996). Она помогает членам семьи стать более реалистичными в своих ожиданиях, более терпимы­ми, избавиться от комплекса вины и обрести боль­шую готовность пробовать новые формы общения. Семейные терапевты также стараются помочь чело­веку, страдающему шизофренией, справляться с трудностями семейной жизни, принимать поддерж­ку от членов семьи и избегать тяжелых взаимоотно­шений. Исследователи обнаружили, что семейная терапия помогает ослабить напряжение в семье, что ведет к снижению количества рецидивов, особенно когда она сочетается с медикаментозным лечением (Baucom et al., 1998; Dixon & Lehman, 1995).

Члены семей людей с шизофренией также могут нуждаться во внешней социальной поддержке, что­бы быть более полезными своим больным родствен­никам. Для них были созданы семейные группы под­держки и семейные программы психологического об­разования (Buchkremer et al., 1995; Hyde & Goldman, 1992). В таких программах члены семьи больного встречаются с другими, находящимися в таком же положении, делятся своими мыслями и чувствами, получают поддержку и знания о шизофрении. Хотя исследования еще не определили полезность таких групп, этот подход становится довольно распростра­ненным.

Социотерапия

Некоторые клиницисты, которые лечат людей с шизофренией, стремятся работать надо всеми аспек­тами их жизни. Они предлагают практические сове­ты и пытаются улучшить решение проблем челове­ком, его принятие решений и социальные навыки (Penn & Mueser, 1996). Они удостоверяются в том, что их пациенты правильно принимают лекарства. Кроме того, они могут помочь пациентам найти ра­боту, финансовую поддержку и приличные жилищ­ные условия. Исследования показывают, что этот подход, называемый социотерапией, или личной те­рапией, действительно помогает людям оставаться вне больницы (Hogarty e al., 1997, 1986, 1974).

Общественный подход

Наиболее широким подходом к шизофрении явля­ется общественный подход. Отчасти в ответ на ужас­ные условия в государственных психиатрических больницах в период 1950-х годов правительство Со­единенных Штатов распорядилось, чтобы пациентов выпускали из больниц, и те получали лечение в об­ществе. В 1963 году Конгресс выпустил законопро­ект, названный «Акт о психическом здоровье в обще­стве», который предусматривал, чтобы пациентам с психологическими расстройствами был доступен ряд служб психического здоровья — амбулаторное лечение, стационарное лечение, скорая помощь, профи­лактика и восстановительная терапия — в своем об­ществе, а не вдали от дома. Этот акт был нацелен на множество психологических расстройств, но особо предназначался пациентам с шизофренией, особен­но для тех, кто находился в больницах годами. Дру­гие страны по всему миру вскоре после этого также приняли подобные программы социокультуральной терапии (Hafner & van dеr Heiden, 1988).

Таким образом, начались три десятилетия деинституционализации, во время которой сотни тысяч пациентов с шизофренией и другими длительными психическими расстройствами выходили из государ­ственных учреждений в общество. В 1955 году в го­сударственных больницах проживали около 600 000 пациентов; теперь же в психиатрических учреждени­ях пребывает лишь около 80 000 пациентов (Тоггеу, 1997; Witkin et al., 1996).

Деинституализация - освобождение большого числа пациентов от длительного ле­чения в стационарах для прохождения тера­пии в рамках общественных программ.

Клиницисты узнали, что пациенты, выздоравлива­ющие после шизофрении, могут получать большую пользу от общественных программ. Однако, как мы увидим, качество общественной помощи этим паци­ентам было недостаточным. Результатом явился син­дром «вращающейся двери»: многие пациенты раз за разом возвращались в общество, через несколько месяцев снова попадали в больницу и опять выходи­ли лишь для того, чтобы снова попасть в лечебное учреждение (Gellcr, 1992).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.