Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИССОЦИАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ





Как мы уже видели, случаи диссоциативной амне­зии и фуги часто завершаются сами собой. Лишь иногда они затягиваются и требуют врачебного вме­шательства (Lyon, 1985). Напротив, случаи расщеп­ления личности обычно требуют лечения, если необ­ходимо, чтобы у людей, страдающих этим расстрой­ством, восстановилась память и чтобы они стали целостной личностью. Лечение диссоциативной ам­незии и фуги, как правило, проходит более успешно, чем лечение диссоциативного расстройства лич­ности.

Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги

Основными методами лечения при диссоциатив­ной амнезии и фуге являются гипнотерапия, пси­ходинамическая и медикаментозная терапия. Тера­певты психодинамического направления предлага­ют пациентам с этими расстройствами предаваться свободным ассоциациям и исследовать свое бессоз­нательное с целью возвращения в сознание забы­тых переживаний (Loewenstein, 1991). Характер психодинамической терапии, по-видимому, особен­но хорошо соответствует потребностям людей с диссоциативными расстройствами. Ведь пациен­там необходимо восстановить утраченные воспо­минания, а психодипамические терапевты, как пра­вило, пытаются оживить воспоминания — а также другие психологические процессы, — которые были вытеснены. Поэтому многие теоретики, включая, кстати, и тех, кто обычно не жалует пси­ходинамические подходы, считают, что психодина­мическая терапия может быть наиболее подходя­щим и эффективным методом лечения этих рас­стройств.

Еще один распространенный метод лечения дис­социативной амнезии и фуги — гипносуггестивная терапия, или гипнотерапия. Терапевты погружают пациентов в состояние транса, а затем помогают им вспомнить забытые события (Spiegel, 1994; MacHovek, 1981). Если, как полагают некоторые те­оретики, диссоциативная амнезия и фуга связаны с аутогипнозом, тогда гипнотерапия может быть осо­бенно эффективна при лечении этих расстройств. Она применяется как изолированно, так и в сочета­нии с другими подходами.

Гипносуггестивная терапия — метод ле­чения, при котором человека вводят в состоя­нии гипноза, а затем помогают ему вспомнить забытые события или выполнить какие-то другие терапевтические действия. Другое на­звание — гипнотерапия.

Иногда, чтобы помочь пациентам с диссоциатив­ной амнезией и фугой восстановить утраченные вос­поминания, используются внутривенные инъекции барбитуратов, таких как амитал натрия (sodium amobarbital) или пентобарбитал натрия (пентотал) (sodium pentobarbital) (Ruedrich et al., 1985). Эти ле­карства часто называют «сывороткой правды», но ос­новой их эффективного действия является способ­ность данных препаратов успокаивать людей и сни­мать их защитные механизмы, тем самым помогая им вспомнить забытые события (Kluft, 1988; Perry & Jacobs, 1982). Однако и амитал натрия и пентотал достаточно часто не оказывают нужного действия (Spiegel, 1994), а когда они все-таки помогают людям вспомнить прошлые события, пациенты могут забы­вать многое из того, что они говорили, находясь под воздействием лекарства. По этим причинам медика­ментозную терапию, если она все же используется, как правило, сочетают с долгими лечебными подхо­дами.

Методы лечения диссоциативного расстройства личности

*

В отличие от людей с диссоциативной амнезией и фугой, те, кто страдает диссоциативным расстрой­ством (расщеплением) личности, редко выздоравли­вают в отсутствие лечения (Spiegel, 1994). Подобно самому расстройству, его лечение носит комплекс­ный характер и сопряжено с трудностями. Терапев­ты обычно пытаются помочь пациентам (1) полнос­тью осознать свое расстройство, (2) восстановить пробелы в своей памяти и (3) объединить свои суб-личпости в одну (Spiegel, 1994; Kluft, 1992, 1991, 1983).

Осознание расстройства

Как только поставлен диагноз диссоциативного расстройства личности, терапевты, как правило, ста­раются установить связь с ведущей личностью и с кажлой из субличностей (Kluft, 1992). В целом, та­кие связи установить непросто, учитывая насилие, которому подвергался человек в прошлом, и его не­доверие к окружающим.

Пациенты с расщеплением личности, как правило, плохо осознают всю тяжесть своего расстройства. Мысль, что в них уживается несколько личностей, может казаться им столь же нелепой, какой она пред­ставляется окружающим. Поэтому на первом этапе лечения может оказаться необходимым просветить пациентов в отношении их расстройства (Allen, 1993). Некоторые терапевты даже знакомят сублич­ностей друг с другом во время гипноза (Ross & Gahan, 1988; Sakheim, Hess & Chivas, 1988).

Многие терапевты также заметили, что просвеще­нию пациентов помогает групповая терапия. Нахож­дение среди людей, каждый из которых страдает дис­социативным расстройством личности, помогает че­ловеку избавиться от чувства изолированности (Buchele, 1993; Becker & Comstock, 1992). Програм­му лечения часто дополняют семейной терапией, что­бы просветить супругов и детей в отношении рас­стройства и собрать полезную информацию о паци­ентах (Porter, Kelly & Grame, 1993).

Вопрос

для размышления_______________________

Гипноз часто используется терапевтами для того, чтобы помочь оживить забытые воспо­минания, скрытые мотивы и потребности. Но гипнотерапевты могут применять эту технику внушения и для того, чтобы вызвать у пациен­та какие-то желания или эмоции и заставить его совершить какие-то действия. Как гипно­тизеры могут определить, когда они раскры­вают какое-то завуалированное состояние сознания пациента, а когда сами вызывают его?

Восстановление памяти

Чтобы помочь пациентам восстановить утрачен­ные фрагменты их прошлого, терапевты используют подходы, применяемые при других диссоциативных расстройствах, в том числе психодинамическую те­рапию, гипнотерапию и лечение амобарбиталом на­трия (Smith, 1993; Kluft, 1991, 1983). В случае паци­ентов с диссоциативным расстройством личности действие этих приемов носит замедленный характер, так как одни субличности могут отрицать события, которые припоминают другие (Lyon, 1992). Некото­рые пациенты даже становятся агрессивными и на­чинают причинять вред самим себе, когда им пыта­ются помочь вспомнить определенные события (Kelly, 1993; Lamberti & Cummings, 1992).

Объединение субличностей

Конечная цель терапии — добиться интеграции различных субличностей. Интеграция представляет собой длительный процесс, который протекает на

протяжении всего курса лечения, пока пациенты не «признают своими» все действия, эмоции, ощущения и знания субличностей. Окончательное объединение двух или более субличностей называют слиянием. Многие пациенты не верят в возможность осуществ­ления этой конечной цели лечения, и их субличнос­ти могут рассматривать интеграцию, как разновид­ность смерти (Spiegel, 1994; Kluft, 1991, 1988). Одна субличность выразилась следующим образом: «Быть во множественном числе очень выгодно. Может быть, терапевты просто хотят нас надуть» (Hale, 1983). Терапевты используют множества подходов, чтобы добиться объединения личностей, включая психодинамическую, поддерживающую, когнитив­ную и медикаментозную терапии (Gildman, 1995; Fichtner et al.t 1990).

Слияние — окончательное объединение двух или более субличностей при диссоциативном расстройстве личности.

Как только удалось объединить субличности, не­обходима дальнейшая терапия для фиксации целост­ной личности и привития социальных и трудовых навыков, которые могут помочь предотвращению последующих диссоциаций (Fink, 1992). В отчетах о проведенном лечении некоторые терапевты сообща­ют о высоком проценте выздоровевших (Kluf, 1993, 1984; Wilbur, 1984), тогда как другие обнаруживают, что пациенты продолжают сопротивляться полной и окончательной интеграции. Ряд терапевтов даже со­мневается в необходимости полной интеграции.

Резюме

Диссоциативная амнезия и фуга могут завершить­ся сами собой или могут требовать врачебного вме­шательства. Диссоциативное расстройство (расщеп­ление) личности, как правило, требует лечения. Под­ходами, обычно используемыми для того, чтобы помочь пациентам с диссоциативной амнезией и фу­гой восстановить утраченные воспоминания, явля­ются: психодинамическая терапия, гипнотерапия и лечение амобарбиталом натрия или пентооарбита-лом натрия. Терапевты, лечащие людей с диссоциа­тивным расстройством личности, используют те же подходы и чаще всего пытаются помочь пациентам осознать тяжесть и характер своего расстройства, восстановить пробелы в памяти и интегрировать суб­личности в одну личность.

ОРГАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ПАМЯТИ

Определенные нарушения памяти бывают вызва­ны явными органическими причинами, в число ко­торых входят черепно-мозговые травмы, органичес- кие заболевания и неправильное применение лекар­ственных препаратов. Различают два вида органичес­ких расстройств памяти. Амнестические расстрой­ства затрагивают главным образом память, тогда как деменции влияют и на память, и на другие когнитив­ные функции. Прежде чем переходить к обсуждению органических расстройств памяти, нам необходимо понять некоторые из базовых биологических меха­низмов памяти.

Биология памяти

Многое из того, что известно о биологии памяти, получено в ходе исследований на людях с поврежде­ниями определенных участков головного мозга. Важ­ная информация была собрана также с помощью экс­периментов, в ходе которых хирургическим или хи­мическим путем повреждали головной мозг животных, а затем наблюдали, как скажутся эти дей­ствия на припоминании старой информации и при­обретении новых навыков. Кроме того, исследования В области молекулярной биологии проливают свет на специфические изменения, которые могут происхо­дить в клетках головного мозга при формировании памяти.

Системы памяти

Различают две системы человеческой памяти, которые работают сообща, помогая нам изучать новое и вспоминать старое. Кратковременная, или рабочая, память собирает новую информацию. Долговременная память аккумулирует всю инфор­мацию, которую мы собрали за многие годы и ко­торая впервые проникла в наше сознание благода­ря системе кратковременной памяти. Информация, хранимая в кратковременной памяти, должна быть преобразована, или объединена, в долговременную память, если мы собираемся ее в дальнейшем ис­пользовать. Это преобразование обычно происхо­дит в виде отдельных шагов. Когда кратковремен­ная информация становится частью долговремен­ной памяти, говорят, что она кодируется. Припоминание информации, хранимой в долговре­менной памяти, включает в себя восстановление (retrieval) — проникновение в свою долговремен­ную память, с тем чтобы снова использовать ее со­держимое в кратковременной, или рабочей, памя­ти (NLMH, 1996).

Кратковременная память — система па­мяти, которая собирает новую информацию. Другое название —рабочая память.

Долговременная память — система памя­ти, которая хранит всю информацию, собран­ную человеком за многие годы.

Информацию в долговременной памяти можно классифицировать либо как процедурную, либо как декларативную. Процедурная память — это усвоен­ные нами приемы, которые мы выполняем, не испы-

тывая необходимости их обдумывать, такие как ходьба, резание ножницами или письмо. Деклара­тивная память состоит из имен, дат и других фак­тов, которые были нами усвоены. Большинство

органических расстройств памяти затрагивает дек­ларативную память в гораздо большей степени, чем процедурную.

Процедурная память — усвоенные приемы, которые человек выполняет, не испытывая не­обходимости их обдумывать,

Декларативная память — усвоенная ин-формация^)например, имена, даты и другие факты.

Анатомия памяти

Память трудно локализовать. Исследователи пы­тались определить место, где хранятся воспомина­ния, но пришли к выводу, что подобного хранилища не существует. В настоящий момент они рассматри­вают память как процесс, лишенный локальной при­вязки, — как деятельность, которая связана с изме­нениями в клетках всего головного мозга. В исход­ной точке этого процесса память приводится в действие и начинает функционировать. Время от времени процесс припоминания приводит к ошибкам памяти, но чаще всего он осуществляется очень эф­фективно.

По-видимому, определенные участки мозга иг­рают особо важную роль в кратковременной и дол­говременной памяти. Среди участков, наиболее важных для функционирования кратковременной памяти, — предлобные доли (передние части лоб­ных долей), примыкающие к лобной кости (Go-leman, 1995). Когда животные или люди усваива­ют новую информацию, активизируются нейроны в их иредлобных долях (Haxby et al., 1996). Оче­видно, эта активация позволяет удерживать ин­формацию в течение какого-то времени и продол­жать работать с этой информацией столько, сколь­ко необходимо,

Предлобные доли — участки головного моз­га, которые, среди прочих функций, играют ключевую роль в кратковременной памяти.

Психологические заметки

К веществам, которые могут временно ухудшать память, относятся: алкоголь, успо­коительные и снотворные препараты, соедине­ния брома, антидепрессанты, обезболивающие средства, лекарства от гипертонии, инсулин, лекарства от морской болезни, антигистамин-ные и антипсихотические препараты (Noll & Turkington, 1994). Среди участков мозга наиболее важными для функционирования долговременной памяти явля­ются височные доли, включая гиипокапмус (hip­pocampus) и миндалевидное тело (amygdala), клю­чевые структуры, расположенные под височными долями, а также промежуточный мозг, включая со­сцевидные тела (rnammillary bodies), таламус (tha-

lamys) и гипоталамус (hypothalamus). Эти облас­ти, по-видимому, способствуют преобразованию кратковременной памяти в долговременную (Sear-leman & Hermann, 1994). Случаи органической по­тери памяти часто связаны с повреждением одно­го или нескольких из этих участков (Aggleton & Shaw, 1996). «Вы — музыка, пока музыка звучит»

Клейтон С. Коллинз

Оливер Сакс (Sacks) (извест­ный невропатолог и писатель) танцевал под музыку «Грейтфул Дед». Целых три часа. Ему 60. И у него «повреждены оба колена»...

Сила музыки — способной «возвращать к жизни» людей, по­терявших навыки движения и речи в результате неврологичес­ких нарушений и расстройств, — вот что поддерживает Сакса в по­следнее время. Автор многих изве­стных произведений (Migraine, A Leg to Stand On, The Man Who Mistook His Wife for a Hat, Seeing Voices и Awakenings)... работает над очередной книгой, посвящен­ной реальным случаям болезни, — книгой, в которой говорится среди прочего и о роли музыки как сти­мула для людей, отбросивших же­сткие сенсорные барьеры...

•«Начинаешь понимать, на­сколько благотворна музыка с

точки зрения неврологии, — гово­рит Сакс. — Вы можете полностью утратить какую-то способность, но у вас остается музыка и ваша иден­тичность»...

Многое из того, с чем ему при­шлось столкнуться, в частности, работая с пациентами в бодышце «Бет Абрахам» (Дом Авраама) в нью-йоркском Бронксе... имеет от­ношение к музыке.

«Я видел пациентов, которые были не способны сделать пи шага, но могли танцевать, — говорит он. — Попадались пациенты, которые не могли говорить, но им удавалось петь. Музыка действовала на этих пациентов мгновенно... из парали­тиков они превращались в людей, способных свободно и плавно пере­двигаться и говорить».

Сакс вспоминает женщину с бо­лезнью Паркинсона, которая сиде­ла абсолютно неподвижно, пока ее не «приводила в действие» музыка Шопена, которую она любила и знала наизусть. Ей не нужно было слышать звучащую мелодию. «Иногда было достаточно назвать ей номер произведения, — говорит Сакс. — Вы говорили всего лишь: «Опус 49», и в ее голове начинала звучать «Фантазия» фа-минор. И она могла двигаться...»

«На музыку реагируют люди с тяжелой демепцией, на музыку ре­агируют младенцы, вероятно, на музыку реагируют и эмбрионы. На музыку реагируют многие живот­ные, — думает Сакс. — По-видимо­му, в нервной системе животных за­ложено что-то такое... что позволяет им реагировать на музыку», — гово­рит Сакс, описывая случай'пациен­та с дефектом лобных долей мозга.

«Когда он поет, у вас появляет­ся странное чувство, что [музыка] восстанавливает деятельность его лобных долей, возвращает ему на время некоторые функции, кото­рые были утрачены из-за органи­ческого заболевания, — говорит Сакс, добавляя цитату из Т. С. Элиота: «Вы — музыка, пока музы­ка звучит».

Воздействие музыкальной те­рапии кратковременно. Сакс де­лает, что может. «Заставить рас­слабленного человека собраться на минуту — уже чудо. А если на полчаса — чудо во много раз боль­шее...»

Ключ к успеху, говорит Сакс, в том, чтобы больные снова «научи­лись быть здоровыми». Музыка мо­жет помочь им восстановить лич­ность, которая была у них до болез­ни.

Височные долиучастки головного мозга, которые, среди прочих функций, играют клю­чевую роль в преобразовании кратковременной памяти в долговременную.

Промежуточный мозг — отдел головного мозга (состоящий из сосцевидных тел, тала-муса и гипоталамуса), играющий ключевую роль в преобразовании кратковременной памя­ти в долговременную.

Биохимия памяти

Каким же образом клетки этих ключевых участков мозга формируют и хранят воспоминания? Хотя пока еще никто не обнаружил энграмму (engram) — яв­ственные физические изменения в клетке, которые отвечают за процессы памяти, — нам многое уже из­вестно об электрических и химических основах науче­ния и памяти. Одно из поразительных открытий — выявление роли, которую может играть долговремен­ное потенцирование (Martinez & Derrick, 1996; Bliss & Gardner, 1973). Очевидно, повторная стимуляция

нервных клеток головного мозга увеличивает вероят­ность того, что они активно прореагируют на стиму­ляцию в будущем. Этот эффект является достаточно длительным (отсюда и термин «долговременное по­тенцирование») и может быть ключевым механизмом в формировании памяти. Представьте себе множество лыжников, съезжающих вереницей вниз по заснежен­ному склону и образующих лыжню, которую затем могут легко обнаружить другие. Возможно, что дол­говременное потенцирование образует своего рода колею, которая помогает формированию воспомина­ний, так что человек впоследствии с большей легкос­тью отыскивает необходимую информацию, следуя по одной и той же проложенной ею «тропе».

Долговременное потенцирование — повы­шение вероятности того, что нейрон активно прореагирует па будущую стимуляцию, после того как у него неоднократно было вызвано раздражение.

Исследователи памяти также выявили биохими­ческие изменения в клетках, которые способствуют формированию памяти (Rosenzwcig, 1996; Noll & Turkington, 1994). Наиболее важным является следу­ющий процесс: когда усваивается новая информация, в ключевых клетках головного мозга образуются бел­ки (протеины). За производство белков отвечают несколько химических веществ, в том числе ацетил-холин, глутамат, РНК (рибонуклеиновая кислота) и кальций. Если нарушается действие любого из этих веществ, производство белков может быть прекраще­но, а формирование памяти — прервано (Martinez & Derrick, 1996; Rosenzweig, 1996). Например, когда исследователи блокируют действие глутамата, они препятствуют и долговременному потенцированию, и функционированию кратковременной памяти. Аналогичным образом, когда они блокируют произ­водство клеткой РНК или выделение кальция, пре­рывается формирование долговременной памяти.

Все эти открытия позволяют предположить, что память формируется в результате изменений, проис­ходящих внутри нервных клеток, и в процессе их вза­имодействия. После этого обзора биологии памяти мы можем перейти к органическим расстройствам, кото­рые затрагивают память и другие когнитивные функ­ции, — к амнестическим расстройствам и деменциям.

«В музыке — здоровье, в музыке — жизнь»... Музыка исцеляла в течение многих тысяч лет. «Просто сейчас она исследуется более систематичес­ки и применительно к этому специ­фическому контингенту».

Грег страдал амнезией; у него была опухоль головного мозга и он плохо помнил все, что происходило, начи­ная примерно с 1969 года, — зато по­мнил в деталях события предшеству­ющих лет и по-настоящему любил композиции «Грейтфул Дед».

Сакс взял Грега на концерт груп­пы. «В первом отделении они игра­ли свою раннюю музыку, и Грег был очарован буквально всем, — вспоми­нает Сакс. — В тот момент у него не было амнезии. Он прекрасно ориен­тировался, был собран и чувствовал себя в своей тарелке». В антракте Сакс прошел за кулисы и предста­вил Грега участнику ансамбля Мики Харту, который был поражен знания­ми Грега о группе, но пришел в удив­ление, когда Грег спросил о Пигпене. Узнав, что бывший участник ансамб­ля умер 20 лет назад, «Грег очень рас­строился, — вспоминает Сакс. — Но через 30 секунд задал вопрос: «А как дела у Пигпена?».

Во втором отделении группа иг­рала свои новые песни. И мир Грега начал рассыпаться па части. «Он

был одновременно изумлен, заворо­жен и напуган. Так как музыка была ему — а он настоящий меломан, по­нимающий смысл идиомы «Грейт­фул Дед» — и знакома, и незнако­ма... Он сказал: «Это похоже на му­зыку будущего».

Сакс попытался помочь Грегу со­хранить воспоминания о только что увиденном. Но на следующий день тот уже ничего не помнил о концер­те. Казалось, все было безвозвратно утрачено. «Но — и это удивительно — когда кто-то играл одну из мело­дий, впервые услышанных им на концерте, он мог подпевать и по­мнить ее».

Такое развитие событий обна­деживает... Установлено, что дети быстро усваивают уроки, сопро­вождающиеся пением. Сакс, неког­да бесстрастный исследователь, во­одушевлен этими возможностями. Он пытается понять, не может ли музыка нести в себе определенную информацию, вернуть его пациен­там утраченные части их жизни, по­зволить Грегу «ощутить то, что про­исходило в последние 20 лет — в годы, выпавшие из его биографии».

Вот что заставляло Сакса танце­вать в проходе зрительного зала (за­имствовано из Profile, журнала ком­пании Continental Firlines, февраль 1994), _________________^__

Амнестические расстройства

Ретроградной амнезией называют потерю памяти на события, которые происходили до события, вы­звавшего амнезию. Антероградная амнезия — это стойкая неспособность припоминать новую инфор­мацию, полученную после такого события. Как мы уже отмечали, люди с диссоциативной амнезией, как правило, страдают ретроградной амнезией, а антеро-градная амнезия бывает у них очень редко. Однако амнестические расстройства, органические расстрой­ства, основным симптомом которых является поте­ря памяти, носят совершенно иной характер (см. Контрольный перечень DSM-IV в Приложении). Люди с определенными видами амнестических рас­стройств иногда страдают ретроградной амнезией, но у них почти всегда отмечается антероградная амне­зия (табл. 13.1).

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, которые происходили до события, вызвавшего амнезию. Антероградная амнезия — неспособность запоминать новую информацию, предъявляв­шуюся после события, вызвавшего амнезию.

Амнестические расстройства — органи­ческие расстройства, основным симптомом которых является потеря памяти.

По-видимому, при антсроградной амнезии информа­ция из кратковременной памяти не может более пере­носиться в долговременную память. Неудивительно, что антероградная амнезия, наблюдаемая при амнестичес-ких расстройствах, часто является следствием повреж­дения височных долей или промежуточного мозга, уча­стков, несущих основную ответственность за преобразо­вание кратковременной памяти в долговременную.

При тяжелых формах антероградной амнезии новые знакомые забываются почти мгновенно, а за проблемы, решенные сегодня, приходится браться уже на следую­щий день. Люди могут не помнить ничего из того, что происходило после начала их органического расстрой­ства. Например, пациент средних лет, i юл учивший трав­му или заболевший более 20 лет назад, может по-пре­жнему считать, что Джимми Картер — президент США. При этом больной антероградной амнезией может сохра­нять все вербальные навыки и многие практические спо­собности, и амнезия не отражается на его IQ.

Вопрос

для размышления _______________________

У большинства людей бывают ситуации, когда их память начинает выкидывать странные фокусы, например, мы можем забыть, зачем мы что-то делаем, прибыть в какое-то место и оказаться не в состоянии вспомнить подробности поездки, забыть о важном свидании или событии, испы­тать трудности с припоминанием имени какого-то человека или того, откуда нам кто-то известен, или забыть событие, которое, похоже, помнят все остальные. Какие виды проблем памяти мо­г/т иметь место в каждом из этих случаев?

Синдром Корсакова

Фред, 69-летний мужчина, был доставлен в психиат­рическую больницу в состоянии помрачения сознания, одном из проявлений синдрома Корсакова, амнестичес-кого расстройства, страдающие которым постоянно за­бывают только что почерпнутую информацию (антерог­радная амнезия), хотя их общие знания и интеллекту­альные способности остаются неизменными:

Фред... страдал запоями в течение долгого вре­мени, хотя и отрицал, что пил в последние несколь­ко лет. Когда пациента доставили в приемное отде­ление, он был аккуратно одет, но в его поведении наблюдалась определенная деградация. Хотя он держался вежливо и дружелюбно по отношению к дежурному врачу и персоналу отделения, было вид­но, что его сознание помрачено. Он бродил по от-

делению, исследовал предметы и примерял на себя одежду другихлюдей. Он говорил в непринуж­денной манере, хотя его речь и отличалась сбивчи­востью, а временами становилась невразумитель­ной. Большая часть его спонтанных разговоров была посвящена его собственной личности, и он высказал несколько ипохондрических жалоб. Фред был дезориентирован в отношении времени и ме­ста происходящих событий, хотя и сумел назвать свое имя. Он не смог правильно назвать свой ад­рес, сказал, что ему 91 год, и не ответил на вопрос, какой сейчас день, месяц и год. Он не знал, где на­ходится, хотя и сказал, что его направил сюдахозя-ин дома, в котором он жил, потому что он много пил. Он признал, что был арестован за драку и пьянство, но сказал, что у него никогда не было приступов белой горячки. У Фреда проявились симптомы, ха­рактерные для синдрома Корсакова, —дезориен­тация, помрачение сознания и сильная склонность к конфабуляции. Когда его спросили, где он сейчас находится, Фред ответил, что на пивоваренном за­воде, и указал адрес пивоваренного завода, но ког­да ему задали тот же вопрос через несколько ми-' нут, он назвал другой пивоваренный завод. Он ска-, зал, что знает дежурного врача, назвал его чужим именем, а чуть позже изменил это имя на следую­щее. Покидая приемную, Фред назвал врача уже третьим именем, вежливо сказав: «До свидания, мистер Вулф!» {Kisker, 1977, р. 308.)

Как мы уже говорили, синдром Корсакова разви­вается приблизительно у 5% людей с хроническим алкоголизмом (см. главу 10). Непомерное употреб­ление алкоголя вкупе с неадекватным питанием вы­зывает недостаток витамина В, (тиамина), что при­водит к повреждению отдельных участков проме­жуточного мозга. Люди с этим расстройством утрачивают главным образом память на декларатив­ные знания; они по-прежнему способны усваивать новые процедурные знания, например, способ реше­ния какой-нибудь задачи, а также сохраняют свои речевые навыки (Verfaellie et al., 1990). Этим можно объяснить, почему пациенты с синдромом Корсако­ва часто конфабулируют. Подобно Фреду, они, ис­пользуя свои общие интеллектуальные и речевые навыки, придумывают запутанные истории и лгут, с тем чтобы восполнить пробелы памяти, которую они продолжают терять.

Синдром Корсакова — амнестическое расстройство, вызванное хроническим ал­коголизмом, связанным с ним плохим пита­нием и, как следствие, недостатком вита­мина В} (тиамина).

Пациенты с синдромом Корсакова страдают не только тяжелой антероградной амнезией, но и опре­деленной формой ретроградной амнезии. Им бывает трудно восстановить в памяти события тех лет, ко- торые непосредственно предшествовали началу бо­лезни, хотя они и могут помнить события более от­даленного прошлого (Albert et al,, 1979). Этот синд­ром может также затронуть личность. Агрессивные и крикливые люди часто становятся более спокойны­ми и пассивными по мере развития болезни.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.