Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лечение в условиях стационара в прошлом





Более чем половину XX века людей с шизофрени­ей помещали в лечебные учреждения, обычно муни­ципальные. Поскольку на пациентов с этим заболе­ванием не действовала традиционная терапия, цель подобных учреждений состояла в ограничении дей­ствий больных и предоставлении им еды, убежища и одежды. Пациенты редко видели врачей и, в общем, были заброшены. Со многими жестоко обращались. Как это ни странно, такое положение дел началось с добрых намерений.

Первые действия по помещению больных в специ­альные лечебные клиники начались в 1793 году, ко­гда французский врач Филип Пинель (Philippe Pinеl) «высвободил сумасшедших из цепей» - в при­юте для умалишенных Ла Бисетр (La Bicetre) и ввел практику «гуманного лечения» (см. главу 1). Впер­вые за столетия к пациентам с тяжелыми нарушени­ями стали относиться как к человеческим существам, о которых нужно заботиться с добротой и сочувстви­ем. Когда идеи Пинеля распространились по Европе и Соединенным Штатам, они привели к возникнове­нию многочисленных психиатрических больниц, где больше, чем в приютах, заботились о людях с тяже­лыми психическими нарушениями (Goshcn, 1967).

«Это наш долг — избавить ни в чем не повин­ного душевнобольного от непрекращающегося помешательства, если это в наших силах. Предо­ставлять его самому себе — жестоко по отноше­нию к нему».

Редакционная статья, «Психиатр и невропато­лог», 1883(изСеег, 1972)

Эти новые психиатрические больницы были пред­назначены для защиты пациентов от напряжения повседневной жизни и обеспечивали им благотвор­ную психологическую среду, в которой они могли тесно работать с терапевтами (Grob, 1966). Закон даже предписывал всем штатам основывать обще­ственные психиатрические учреждения, государ­ственные больницы для пациентов, которые не мог­ли оплатить пребывание в частных клиниках. Но в итоге у системы государственных больниц возникли серьезные проблемы. В период между 1845 и 1955 годами в Соединенных Штатах открылось около 300 больниц. Число госпитализированных пациентов на каждый взятый день выросло с 2000 человек в 1845 году до приблизительно 600 000 в 1955 году. Из-за этого палаты переполнились, требования для приема продолжали повышаться, и государственное финан­сирование не могло обеспечить увеличивающуюся потребность во врачах.

Приоритеты государственных психиатрических больниц и качество оказываемой ими помощи изме­нились за эти 110 лет. В связи с переполнением боль­ниц и нехваткой персонала акценты сместились с оказания гуманитарной помощи на поддержание по­рядка в больницах. Произошла регрессия к периоду приютов для умалишенных: буйных пациентов огра­ничивали в движениях и грубо с ними обращались, исчезла забота о каждом в отдельности. Пациентов переводили в задние палаты или палаты для хрони­чески больных, если в их состоянии некоторое вре­мя не наблюдалось улучшения (Bloom, 1984). Боль­шая часть пациентов в этих палатах страдала от ши­зофрении (Hafner & an der Heiden, 1988). Задние палаты, в сущности, были складами людей, напол­ненными безнадежностью. Персонал больниц часто обращался с пациентами с помощью смирительных рубашек и наручников. Более «прогрессивные» фор­мы лечения включали медицинские методы, напри­мер, лоботомию.

Усовершенствованное лечение в условиях стационара

В 1950-х годах клиницисты разработали два ин­ституционных подхода, которые наконец могли по­мочь пациентам, жившим в больницах годами: тера­пию средой, основанную на гуманистических прин­ципах, и жетонную систему, основанную на принципах бихевиоризма. Данные методики, в частности, помогли возродить внимание к каждому паци­енту и улучшить представления пациентов о себе — проблемные области, ухудшенные помещением в больницу. Эти подходы вскоре были приняты многи­ми учреждениями и теперь являются стандартными для лечения в условиях стационара.

Терапия средой

Принцип, лежащий в основе терапии средой, со­стоит в том, что учреждения могут помочь пациен­там достичь клинического прогресса путем создания социального климата или среды, которая помогает человеку обрести самоуважение, чувство личной ответственности и деятельность, имеющую значе­ние. В такой среде пациентам часто предоставляется право вести свою собственную жизнь и принимать свои собственные решения. Они могут принять уча­стие в управлении больницей и работать вместе с персоналом, устанавливая правила и принимая ре­шения о наказаниях. Создается атмосфера взаимо­уважения, поддержки и открытости. Пациенты могут также участвовать в особых проектах, занятиях и в активном отдыхе.

Терапия средой — гуманистический подход к лечению в условиях стационара, основанный па убеждении, что учреждения могут способ­ствовать выздоровлению пациентов путем со­здания атмосферы, дающей самоуважение, чувство личной ответственности и имеющую смысл деятельность.

Короче говоря, их дневной распорядок был похож па жизнь за пределами больницы.

Программы такого типа были введены в учрежде­ниях всего Запада. Они имели некоторые различия, по, как минимум, персонал старался укреплять вза­имоотношения (особенно отношения в группах) между пациентами и персоналом, поддерживать ак­тивность пациентов и их уверенность в возможнос­ти достижения своих целей.

Лонгитюдные исследования показали, что в боль­ницах, где практикуется терапия средой, у пациентов с шизофренией часто наступает улучшение, и из боль­ниц выходит больший процент таких людей, по срав­нению с пациентами больниц, где в основном применяется ограничение свободы (Paul & Lentz, 1977; Gumming & Gumming, 1962). Однако многие из про­шедших терапию средой не избавляются от своего де­фекта и должны жить после выхода из больницы в спокойной обстановке. Несмотря на эти ограничения, терапия средой применяется во многих учреждениях, часто в сочетании с другими лечебными подходами (Dobson et al., 1995; Ciompi et al., 1992).

Жетонная система

В 1950-х годах бихевиористы открыли, что систе­матическое применение в больничных отделениях техник оперантного обусловливания может способ­ствовать изменению поведения пациентов с шизо­френией (Aylon, 1963; Aylon & Michael, 1959). Про­граммы, в которых использовались подобные техни­ки, были названы программами жетонной системы.

В жетонной системе пациенты получают подкреп­ление каждый раз, когда ведут себя приемлемым об­разом, и не получают подкрепления, когда их поведе­ние неуместно. Непосредственной наградой за прием­лемое поведение обычно являются жетоны, которые могут быть впоследствии обменены на еду, сигареты, больничные привилегии и другие приятные вещи, та­ким образом, создавая «жетонную систему». Приемле­мое поведение, как обычно указывается, заключается в уходе за собой (в застилании постели, в одевании), в посещении трудовых программ, в нормальной речи, в следовании правилам, установленным в отделении, и в демонстрации самоконтроля.

Программа жетонной системы ~ про­грамма, разработанная бихевиористами, по которой желательное поведение пациента си­стематически подкрепляется в течение всею дня награждением жетонами, которые можно обменять на вещи или привилегии.

Исследователи нашли, что жетонная система спо­собствует изменению шизофренического (или подоб­ного ему) поведения (Emmelkamp, 1994; Belcher, 1988). В одной очень успешной программе Гордон Паул и Р. Л. Ленц (Paul & Lentz, 1977) установили в больнице такую жетонную систему для двадцати восьми пациен­тов, длительно страдавших шизофренией. Большин­ство пациентов, участвовавших в этой программе, дос­тигли больших успехов. По окончании программы, спу­стя четыре с половиной года, 98% пациентов были выпущены, как правило, в приюты. Для сравнения, та­кого улучшения достигли 71% пациентов, участвовав-'ших в терапии средой, и 45% пациентов, получавших лечение в условиях лишения свободы действий.

Несмотря на эффективность жетонной системы, некоторые клиницисты высказали сомнения в ее эти­ческой и юридической сторонах. Для того чтобы же­тонная система была эффективной, администраторы должны контролировать важные награды в жизни человека, возможно, включая самые основные, такие как еда и удобная постель. Но разве в жизни не существуют вещи, на которые имеют право все челове­ческие существа? Теперь решением суда установле­но, что пациенты действительно имеют определен­ные основные права, которые клиницистам нельзя нарушать, вне зависимости от позитивных целей те­рапевтической программы. Они имеют право на еду, на место для хранения вещей и на мебель, равно как на свободу движений (Emmelkamp, 1994).

Кроме того, клиницисты еще и оспаривают каче­ство улучшений, достигнутых с помощью программ жетонной системы. Действительно ли бихевиористы изменяют психотическое мышление и восприятие пациентов или же они просто улучшают способность пациентов имитировать нормальное поведение?

Этот вопрос был поднят в связи с клиническим случаем мужчины средних лет по имени Джон, бре­довые идеи которого заключались в том, что он счи­тал себя правительством Соединенных Штатов. Что бы он ни говорил, он говорил от имени правитель­ства. «Мы рады видеть Вас... В нашей работе нужны такие люди, как Вы... Мы ведем нашу деятельность в теле Джона». Когда отделение больницы, где был Джон, перешло на жетонную систему, персонал ука­зывал на его бредовые заявления и требовал, чтобы он правильно называл себя, если желает получать жетоны. Через несколько месяцев программы жетон­ной системы Джон перестал представляться прави­тельством. Когда у него спрашивали его имя, он от­вечал: «Джон». Хотя персонал больницы, как можно понять, радовали его успехи, у Джона существовало иное мнение на этот счет. В частной беседе он сказал:

Мы устали от этого. Каждый проклятый раз, ко­гда мы желаем выкурить сигарету, нам приходится проходить через это дерьмо. «Как тебя зовут?... Кто хочет сигарету?... Где находится правитель­ство?» Сегодня нам ужасно хотелось курить, и мы отправились к Симпсон, этой проклятой медсест­ре, и нам пришлось ее слушаться. «Скажи мне свое имя, если ты хочешь сигарету. Как тебя зовут?» Конечно, мы сказали: «Джон». Нам нужны были сигареты. Если бы мы сказали правду — никаких сигарет. Но у нас нет времени на эту чепуху. Нам нужно заниматься делами, международными дела­ми, менять законы, набирать персонал. А эти люди играют в свои игры (Comer, 1973).

Критики бихевиористского подхода доказывали, что Джон не расстается с бредом, следовательно, ос­тается в таком же психотическом состоянии, как и раньше. Тем не менее, бихевиористы утверждали, что суждения Джона об изменениях в его поведении впоследствии улучшились.

Программы жетонной системы теперь не так рас­пространены, как ранее (Glynn, 1990), но они все еще используются во многих психиатрических больницах, обычно в сочетании с медикаментами (Emmelkamp, 1994). Жетонная система также применялась при дру­гих клинических проблемах, включая задержку ум­ственного развития, деликвенцию и гиперактивность.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.