Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.Преступность и ее детерминанты.





План.

Вопросы:

1. Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.

2. Понятие преступности и ее признаки.

3. Количественные характеристики преступности

4. Качественные характеристики преступности.

5. Латентная преступность.

6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.

7. Причины преступности.

8. Условия, способствующие совершению преступлений.

9. Факторы преступности, их виды и содержание.

10. Решение задач, заданий и тестов.

2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.

3. Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным теоретическим положениям о преступности, её показателям, причинам, условиям и детерминантам.Обсудить понятие преступности и её причин. Обсудить основные причины преступности. Изучить основные виды причин и условий преступности. Приобрести навыки применения криминологических исследованийпри решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом.

4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.

Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.

5. Формирующие компетенции:

1) Формированиетеоретических представлений о преступности и еёдетермінантах, закономерностях, принципах и факторах ихнаучногоисследования и анализа в криминологии.

2) Знать особенности и тенденцииизмененияпреступности и причин еёпораждающих, а также основне направленияихразвитиеи изучения в современнойкриминологии.

3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений илипроблем и ихюридическоерешение.

4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик в различныхуголовныхделах и явлениях.

5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий.

6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.

 

6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.

Обязательное задание.

1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.

2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» (с.46-64,74-86) или в других рекомендованных учебниках.

3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме:

4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.

5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 2, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.

6). Подготовить практическую часть занятия.

6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3,4.

6.2) Решение тестов 1,2,3,4,5.

Дополнительное задание

7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.

8). Подготовить реферат по теме «Анализ структуры преступности в Российской Федерации за 2014 год»,«Латентная преступность и способы её измерения», «Укрытие преступлений от учета регистрирующими органами, как источник формирования латентной преступности» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.

9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля.

10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.

 

План практического занятия № 2.1

2 часа.

Тема. Преступность и её характеристика.

План.

Вопросы.

1.Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.

2.Понятие преступности и ее признаки.

3.Количественные характеристики преступности

4.Качественные характеристики преступности.

5. Латентная преступность.

6. Решение задач, заданий и тестов.

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задание№ 1 письменно:

1) Рассчитать коэффициент преступности. Преступной активности в регионе.

2) Рассчитать коэффициент женской преступности в регионе.

3) Рассчитать индекс преступности в регионе.

4) Рассчитать индекс женской преступности в регионе.

5) Определите структуру общей преступности в регионе.

6) Определите структуру женской преступности в регионе.

 

Исходные данные выбираются из любого источника: а) статистической отчетности района проживания; б) правоохранительного органа прохождения практики; в) условные данные предлагаемые преподавателем.

Задание выполняется письменновне аудитории или в аудитории и сдается на проверку преподавателю.

 

Решение тестов.

Тест №1. Коэффициент преступности не позволяет:

1. Проводить сравнение между различными территориями в разное время.

2. Проводить сравнение по одной территории в разное время.

3. Проводить сравнение разных демографических групп по активности в преступной деятельности.

Тест №2. Какая часть преступности всегда является случайной величиной: 1)Зарегистрированная преступность. 2) Латентная преступность.

3) Не зарегистрированная преступность и не латентная.

Тест №3. Удельный вес структурной составляющей преступности определяется, как: 1) отношение одной структурной составляющей преступности к другой;2) доля данной структурной составляющей в общем числе зарегистрированных преступлений;3) разность между структурно составляющей преступности и общим числом зарегистрированных преступлений.

Практическое занятие № 2.2

2 часа.

Тема. Причины, условия и факторы преступности.

План.

Вопросы.

6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.

7. Причины преступности.

8. Условия, способствующие совершению преступлений.

9. Факторы преступности, их виды и содержание.

10. Решение задач, заданий и тестов.

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задание письменно:

Задание №2.

Какое из приведенных суждений представляется вам более приемлемым и почему:

а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;

б)причинами преступности, прежде всего, являются дефекты общественного сознания;

в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан;

г)в обществе нет социальных корней преступности, ипричины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;

д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей;

е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семья, производственного и ближайшего бытового окружения?

Задание №3.

Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: а) на преступность в целом, б) на совершение конкретных преступлений.

2) по содержанию: а) детерминанты социально-психологического, б)социально-экономического, в) идеологического, г) организационного (в том числе правового), д) иного характера.

Попытайтесь классифицировать их как: 1) причины преступности (преступлений); 2) условия преступности (преступлений):

а) плотность народонаселения, его миграция;

б) дефекты в сфере управления;

в) раскрываемость преступлений;

г) слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморальное поведение;

д) изменения уголовного законодательства;

е) дефектность правосознания;

ж) «омоложение» структуры населения;

з) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

и) стяжательство, паразитизм,тунеядство, эгоизм и цинизм;

к) бедность, нищета;

л) злоупотребление свободой;

м) противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

н) пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;

о) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

п) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;

р) отрицательные последствия научно-технического прогресса;

с) бытовые, семейные и трудовые конфликты;

т) уменьшение возможностей социально-правового контроля за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабление традиционных связей внутри социальных групп населения;

у) обострение межнациональных отношений;

ф) негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

х) изменение форм и отношений собственности;

ц) изменение уровня потребления алкоголя;

ч) ослабление семейных связей, рост числа разводов;

ш) изменение структуры и характера производства, безработица;

щ) обесценивание денежных накоплений населения,инфляция.

 

Задание №4.

Определите, какие из перечисленных в задании №3 обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

 

Решение тестов.

Тест №4. По содержанию причины преступности классифицируются на:

а) политические, б) внешние, в) личные, г) экономические, д)медицинские.

Тест №5. К криминогенным детерминантам относятся: а) обстоятельства, б) события, в) недостатки, г) причины, д) пережитки прошлого в сознании людей.

Литература.

9.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1.

9.2. Учебная литература :

Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1.

9.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: те же, что и к практическому занятию №1 и дополнительно:

1. Акутаев Р.М. Проблемы латентной преступности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -X.,1984.

2. Бабаев М.Н. Социальные последствия преступности. - М., 1982.

3.Бышевский Ю.В. Использование показателей, характеризующих преступность вдеятельности органов внутренних дел. Омск. 1983.

4. Блувштейн Ю.Д. О причинной обусловленности преступности // Криминология иуголовная политика. — М., 1985.

5. Гилинский Я„И. О системном подходе к преступности // Правоведение. -1981. -№5.

6. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке // Сов. Государствои право. -1986.

7. Даньшин И.Н. Преступность: понятие и общая характеристика, причины и условия. - К., 1988г.

8. Долгова А.И. Взаимодействие и причинность в криминологии// Вопр.борьбы с преступностью. -М., 1981. - Вып.34„

9. Дженебав У.С. Преступность как криминологическая проблема. - Алма-Ата, 1974.

10. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М., 1992.

11. Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. - М., 1969.

12. Коробейников В.В., Селиванов Н.АД Скворцов К.Р. Изучение факторов, влияющих наизменение уровня и структуры преступности // Сов.государство и право. - 1982. - № 1.

13. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические итеоретические проблемы. - К., 1990. - С. 110-114.

14. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976.

15. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М., 1984

16. Лопушанский Ф.А., Миллер А.И. К вопросу о понятии причин и условий преступлений // Проблемы борьбы с преступностью в Украине. - К., 1992. -С.137-139.

17. Лунеев В.В. Криминологическая классификация преступлений // Сов.государство иправо.- 1986.-№1.

18. Методика анализа преступности. - М., 1986.

19. Преступность и правонарушения в СССР. - М., 1990.

20. Причины преступности. - Хабаровск, 1988.

21. Проблемы причинности в криминологии и уголовном праве. - Владивосток, 1983.

22. Социальные отклонения: Введение в общую теорию. — М., 1984.

23. Сахаров А.Б. Методологические вопросы изучения социальной обусловленностипреступности // Влияние социальных условий на преступность. - М., 1983.

 

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1.

12. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.

1) Понятие криминологии. Точки зрения на дефиницию и предмет криминологии.

2) Предмет криминологии.

3) Криминологические явления и процессы.

4) Место криминологии в системе уголовно-правовых дисциплин.

5) Система криминологии. Точки зрения по данной проблеме.

6) Цели и задачи криминологической науки.

7) Методология криминологической науки.

8) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение промежуточных научных результатов в криминологии.

9) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение окончательных научных результатов в криминологии.

10) Сущность научных результатов, получаемых в криминологии и их использование для объяснения, прогнозирования и управления криминологическими процессами.

11) Криминологические закономерности.

12) Этапы становления криминологической теории и практики.

13) Источники первичной криминологической информации.

 

13. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №2

По названной теме будет проведена следующая форма контроля:

1) Проверка тезисов по вопросам занятия;

2) Устный опрос на практическом занятии;

3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий.

4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии;

5) Прослушивание и обсуждение реферата.

6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.

7) Проверка индивидуального задания №2.

8) Терминологический диктант.

 

 

Составил доцент В.А.Герасименко

 

КФУ. Криминология. 4 курс.

 

3.3. Рабочий план практического занятия № 3

По криминологии.

Время 4 часа.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.