|
Тема 2.Преступность и ее детерминанты.План. Вопросы: 1. Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации. 2. Понятие преступности и ее признаки. 3. Количественные характеристики преступности 4. Качественные характеристики преступности. 5. Латентная преступность. 6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. 7. Причины преступности. 8. Условия, способствующие совершению преступлений. 9. Факторы преступности, их виды и содержание. 10. Решение задач, заданий и тестов. 2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства. 3. Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным теоретическим положениям о преступности, её показателям, причинам, условиям и детерминантам.Обсудить понятие преступности и её причин. Обсудить основные причины преступности. Изучить основные виды причин и условий преступности. Приобрести навыки применения криминологических исследованийпри решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом. 4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел. Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе. 5. Формирующие компетенции: 1) Формированиетеоретических представлений о преступности и еёдетермінантах, закономерностях, принципах и факторах ихнаучногоисследования и анализа в криминологии. 2) Знать особенности и тенденцииизмененияпреступности и причин еёпораждающих, а также основне направленияихразвитиеи изучения в современнойкриминологии. 3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений илипроблем и ихюридическоерешение. 4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик в различныхуголовныхделах и явлениях. 5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий. 6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.
6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию. Обязательное задание. 1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме. 2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» (с.46-64,74-86) или в других рекомендованных учебниках. 3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме: 4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии. 5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 2, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии. 6). Подготовить практическую часть занятия. 6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3,4. 6.2) Решение тестов 1,2,3,4,5. Дополнительное задание 7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях. 8). Подготовить реферат по теме «Анализ структуры преступности в Российской Федерации за 2014 год»,«Латентная преступность и способы её измерения», «Укрытие преступлений от учета регистрирующими органами, как источник формирования латентной преступности» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди. 9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля. 10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.
План практического занятия № 2.1 2 часа. Тема. Преступность и её характеристика. План. Вопросы. 1.Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации. 2.Понятие преступности и ее признаки. 3.Количественные характеристики преступности 4.Качественные характеристики преступности. 5. Латентная преступность. 6. Решение задач, заданий и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций). Выполнить задание№ 1 письменно: 1) Рассчитать коэффициент преступности. Преступной активности в регионе. 2) Рассчитать коэффициент женской преступности в регионе. 3) Рассчитать индекс преступности в регионе. 4) Рассчитать индекс женской преступности в регионе. 5) Определите структуру общей преступности в регионе. 6) Определите структуру женской преступности в регионе.
Исходные данные выбираются из любого источника: а) статистической отчетности района проживания; б) правоохранительного органа прохождения практики; в) условные данные предлагаемые преподавателем. Задание выполняется письменновне аудитории или в аудитории и сдается на проверку преподавателю.
Решение тестов. Тест №1. Коэффициент преступности не позволяет: 1. Проводить сравнение между различными территориями в разное время. 2. Проводить сравнение по одной территории в разное время. 3. Проводить сравнение разных демографических групп по активности в преступной деятельности. Тест №2. Какая часть преступности всегда является случайной величиной: 1)Зарегистрированная преступность. 2) Латентная преступность. 3) Не зарегистрированная преступность и не латентная. Тест №3. Удельный вес структурной составляющей преступности определяется, как: 1) отношение одной структурной составляющей преступности к другой;2) доля данной структурной составляющей в общем числе зарегистрированных преступлений;3) разность между структурно составляющей преступности и общим числом зарегистрированных преступлений. Практическое занятие № 2.2 2 часа. Тема. Причины, условия и факторы преступности. План. Вопросы. 6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений. 7. Причины преступности. 8. Условия, способствующие совершению преступлений. 9. Факторы преступности, их виды и содержание. 10. Решение задач, заданий и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций). Выполнить задание письменно: Задание №2. Какое из приведенных суждений представляется вам более приемлемым и почему: а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы; б)причинами преступности, прежде всего, являются дефекты общественного сознания; в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан; г)в обществе нет социальных корней преступности, ипричины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка; д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей; е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семья, производственного и ближайшего бытового окружения? Задание №3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям: 1) по уровню влияния: а) на преступность в целом, б) на совершение конкретных преступлений. 2) по содержанию: а) детерминанты социально-психологического, б)социально-экономического, в) идеологического, г) организационного (в том числе правового), д) иного характера. Попытайтесь классифицировать их как: 1) причины преступности (преступлений); 2) условия преступности (преступлений): а) плотность народонаселения, его миграция; б) дефекты в сфере управления; в) раскрываемость преступлений; г) слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморальное поведение; д) изменения уголовного законодательства; е) дефектность правосознания; ж) «омоложение» структуры населения; з) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе; и) стяжательство, паразитизм,тунеядство, эгоизм и цинизм; к) бедность, нищета; л) злоупотребление свободой; м) противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения; н) пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков; о) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания; п) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений; р) отрицательные последствия научно-технического прогресса; с) бытовые, семейные и трудовые конфликты; т) уменьшение возможностей социально-правового контроля за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабление традиционных связей внутри социальных групп населения; у) обострение межнациональных отношений; ф) негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации; х) изменение форм и отношений собственности; ц) изменение уровня потребления алкоголя; ч) ослабление семейных связей, рост числа разводов; ш) изменение структуры и характера производства, безработица; щ) обесценивание денежных накоплений населения,инфляция.
Задание №4. Определите, какие из перечисленных в задании №3 обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Решение тестов. Тест №4. По содержанию причины преступности классифицируются на: а) политические, б) внешние, в) личные, г) экономические, д)медицинские. Тест №5. К криминогенным детерминантам относятся: а) обстоятельства, б) события, в) недостатки, г) причины, д) пережитки прошлого в сознании людей. Литература. 9.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1. 9.2. Учебная литература : Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1. 9.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: те же, что и к практическому занятию №1 и дополнительно: 1. Акутаев Р.М. Проблемы латентной преступности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -X.,1984. 2. Бабаев М.Н. Социальные последствия преступности. - М., 1982. 3.Бышевский Ю.В. Использование показателей, характеризующих преступность вдеятельности органов внутренних дел. Омск. 1983. 4. Блувштейн Ю.Д. О причинной обусловленности преступности // Криминология иуголовная политика. — М., 1985. 5. Гилинский Я„И. О системном подходе к преступности // Правоведение. -1981. -№5. 6. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке // Сов. Государствои право. -1986. 7. Даньшин И.Н. Преступность: понятие и общая характеристика, причины и условия. - К., 1988г. 8. Долгова А.И. Взаимодействие и причинность в криминологии// Вопр.борьбы с преступностью. -М., 1981. - Вып.34„ 9. Дженебав У.С. Преступность как криминологическая проблема. - Алма-Ата, 1974. 10. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М., 1992. 11. Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. - М., 1969. 12. Коробейников В.В., Селиванов Н.АД Скворцов К.Р. Изучение факторов, влияющих наизменение уровня и структуры преступности // Сов.государство и право. - 1982. - № 1. 13. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические итеоретические проблемы. - К., 1990. - С. 110-114. 14. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976. 15. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М., 1984 16. Лопушанский Ф.А., Миллер А.И. К вопросу о понятии причин и условий преступлений // Проблемы борьбы с преступностью в Украине. - К., 1992. -С.137-139. 17. Лунеев В.В. Криминологическая классификация преступлений // Сов.государство иправо.- 1986.-№1. 18. Методика анализа преступности. - М., 1986. 19. Преступность и правонарушения в СССР. - М., 1990. 20. Причины преступности. - Хабаровск, 1988. 21. Проблемы причинности в криминологии и уголовном праве. - Владивосток, 1983. 22. Социальные отклонения: Введение в общую теорию. — М., 1984. 23. Сахаров А.Б. Методологические вопросы изучения социальной обусловленностипреступности // Влияние социальных условий на преступность. - М., 1983.
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1. 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1. 12. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории. 1) Понятие криминологии. Точки зрения на дефиницию и предмет криминологии. 2) Предмет криминологии. 3) Криминологические явления и процессы. 4) Место криминологии в системе уголовно-правовых дисциплин. 5) Система криминологии. Точки зрения по данной проблеме. 6) Цели и задачи криминологической науки. 7) Методология криминологической науки. 8) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение промежуточных научных результатов в криминологии. 9) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение окончательных научных результатов в криминологии. 10) Сущность научных результатов, получаемых в криминологии и их использование для объяснения, прогнозирования и управления криминологическими процессами. 11) Криминологические закономерности. 12) Этапы становления криминологической теории и практики. 13) Источники первичной криминологической информации.
13. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №2 По названной теме будет проведена следующая форма контроля: 1) Проверка тезисов по вопросам занятия; 2) Устный опрос на практическом занятии; 3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий. 4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии; 5) Прослушивание и обсуждение реферата. 6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации. 7) Проверка индивидуального задания №2. 8) Терминологический диктант.
Составил доцент В.А.Герасименко
КФУ. Криминология. 4 курс.
3.3. Рабочий план практического занятия № 3 По криминологии. Время 4 часа. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|