|
Тема 9. Организованная, рецидивная и профессиональная преступность и их предупреждениеПлан. Вопросы: 1).Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. 2).Детерминанты организованной преступности. 3).Противодействие организованной преступности. 4).Понятия рецидивной преступности и ее виды. 5).Понятие профессиональнойпреступности и ее характеристика. 6). Причины и условия рецидивной ипрофессиональной преступности. 7) Личность рецидивиста. 8).Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. 9) Решение задач, заданий и тестов. 10) Составление плана профилактической работыс преступниками рецидивистами и профессионалами в районе. 11) Составление личностной характеристики рецидивиста
2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам данной темы криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства. 3.Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным положениям криминологическойхарактеристикиорганизованной, рецидивной и профессиональной преступностии их предупреждение и системе предупреждения этой преступности. Ознакомиться со структурой организованной, рецидивной и профессиональной преступностии их предупреждение и системой органов и субъектов предупреждения этой преступности и борьбы с ней. Обсудить понятие и виды предупредительных мер организованной, рецидивной и профессиональной преступностии их предупреждение. Изучить основные меры профилактики организованной, рецидивной и профессиональной преступностии их предупреждение. Приобрести навыки анализа причин организованной, рецидивной и профессиональнойпреступности и их предупреждение в регионе и необходимые меры по их ликвидации, нейтрализации и противодействия. Приобрести навыки составления документов, представлений и справок о причинах конкретного преступления данного вида преступности в регионе, а также применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом, исследующих причины преступности и планирующих меры предупреждения преступности, при наличии данных обстоятельств в уголовном деле. 4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел. Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе. 5. Формирующие компетенции: 1) Формированиетеоретических представлений о криминологическойхарактеристикеорганизованной, рецидивной и профессиональной преступности и системе предупреждения этой преступности, борьбе с преступностью и мерах профилактики. А так же причин и мер предупреждения конкретного преступленияорганизованной, рецидивной и профессиональной преступности и системе предупреждения этой преступности, закономерностях, принципах и факторах научногоисследованияборьбы с организованной, рецидивной и профессиональной преступности и системе предупреждения этой преступности в регионе. 2) Знать особенности и тенденцииизменениясистемыпредупрежденииорганизованной, рецидивной и профессиональной преступности и системе предупреждения этой преступностипреступности, борьбе с преступностью и мерах профилактики, а такжеосновныенаправленияихразвитие и изучения в современнойкриминологии. 3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений или проблем криминологическойхарактеристики организованной, рецидивной и профессиональной преступности и системе предупреждения этой преступности, и причин пораждающихконкретноепреступлениепреступника и ихюридическоерешение. 4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик, причин в различныхуголовныхделах и явлениях. 5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий. 6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.
6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию. Обязательное задание. 1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме. 2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» науч. ред. Н.Ф. Кузнецова (с.151-182.) или в других рекомендованных учебниках. 3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме: 4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии. 5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 9, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии. 6). Подготовить практическую часть занятия. 6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3. 6.2) Решение тестов №№ (по предложению преподавателя). Дополнительное задание 7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях. 8). Подготовить реферат по теме «Правовое регулирование борьбы с организованной преступностью», «Классификация и типология профессиональных и рецидивных преступников» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди. 9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля. 10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.
Содержание практических заданий (ситуаций). Выполнить задания: Задание № 1: В октябре 2001 г. Прокуратура г. Набережных Челнов возбудила уголовное дело в отношении организованного преступного сообщества «29–й квартал». Группировка, которая насчитывала около 500 человек, «крышевала» ведущие производства ОАО «КамАЗ».Ее «общак» оценивается в 800 мил.долларов. Судебный процесс над членами этого крупнейшего организованного преступного сообщества начался в Казани в 2004 г., на скамье подсудимых – 24 человека. Закончился суд и над другими ОПС в 2007 г. Назовите черты организованной преступности по данному делу.
Задание № 2: Составление плана профилактической работы с преступниками рецидивистами и профессионалами в районе. Задание № 3: Составление личностной характеристики рецидивиста. Литература. 8.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1. 8.2. Учебная литература : Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1. 8.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: и дополнительно: 1) Гальперин И. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Сов.государство и право. -1989. - №4. 2) Гулар. История мафии // Версия. - X., 1993. - №1. - С.25-35. - №2. - С. 30. 3) Гуров А.И. Профессиональная преступность. - М., 1990. 4) Даньшин И.М. Про организованную преступность в СССР и мероприятия борьбы с нею //Советов, право. -1990. - №6. - С.48-52. 5) Минна Р. Мафия против закона. - М., 1988. 6) Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. — М., 1991. 7) Организованная преступность (проблемы, дискуссии, предложения). -М., 1989. 8) Осипенко О. Мафия как экономический феномен // Экон. науки. 1991. —№1. - С.71-76. -№2. - С.58-65. 9) Проблемы борьбы с организованной преступностью: Сб. науч. трудов. -М., 1990. 10) СамоновА.П. Психология преступных групп. - Пермь, 1991. 11) Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью. Рига, 12) Алексеева. П., Солопанов Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. - М., 1979. 13) Дановский С.Л. Характеристика рецидивистов // Исправ.-трудовые учреждения. - 1983.-№23. - С.27-30. 14) Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений (структура, связи, прогнозирование).-X., 1980. 15) Игнатенков. И. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. - М.,1987. 16) Предупреждение рецидива преступлений. - Томск. 1990. 17) Рецидивная преступность. Понятие и криминологическая характеристика. -Рига., 18) Стручков Н.А., Пирожков В.Ф. Асоциальная субкультура и ее профилактика // Исправ.- трудовые учреждения. - 1982. - №20. - С.32-38. 19) Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. — X..1990. 20) Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. - М., 1991. 21) Шмаров В. И. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. - М., 1974. 22) Южанин В.Е. Взаимодействие ИТУ и гор(рай)органов внутренних дел в предупреждениипреступлений среди лиц, освобожденных вот отбывания наказания. - Рязань, 1986. 23) Яковлев А.М. Борьба с рецидивной преступностью. - М., 1964. 24) Гальперин И. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Сов.государство и право. - 1989. - №4.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1. 10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1. 11. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории. 1)Каковы основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики организованной преступности в конце ХХ- начале ХХ1 в.? 2) Какие изменения произошли в мотивации организованной преступности за последние два десятилетия? 3) Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности участника организованной преступности. 4) Какова типология личности организованного преступника? 5) Назовите основные причины и условия организованной преступности. 6) Обрисуйте систему предупреждения организованной преступности. 7) Каковы основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики рецидивной и профессиональной преступности в конце ХХ- начале ХХ1 в.? 8) Какие изменения произошли в мотивации организованной преступности за последние два десятилетия? 9) Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности рецидивиста и профессиональногопреступника. 10) Какова типология личности рецидивиста и профессионального преступника? 11) Назовите основные причины и условия рецидивной и профессиональной преступности. 16) Обрисуйте систему предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.
12. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №9 По названной теме будет проведена следующая форма контроля: 1) Проверка тезисов по вопросам занятия; 2) Устный опрос на практическом занятии; 3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий. 4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии; 5) Прослушивание и обсуждение реферата. 6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации. 7) Проверка индивидуального задания №9. 8) Терминологический диктант.
Составил доцент В.А.Герасименко
КФУ. Криминология. 4 курс.
3.10. Рабочий план практического занятия № 10 По криминологии. Время 2 часа. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|