Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Предупреждение преступности.





План.

Вопросы:

1 Теория предупреждения преступности.

2. Классификация мер предупреждения

преступности.

3. Система предупреждения преступности.

4. Субъекты предупреждения преступности и основные направления их деятельности.

5. Организация и управление процессом предупреждения преступности.

6.Решение задач, заданий и тестов.

2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.

3.Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным положениям о теории предупреждения преступности, системе предупреждения преступности. Ознакомиться со структурой органов и субъектов предупреждения преступности и борьбы с преступностью. Обсудить понятие и виды мер предупреждения преступности.Изучить основные меры профилактики преступности. Приобрести навыки анализа причин преступности в регионе и необходимые меры по их ликвидации, нейтрализации и противодействияПриобрести навыки составления документов, представлений и справок о причинах конкретного преступления и вида преступности в регионе, а также применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом, исследующих причины преступности и планирующих меры предупреждения преступности, при наличии данных обстоятельств в уголовном деле.

4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.

Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.

5. Формирующие компетенции:

1) Формированиетеоретических представлений о предупреждениипреступности, борьбе с преступностью и мерах профилактикиА также причин и мер предупрежденияконкретного преступления, закономерностях, принципах и факторах научногоисследованияборьбы с преступностью в регионе.

2) Знать особенности и тенденцииизменениясистемыпредупреждениипреступности, борьбе с преступностью и мерах профилактики, а такжеосновныенаправленияихразвитие и изучения в современнойкриминологии.

3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений или проблем предупрежденияпреступности, и причин пораждающихконкретноепреступлениепреступника и ихюридическоерешение.

4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик,причин в различныхуголовныхделах и явлениях.

5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий.

6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.

 

6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.

Обязательное задание.

1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.

2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» науч. ред. Н.Ф. Кузнецова (с.91-99) или в других рекомендованных учебниках.

3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме:

4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.

5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 5, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.

6). Подготовить практическую часть занятия.

6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3.

6.2) Решение тестов №№ (по предложению преподавателя).

Дополнительное задание

7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.

8). Подготовить реферат по теме «Развитие и современная реализация принципов предупреждения преступности»,«Субъекты специальной профилактики преступности и совершенствование их деятельности на современном этапе».«Характеристика законодательства о предупреждении преступности» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.

9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля.

10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задания:

Задание № 1: Составьте общую схему криминологической профилактики.

Задание № 2: Составьте письменно представление в адрес руководителя предприятие или учебного заведения в связи с привлечением к уголовной ответственности работника предприятия или учащегося учебного заведения.

Задание № 3: В России (в том числе и в Крыму)ежегодно увеличивается число преступлений, совершаемых иностранцами(на территории России незаконно находится около 5 мил. иностранцев) и против них. Чаще всего потерпевшими оказываются иностранные студенты изстран ближнего и дальнего зарубежья. Вопрос: Какие профилактические меры и кто должен предпринять в защиту иностранных студентов

 

Литература.

8.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1.

8.2. Учебная литература :

Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1.

8.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: те же, что и к практическому занятию №3 и дополнительно:

1.). Аванесов Г.А. Криминология. - М., 1984. - Гл.9.

2).Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. - Л.,1986.

3) Блувштейн Ю.,ДД ЗиринМ.И. Романов В.В. Профилактика

преступлений. - Минск, 1986.

4) БурлаковВ.Н.,ОреховВИндивидуальноепредупреждениепреступлений.

-Л., 1988.

5).Голина В.В.Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. -Киев, 1989.

6) Гусев Координация деятельности правоохранительных

органов в борьбе с преступностью // Сов.государство и право. - 1979. - № 6. - С. 19-й.

7)Голик С.И., Михайлов Б.П. Организация и тактика общей профилактики преступлений органами внутренних дел. - М.,1980.

8). Голина В.В. Попередженнязлочинностіорганами.К., 1991.

9). Жуков. Г. Предупредительная работа следователя по уголовному делу. -Саратов, 1990.

10) Даньшин И.Н. Актуальные вопросы предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. - М., - 1988. - Вып.47.

11) Жалинский А.Э., Костицкий М.Ф. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. - Львов, 1980.

12) Жалинский Л.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1977.

13) Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. — М., 1986.

14) Зеленецкий В.С. Предупреждение преступлений следователем. - X., 1975.

15) Ипакян А.П. Оценка эффективности профилактической деятельности

органов внутреннихдел // Профилактика правонарушений. Проблемы вправление. - М., 1980. - С. 17-22.

16) Игошев К.Е., Устинов В.С.: курс профилактики правонарушений. - Горький, 1977.

17) Криминология и уголовная политика. — М., 1985.

18) Кудрявцев В.Н. Предупреждение правонарушений. — М., 1976.

19) Лихолоб В.Г. Правовые и нравственные вопросы предупреждения

преступности органамивнутренних дел. - К., 1992.

20)Лопушанский Ф.А. Следственная профилактика преступлений. - К., 1980.Маркелов Т.Л. Проблемы координации в борьбе с правонарушениями // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1977. - Вып.24.

21) Теоретические основы предупреждения преступности. -М., 1977.

22) Заторный А.В. Координация деятельности внутренних дел снекоторыми государственными органами и общественными организациями впредупреждении правонарушений и укреплении общественного порядка.М., 1981.

23) Михайленко А.Р. Составление процессуальных актов по уголовным делам.

К., 1989.

24) Профилактическая деятельность органов внутренних дел. - М., 1985.

25) Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные

образцы.-М., 1991.

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1.

11. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.

1) Дайте понятие криминологического предупреждения (профилактики).

2) Каков предмет профилактического воздействия?

3) Каким принципам должна отвечать профилактика преступности?

4) Охарактеризуйте систему профилактики преступности по подсистемам в зависимости от различных оснований их структурирования.

5) Что такое общая, видовая, индивидуальная профилактика?

6) Кто является субъектом профилактики?

7) Каков механизм мер профилактики?

8) Опишите этапы криминологической профилактики.

9) В каких документах формулируются профилактические государственные и негосударственные меры предупреждения преступности, ее причины и условия, а также личности правонарушителей и преступников?

10) Какими профилактическими возможностями обладает уголовное законодательство?

12. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №5

По названной теме будет проведена следующая форма контроля:

1) Проверка тезисов по вопросам занятия;

2) Устный опрос на практическом занятии;

3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий.

4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии;

5) Прослушивание и обсуждение реферата.

6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.

7) Проверка индивидуального задания №5.

8) Терминологический диктант.

 

Составил доцент В.А.Герасименко

 

КФУ. Криминология. 4 курс.

 

3.6. Рабочий план практического занятия № 6

По криминологии.

Время 4 часа.

Тема 6. Криминологическое исследование, прогнозирование, планирование и организация борьбы с преступностью.

План.

Вопросы:

1).Методика и организациякриминологических исследований.

2). Понятие, функции, виды и методыкриминологического прогнозирования.

3). Основы криминологическогопланирования.

4). Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

5). Организация борьбы с преступностью.

6).Решение задач, заданий и тестов.

7). Составление плана профилактической работы

2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.

3.Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным положениям криминологическое исследование, прогнозирование, планирование и организация борьбы с преступностью.Ознакомиться со структурой, методами и организациейкриминологическое исследование, прогнозирование, планирование и организация борьбы с преступностью. Обсудить понятие и виды прогнозирование, планирование. Приобрести навыки подготовки планов профилактики. Приобрести навыки составления документов планирования и прогнозирования, а также применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом, исследующих причины преступности и планирующих меры предупреждения преступности, при наличии данных обстоятельств в уголовном деле.

4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.

Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.

5. Формирующие компетенции:

1) Формированиетеоретических представлений о криминологическом исследовании, прогнозировании, планировании и организации борьбы с преступностью. А такжезакономерностях, принципах и факторах научногоисследованияпрогнозирования, планирования и организации борьбы с преступностью.

2) Знать особенности и тенденцииизменениясистемыкриминологического исследования, прогнозирования, планирования и организация борьбы с преступностью., а такжеосновныенаправленияихразвитие и изучения в современнойкриминологии.

3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений или проблем криминологического исследования, прогнозирования, планирования и организация борьбы с преступностью. и ихюридическоерешение.

4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик, причин в различныхуголовныхделах и явленияхили в конкретних регионах.

5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий.

6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.

 

6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.

Обязательное задание.

1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.

2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» науч. ред. Н.Ф. Кузнецова (с. 39-45,) или в других рекомендованных учебниках.

3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме:

4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.

5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 6, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.

6). Подготовить практическую часть занятия.

6.1) Решение практических заданий №№ 1,2.

6.2) Решение тестов №№ (по предложению преподавателя).

Дополнительное задание

7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.

8). Подготовить реферат по теме «Характеристика Федеральных целевых программ по борьбе с преступностью», «Организация криминологических исследований в районных правоохранительных органах» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.

9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля.

10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.

 

План практического занятия № 6.1

2 часа.

Тема. Организация криминологических исследований.

План.

Вопросы.

1).Общая характеристика методики криминологических исследований.

2) Организациякриминологических исследований.

3). Понятие, функции, виды и методыкриминологического прогнозирования

4). Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

5) Решение задач, заданий и тестов.

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задание № 1

Разработайте программу и организационный план изучения одного из следующих проявлений преступности на территории вашего города (района):

а)преступность несовершеннолетних; б) квартирных краж; в) грабежей; г) разбои, преступления, связанные с наркотиками; д) хулиганство; е) вымогательство (рэкет); ж) нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Программа должна содержать:

а) обоснование выбора и описание объекта исследования;

б) определение предмета, цели и задач исследования;

в) формирование основных гипотез исследования;

г) перечень необходимой криминологической и иной информации и указание источников ее получения;

д) разъяснение методов сбора каждого вида информации.

Организационный план должен предусматривать:

а) материально-ресурсное обеспечение исследования;

б) последовательность проведения исследовательских мероприятий;

в) расстановка и распределение ролей между участниками исследования;

г) сроки осуществления основных этапов исследования;

д) разработка рабочего инструментария (анкеты,опросные листы, бланки формализованного изучения документов, сценарий наблюдения и эксперемента и т.д.)

Практическое занятие № 6.2

2 часа.

Тема. Организация борьбы с преступностью.

План.

Вопросы.

1. Основы криминологическогопланирования.

2. Виды и содержания криминологических планов.

3. Организация борьбы с преступностью.

4.Решение задач, заданий и тестов.

5. Составление плана профилактической работы

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задания письменно:

Задание №. Подготовить план профилактической работы при выполнении следующих условий:

1) Ознакомиться с нормативными актами и Федеральными целевыми программами по усилению борьбы с преступностью, национальными планами предупреждения преступности в России и Крыму. Указанные в них соответствующие мероприятия можно будет планировать в своем плане.

2) Подготовить по форме один (из указанных ниже)проектов плана профилактических мероприятий (по выбору студента):

а) комплексный план борьбы с преступностью в районе;

б) план мероприятий профилактики нарушений несовершеннолетними в районе;

в) план мероприятий профилактики незаконного оборота наркотиков;

г) план мероприятий профилактики дорожно-транспортных происшествий;

д) план мероприятий профилактики квартирных краж (мошенничества);

е) план работы участкового инспектора по предупреждению уличных (бытовых) хулиганств;

ж) план мероприятий по предупреждению налоговых правонарушений;

з) план мероприятий по предупреждению любой преступности (по выбору студента).

3. План должен содержать количество мероприятий на 1 год (2015 и не меньше 2-х мероприятий в месяц (январь-декабрь), т.е. 24 мероприятия;

4) В плане должно быть не меньше 4-х видов отнотипных мероприятий:

(организационных, социальных, медицинских, воспитательных, политических, технических, экономических и других, характерных для избранного вида преступности или деятельности).

5) План составляется от имени прокурора, начальника отдела ВД, начальника налоговой, таможенной, исполнительной инспекций, следователя, участкового инспектора или любого должностного лица правоохранительного органа.

Студент выбирает себе любую должность, но использует свою фамилию, подписывая документ. Остальные лица в плане указываются произвольно

 

Тест №1. Принятие государственной программы по борьбе с преступностью относится к: 1) Мерам обще профилактического воздействия; 2)Мерам индивидуальной профилактики; 3)Мерам специальной превенции.

Литература.

9.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1.

9.2. Учебная литература :

Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1.

9.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы:

1) Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. - М., 1972.

2) Блувштейн Ю.Д. Криминологическая статистика. -Минск, 1981.

3) Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. — М., 1974.

4) Вопросы социального планирования борьбы с преступностью. — М.,1979.

5) Давыденко Л.М.. Деятельность районной (городской) прокуратуры по

разработке мэрпредупреждения преступлений и иных правонарушений. - X., 1988.

6) Дубровин В.А., Голубятников СП. Использование экономического

анализа прирасследовании преступлений. - М., 1981.

7) Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального

преступногоповедения. — М., 1986.

8) Зелинский А.Ф. Методика криминологических исследований. - К., 1992.

9) Как провести социологическое исследование. - М., 1990.

10) Карбонье Жан. Юридическая социология. - М., 1986,

11) Кизнер А.В. Вопросы методики, тактики и техники интервьюирования

лиц, отбывающихнаказание в ИТУ // Труды МВД СССР. - 1976. - №46. - С.54-63.

12) Клейменов М. И Уголовно-правовое прогнозирование. — Томск. 1991.

13) Козлов В. А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. -

14.) Костицьсий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические итеоретические проблемы. - К., 1990. - Гл. 3.

15.) Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия // Сб. науч. трудов. - М.,1988.

16) Методологи и методика прикладных криминологических исследований. - Иркутск, 1982.

17.) Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // ТрудыМВД СССР.-М., 1989.

18) Панкратов В.В. Методология и методика криминологических. - М.,

1972.

19) Планирование мер борьбы с преступностью. - М., 1982.

20) Рабочая книга социолога. Г., 1983.

 

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1.

12. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.

1) Охарактеризуйте понятие и систему методов криминологических исследований.

2)Каковы виды и значение метода опроса?

3) Какие требования предъявляются к вопросам анкеты?

4) Что такое единый статистический учет престу3плений и судимости в Российской Федерации?

5) Что понимается под репрезентативностью данных?

6) Что понимается под выборкой. Как она определяется?. В каких размерах допустима ошибка репрезентативности.

7) Понятие методики криминологического исследования?

8) Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях.

9) Социологические методы, применяемые в криминологических исследованиях.

10) Психологическиеметоды, применяемые в криминологических исследованиях.

11) Понятие и содержание борьбы с преступностью.

 

13. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №6

По названной теме будет проведена следующая форма контроля:

1) Проверка тезисов по вопросам занятия;

2) Устный опрос на практическом занятии;

3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий.

4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии;

5) Прослушивание и обсуждение реферата.

6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.

7) Проверка индивидуального задания №6.

8) Терминологический диктант.

 

Составил доцент В.А.Герасименко

 

 

КФУ. Криминология. 4 курс.

 

3.7. Рабочий план практического занятия № 7

По криминологии.

Время 2 часа.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.