Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Личность преступника и механизм совершения конкретного преступления





План

Вопросы.

1.Понятие и структура личности преступника.

2. Социальное и биологическое в личности преступника

3. Классификация личности преступника.

4. Понятие причин и условий конкретного преступления.

5.Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

6. Условия неблагоприятного формирования личности.

7. Решение задач, заданий и тестов.

2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.

3. Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным теоретическим положениям о личности преступника, её структуры и причинах конкретного преступного поведения. Обсудить понятие и типы личности преступников. Обсудить основные причины конкретного преступления. Изучить основные виды причин и условий конкретного преступления. Приобрести навыки анализа личности преступника и составления его характеристики, а также применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом исследующих личность преступника.

4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.

Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.

5. Формирующие компетенции:

1) Формированиетеоретических представлений о личностипреступника и причин конкретного преступления, закономерностях, принципах и факторах научногоисследованияличностипреступника,и анализаегоповедения в конкретнойжизненнойситуации.

2) Знать особенности и тенденцииизмененияличностипреступника, и причин пораждающихконкретноепреступление, а такжеосновныенаправленияихразвитие и изучения в современнойкриминологии.

3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений или проблем связанных с личностьпреступникаи ихюридическоерешение.

4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик в различныхуголовныхделах и явлениях.

5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий.

6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.

 

6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.

Обязательное задание.

1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.

2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» (с.65-86) или в других рекомендованных учебниках.

3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме:

4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.

5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 4, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.

6). Подготовить практическую часть занятия.

6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3,4.

6.2) Решение тестов №№ 1,2,3,4,5.

Дополнительное задание

7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.

8). Подготовить реферат по теме «Роль мотивации в генезисе преступного поведения», «Ситуация и ее роль в механизме преступного поведения» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.

9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля.

10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.

 

План практического занятия № 3.1

2 часа.

Тема. Криминологическое учение о личности преступника

План.

Вопросы.

1. Понятие личности преступника.

2. Структура личности преступника.

3.Социально-демографические свойства личности.

4. Социально-ролевый свойства личности.

5.Социально-психологические свойства личности.

6. Социальное и биологическое в личности преступника

7. Классификация личности преступника.

8 Решение задач, заданий и тестов.

9. Составить по таблице личностную характеристику преступника

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задание № 1

1) Описать любое событие преступления.

2) Дать (путем заполнения таблицы) личностную характеристику преступника, совершившего описанное преступление. Указав при этом: а) социально-демографические данные; б) социально-ролевые свойства; в) социально-психологические свойства; г) психологические процессы и их сила; г) биологические свойства.

3) Выделить из указанный характеристик 5-6 (удовлетворительно), 7-8 (хорошо), 9-10 (отлично) детерминант (причин, условий, факторов), приведших к совершению указанного преступления.

Решение тестов.

Тест №1. Какая группа сил оказывает наибольшее влияние на формирование преступности в обществе: 1) Силы космо-теллурической среды. 2) Биологические факторы. 3)Социальные факторы.

Тест №2. Рост числа безработных: 1) Приведет к снижению уровня краж;

2) Приведет к увеличению уровня краж; 3)Не окажет влияния на уровень краж.

Тест №3. Применение смертной казни: 1) Приведет к снижению уровня убийств; 2) Приведет к росту уровня убийств; 3)Не окажет влияния на динамику убийств.

Практическое занятие № 3.2

2 часа.

Тема: Причины, условия и механизм совершения конкретного преступления.

План.

Вопросы:

1. Понятие причин и условий конкретного преступления.

2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

3. Условия неблагоприятного формирования личности.

4.Решение задач, заданий и тестов.

 

Содержание практических заданий (ситуаций).

Выполнить задания письменно:

Задание №2. Нарисовать схему механизма совершения конкретного преступления.

Задание №.3. Используя имеющиеся в криминологии классификации, обоснуйте, какой тип личности описан в указанном ниже случае:

Краснова Н.И. мать троих малолетних детей, работница ателье по пошиву верхней женской одежды, после примерки увидела, что заказчица вышла из примерочной, оставив дамскую сумку. Воспользовавшись отсутствием заказчицы, Краснова похитила из её сумки 3000 рублей.

Краснова Н.И., 43 года, образование среднее специальное, ранее не судима. По месту работы характеризуется положительно, пользуется уважением в коллективе. Факт совершения преступления объяснила своим тяжелым материальным положением, тем, что она воспитывает одна троих детей и денег на жизнь совсем не хватает.

Задание №. 4. Используя имеющиеся в криминологии классификации, обоснуйте, какой тип личности описан в указанном ниже случае:

Судимый три года назад за мошенничество Греков А.А. работал коммерческим директором негосударственной автотранспортной организации. Он систематически получал взятки с водителей за наиболее доходные рейсы по Крыму. С помощью бухгалтера постоянно недоплачивал водителям заработную плату, обращая разницу в свою пользу, Ежемесячно уклонялся от уплаты налогов, в декларации о доходах всегда указывал заниженный уровень прибыли. Прибывшему по жалобе одного из уволенных водителей налоговому инспектору дал взятку в крупном размере.

Решение тестов.

Тест №4. Каково значение криминологической характеристики личности преступника для уголовного законодательства? 1) Является основанием для введения новой статьи; 2) Является основанием для установления или изменения вида и размера наказания; 3) Не влияет на уголовное законодательство.

Тест №5. Каково значение изучения криминологической характеристики личности преступника для индивидуализации наказания. 1) Знание личности конкретного преступника дает основание назначить срок наказание выше или ниже. 2) Личность конкретного преступника не влияет на его индивидуальное наказание. 3) Личность конкретного преступника влияет только на взаимоотношение преступника с судьей и следователем.

Литература.

9.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1.

9.2. Учебная литература :

Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1.

9.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: те же, что и к практическому занятию №2 и дополнительно:

1. Алексеев А.И., Сахаров А.Б. Причины преступлений и их устранение органамивнутренних дел: Лекция. - М., 1982.

2. Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. - М., 1991.

3. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. - М., 1982.

4. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуациипреступлений: Учебн. пособие.-М., 1973.

5. Антонян Ю.М. Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия

формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений: Учеб. пособие. -М., 1983.

6. Васильев ВЛ. Юридическая психология: Учебник. - М., 1991. - Гл. 4, 5.

7. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом

поведении в советском Союзе.-М., 1991.

8. Дубиним Н.П., И.И., Кудрявцев Генетика, поведение, ответственность. - М., 1989.

9. Даньшин И.Н. К вопросу о понятии личности преступника // Пробл. соц. законности. - X.,1980.-Вьш.6.

10. Елисеев С.А. Структура личности преступника // Проблемы теории и практики борьбы спреступностью. - Томск, 1983. - С. 13-17.

11. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведенный. -X., 1986.

12. Зелинский А.Ф. Уголовная мотивация хищений и иной корыстнойпреступной деятельности. - К., 1991.

13. Криминальная мотивация. - М., 1982.

14. Курганов СИ. Детерминизм личность преступника //

Личность преступника: Методы изучения проблем воздействия: Сборник. М., 1988.-С.83-95.

15. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. -М., 1991.

16. Личность преступника и предупреждение преступлений. Сб. науч. трудов ВНИИ МВДссср.-м., 1987.

17. Личность преступника. — М., 1975.

18. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия;

Сб. науч. ТрудовВНИИ МВД СССР. - М, 1988.

19. Личность преступника как криминально-психологическая проблема // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1988. - Вып.47.

20. Механизм преступного поведения". - М.,1981.

21. Минская В.С., Чечель Г.И, Виктимологические факторы

и механизмпреступного поведения. - Иркутск, 1988.

22. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника.

23. Миньковский Г.М. Разработка основанный классификации личности преступника изначение этой классификации для совершенствования мер борьбы с преступностью //Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. — М.,1979.

24. Михеев Р.И. Субъект уголовной ответственности и личность преступника // Вопросыуголовной ответственности и наказания. - Красноярск, 1986.

25. Опыт криминологического изучения личности преступника: Сб. науч. трудов //Под ред.Долговой А.И. -М., 1981.

26. Проблемы изучения личности правонарушителя // Ред. Закалюк А.П. - М., 1984.

27. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение у профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 1984.

28. Теоретические проблемы учения личности преступника: Сб. науч

. трудов. -М., 1979.

Номоколов В.А. 30.

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1.

12. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.

1) Дайте понятие личности преступника?

2) В чем состоит отличие личности преступника от личности непреступника (законопослушного лица и некриминального правонарушителя)?3) Какие подсистемы входят в систему «личности преступника»?.

4)Какие элементы образуют социально-демографическую подсистему личности преступника?

5) Что такое криминогенная личность?

6) существуют ли потенциальные преступники?

7) Осветите дискуссионные вопросы о биологической предрасположенности лиц к преступлениям?

8) Каковы виды классификаций личности преступника и их практическое значение?

 

13. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №3

По названной теме будет проведена следующая форма контроля:

1) Проверка тезисов по вопросам занятия;

2) Устный опрос на практическом занятии;

3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий.

4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии;

5) Прослушивание и обсуждение реферата.

6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.

7) Проверка индивидуального задания №3.

8) Терминологический диктант.

 

Составил доцент В.А.Герасименко

 

 

КФУ. Криминология. 4 курс.

 

3.4. Рабочий план практического занятия № 4

По криминологии.

Время 2 часа.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.