|
Тема №8. Криминологическая характеристика наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение.План. Вопросы. 1. Характеристика наркопреступности. 2. Причины и условия, способствующие распространению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 3. Личность наркопреступника. 4. Профилактика криминальногонаркотизма. 5. Особенности преступности женщин. 6. Предупреждение женской преступности. 7. Особенности преступности несовершеннолетних. 8. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника. 9. Причины и условия преступности несовершеннолетних. 10. Предупреждение преступности несовершеннолетних. 11..Решение задач, заданий и тестов. 12.. Составление плана профилактической работы 13. Составление личностной характеристики наркопреступника.
2. Форма занятия: дискуссия по теоретическим вопросам данной темы криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства. 3.Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным положениям криминологическаяхарактеристика наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение и системе предупреждения этой преступности. Ознакомиться со структурой наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение и системой органов и субъектов предупреждения этой преступности и борьбы с ней. Обсудить понятие и виды предупредительных мер наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение. Изучить основные меры профилактики наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение. Приобрести навыки анализа причин наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и их предупреждение в регионеи необходимые меры по их ликвидации, нейтрализации и противодействия. Приобрести навыки составления документов, представлений и справок о причинах конкретного преступления данного вида преступности в регионе, а также применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом, исследующих причины преступности и планирующих меры предупреждения преступности, при наличии данных обстоятельств в уголовном деле. 4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел. Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе. 5. Формирующие компетенции: 1) Формированиетеоретических представлений о криминологическойхарактеристикенаркотической, женской и несовершеннолетней преступности и системе предупреждения этой преступности, борьбе с преступностью и мерах профилактики. А также причин и мер предупреждения конкретного преступлениянаркотической, женской и несовершеннолетней и системе предупреждения этой преступности, закономерностях, принципах и факторах научногоисследованияборьбы с наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и системе предупреждения этой преступности в регионе. 2) Знать особенности и тенденцииизменениясистемыпредупреждениинаркотической, женской и несовершеннолетней преступности и системе предупреждения этой преступностипреступности, борьбе с преступностью и мерах профилактики, а такжеосновныенаправленияихразвитие и изучения в современнойкриминологии. 3) Совместнаяквалификация и комплексныйюридическийанализкриминологических явлений или проблем криминологическойхарактеристики наркотической, женской и несовершеннолетней преступности и системе предупреждения этой преступности, и причин пораждающихконкретноепреступлениепреступника и ихюридическоерешение. 4) Овладениеумениямипоиска и анализакриминологических обстоятельств, характеристик, причин в различныхуголовныхделах и явлениях. 5) Овладениеспособностямитворческогоосмысления и примененияполученных знаний и умений в будующейпрофессиональнойюридическойдеятельности с использованиемсовременныхинформационныхтехнологий. 6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.
6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию. Обязательное задание. 1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме. 2) Изучить соответствующий раздел в учебнике «Криминология» науч. ред. Н.Ф. Кузнецова (с.100-115,220-238.) или в других рекомендованных учебниках. 3). Проанализировать законы и нормативных актов по данной теме: 4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии. 5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 8, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии. 6). Подготовить практическую часть занятия. 6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3. 6.2) Решение тестов №№ (по предложению преподавателя). Дополнительное задание 7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях. 8). Подготовить реферат по теме «Особенности женской преступности», «Основные направления борьбы с наркопреступность», «Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемыразвития»или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди. 9). Проверить свои знания по вопросам самоконтроля. 10). Ознакомиться ( по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.
Содержание практических заданий (ситуаций). Выполнить задания: Задание № 1: Дано: таблица первичных статистических данных о выявленных лицах, совершивших преступления, в Российской Федерации с 2001 по 2011 годы, а также о численности народонаселения в России в то же время[1]:
Требуется: 1) рассчитать коэффициенты криминогенной пораженности для мужчин и женщин в Российской Федерации; 2) рассчитать прямые и обратные коэффициенты различия по участию в преступной деятельности мужчин и женщин для 8 периодов приведенных в таблице; 3) Построить графики коэффициентов криминогенной пораженности для мужчин и женщин в РФ.
Задание № 2: Составление плана профилактической работы с несовершеннолетними в районе. Задание № 3: Составление личностной характеристики наркопреступника. Литература. 8.1. Законодательные и нормативно-правовые акты: те же, что и к практическому занятию №1. 8.2. Учебная литература : Основная учебная литература по все темам: та же, что и к практическому занятию №1. 8.3.Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: и дополнительно: 1) Абдиров Н,М. Раннее выявление несовершеннолетних с антиобщественным поведением - основа эффективной профилактики правонарушений. - Караганда, 1989. 2)Антонов О. Предупреждать групповые преступления несовершеннолетних // Сов.государство и право. - 1989. - №4. 3) Биленчук П.Д., Рощин А.И. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого напредварительном следствии. - К., 1991. 4) Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность /И.П.Лановенко идр.-К., 1986. 5) Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991. - Гл.9. 6) Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — 7) Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. -Саратов, 1980. 8)Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи /Лопушанский Ф.А. и др. - К., 1986. 9))Лихолоб В.Г., Рощин А.И. Предупреждение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних. — К., 1988. 10Методика криминологического изучениянесовершеннолетнего преступника: Сб. статей. — М., 1977. 11) Миллер А.И. Противоправноеповедениенесовершеннолетних (генезиси ранняя профилактика). — К., 1985. 12) Полежко А. Преступность среди несовершеннолетних и молодежи:поиск дорог профилактики // Советов, право. -1990. - №7. 13) ПримаченкоА.Проблемы спреступностьюнесовершеннолетних. - Минск, 1980. 14) Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ // Сб. науч. трудов ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. — М., 1990. 15) Совершенствование деятельности органов внутренних дел попредупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. -М., 1988. 16) Совершенствование системы мер предупреждения правонарушенийнесовершеннолетних по месту жительства // Сб. науч. трудов. — М., 1985. 17) Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних.— К., 1987. 18) Туляков В. Криминологические аспекты агрессивной преступности молодежи //Рад.право. - 1989. - №12. 19) Шость Н.В. Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних впреступную и иную антиобщественную деятельность. - X.,1992. 20) Габиани А.А. Наркотизм. - Тбилиси, 1987 // Вопр. борьбы с преступностью. - М., 1988. - Вып.47. 22) Бабаев М.М. Крутер М.С. Молодежная преступность. М., 2006 23)Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития. СПб., 2006. 24) Наркомания и наркотизм. СПб., 2003. 25) Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительный аспекты. М., 2000.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля) тот же, что и к практическому занятию №1. 10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же, что и к практическому занятию №1. 11. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории. 1)Каковы основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики криминального наркотизма в конце ХХ- начале ХХ1 в.? 2) Какие изменения произошли в мотивации криминального наркотизма за последние два десятилетия? 3) Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности криминального наркотизма. 4) Какова типология личности наркопреступника? 5) Назовите основные причины и условия наркопреступности. 6) Обрисуйте систему предупреждения наркопреступности. 7) Каковы основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики женской преступности в конце ХХ- начале ХХ1 в.? 8) Какие изменения произошли в мотивации женской преступлений за последние два десятилетия? 9) Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности преступницы женщины. 10) Какова типология личности преступницы женщины. 11) Назовите основные причины и условия преступлений женщин. 15) Велика ли роль потерпевшего в механизме совершения преступления женщиной. 16) Обрисуйте систему предупреждения женских преступлений. 17)Каковы основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики несовершеннолетней преступности в конце ХХ- начале ХХ1 в.? 18) Какие изменения произошли в мотивации преступлений несовершеннолетней за последние два десятилетия? 19) Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетней насильственных преступников. 20) Какова типология личности несовершеннолетнегопреступника? 21) Назовите основные причины и условия несовершеннолетней преступности. 22) Обрисуйте систему предупреждения несовершеннолетней преступности. 23) Каковы особенности предупреждения бытовых насильственных преступлений женщин.
12. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №8 По названной теме будет проведена следующая форма контроля: 1) Проверка тезисов по вопросам занятия; 2) Устный опрос на практическом занятии; 3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий. 4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии; 5) Прослушивание и обсуждение реферата. 6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации. 7) Проверка индивидуального задания №8. 8) Терминологический диктант.
Составил доцент В.А.Герасименко
КФУ. Криминология. 4 курс.
3.9. Рабочий план практического занятия № 9 По криминологии. Время 2 часа. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|