|
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙСтр 1 из 8Следующая ⇒ ГОЛОСА 1.1. Фонопедия как раздел логопедии Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятельности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникновения и развития фонопедии Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фактор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Голос не только представляет собой результат взаимодействия дыхательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражающихся в изменении его акустических параметров. Совокупность высказанных положений позволяет рассматривать голос как идентификационную и диагностическую категорию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоциональное состояние, социальное положение и этническое происхождение. В латинском языке от глагола «зопаге» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в античные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обозначает понятие «личность». В немецком языке от слова «зИтте» ('голос') произошло «Зитти炙 ('настроение'). Идентификационные качества голоса были известны и использовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции наряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе силовых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютерный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «владельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния. Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар. Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации. Помимо утилитарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства. На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек. В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают половое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голосу человек обретает широкие возможности передачи информации, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда. Звучание голоса проявляется в разных формах: - непроизвольной, в виде крика, стона; - разговорной, как средство озвучивания и обеспечения речевой коммуникации; - певческой, которая отличается от разговорной формы большим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особыми эстетическими качествами; - промежуточной между разговорным и певческим голосом является ораторская форма, которая широко реализуется в профессиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей. Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально значимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания. С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстетический продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные варианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом активного интереса в области РК-технологий. Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фоно-педия. Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е.В., 1975). Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голосового аппарата или в его функционировании. Специфическое направление фонопедии — педагогическое сопровождение людей, использующих голос профессионально (актеров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.). Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппарата, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней. Вопросы и задания 1. Определите основные сферы применения голоса и формы его использования. 2. В чем состоит социальное значение голосовой функции? 3. Являются ли логопеды профессионалами голоса? 4. Сформулируйте, в чем заключаются задачи и основные направления работы логопеда-фонопеда. 5. Составьте список профессий, представители которых используют голос профессионально. Определите профессии с наиболее высокими требованиями к качеству голоса. 6. Запишите в тематический словарь определение «фониатрия», а также содержание объекта и предмета фонопедии. 1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления Строение и механизмы функционирования голосового аппарата • Компоненты фонации — голосообразование и голосооформление • Дыхание как энергетическая база фонации. Физиологическое и фонационное дыхание. Типы дыхания • «Опора» звука, «атака» звука • Теории голосообразования Учитывая многоплановость использования и многообразие форм проявления голоса, можно предположить, что его материальной основой должен быть невероятно сложный по строению анатомический инструмент, способный обеспечить вариативность силы, тональности, богатство индивидуальных оттенков. Однако голосовой аппарат не имеет собственной системы органов, т. е. органов, специально и исключительно предназначенных для продуцирования голоса. С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхательной системы. Это утверждение достаточно просто проверить, проанализировав те ощущения, которые мы испытываем при произнесении любого звука или слова. Такое наблюдение подтверждает, что полноценный голос рождается в момент форсированного выдоха, в ходе которого из организма выводятся отработанные газообразные продукты обмена. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анализатора в виде звуковой волны. Голосовой аппарат является частью респираторной системы, и его функционирование как в норме, так и при патологических состояниях подчиняется общим закономерностям ее работы и осуществляется при непосредственном участии центрального и периферического отделов нервной системы. Органы голосового аппарата состоят из различных тканей — костей, хрящей, сухожильных элементов грудной клетки, слизистой оболочки дыхательных путей, системы гладких и поперечно-полосатых мышц, богатой сети двигательных и чувствительных нервных волокон. Работа фонаторного механизма подчиняется закономерностям двигательной условно-рефлекторной функции, действующей на различных уровнях центральной нервной системы (Максимов И., 1987). Фонация — сложный психофизиологический акт, который формируется из функциональных составляющих — голосообразования и голосооформления. Голосообразование — это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель — производится гортанный звук. Голосообразование совершается непосредственно в гортани, как уже отмечалось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок. Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики (тембр). Для анализа механизма возникновения и распространения звуковой волны работу голосового аппарата как части дыхательной системы удобно рассматривать как некий духовой инструмент, в котором есть меха (легкие), нагнетающие воздух; мембрана (голосовые складки гортани), которые, подобно струне, совершают колебания и рождают звук, и резонаторы — глотка, полость рта, околоносовые пазухи, усиливающие одни и гасящие другие виды звуковых волн. Непосредственным источником звука является гортань. Ее голосовые складки (колеблющиеся струны) уникальны по своей структуре. Современные исследования обнаружили, что голосовая мышца — единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в трех проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей их тончайших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания как всей своей массой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 колебаний в секунду. На рис. 1 дано условное отображение последовательных фаз одного колебательного движения складок гортани. Перед началом голосообразования голосовые складки смыкаются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из подскладочной области или преддверия гортани, под его давлением благодаря собственной эластичности голосовые складки начинают колебаться и приводят в движение воздух, который находится в гортани. В образовании голоса принимают участие все группы мышц гортани; при этом они сокращаются по-разному, в зависимости от задач, которые выполняет каждая группа. Сокращение мышц обеспечивается пусковым импульсом, поступившим по двигательным волокнам блуждающего нерва. В свою очередь в результате сокращения голосовых складок, натяжения суставных сумок, движения хрящей гортани во время фонации чувствительные нервные окончания (рецепторы) сигнализируют в центральную нервную систему (ЦНС) о состоянии голосового аппарата. Для полноценного голосообразования необходима согласованная работа всех отделов дыхательной системы. Именно в этот момент рождается так называемый гортанный звук. Его нельзя в полной мере назвать голосом, так как он еще не обрел индивидуальных черт, присущих голосу конкретного человека. Это так называемая «заготовка», из которой путем сложных преобразований в полости рта и резонаторных полостях будет сформирован голос. Акустическая переработка звуковой волны и ее артикулятор-ное усовершенствование происходят в органах полости рта, в носоглотке, носовых пазухах. На этом этапе образуются фонемы, морфемы, имеющие помимо акустических характеристик, присущих определенному языку, еще и индивидуальные черты, характерные для конкретного человека. На акустические параметры голоса помимо особенностей строения дыхательной системы как источника звука оказывают боль- шое влияние такие условия, как уровень слуха, строение ротовой полости и состояние нёбно-глоточного затвора. Нарушения структуры и функций этих органов (в частности, глухота и тугоухость, анатомические дефекты ротовой полости и нёбно-глоточного затвора, а также их функциональная неполноценность) могут значительно искажать акустические параметры звука, снижать степень разборчивости речи, ограничивать социальные возможности человека и оказывать негативное воздействие на его эмоциональное состояние. Значительное влияние на функцию голосового аппарата и качество голоса оказывают состояние дыхательной системы и способность человека максимально эффективно использовать все ее резервы. Емкость легких зависит от пола и возраста человека, размеров его тела, общего физического развития и даже положения тела. Так, например, в положении лежа емкость легких минимальна, в положении сидя она увеличивается на 5 %, стоя — еще на 3,7 %. При спокойном дыхании через легкие за один вдох (выдох) обменивается 500 см3 воздуха, что составляет примерно 15% общего количества воздуха в легких. Эта величина называется дыхательным обменным воздухом (с). При принудительном форсированном вдохе легкие можно обогатить примерно на 1800 см3 воздуха (С), а при усиленном выдохе дополнительно к основному выводится около 1600 см3 воздуха. Эта величина называется резервным объемом воздуха (К). Однако даже после самого сильного выдоха в легких всегда остается примерно 1500 см3 остаточного воздуха (г). Таким образом, общее количество воздуха в легких можно рассчитать по формуле с+ С+ + К + г= 5400 см3. При длительной вокальной практике или с помощью специальных физических и дыхательных упражнений емкость легких может возрасти до 7000 см3. У детей 3-летнего возраста дыхательная емкость составляет около 400 см3, а в период с 15 до 30 лет она увеличивается на 23,4 см3 в год, достигая своего максимума к 35 годам. Дыхание обладает широким диапазоном способов реализации процесса, который может совершаться автоматически, рефлек-торно и произвольно. Автоматический ритм дыхания регулируется дыхательным центром продолговатого мозга. Раздражителем для дыхательного центра служит содержание двуокиси углерода в крови: как только оно превышает некую критическую величину, осуществляется принудительный вдох. Спокойное (физиологическое) дыхание — относительно пассивный акт, осуществляемый специализированными группами мышц-вды-хателей и мышц-выдыхателей. Вдох — это более активная, жизненно важная фаза дыхания, в которой задействованы все вдыхательные мышцы. К данной груп- пе мышц относятся: диафрагма — большая плоская мышца, которая расположена поперечно оси тела и разделяет грудную и брюшную полости, имеет почковидную форму с вогнутостью кзади, и вспомогательные вдыхательные мышцы, которые поднимают ребра и расширяют стенки грудной полости вверх и в стороны. При вдохе ребра поднимаются, грудина выдается вперед, диафрагма активно опускается, объем грудной клетки увеличивается; при этом легкие расправляются и втягивают в себя воздух. Выдох при физиологическом дыхании — это более пассивная фаза; следует она после активной фазы вдоха, доставляющей в легкие кислород. К выдыхательным мышцам относятся: мышцы брюшного пресса, играющие главную роль в осуществлении основной для фонации фазы выдоха, и мышцы, опускающие ребра и оттягивающие кверху диафрагму. При выдохе ребра опускаются, грудина западает, грудная клетка уменьшается в объеме, а легкие, в силу своей эластичности, при прекращении инспира-торной мышечной активности спадают до нормального положения; таким образом вытесняется обменный воздух. При спокойном дыхании обе фазы — вдох и выдох — совершаются за одинаковые промежутки времени. Между фазами имеется интервал. Вдох — 1 единица, пауза — 2, выдох — 1. Всего около 4 единиц, составляющих дыхательный цикл (около 16 дыхательных движений в минуту). Соотношение фаз вдох—выдох составляет 1:1. И вдох, и выдох осуществляются через нос. Фонационное дыхание относится к группе затрудненного дыхания, так как на пути воздушной струи находятся колеблющиеся голосовые складки. Кроме того, за счет работы резонаторов создается высокое противодействие току озвученного воздуха (импеданс), что также задерживает его перемещение. Сопротивление току воздуха при фонации в 72 раза превышает сопротивление при свободном дыхании. В таких условиях вдох становится особо активным мускульным актом, в который включаются мышцы брюшного пресса, а при пении — и мышцы промежности и таза. Движения диафрагмы при вдохе в обычных условиях производятся автоматически, а при выдохе она расслабляется и под влиянием выдыхательных мышц отходит в глубину брюшной полости. Важной особенностью речевого дыхания является и то, что вдох производится главным образом через рот, а не через нос, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых проходов. Выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает более глубокий выдох и образование достаточного давления воздушной струи, без чего невозможна звучащая речь. При фонации каждый период, или цикл, дыхания может быть удлинен или задержан. Вдох, как правило, совершается быстро. Соотношение вдох — выдох составляет 1:20; 1:30. Фаза выдоха значительно удлиняется, достигая от 15 до 25 с. При фонации вдох осуществляется и через нос, и через рот, а выдох — в основном через рот. Фонационное дыхание требует высокой активности, подвижности костно-мышечных компонентов дыхательной системы. Анатомически дыхательная система (в частности, грудная клетка) высоко подвижна, так как состоит из 74 взаимосвязанных частей, соединенных в 104 точках. Это ее свойство обеспечивает возможность изменения амплитуды дыхания в 10 раз. Легкие могут расширяться во всех направлениях. В зависимости от того, какие их отделы принимают наиболее активное участие в акте дыхания, принято различать следующие типы свободного дыхания: реберное, брюшное, смешанное. Во всех типах дыхания участвует диафрагма, однако степень ее участия максимальна при нижнереберном и минимальна при верхнереберном дыхании. Ключичное и верхнереберное дыхания являются нерациональными, так как при них расширение грудной клетки ограничено и объем воздуха равняется 2000 — 2300 см3. Нижнереберное дыхание более рациональное, так как объем воздуха составляет 2000 — 2700 см3, но и при этом типе дыхания возникает ограниченность дыхательных движений из-за ригидности реберных стенок. Брюшное дыхание характеризуется меньшей мышечной силой, дыхательный объем такой же, как при нижнереберном дыхании, а дыхательные движения отличаются большей пластичностью. Смешанное дыхание представляет собой сочетание нижнереберного и брюшного дыхания. Для профессиональной речи наиболее целесообразен нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы. В то же время он и самый рациональный, так как при нем происходит экономия мышечной силы, достигаются большая пластичность дыхательных движений и большой объем воздуха, составляющий 3000—5000 см3. Типы дыхания зависят от пола, возраста и даже профессии человека. У женщин чаще встречается грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной. У детей обычно бывает грудной тип дыхания. Говоря о влиянии профессии человека, ученые отмечают, что работникам физического труда свойственен реберный тип дыхания, а людям, ведущим сидячий образ жизни, — грудной. При фонационном дыхании, независимо от его типа, основная работа дыхательных мышц направлена на создание и поддержание необходимого подглоттисного давления (импеданса), который помимо обеспечения силы и скорости воздушной струи, проходя через голосовую щель, действует на голосовую мышцу как раздражитель, что увеличивает возбудимость мышцы. Известно, что без поставленного фонационного дыхания не может быть сформирован голос высокого качества. Использование резервов подскладочного давления за счет оптимизации экспираторных мышц и рационального расходования воздушной струи позволяет увеличивать силу голоса в пределах от 30 до 80 дБ. В зависимости от временного сочетания выдоха и смыкания голосовых складок выделяют различные способы подачи звука — голосовой атаки. Различают три вида голосовой атаки: твердая, придыхательная, мягкая. Твердая атака — способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. При придыхательной атаке сначала осуществляется легкий выдох, а затем смыкаются голосовые складки и начинаются их колебания. При мягкой атаке выдох и смыкание голосовых складок происходят одновременно. Наиболее физиологичной для использования в разговорной и ораторской речи считается мягкая атака. В целях повышения выразительности также допускается использование твердой атаки. На качество голоса помимо типа дыхания и голосовой атаки влияет также соотношение озвученного и неозвученного воздуха, проходящего через голосовую щель. Типичным вариантом избытка неозвученного воздуха при фонации является придыхательная атака. Когда воздух перемещается сквозь приоткрытую голосовую щель непосредственно перед актом голосообразования, он создает шумы трения, снижающие «чистоту», качество звука. Такое же явление можно наблюдать при хронических воспалительных заболеваниях гортани, когда голосовые складки не могут смыкаться полностью вследствие дефектов поверхности (отеков, новообразований и т.п.). В подобных случаях отчетливо слышен шум неозвученного воздуха. Больными это явление субъективно ощущается как «утечка» воздуха при фонации. Для нормального голосообразования очень важна и позиция гортани. Гортань подвижна и в зависимости от высоты фониру-емого звука занимает верхнее или нижнее положение. Когда мы произносим высокий звук, гортань поднимается, сокращая расстояние между голосовой щелью и резонаторами, а когда низкий — опускается, увеличивая это расстояние и наиболее сильно включая резонацию глотки и грудной клетки. Таким образом, для нормального функционирования голосового аппарата и обеспечения высокого качества голоса необходимы: - сильный, длительный рациональный фонационный выдох; - достаточный тонус голосовых мышц и мышц, удерживающих гортань; - здоровая слизистая оболочка резонаторных полостей. XVI в. (А.УезаИш, 1514-1564). В настоящее время существуют три теории голосообразова-ния. Миоэластическая теория была впервые сформулирована Феррейном в 1741 г. Он считал, что фонация — результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием давления воздушной струи во время выдоха. Внутри этого направления была сформулирована «аэродинамическая» теория, согласно которой ларингеальный звук является следствием вихревых движений воздуха. В соответствии с миоэластической теорией для реализации голоса необходимо наличие двух противоположных сил: силы давления выдыхаемого воздуха, которая поддерживается работой всех дыхательных мышц, и силы приведения голосовых складок в фонаторное положение. Смыкание голосовых складок, согласно данной теории, — следствие их собственной эластичности. Координированная работа мышц зависит от степени их сокращения и релаксации, регулируемых ЦНС, которая и контролирует эластическое напряжение мышц (изменения напряжения, длины и массы голосовых складок). Нейрохронаксическую теорию выдвинул Р.. Низзоп в 1950 г. Наблюдая за фонацией, он отметил, что при переходе от одного тона к другому голосовые складки могут расслабляться, а амплитуда их движений увеличиваться. С точки зрения миоэластической теории это явление объяснить невозможно. Низзоп предположил, что быстрые движения голосовых складок обеспечиваются нервными импульсами, и доказал, что «дрожание» голосовых складок — быстрая активная работа мышц под влиянием импульсов из ЦНС по возвратному нерву, а открытие голосовой щели — активный ответ на посылаемые импульсы, а вот ее закрытие является пассивным актом, необходимым для возвращения в исходное положение. Соответственно воздух — не движущая сила, а лишь материал звука. А частота звука зависит от возбудимости возвратных нервов, т. е. от способности проводить импульсы. Если принять эту теорию, то гортань может генерировать звук с частотой не более 500 Гц: именно с такой частотой поступают импульсы от возвратного нерва. Однако при детальном изучении не было выявлено корреляции между продуцируемым тоном и потенциалом нервных раздражений. Мукоондулярную теорию выдвинул в 1962 г. I. РегеПо. Автор считает, что называемое вибрацией движение голосовой складки — это волнообразное скольжение самой слизистой оболочки, которое начинается снизу и распространяется до входа в глотку. Когда первая волна затухает, наступает вторая. Такие последовательные колебания обеспечивают, по мнению РегеПо, высокочастотные составляющие звука. Вопросы и задания 1. Назовите основные составляющие голосообразующей части голосового аппарата. 2. Перечислите основные составляющие голосооформительной части голосового аппарата. 3. Сформулируйте, в чем состоит разница между «мужским» и «женским» дыханием. 4. Какие механизмы позволяют значительно увеличить рабочий дыхательный объем? 5. Подумайте, какая теория, на ваш взгляд, более полно объясняет механизм голосообразования. 6. Определите преобладающий у вас тип дыхания. 7. Пронаблюдайте за способностью к изменению положения гортани во время фонации. 8. Объясните, почему при громком пении голосовой аппарат утомляется меньше, чем при тихом. 9. Понаблюдайте за типом голосоведения окружающих. Составьте список известных вам людей, использующих мягкую, жесткую, придыхательную атаки. 10. Запишите в словарь термины «импеданс», «голосовая атака», «го- 1.3. Акустические параметры голоса Волновая теория распространения звука • Физические характеристики голоса • Понятие о высоте, силе и тембре голоса • Диапазон голоса • Понятие о резонаторах • Акустические характеристики голоса в норме Голос человека с акустической точки зрения — это сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разрежения. Источником этих колебаний являются голосовые складки, за счет вибрации которых образуется звук голоса. Далее он преобразуется и модифицируется в тканях тела по двум направлениям: оформляется в ротовой полости в различные речевые звуки (гласные и согласные); распространяется в тканях тела человека, отражаясь от хрящей, костей и мышц грудной клетки и полости черепа, частично преобразуясь в слизистой оболочке глотки, носовых пазухах. Таким образом, звуковая волна только частично выходит наружу и распространяется в воздушной среде, достигая уха слушателя. Совокупность процессов распространения, поглощения и преобразования звуковой волны формирует индивидуальный рисунок голоса. Его низкие тона усиливаются за счет вибрации костей грудины, черепа; высокие — главным образом за счет полостей, находящихся выше голосовых складок. Именно сумму этих преобразованных звуковых волн мы и определяем на слух как голос того или иного человека. Многократно преобразованная голосовая (звуковая) волна с различной скоростью (в зависимости от акустических условий окружающего пространства) достигает органов слуха и воспринимается слуховой анализаторной системой. Восприятие звука голоса — процесс сугубо субъективный. На него влияют акустические условия окружающей среды, особенности слуха, состояние нервной системы слушателя и т. п. С акустической точки зрения звук голоса, который мы слышим, можно охарактеризовать по нескольким основным параметрам: высоте, силе, длительности, тембру. Высота звука — субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Высота тона определяет высоту произносимых звуков и зависит от частоты колебания голосовых складок гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого — низкая частота вибрации. Эта характеристика голоса измеряется в герцах (Гц) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в секунду. Соответственно определение высоты голоса, равной 452 Гц, означает, что у данного человека голосовые складки смыкаются с частотой 452 движения в секунду. Поскольку единственным источником волн сгущения и разрежения воздуха являются голосовые складки, то сколько раз они сомкнутся и разомкнутся в процессе колебаний, столько порций воздуха будет пропущено из подскладочного пространства. Диапазон голоса определяется последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом человека (от возможного самого низкого до возможного самого высокого). Этот параметр зависит от многих факторов — возраста и пола человека, анатомо-физиологических свойств голосового аппарата, ней-роэндокринных особенностей, вокальной подготовки. В среднем взрослый человек способен воспроизводить звуки в диапазоне от 50—70 (бас) до 1200—1500 Гц (сопрано). Диапазон певческого голоса имеет несколько иные параметры и может выходить за обозначенные пределы вследствие необычайно низкой или высокой частоты колебаний голосовых складок. Так, у Ф. И. Шаляпина самый низкий тон голоса составлял 40 Гц, а у Имы Сумак высокий достигал 2500 Гц. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 Гц. Сила звука (громкость) — субъективное ощущение размаха (амплитуды) колебательных движений вибрирующего тела (в данном случае — голосовых складок). Сила звука определяется силой вибрации голосовых складок, которые, совершая колебательные движения, действуют на окружающие частицы воздуха. Этот показатель имеет также прямую зависимость от величины давления воздуха, находящегося в подскладочной области гортани (подскладочного давления). Под его напором воздух прорывается сквозь голосовую щель, «раскачивая» голосовые складки. Значительное влияние на способность голосовых складок изменять амплитуду колебательных движений оказывают структура голосовых складок, их тонус, упругость и эластичность. Итак, чем с большим напором воздух прорывается сквозь эластичную голосовую щель, тем больше энергии он несет, тем выше его амплитуда и сильнее давление на барабанную перепонку уха. Сила (громкость) голоса измеряется в децибелах (дБ). При интимном разговоре она составляет 30 дБ. При обычном — 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе — 80 дБ. У певцов диапазон голоса может составлять от 30 до 130 дБ. Для сравнения скажем, что сила звука работающего авиационного двигателя равняется примерно 150 дБ. С понятием «сила голоса» напрямую связано понятие «энергия, или слышимость, голоса». Энергия звука голоса складывается за счет суммы энергии работы голосовых складок, дыхательных мышц и резонаторов. Звуковая энергия голоса невелика. Если человек будет говорить непрерывно в течение 100 лет, то произведенной тепловой энергии хватит только на то, чтобы сварить чашечку кофе. Конечно, это никак не сопоставимо с теми результатами, которые могут быть достигнуты за счет энергии слова. Непосредственно после акта голосообразования энергия звука рассеивается. Только Ую-'До часть энергии голоса выходит из ротового отверстия, остальное рассеивается в теле в виде вибраций. А уха слушателя достигает лишь 1/$ часть энергии, выходящей из ротового отверстия. Коэффициент полезного действия голоса весьма мал. Именно поэтому большое значение приобретает постановка голоса, которая позволяет достигать максимального акустического эффект при минимальных энергетических затратах. Слышимость голоса не зависит напрямую от громкости, ибо в этом качестве суммируются все результаты способности использовать доступные возможности правильного управления голосом для того, чтобы естественный голос говорящего распространялся равномерно и был полноценно воспринят. Тембр — очень сложное качество звука, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (само слово тембр происходит от фр. «итЪге» — 'печать, эмблема'). В этом сложном параметре различают основной тон, который обусловливает высоту звучания голоса, и частич- ные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания основной массы голосовых складок регулируются тонусом голосовой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур. Чем выше эмоциональное напряжение, тем более активизируются подкорковые образования, усиливая влияние на тонус голосовых и дыхательных мышц, — голос приобретает дополнительные обертоны. Чем выше корковый контроль, тем менее выражены обертоны. Наибольший размах колебаний порождается основной массой голосовых складок, но отдельные части колеблются с частотой большей, чем частота колебаний основной массы, в определенное число раз. Частота этих колебаний может оказаться в 2, 3, 4 и т.д. раз больше, чем частота колебаний собственно голосовой складки. Именно за счет обертонов голос обретает дополнительные черты. Если обертоны выше основного тона в целое число раз (2, 3, 5, 7 и т.д.), то они будут гармонично дополнять основной тон и называться гармоническими. Если же голосовая складка имеет неровную структуру (одна половина толще другой или на голосовой складке образовались наросты, опухоли и т.д.), то и колеблется она неравномерно, т. е. неравными частями, и, соответственно, станет порождать негармонические обертоны, колебания которых оказываются в 2,1 или 3,2 раза чаще, чем у основного тона. В результате возникает звуковой диссонанс, который на слух воспринимается как неровный, грубый, хриплый звук. Как мы уже упоминали, звук, рожденный в гортани, преобразуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса. При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Примером нарушений деятельности резонаторов служит голос при ринола-лии или глухой, тусклый характер голоса при простудных заболеваниях, когда большинство высокочастотных обертонов поглощаются рыхлой, отекшей слизистой оболочкой дыхательных путей. Длительность {продолжительность) фонации — субъективное восприятие продолжительности звучания голоса, которая определяется двумя исходными — произвольной регуляцией времени фонации (способность к произвольному прекращению или удлинению фонации в некоторых пределах времени) и объективными возможностями голосового аппарата. Измеряется этот показатель в секундах. В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10—12 с, у взрослых 20—30 с. Следует отметить, что наиболее коротким время фонации бывает при произнесении звуков на высоких тонах, а наиболее длинным — на низких. В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос зачастую характеризуется субъективно с использованием эстетич Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|