Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ





ГОЛОСА

1.1. Фонопедия как раздел логопедии

Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятель­ности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникнове­ния и развития фонопедии

Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фак­тор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Го­лос не только представляет собой результат взаимодействия ды­хательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражаю­щихся в изменении его акустических параметров.

Совокупность высказанных положений позволяет рассматри­вать голос как идентификационную и диагностическую катего­рию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоцио­нальное состояние, социальное положение и этническое проис­хождение.

В латинском языке от глагола «зопаге» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в антич­ные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обо­значает понятие «личность». В немецком языке от слова «зИтте» ('голос') произошло «Зитти炙 ('настроение').

Идентификационные качества голоса были известны и исполь­зовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции на­ряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе си­ловых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютер­ный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «вла­дельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.

Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.


Для представителей многих профессий голос становится ос­новным орудием труда, инструментом, потеря или порча которо­го могут коренным образом повлиять на социальный статус чело­века, ограничить возможности его самореализации. Помимо ути­литарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включе­ния важнейшей жизненной функции — дыхания. В период ранне­го детства голос еще не обладает ярко выраженными индивиду­альными характеристиками и приблизительно идентичен у маль­чиков и девочек.

В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают по­ловое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голо­су человек обретает широкие возможности передачи информа­ции, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.

Звучание голоса проявляется в разных формах:

- непроизвольной, в виде крика, стона;

- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения рече­вой коммуникации;

- певческой, которая отличается от разговорной формы боль­шим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особы­ми эстетическими качествами;

- промежуточной между разговорным и певческим голосом яв­ляется ораторская форма, которая широко реализуется в профес­сиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.

Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально зна­чимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.

С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстети­ческий продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные ва­рианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом ак­тивного интереса в области РК-технологий.

Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных


нарушениях является специальная отрасль логопедии — фоно-педия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспита­ние навыков правильного голосоведения с помощью педагоги­ческих приемов при постоянной активизации мышечного аппа­рата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е.В., 1975).

Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функ­ции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голо­сового аппарата или в его функционировании.

Специфическое направление фонопедии — педагогическое со­провождение людей, использующих голос профессионально (ак­теров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).

Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппара­та, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.

Вопросы и задания

1. Определите основные сферы применения голоса и формы его ис­пользования.

2. В чем состоит социальное значение голосовой функции?

3. Являются ли логопеды профессионалами голоса?

4. Сформулируйте, в чем заключаются задачи и основные направле­ния работы логопеда-фонопеда.

5. Составьте список профессий, представители которых используют голос профессионально. Определите профессии с наиболее высокими требованиями к качеству голоса.

6. Запишите в тематический словарь определение «фониатрия», а так­же содержание объекта и предмета фонопедии.

1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления

Строение и механизмы функционирования голосового аппарата

• Компоненты фонации — голосообразование и голосооформление

• Дыхание как энергетическая база фонации. Физиологическое и фонационное дыхание. Типы дыхания • «Опора» звука, «атака» звука

• Теории голосообразования

Учитывая многоплановость использования и многообразие форм проявления голоса, можно предположить, что его материальной основой должен быть невероятно сложный по строению анатоми­ческий инструмент, способный обеспечить вариативность силы,


тональности, богатство индивидуальных оттенков. Однако голо­совой аппарат не имеет собственной системы органов, т. е. орга­нов, специально и исключительно предназначенных для проду­цирования голоса.

С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхатель­ной системы. Это утверждение достаточно просто проверить, про­анализировав те ощущения, которые мы испытываем при произ­несении любого звука или слова. Такое наблюдение подтвержда­ет, что полноценный голос рождается в момент форсированного выдоха, в ходе которого из организма выводятся отработанные газообразные продукты обмена. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анали­затора в виде звуковой волны.

Голосовой аппарат является частью респираторной системы, и его функционирование как в норме, так и при патологических состояниях подчиняется общим закономерностям ее работы и осу­ществляется при непосредственном участии центрального и пе­риферического отделов нервной системы. Органы голосового ап­парата состоят из различных тканей — костей, хрящей, сухожиль­ных элементов грудной клетки, слизистой оболочки дыхательных путей, системы гладких и поперечно-полосатых мышц, богатой сети двигательных и чувствительных нервных волокон.

Работа фонаторного механизма подчиняется закономерностям двигательной условно-рефлекторной функции, действующей на раз­личных уровнях центральной нервной системы (Максимов И., 1987).

Фонация — сложный психофизиологический акт, который формируется из функциональных составляющих — голосообразо­вания и голосооформления.

Голосообразование — это компонент фонации, в результате ко­торого достигается основная цель — производится гортанный звук.

Голосообразование совершается непосредственно в гортани, как уже отмечалось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок.

Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого пер­вичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акусти­ческий продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкрет­ному субъекту характеристики (тембр).

Для анализа механизма возникновения и распространения зву­ковой волны работу голосового аппарата как части дыхательной системы удобно рассматривать как некий духовой инструмент, в котором есть меха (легкие), нагнетающие воздух; мембрана (го­лосовые складки гортани), которые, подобно струне, совершают колебания и рождают звук, и резонаторы — глотка, полость рта,



околоносовые пазухи, усиливающие одни и гасящие другие виды звуковых волн.

Непосредственным источником звука является гортань. Ее го­лосовые складки (колеблющиеся струны) уникальны по своей структуре.

Современные исследования обнаружили, что голосовая мы­шца — единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в трех проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей их тончай­ших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания как всей своей мас­сой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 коле­баний в секунду.

На рис. 1 дано условное отображение последовательных фаз одного колебательного движения складок гортани.

Перед началом голосообразования голосовые складки смыка­ются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из подскладочной области или преддверия гортани, под его давле­нием благодаря собственной эластичности голосовые складки на­чинают колебаться и приводят в движение воздух, который нахо­дится в гортани.

В образовании голоса принимают участие все группы мышц гортани; при этом они сокращаются по-разному, в зависимости от задач, которые выполняет каждая группа. Сокращение мышц обеспечивается пусковым импульсом, поступившим по двигатель­ным волокнам блуждающего нерва. В свою очередь в результате сокращения голосовых складок, натяжения суставных сумок, дви­жения хрящей гортани во время фонации чувствительные нервные окончания (рецепторы) сигнализируют в центральную нервную систему (ЦНС) о состоянии голосового аппарата. Для полноцен­ного голосообразования необходима согласованная работа всех отделов дыхательной системы.

Именно в этот момент рождается так называемый гортанный звук. Его нельзя в полной мере назвать голосом, так как он еще не обрел индивидуальных черт, присущих голосу конкретного чело­века. Это так называемая «заготовка», из которой путем сложных преобразований в полости рта и резонаторных полостях будет сформирован голос.

Акустическая переработка звуковой волны и ее артикулятор-ное усовершенствование происходят в органах полости рта, в но­соглотке, носовых пазухах. На этом этапе образуются фонемы, морфемы, имеющие помимо акустических характеристик, прису­щих определенному языку, еще и индивидуальные черты, харак­терные для конкретного человека.

На акустические параметры голоса помимо особенностей стро­ения дыхательной системы как источника звука оказывают боль-


шое влияние такие условия, как уровень слуха, строение ротовой полости и состояние нёбно-глоточного затвора.

Нарушения структуры и функций этих органов (в частности, глухота и тугоухость, анатомические дефекты ротовой полости и нёбно-глоточного затвора, а также их функциональная неполно­ценность) могут значительно искажать акустические параметры звука, снижать степень разборчивости речи, ограничивать соци­альные возможности человека и оказывать негативное воздействие на его эмоциональное состояние.

Значительное влияние на функцию голосового аппарата и ка­чество голоса оказывают состояние дыхательной системы и спо­собность человека максимально эффективно использовать все ее резервы.

Емкость легких зависит от пола и возраста человека, размеров его тела, общего физического развития и даже положения тела. Так, например, в положении лежа емкость легких минимальна, в положении сидя она увеличивается на 5 %, стоя — еще на 3,7 %. При спокойном дыхании через легкие за один вдох (выдох) обме­нивается 500 см3 воздуха, что составляет примерно 15% общего количества воздуха в легких. Эта величина называется дыхатель­ным обменным воздухом (с).

При принудительном форсированном вдохе легкие можно обо­гатить примерно на 1800 см3 воздуха (С), а при усиленном выдохе дополнительно к основному выводится около 1600 см3 воздуха. Эта величина называется резервным объемом воздуха (К). Однако даже после самого сильного выдоха в легких всегда остается при­мерно 1500 см3 остаточного воздуха (г). Таким образом, общее количество воздуха в легких можно рассчитать по формуле с+ С+ + К + г= 5400 см3. При длительной вокальной практике или с помощью специальных физических и дыхательных упражнений емкость легких может возрасти до 7000 см3. У детей 3-летнего возраста дыхательная емкость составляет около 400 см3, а в пери­од с 15 до 30 лет она увеличивается на 23,4 см3 в год, достигая своего максимума к 35 годам.

Дыхание обладает широким диапазоном способов реализации процесса, который может совершаться автоматически, рефлек-торно и произвольно. Автоматический ритм дыхания регулирует­ся дыхательным центром продолговатого мозга. Раздражителем для дыхательного центра служит содержание двуокиси углерода в кро­ви: как только оно превышает некую критическую величину, осу­ществляется принудительный вдох.

Спокойное (физиологическое) дыхание — относительно пассивный акт, осуществляемый специализированными группами мышц-вды-хателей и мышц-выдыхателей.

Вдох — это более активная, жизненно важная фаза дыхания, в которой задействованы все вдыхательные мышцы. К данной груп-


пе мышц относятся: диафрагма — большая плоская мышца, кото­рая расположена поперечно оси тела и разделяет грудную и брюш­ную полости, имеет почковидную форму с вогнутостью кзади, и вспомогательные вдыхательные мышцы, которые поднимают ребра и расширяют стенки грудной полости вверх и в стороны. При вдо­хе ребра поднимаются, грудина выдается вперед, диафрагма ак­тивно опускается, объем грудной клетки увеличивается; при этом легкие расправляются и втягивают в себя воздух.

Выдох при физиологическом дыхании — это более пассивная фаза; следует она после активной фазы вдоха, доставляющей в легкие кислород. К выдыхательным мышцам относятся: мышцы брюшного пресса, играющие главную роль в осуществлении ос­новной для фонации фазы выдоха, и мышцы, опускающие ребра и оттягивающие кверху диафрагму. При выдохе ребра опускают­ся, грудина западает, грудная клетка уменьшается в объеме, а легкие, в силу своей эластичности, при прекращении инспира-торной мышечной активности спадают до нормального положе­ния; таким образом вытесняется обменный воздух.

При спокойном дыхании обе фазы — вдох и выдох — соверша­ются за одинаковые промежутки времени. Между фазами имеется интервал. Вдох — 1 единица, пауза — 2, выдох — 1. Всего около 4 единиц, составляющих дыхательный цикл (около 16 дыхатель­ных движений в минуту). Соотношение фаз вдох—выдох состав­ляет 1:1. И вдох, и выдох осуществляются через нос.

Фонационное дыхание относится к группе затрудненного дыха­ния, так как на пути воздушной струи находятся колеблющиеся голосовые складки. Кроме того, за счет работы резонаторов созда­ется высокое противодействие току озвученного воздуха (импе­данс), что также задерживает его перемещение. Сопротивление току воздуха при фонации в 72 раза превышает сопротивление при свободном дыхании. В таких условиях вдох становится особо активным мускульным актом, в который включаются мышцы брюшного пресса, а при пении — и мышцы промежности и таза.

Движения диафрагмы при вдохе в обычных условиях произ­водятся автоматически, а при выдохе она расслабляется и под влиянием выдыхательных мышц отходит в глубину брюшной по­лости.

Важной особенностью речевого дыхания является и то, что вдох производится главным образом через рот, а не через нос, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носо­вых проходов. Выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает более глубокий выдох и образование достаточного давления воздушной струи, без чего невозможна звучащая речь.

При фонации каждый период, или цикл, дыхания может быть удлинен или задержан. Вдох, как правило, совершается быстро.


Соотношение вдох — выдох составляет 1:20; 1:30. Фаза выдоха зна­чительно удлиняется, достигая от 15 до 25 с. При фонации вдох осуществляется и через нос, и через рот, а выдох — в основном через рот.

Фонационное дыхание требует высокой активности, подвиж­ности костно-мышечных компонентов дыхательной системы. Ана­томически дыхательная система (в частности, грудная клетка) высоко подвижна, так как состоит из 74 взаимосвязанных частей, соединенных в 104 точках. Это ее свойство обеспечивает возмож­ность изменения амплитуды дыхания в 10 раз.

Легкие могут расширяться во всех направлениях. В зависимо­сти от того, какие их отделы принимают наиболее активное уча­стие в акте дыхания, принято различать следующие типы сво­бодного дыхания: реберное, брюшное, смешанное. Во всех типах дыхания участвует диафрагма, однако степень ее участия макси­мальна при нижнереберном и минимальна при верхнереберном дыхании.

Ключичное и верхнереберное дыхания являются нерациональ­ными, так как при них расширение грудной клетки ограничено и объем воздуха равняется 2000 — 2300 см3. Нижнереберное ды­хание более рациональное, так как объем воздуха составляет 2000 — 2700 см3, но и при этом типе дыхания возникает ограни­ченность дыхательных движений из-за ригидности реберных сте­нок. Брюшное дыхание характеризуется меньшей мышечной си­лой, дыхательный объем такой же, как при нижнереберном ды­хании, а дыхательные движения отличаются большей пластич­ностью.

Смешанное дыхание представляет собой сочетание нижнере­берного и брюшного дыхания. Для профессиональной речи наи­более целесообразен нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы. В то же время он и самый рациональный, так как при нем происходит экономия мышечной силы, достига­ются большая пластичность дыхательных движений и большой объем воздуха, составляющий 3000—5000 см3.

Типы дыхания зависят от пола, возраста и даже профессии человека. У женщин чаще встречается грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной. У детей обычно бывает грудной тип дыхания. Говоря о влиянии профессии человека, ученые отмечают, что работникам физического труда свойственен реберный тип дыха­ния, а людям, ведущим сидячий образ жизни, — грудной.

При фонационном дыхании, независимо от его типа, основ­ная работа дыхательных мышц направлена на создание и поддер­жание необходимого подглоттисного давления (импеданса), ко­торый помимо обеспечения силы и скорости воздушной струи, проходя через голосовую щель, действует на голосовую мышцу как раздражитель, что увеличивает возбудимость мышцы.


Известно, что без поставленного фонационного дыхания не может быть сформирован голос высокого качества. Использова­ние резервов подскладочного давления за счет оптимизации экс­пираторных мышц и рационального расходования воздушной струи позволяет увеличивать силу голоса в пределах от 30 до 80 дБ.

В зависимости от временного сочетания выдоха и смыкания голосовых складок выделяют различные способы подачи звука — голосовой атаки. Различают три вида голосовой атаки: твердая, придыхательная, мягкая.

Твердая атака — способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. При придыхательной атаке сначала осуществляется легкий выдох, а затем смыкаются голосовые складки и начинаются их колебания. При мягкой атаке выдох и смыкание голосовых складок происхо­дят одновременно.

Наиболее физиологичной для использования в разговорной и ораторской речи считается мягкая атака. В целях повышения выра­зительности также допускается использование твердой атаки.

На качество голоса помимо типа дыхания и голосовой атаки влияет также соотношение озвученного и неозвученного воздуха, проходящего через голосовую щель. Типичным вариантом избыт­ка неозвученного воздуха при фонации является придыхательная атака. Когда воздух перемещается сквозь приоткрытую голосовую щель непосредственно перед актом голосообразования, он созда­ет шумы трения, снижающие «чистоту», качество звука. Такое же явление можно наблюдать при хронических воспалительных забо­леваниях гортани, когда голосовые складки не могут смыкаться полностью вследствие дефектов поверхности (отеков, новообра­зований и т.п.). В подобных случаях отчетливо слышен шум не­озвученного воздуха. Больными это явление субъективно ощуща­ется как «утечка» воздуха при фонации.

Для нормального голосообразования очень важна и позиция гортани. Гортань подвижна и в зависимости от высоты фониру-емого звука занимает верхнее или нижнее положение. Когда мы произносим высокий звук, гортань поднимается, сокращая рас­стояние между голосовой щелью и резонаторами, а когда низ­кий — опускается, увеличивая это расстояние и наиболее сильно включая резонацию глотки и грудной клетки.

Таким образом, для нормального функционирования голосово­го аппарата и обеспечения высокого качества голоса необходимы:

- сильный, длительный рациональный фонационный выдох;

- достаточный тонус голосовых мышц и мышц, удерживаю­щих гортань;

- здоровая слизистая оболочка резонаторных полостей.
Первые данные о физиологии фонации относят к середине

XVI в. (А.УезаИш, 1514-1564).


В настоящее время существуют три теории голосообразова-ния.

Миоэластическая теория была впервые сформулирована Фер­рейном в 1741 г. Он считал, что фонация — результат вибрацион­ных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием давления воздушной струи во время выдоха. Внут­ри этого направления была сформулирована «аэродинамическая» теория, согласно которой ларингеальный звук является следстви­ем вихревых движений воздуха. В соответствии с миоэластической теорией для реализации голоса необходимо наличие двух проти­воположных сил: силы давления выдыхаемого воздуха, которая поддерживается работой всех дыхательных мышц, и силы приве­дения голосовых складок в фонаторное положение.

Смыкание голосовых складок, согласно данной теории, — следствие их собственной эластичности. Координированная ра­бота мышц зависит от степени их сокращения и релаксации, регулируемых ЦНС, которая и контролирует эластическое на­пряжение мышц (изменения напряжения, длины и массы голо­совых складок).

Нейрохронаксическую теорию выдвинул Р.. Низзоп в 1950 г.

Наблюдая за фонацией, он отметил, что при переходе от од­ного тона к другому голосовые складки могут расслабляться, а амплитуда их движений увеличиваться. С точки зрения миоэласти­ческой теории это явление объяснить невозможно.

Низзоп предположил, что быстрые движения голосовых скла­док обеспечиваются нервными импульсами, и доказал, что «дро­жание» голосовых складок — быстрая активная работа мышц под влиянием импульсов из ЦНС по возвратному нерву, а открытие голосовой щели — активный ответ на посылаемые импульсы, а вот ее закрытие является пассивным актом, необходимым для воз­вращения в исходное положение. Соответственно воздух — не дви­жущая сила, а лишь материал звука. А частота звука зависит от возбудимости возвратных нервов, т. е. от способности проводить импульсы.

Если принять эту теорию, то гортань может генерировать звук с частотой не более 500 Гц: именно с такой частотой поступают импульсы от возвратного нерва. Однако при детальном изучении не было выявлено корреляции между продуцируемым тоном и потенциалом нервных раздражений.

Мукоондулярную теорию выдвинул в 1962 г. I. РегеПо.

Автор считает, что называемое вибрацией движение голосовой складки — это волнообразное скольжение самой слизистой обо­лочки, которое начинается снизу и распространяется до входа в глотку. Когда первая волна затухает, наступает вторая. Такие по­следовательные колебания обеспечивают, по мнению РегеПо, вы­сокочастотные составляющие звука.


Вопросы и задания

1. Назовите основные составляющие голосообразующей части голо­сового аппарата.

2. Перечислите основные составляющие голосооформительной части голосового аппарата.

3. Сформулируйте, в чем состоит разница между «мужским» и «жен­ским» дыханием.

4. Какие механизмы позволяют значительно увеличить рабочий дыха­тельный объем?

5. Подумайте, какая теория, на ваш взгляд, более полно объясняет механизм голосообразования.

6. Определите преобладающий у вас тип дыхания.

7. Пронаблюдайте за способностью к изменению положения гортани во время фонации.

8. Объясните, почему при громком пении голосовой аппарат утомля­ется меньше, чем при тихом.

9. Понаблюдайте за типом голосоведения окружающих. Составьте спи­сок известных вам людей, использующих мягкую, жесткую, придыха­тельную атаки.

10. Запишите в словарь термины «импеданс», «голосовая атака», «го-
лосооформление», «голосообразование».

1.3. Акустические параметры голоса

Волновая теория распространения звука • Физические характери­стики голоса • Понятие о высоте, силе и тембре голоса • Диапазон голоса • Понятие о резонаторах • Акустические характеристики го­лоса в норме

Голос человека с акустической точки зрения — это сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющее­ся в виде волн сгущения и разрежения. Источником этих колеба­ний являются голосовые складки, за счет вибрации которых об­разуется звук голоса. Далее он преобразуется и модифицируется в тканях тела по двум направлениям: оформляется в ротовой поло­сти в различные речевые звуки (гласные и согласные); распрост­раняется в тканях тела человека, отражаясь от хрящей, костей и мышц грудной клетки и полости черепа, частично преобразуясь в слизистой оболочке глотки, носовых пазухах. Таким образом, зву­ковая волна только частично выходит наружу и распространяется в воздушной среде, достигая уха слушателя.

Совокупность процессов распространения, поглощения и пре­образования звуковой волны формирует индивидуальный рису­нок голоса. Его низкие тона усиливаются за счет вибрации костей грудины, черепа; высокие — главным образом за счет полостей,


находящихся выше голосовых складок. Именно сумму этих преоб­разованных звуковых волн мы и определяем на слух как голос того или иного человека.

Многократно преобразованная голосовая (звуковая) волна с различной скоростью (в зависимости от акустических условий окружающего пространства) достигает органов слуха и воспри­нимается слуховой анализаторной системой. Восприятие звука го­лоса — процесс сугубо субъективный. На него влияют акустиче­ские условия окружающей среды, особенности слуха, состояние нервной системы слушателя и т. п.

С акустической точки зрения звук голоса, который мы слы­шим, можно охарактеризовать по нескольким основным парамет­рам: высоте, силе, длительности, тембру.

Высота звука — субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук.

Высота тона определяет высоту произносимых звуков и зави­сит от частоты колебания голосовых складок гортани. Для высоко­го голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого — низкая частота вибрации. Эта характеристика голоса измеряется в герцах (Гц) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в секунду. Соответственно определение высоты голоса, равной 452 Гц, означает, что у данного человека голосовые склад­ки смыкаются с частотой 452 движения в секунду.

Поскольку единственным источником волн сгущения и разре­жения воздуха являются голосовые складки, то сколько раз они сомкнутся и разомкнутся в процессе колебаний, столько порций воздуха будет пропущено из подскладочного пространства.

Диапазон голоса определяется последовательностью тонов, ко­торые могут быть произведены голосовым аппаратом человека (от возможного самого низкого до возможного самого высокого). Этот параметр зависит от многих факторов — возраста и пола челове­ка, анатомо-физиологических свойств голосового аппарата, ней-роэндокринных особенностей, вокальной подготовки. В среднем взрослый человек способен воспроизводить звуки в диапазоне от 50—70 (бас) до 1200—1500 Гц (сопрано). Диапазон певческого голоса имеет несколько иные параметры и может выходить за обо­значенные пределы вследствие необычайно низкой или высокой частоты колебаний голосовых складок. Так, у Ф. И. Шаляпина са­мый низкий тон голоса составлял 40 Гц, а у Имы Сумак высокий достигал 2500 Гц.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 Гц.

Сила звука (громкость) — субъективное ощущение размаха (ам­плитуды) колебательных движений вибрирующего тела (в дан­ном случае — голосовых складок). Сила звука определяется силой вибрации голосовых складок, которые, совершая колебательные


движения, действуют на окружающие частицы воздуха. Этот по­казатель имеет также прямую зависимость от величины давления воздуха, находящегося в подскладочной области гортани (под­складочного давления). Под его напором воздух прорывается сквозь голосовую щель, «раскачивая» голосовые складки. Значительное влияние на способность голосовых складок изменять амплитуду колебательных движений оказывают структура голосовых складок, их тонус, упругость и эластичность. Итак, чем с большим напо­ром воздух прорывается сквозь эластичную голосовую щель, тем больше энергии он несет, тем выше его амплитуда и сильнее дав­ление на барабанную перепонку уха.

Сила (громкость) голоса измеряется в децибелах (дБ). При интимном разговоре она составляет 30 дБ. При обычном — 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе — 80 дБ. У певцов диапазон голоса может составлять от 30 до 130 дБ. Для сравнения скажем, что сила звука работающего авиационного двигателя равняется примерно 150 дБ.

С понятием «сила голоса» напрямую связано понятие «энер­гия, или слышимость, голоса».

Энергия звука голоса складывается за счет суммы энергии ра­боты голосовых складок, дыхательных мышц и резонаторов. Зву­ковая энергия голоса невелика. Если человек будет говорить не­прерывно в течение 100 лет, то произведенной тепловой энер­гии хватит только на то, чтобы сварить чашечку кофе. Конечно, это никак не сопоставимо с теми результатами, которые могут быть достигнуты за счет энергии слова.

Непосредственно после акта голосообразования энергия звука рассеивается. Только Ую-'До часть энергии голоса выходит из ротового отверстия, остальное рассеивается в теле в виде вибра­ций. А уха слушателя достигает лишь 1/$ часть энергии, выходя­щей из ротового отверстия. Коэффициент полезного действия голоса весьма мал. Именно поэтому большое значение приобре­тает постановка голоса, которая позволяет достигать максималь­ного акустического эффект при минимальных энергетических за­тратах.

Слышимость голоса не зависит напрямую от громкости, ибо в этом качестве суммируются все результаты способности исполь­зовать доступные возможности правильного управления голосом для того, чтобы естественный голос говорящего распространялся равномерно и был полноценно воспринят.

Тембр — очень сложное качество звука, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (само слово тембр происходит от фр. «итЪге» — 'пе­чать, эмблема'). В этом сложном параметре различают основной тон, который обусловливает высоту звучания голоса, и частич-


ные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания ос­новной массы голосовых складок регулируются тонусом голосо­вой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур. Чем выше эмоциональное напряжение, тем более ак­тивизируются подкорковые образования, усиливая влияние на тонус голосовых и дыхательных мышц, — голос приобретает до­полнительные обертоны. Чем выше корковый контроль, тем ме­нее выражены обертоны.

Наибольший размах колебаний порождается основной массой голосовых складок, но отдельные части колеблются с частотой большей, чем частота колебаний основной массы, в определен­ное число раз. Частота этих колебаний может оказаться в 2, 3, 4 и т.д. раз больше, чем частота колебаний собственно голосовой складки. Именно за счет обертонов голос обретает дополнитель­ные черты. Если обертоны выше основного тона в целое число раз (2, 3, 5, 7 и т.д.), то они будут гармонично дополнять основной тон и называться гармоническими. Если же голосовая складка име­ет неровную структуру (одна половина толще другой или на голо­совой складке образовались наросты, опухоли и т.д.), то и колеб­лется она неравномерно, т. е. неравными частями, и, соответствен­но, станет порождать негармонические обертоны, колебания которых оказываются в 2,1 или 3,2 раза чаще, чем у основного тона. В ре­зультате возникает звуковой диссонанс, который на слух воспри­нимается как неровный, грубый, хриплый звук.

Как мы уже упоминали, звук, рожденный в гортани, преоб­разуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса. При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Примером на­рушений деятельности резонаторов служит голос при ринола-лии или глухой, тусклый характер голоса при простудных забо­леваниях, когда большинство высокочастотных обертонов по­глощаются рыхлой, отекшей слизистой оболочкой дыхательных путей.

Длительность {продолжительность) фонации — субъективное восприятие продолжительности звучания голоса, которая опре­деляется двумя исходными — произвольной регуляцией времени фонации (способность к произвольному прекращению или удли­нению фонации в некоторых пределах времени) и объективными возможностями голосового аппарата. Измеряется этот показатель в секундах. В среднем максимальное время фонации (МВФ) глас­ных звуков на средних тонах составляет у детей 10—12 с, у взрос­лых 20—30 с. Следует отметить, что наиболее коротким время фо­нации бывает при произнесении звуков на высоких тонах, а наи­более длинным — на низких.


В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос зачастую характеризуется субъективно с использованием эстетич







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.