|
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 ЗАБОЛЕВАНИЯХ Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата Многие хронические заболевания органов и систем, не входящих в состав голосового аппарата, могут стать причиной неполноценности его функционирования даже в случае отсутствия каких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболевания легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем. Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за нарушения способности диафрагмы двигаться нормально. При появлении даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голоса, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в гортани даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симптомы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения акустических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при небольшом первичном очаге. Нередко нарушения голоса являются только симптомом какого-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено изменений со стороны голосового аппарата, его необходимо подвергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, например, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки. Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека. Голосовые расстройства у девочек в период полового созревания сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые рас- стройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится тусклым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевы-ми профессиями следует ограничить речевую нагрузку. При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестаге-на — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исключения подобных осложнений применение этих препаратов должно ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их прием, так как на более поздних стадиях изменения могут стать необратимыми. В последние годы при некоторых инфекционных и других заболеваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — не-рабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голоса, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата. Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уровня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются быстрая утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диапазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится приглушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдается студневидный отек голосовых складок. Для этих больных характерны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей. При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увеличением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства проявляются быстрыми периодическими изменениями высоты и тембра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани. Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюдаются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усиливающиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стягивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки разговорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухо- лях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появляется голос, похожий на мужской, происходит значительное сужение диапазона. Таким образом, если у больных с гормональными нарушениями возникает дисфония, применение ингаляций и других физиотерапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказывается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса. В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловажную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шейный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодист-рофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгенологическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дис-фагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быструю утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболевания характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жевательной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном лечении голосовые расстройства быстро исчезают. Совокупность изложенных факторов предопределяет необходимость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицинских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, имеющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акустических свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических процессов. Вопросы и задания 1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства голоса? 2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях? 3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гармонального происхождения. 4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы? ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА» Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фразы (а, б, в) и выберите правильный ответ. 1. Голосовой аппарат — это: а) центральная часть речевой функциональной системы; б) периферическая часть речевой функциональной системы; в) проводниковая часть речевой функциональной системы. 2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при: а) дислалии; б) дизартрии; в) ринолалии. 3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является: а) мягкая атака; б) твердая атака; в) придыхательная атака. 4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные а) полость рта; б) полость носа; в) придаточные пазухи носа. 5. Рациональным способом дыхания принято считать: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное и брюшное. 6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движе а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых б) давлением воздушной струи во время выдоха; в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному 7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых б) давлением воздушной струи во время выдоха; в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному 8. Гортань в детском возрасте расположена: б) на уровне IV—V шейных позвонков;. в) на уровне V—VII шейных позвонков. 9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового а) неполное окостенение хрящей гортани; б) слаборазвитые голосовые мышцы; в) атрофические изменения в дыхательных мышцах. 10. Высота звука — это: а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых скла в) длина озвученного выдоха. 11. Сила звука — это: а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок; в) длина озвученного выдоха. 12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация); б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос); в) голосовых складок. 13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдого а) уменьшение длительности звучания фразы; б) понижение основного тона голоса; в) носовой оттенок голоса. 14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяже а) в срединном (медиальном) положении; б) в боковом (латеральном) положении; в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном). 15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах а) включение заместительных механизмов фонации; б) активизацию двигательной функции гортани; в) устранение носового оттенка голоса. 16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением го а) фонастения; б) истерическая афония; в) ринофония. 17. Основным симптомом истерической афонии является: а) понижение основного тона голоса; б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации; в) охриплость. 18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психо а) органическое периферическое нарушение голоса; б) функциональное центральное нарушение голоса; в) функциональное периферическое нарушение голоса. 19. Основным симптомом спастической дисфонии является: а) напряженная, судорожная фонация; б) увеличение времени максимальной фонации; в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании. 20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани; б) включение заместительных механизмов фонации; в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо 21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных наруше а) включение заместительных механизмов фонации; б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани; в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо 22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при: а) декомпенсированной форме хронического ларингита; б) субкомпенсированной форме хронического ларингита; в) компенсированной форме хронического ларингита. 23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет: а) увеличения силы выдоха; б) увеличения возвратного импеданса; в) напряжения мышц глотки. 24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются: а) диплофония; б) слабость, утомляемость голоса; в) трудности регуляции основного тона. 25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются: а) жалобы на чувство стягивания в области гортани; б) слабость, утомляемость голоса; в) першение, кашель. 26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голо а) нарушения функции эндокринной системы; б) нарушения правил гигиены голоса; в) заболевания верхних дыхательных путей. 27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся: а) вокалисты; б) актеры; в) педагоги. 28. Психологической особенностью больных со спастической дисфо- а) повышенный уровень тревожности; б) психастения; в) эмоциональная лабильность. 29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно а) беседу с родителями; б) осмотр оториноларинголога; в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т.п.). 30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функ а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей; б) обучение правилам голосоведения и голосооформления; в) повышение голосовой нагрузки. Ключ к тестовым заданиям Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.
Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М., 2001. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005. Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса: дис.... канд. пед. наук. — М, 1985. Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений голоса у людей речевых профессий: дис д-ра пед наук. — М., 1998. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986. Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. - М., 2003. Шамшева Т. Е. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964. Шустер М.А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................'...................................................... 3 Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции 1.1. Фонопедия как раздел логопедии................................................................. 6 1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления........................................................................................ 8 1.3. Акустические параметры голоса.................................................................. 17 1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции 22 1.5. Методы исследования строения и функций голосового аппарата..... 26 1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса 32 Глава 2. Функциональные нарушения голоса.................................................... 37 2.1. Функциональные дисфонии и афонии........................................................ 37 2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония.............. 41 2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения....................................................... 43 2.4. Функциональная афония................................................................................ 46 2.5. Коррекция функциональных дисфонии...................................................... 48 Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера 51 3.1. Органические нарушения голоса................................................................. 51 3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата 52 3.3. Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани........................................................................................... 57 3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани........ 66 3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани............................... 72 3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств на гортани........................................................................................................... 77 3.7. Восстановление голоса после удаления гортани.................................... 84 3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония........................................................................................................... 89 Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей.... 95 4.1. Нарушения голоса у детей............................................................................ 95 4.2. Нарушения мутации...................................................................................... 102 4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений...................................................................................................... 105 Глава 5. Профессиональные нарушения голоса...................................... 112 Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях......................... 117 Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»................ 120 Ключ к тестовым заданиям................................................................................ 123 Литература............................................................................................................... 125 Учебное издание Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|