Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ





ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функ­ции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Многие хронические заболевания органов и систем, не входя­щих в состав голосового аппарата, могут стать причиной непол­ноценности его функционирования даже в случае отсутствия ка­ких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболева­ния легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.

Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за наруше­ния способности диафрагмы двигаться нормально. При появле­нии даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голо­са, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в горта­ни даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симп­томы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения аку­стических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при не­большом первичном очаге.

Нередко нарушения голоса являются только симптомом како­го-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено из­менений со стороны голосового аппарата, его необходимо под­вергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, на­пример, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки.

Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека.

Голосовые расстройства у девочек в период полового созрева­ния сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые рас-


стройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится туск­лым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевы-ми профессиями следует ограничить речевую нагрузку.

При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестаге-на — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исклю­чения подобных осложнений применение этих препаратов долж­но ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их при­ем, так как на более поздних стадиях изменения могут стать не­обратимыми.

В последние годы при некоторых инфекционных и других забо­леваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — не-рабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голо­са, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата.

Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уров­ня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются бы­страя утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диа­пазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится при­глушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдает­ся студневидный отек голосовых складок. Для этих больных харак­терны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей.

При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увели­чением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства про­являются быстрыми периодическими изменениями высоты и тем­бра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани.

Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюда­ются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усилива­ющиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стя­гивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки раз­говорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухо-


лях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появ­ляется голос, похожий на мужской, происходит значительное су­жение диапазона.

Таким образом, если у больных с гормональными нарушения­ми возникает дисфония, применение ингаляций и других физио­терапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказы­вается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса.

В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловаж­ную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шей­ный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодист-рофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгено­логическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дис-фагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быст­рую утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболева­ния характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жева­тельной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном ле­чении голосовые расстройства быстро исчезают.

Совокупность изложенных факторов предопределяет необхо­димость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицин­ских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, име­ющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акусти­ческих свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических про­цессов.

Вопросы и задания

1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства голоса?

2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях?

3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гармонального проис­хождения.

4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы?


ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»

Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фра­зы (а, б, в) и выберите правильный ответ.

1. Голосовой аппарат — это:

а) центральная часть речевой функциональной системы;

б) периферическая часть речевой функциональной системы;

в) проводниковая часть речевой функциональной системы.

2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:

а) дислалии;

б) дизартрии;

в) ринолалии.

3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:

а) мягкая атака;

б) твердая атака;

в) придыхательная атака.

4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные
резонаторные полости:

а) полость рта;

б) полость носа;

в) придаточные пазухи носа.

5. Рациональным способом дыхания принято считать:

а) ключичное;

б) верхнереберное;

в) нижнереберное и брюшное.

6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движе­
ния голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых
складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному
нерву.

7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения
голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых
складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному
нерву.

8. Гортань в детском возрасте расположена:
а) на уровне IV—VI шейных позвонков;


б) на уровне IV—V шейных позвонков;.

в) на уровне V—VII шейных позвонков.

9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового
аппарата относятся:

а) неполное окостенение хрящей гортани;

б) слаборазвитые голосовые мышцы;

в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.

10. Высота звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений
голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых скла­
док;

в) длина озвученного выдоха.

11. Сила звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений
голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;

в) длина озвученного выдоха.

12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно
отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:

а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);

б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);

в) голосовых складок.

13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдого­
лоса является:

а) уменьшение длительности звучания фразы;

б) понижение основного тона голоса;

в) носовой оттенок голоса.

14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяже­
лые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:

а) в срединном (медиальном) положении;

б) в боковом (латеральном) положении;

в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).

15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах
и параличах гортани должно быть направлено на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию двигательной функции гортани;

в) устранение носового оттенка голоса.

16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением го­
лоса является:

а) фонастения;

б) истерическая афония;

в) ринофония.

17. Основным симптомом истерической афонии является:

а) понижение основного тона голоса;

б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;

в) охриплость.

18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психо­
генная) афония — это:


а) органическое периферическое нарушение голоса;

б) функциональное центральное нарушение голоса;

в) функциональное периферическое нарушение голоса.

19. Основным симптомом спастической дисфонии является:

а) напряженная, судорожная фонация;

б) увеличение времени максимальной фонации;

в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.

20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений
голоса направлены на:

а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

б) включение заместительных механизмов фонации;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­
нации.

21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных наруше­
ний голоса направлены на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­
нации.

22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:

а) декомпенсированной форме хронического ларингита;

б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;

в) компенсированной форме хронического ларингита.

23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:

а) увеличения силы выдоха;

б) увеличения возвратного импеданса;

в) напряжения мышц глотки.

24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:

а) диплофония;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) трудности регуляции основного тона.

25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:

а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) першение, кашель.

26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голо­
са могут быть:

а) нарушения функции эндокринной системы;

б) нарушения правил гигиены голоса;

в) заболевания верхних дыхательных путей.

27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:

а) вокалисты;

б) актеры;

в) педагоги.

28. Психологической особенностью больных со спастической дисфо-
нией является:

а) повышенный уровень тревожности;

б) психастения;

в) эмоциональная лабильность.


29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно
включать в себя:

а) беседу с родителями;

б) осмотр оториноларинголога;

в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т.п.).

30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функ­
ции в детском возрасте является:

а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;

б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;

в) повышение голосовой нагрузки.

Ключ к тестовым заданиям

Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.

 

 

Номер вопроса Вари анты правильных ответов
А Б В
    +  
  +    
  +    
  +    
      +
      +
    +  
    +  
  + +  
    +  
  +    
    +  
  + +  
    +  
    +  
  +    
    +  
    +  
  +    
  +    


 

 

    Окончание таблицы
Номер вопроса Варианты правильных ответов
А Б В
      +
      +
  + +  
  +   +
    +  
  +    
      +•
  +   +
  + +  
  + +  

Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М., 2001.

Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.

Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса: дис.... канд. пед. наук. — М, 1985.

Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и кор­рекции нарушений голоса у людей речевых профессий: дис д-ра пед наук. — М., 1998.

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986.

Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932.

Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при наруше­ниях голоса. — М., 1984.

Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резек­ции гортани или ее удаления. — М., 1985.

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. - М., 2003.

Шамшева Т. Е. Особенности нарушения голосовой функции профес­сиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964.

Шустер М.А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................'...................................................... 3

Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции
нарушений голоса
......................................................................................................... 6

1.1. Фонопедия как раздел логопедии................................................................. 6

1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования

и голосооформления........................................................................................ 8

1.3. Акустические параметры голоса.................................................................. 17

1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции 22

1.5. Методы исследования строения и функций голосового аппарата..... 26

1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса 32

Глава 2. Функциональные нарушения голоса.................................................... 37

2.1. Функциональные дисфонии и афонии........................................................ 37

2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония.............. 41

2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения....................................................... 43

2.4. Функциональная афония................................................................................ 46

2.5. Коррекция функциональных дисфонии...................................................... 48

Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера 51

3.1. Органические нарушения голоса................................................................. 51

3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата 52

3.3. Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани........................................................................................... 57

3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани........ 66

3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани............................... 72

3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств

на гортани........................................................................................................... 77

3.7. Восстановление голоса после удаления гортани.................................... 84

3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония........................................................................................................... 89


Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей.... 95

4.1. Нарушения голоса у детей............................................................................ 95

4.2. Нарушения мутации...................................................................................... 102

4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений...................................................................................................... 105

Глава 5. Профессиональные нарушения голоса...................................... 112

Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях......................... 117

Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»................ 120

Ключ к тестовым заданиям................................................................................ 123

Литература............................................................................................................... 125

Учебное издание







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.