|
Коррекция функциональных дисфонийКоррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания. Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям: 1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС; 2) нормализация мышечного тонуса; 3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения; 4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта; 5) введение сформированного механизма голосообразования Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа. 1. Подготовительный этап. Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани. Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость. 2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания. Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации. 3. Этап формирования оптимального физиологического механизма Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги. При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне. При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д. 4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения. Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов. Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки. Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном варианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение приобретает психологическая коррекция. Вопросы и задания 1. Обоснуйте значение подготовительного этапа в общем процессе коррекции функциональных дисфоний. 2. Назовите основные направления коррекционной работы при функциональных нарушениях голоса. 3. На каком из этапов коррекционная работа строится с учетом типа мышечных нарушений? Какие из описанных этапов применимы в коррекции всех видов функциональных нарушений голоса? 4. Как организуется профилактика рецидивирования функциональных дисфоний? 5. Составьте план коррекционной работы при гипертонусной дисфоний. 6. Подберите комплекс дыхательных упражнений для гипотонусной дисфоний. 7. Сформулируйте «Правила гигиены голоса» для ребенка 5 лет с гипертонусной дисфонией. ГЛАВА 3 НАРУШЕНИЯ ФОНАТОРНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 3.1. Органические нарушения голоса Понятие об органических дисфониях и афониях • Этиология органических нарушений голосовой функции • Классификация органических нарушений голоса Органическими считаются такие варианты патологии голосового аппарата, которые возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются патологическими изменениями акустических качеств голоса. Степень нарушения голосовой функции определяется преимущественно не типом органического нарушения, а тяжестью анатомического или неврологического дефекта. Так, при всех вариантах органических нарушений могут встречаться как дисфоний, так и афонии. Исключением являются нарушения голоса вследствие операции по удалению гортани, когда отсутствие генератора звука становится причиной тотальной афонии. В соответствии с локализацией патологического очага все варианты органически обусловленных нарушений голоса делятся на периферические и центральные. К периферическим относятся дисфоний и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах, рубцовых стенозах гортани, состояниях после удаления опухолей. При всех перечисленных вариантах нарушается смыкательная способность голосовых складок вследствие их деформации или полного отсутствия. К центральным относят нарушения голоса вследствие поражения головного мозга (коры, моста, бульбарных ядер, проводящих путей), которые встречаются преимущественно при детском церебральном параличе (ДЦП), при острых нарушениях мозгового кровообращения. При этом типе патологии нарушается проведение или генерация нервного импульса, обеспечивающего сокращение мышц голосового аппарата. Причинами периферических нарушений голосовой функции являются: - механическое повреждение гортани, резонаторных органов в результате несчастных случаев или хирургического вмешательства, когда возникают нейрогенные парезы и параличи гортани, разрыв связок и мышц гортани, поломы хрящевого аппарата гортани, ампутация отдельных частей гортани или ее полное удаление; - термическое, механическое или химическое повреждение слизистой оболочки и мышечной системы гортани, обусловливающее развитие Рубцовых стенозов гортани, кровоизлияний в слизистую оболочку; - новообразования гортани (папилломатоз, фибромы или рак гортани, узелки голосовых складок, кисты); - воспалительные процессы в гортани (ларингиты, острые и хронические, монохордиты, аллергические ларингиты); - нарушения кровоснабжения гортани (кровоизлияния в слизистую оболочку); - дисплазии гортани (асимметрия, гипоплазия гортани, диафрагма голосового отверстия, стридор). Причинами органических центральных нарушений голосовой функции становятся травматические, сосудистые, опухолевые повреждения отдельных зон головного мозга, входящих в состав фонаторной рефлекторной дуги. В соответствии с этиологическим принципом органические нарушения фонаторной функции возможно разделить на следующие группы, обусловленные: а) расстройствами иннервации гортани, б) возникшими новообразованиями, в) воспалительными заболеваниями, г) хирургическим или травматическим изменением анатомических структур гортани. Вопросы и задания 1. Что обусловливает возникновение парезов и параличей гортани? 2. Каков механизм периферических нарушений голоса? 3. Назовите основные этиологические факторы, приводящие к возникновению органических центральных нарушений голоса. 4. Составьте схему классификации органических периферических и центральных нарушений голоса. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|