Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекция функциональных дисфоний





Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции

Коррекционная работа при функциональных дисфониях стро­ится с учетом характера двигательных нарушений и преоблада­ющего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дис­фониях и функциональных афониях с преобладанием гипертону­са основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыка­тельной способности голосовых складок, укрепление нервно-мы­шечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиоло­гичные и эргономичные типы фонационного дыхания.

Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастиче­ских дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:

1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

2) нормализация мышечного тонуса;

3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде стра­ха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на пре­одоление нарушения;

4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;

5) введение сформированного механизма голосообразования
и голосоведения в повседневную речь.

Фонопедическая коррекция функциональных нарушений го­лоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.


1. Подготовительный этап.

Логопедическая работа осуществляется на фоне медикамен­тозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воз­действий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.

Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюде­ния режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) ар­тикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в пол­ном объеме легких, свободных и четких координированных дви­жений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслаб­ляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавли­вает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мы­шечную усталость, придает бодрость.

2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.

Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздей­ствия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь от­рабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оп­тимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнас­тику, направленную на координацию дыхания и фонации.

3. Этап формирования оптимального физиологического механизма
голосообразования.

Целью этого этапа работы становится восстановление (созда­ние) рационального механизма голосообразования. Занятия орга­низуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинесте­зии, а также с целью достижения и закрепления плавного смы­кания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.

При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия на­чинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и глас­ных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные ре­зультаты выполнение жевательных упражнений, которые предло­жил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется исполь­зовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.

При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предус­матривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — про­изнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотирован­ным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.


4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирова­ния навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении пра­вильной изолированной фонации. На заключительном этапе мож­но выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механиз­ма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение пра­вилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профи­лактики рецидивов.

Введение поставленного голоса в речь осуществляется с ис­пользованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом кон­кретном случае преобладают соноры, смычные или другие необ­ходимые звуки.

Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуаль­ных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятель­ности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагае­мыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном ва­рианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение при­обретает психологическая коррекция.

Вопросы и задания

1. Обоснуйте значение подготовительного этапа в общем процессе коррекции функциональных дисфоний.

2. Назовите основные направления коррекционной работы при функ­циональных нарушениях голоса.

3. На каком из этапов коррекционная работа строится с учетом типа мышечных нарушений? Какие из описанных этапов применимы в кор­рекции всех видов функциональных нарушений голоса?

4. Как организуется профилактика рецидивирования функциональ­ных дисфоний?

5. Составьте план коррекционной работы при гипертонусной дисфо­ний.

6. Подберите комплекс дыхательных упражнений для гипотонусной дисфоний.

7. Сформулируйте «Правила гигиены голоса» для ребенка 5 лет с ги­пертонусной дисфонией.


ГЛАВА 3

НАРУШЕНИЯ ФОНАТОРНОЙ ФУНКЦИИ

ОРГАНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

3.1. Органические нарушения голоса

Понятие об органических дисфониях и афониях • Этиология органи­ческих нарушений голосовой функции • Классификация органиче­ских нарушений голоса

Органическими считаются такие варианты патологии голосо­вого аппарата, которые возникают вследствие анатомических из­менений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются патологическими изменениями аку­стических качеств голоса. Степень нарушения голосовой функ­ции определяется преимущественно не типом органического на­рушения, а тяжестью анатомического или неврологического де­фекта. Так, при всех вариантах органических нарушений могут встречаться как дисфоний, так и афонии. Исключением являют­ся нарушения голоса вследствие операции по удалению горта­ни, когда отсутствие генератора звука становится причиной то­тальной афонии. В соответствии с локализацией патологического очага все варианты органически обусловленных нарушений голо­са делятся на периферические и центральные.

К периферическим относятся дисфоний и афонии при хрони­ческих ларингитах, парезах и параличах, рубцовых стенозах гор­тани, состояниях после удаления опухолей. При всех перечис­ленных вариантах нарушается смыкательная способность голо­совых складок вследствие их деформации или полного отсут­ствия.

К центральным относят нарушения голоса вследствие пораже­ния головного мозга (коры, моста, бульбарных ядер, проводящих путей), которые встречаются преимущественно при детском це­ребральном параличе (ДЦП), при острых нарушениях мозгового кровообращения. При этом типе патологии нарушается проведе­ние или генерация нервного импульса, обеспечивающего сокра­щение мышц голосового аппарата.

Причинами периферических нарушений голосовой функции являются:

- механическое повреждение гортани, резонаторных органов в результате несчастных случаев или хирургического вмешательства, когда возникают нейрогенные парезы и параличи гортани, разрыв


связок и мышц гортани, поломы хрящевого аппарата гортани, ам­путация отдельных частей гортани или ее полное удаление;

- термическое, механическое или химическое повреждение сли­зистой оболочки и мышечной системы гортани, обусловливающее развитие Рубцовых стенозов гортани, кровоизлияний в слизистую оболочку;

- новообразования гортани (папилломатоз, фибромы или рак гортани, узелки голосовых складок, кисты);

- воспалительные процессы в гортани (ларингиты, острые и хронические, монохордиты, аллергические ларингиты);

- нарушения кровоснабжения гортани (кровоизлияния в сли­зистую оболочку);

- дисплазии гортани (асимметрия, гипоплазия гортани, диа­фрагма голосового отверстия, стридор).

Причинами органических центральных нарушений голосовой функции становятся травматические, сосудистые, опухолевые повреждения отдельных зон головного мозга, входящих в состав фонаторной рефлекторной дуги.

В соответствии с этиологическим принципом органические нарушения фонаторной функции возможно разделить на следу­ющие группы, обусловленные: а) расстройствами иннервации гор­тани, б) возникшими новообразованиями, в) воспалительными заболеваниями, г) хирургическим или травматическим измене­нием анатомических структур гортани.

Вопросы и задания

1. Что обусловливает возникновение парезов и параличей гортани?

2. Каков механизм периферических нарушений голоса?

3. Назовите основные этиологические факторы, приводящие к воз­никновению органических центральных нарушений голоса.

4. Составьте схему классификации органических периферических и центральных нарушений голоса.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.