|
Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушенийГолоса Понятие о нарушениях голоса. Их акустические признаки • Влияние общих закономерностей нервно-мышечной патологии на механизм возникновения и феноменологию нарушений голоса • Акустические, двигательные проявления нарушений голосовой функции. Классификация нарушений голоса по степени выраженности, по патогенетическому принципу • Классификация по локализации и характеру — центральные и периферические, органические и функциональные нарушения К нарушениям голоса принято относить отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Наиболее заметным их признаком является изменение акустических свойств голоса. По степени выраженности нарушения голоса разделяют на дисфонии — искажение акустических характеристик голоса — и афонии — отсутствие способности к голосообразованию, т. е. отсутствие голоса. Нарушения голоса могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая речевых расстройств других видов — дизартрии, ринолалии, заикания. О нарушении можно говорить при изменении одной или нескольких составляющих «хорошего голоса». Традиционно выделяют несколько типов акустических проявлений, которые можно рассматривать как нарушения: нарушения тембра или резонанса, изменения высоты тона и громкости. Однако в крайне редких случаях нарушения голоса проявляются патологическими изменениями лишь какого-то одного параметра. Так, хриплый голос может иметь низкий тон, а голос с придыханием быть хриплым и тихим и т.п. (Шрег С. уап, 1пуш К..В., 1958). Кроме того, многие качества, желательные для одних голосов, могут быть неприемлемыми для других. Например, С.^. Уаи§-пап (1982) относит к дисфониям наличие таких акустических параметров, которые ухудшают свойственные данному конкретному человеку качества голоса. Анализ множества наблюдений за деятельностью голосового аппарата в условиях нормы и патологии показывает, что механизм возникновения и особенности протекания нарушений голо- са подчиняются общим закономерностям нервно-мышечной патологии. Нарушения фонации как сложного нервно-мышечного акта включают в себя следующие компоненты (\Ууке В., 1978). 1. Снижение способности к настройке вокальных мускулов и элементов резонаторной системы, соответствующей оптимальному импедансу. 2. Потеря ларингеальной мышечной активности, которая регулируется афферентными импульсами, идущими из рецепторной системы слизистой оболочки мышц и суставов. 3. Нарушения слуховой обратной связи и коррекции продуцируемого голоса через слуховой самоконтроль. Как дисфонии, так и афонии могут рассматриваться в качестве проявлений органических изменений или нарушений функционирования одного или нескольких звеньев нервно-мышечного акта, в частности на уровне периферического органа (гортани), нервно-мышечного аппарата и проводящих путей (афферентных и эфферентных) различных отделов ЦНС. Каждое их них может характеризоваться акустическими феноменами, такими как утрата силы звучания, искажения тембра, и субъективными патологическими ощущениями — першением, чувством комка в горле, давлением, болью и т.д. Акустические параметры голоса могут искажаться вследствие нарушений как в голосообразующей, так и в голосооформитель-ной частях фонаторного аппарата, а также при нарушении их взаимной настройки. Основной причиной нарушений деятельности голосообразующей части фонаторного аппарата в большинстве случаев оказываются патологические изменения двигательной способности голосовых складок, выражающиеся преимущественно в искажении фазы смыкания в момент фонации. Можно выделить три варианта нарушений акта голосообразова-ния (по патогенезу): 1) собственно нарушения двигательной активности голосовых - ритмичности колебательных движений, несинхронность колебаний; - силы (чрезвычайное повышение или, наоборот, понижение амплитуды колебательных движений) вследствие искажения колебательных способностей голосовой мышцы; 2) нарушения способности к реализации фазы смыкания го - неполное смыкание (визуально наблюдается в виде щели раз 2 Лаврова •^•^ - полное несмыкание (при отсутствии одной или обеих голосовых складок); 3) дискоординаторные расстройства, проявляющиеся в нарушении регуляции и координации всех компонентов фонаторной системы. Каждый из перечисленных вариантов нарушений может иметь как органическую, так и функциональную природу. Органические нарушения голоса — это патологии, обусловленные анатомическими изменениями голосового аппарата или хроническими воспалительными процессами. К ним относятся дисфонии, возникшие вследствие повреждений голосовой мышцы (травматических, опухолевых, сосудистых, воспалительных), отсутствия одной или обеих голосовых складок в результате травмы, хирургического вмешательства или анатомических дефектов гортани, что влияет на ее конфигурацию и функциональные возможности. Весьма распространенными причинами органических дисфонии являются нарушения сократительной способности голосовых мышц на фоне дефектов генерации импульсов в ЦНС и их проведения по возвратному нерву и периферическим корешкам в толще голосовой складки. В голосооформительной части голосового аппарата к органической патологии относится искажение условий преобразования первичного гортанного звука вследствие нарушений нормальной конфигурации системы резонаторов (расщелины твердого и мягкого нёба, особенности строения твердого нёба и зубочелюстного ряда, аденоидные разращения и т.п.). Функциональные нарушения голоса не сопровождаются видимыми анатомическими изменениями в голосообразующей и голосооформительной частях голосового аппарата. К ним можно отнести следующие дисфонии (афонии): а) возникшие на основе нарушения способности к произволь б) вследствие нарушений центральной регуляции фонаторно- в) обусловленные длительным перенапряжением и/или непра Таким образом, мы видим, что как органические, так и функциональные нарушения могут быть вызваны патологическими состояниями различных уровней голосового акта — периферического, проводящего, бульбарного и церебрального. В случае если нарушена сократительная способность одной или обеих голосовых складок на фоне отсутствия патологии на периферии (непосредственно в голосовых складках), следует считать этот дефект отражением патологических состояний более высокорасположенных уровней фонаторного тракта. Между органическими и функциональными нарушениям голосового аппарата существует тесная взаимосвязь, так как при длительном течении функциональные дисфонии, как правило, «обрастают» комплексом органических наслоений. (Например, при гипертонусной дисфонии зачастую формируются «узелки» голосовых складок.) В то же время органические повреждения отдельных частей голосового аппарата могут обусловить нарушение функций других отделов. Традиционно в практике пользуются несколькими классификациями нарушений голоса, в основе которых лежит клинический подход к определению патологического состояния фонаторного аппарата. 1. Классификация по степени выраженности нарушений голоса, в структуре которой выделяют афонию и дисфонию. 2. Классификация на основе оценки уровня поражения фонаторного аппарата, в структуре которой отражены и центральные, и периферические нарушения голоса. 3. Классификация (клиническая) на основе наличия/отсутствия органических повреждений голосового аппарата и их характера, которые, согласно их структуре делятся на органические и функциональные. Органические нарушения голоса в свою очередь классифицируются по этиологии и подразделяются на нарушения голоса: - при ларингитах и трахеитах (острых, хронических, аллергических); - вследствие кровоизлияний в голосовые складки; - в результате парезов и параличей (нейрогенных и миопатиче-ских); - при монохордитах; - при новообразованиях и состояниях после их удаления, в том числе после ларингэктомии (удаления гортани); - при рубцовых стенозах гортани. Функциональные нарушения голоса классифицируются на основе оценки характера расстройства двигательной функции гортани и типа тонусных изменений в мышцах голосовых складок и подразделяются на: - гипотонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое снижение тонуса мышц гортани и нарушение двигательной активности голосовых складок во время фонации; - гипертонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое повышение тонуса мышц гортани и голосовых складок во время фонации; - спастические — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с крайне выраженным неконтролируемым повышением тонуса мышц гортани во время фонации; - фонастении — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с резко выраженным снижением способности к полноценному выполнению голосовой нагрузки; - функциональные (истерические) афонии — функциональная недостаточность голосовых мышц, связанная с отсутствием возможности к произвольной фонации при сохранности способности к непроизвольному голосообразованию (смех, кашель). Обычно они обусловлены нарушениями центрального генеза. Используется также классификация нарушений голоса по степени участия в акте голосооформления резонаторов, согласно которой выделяют нарушения по типу гипоназальности и по типу гиперназальности. При классификации нарушений мутации пользуются следующими характеристиками — поздняя мутация, неполная и пролонгированная. Вопросы и задания 1. Назовите основные виды классификации нарушений голоса. 2. Перечислите виды нарушений голоса согласно классификации, отражающей степень их выраженности. 3. По какому принципу классифицируют органические нарушения голоса? 4. Какими терминами обозначают нарушения резонанса? ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА 2.1. Функциональные дисфонии и афонии Понятие о функциональных дисфониях • Этиология функциональных нарушений голосовой функции • Классификация функциональных нарушений голоса Под функциональными дисфониями голосового аппарата понимают нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений. Механизм их возникновения заключается в нарушении координации процессов дыхания, голоса, артикуляции и проявляется множеством субъективных симптомов, которые распределяются на две основные группы — общеневрологические и местные расстройства. К общеневрологическим расстройствам относят своеобразное поведение больного: тревожные и мрачные переживания, угнетенное состояние, опасение неблагоприятного исхода лечения, повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, вспыльчивость, иногда апатию, нарушение сна. Местные проявления характеризуются изменением голоса, сенсорными и секреторными расстройствами. Функциональные голосовые нарушения преимущественно наблюдаются у людей, ослабленных различными соматическими и инфекционными заболеваниями, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. Акустические проявления функциональных дисфонии не имеют ярко выраженной специфичности и на слух сходны с другими вариантами нарушений функции голосового аппарата, характеризуются искажениями силы и тембра голоса, изменением его диапазона. За последние годы резко возросло число людей, страдающих функциональными расстройствами голосового аппарата, что связано, по мнению многих исследователей, с увеличением нагрузки на нервную систему и психику человека. Заболевания гортани, затрудняющие речевое общение, снижают работоспособность и для многих создают угрозу профессиональной непригодности. Рассмотрим отдельные формы функциональных нарушений голоса. Квалификация дисфонии как функциональной осуществляется по принципу «от противного», т.е., если при тщательном осмотре у пациента с акустическими нарушениями не обнаруживаются органические повреждения голосового аппарата, такие дисфонии квалифицируют как функциональные. Анализировать этиологию дисфонии можно с двух позиций: во-первых, исходя из определения ядра патологического процесса в голосовом аппарате, обусловившего нарушения акустических свойств голоса и возникновение патологических ощущений у больного, и, во-вторых, учитывая своеобразие патологического фактора, нарушившего координированную работу голосового аппарата. Первая точка зрения принадлежит М. И.Фомичеву (1949), который все причины возникновения функциональных нарушений голоса делит на три группы: 1) патологические изменения в мышцах гортани; 2) патологические изменения в органах и системах, принимающих участие в голосообразовании; 3) патологические изменения в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат. Вторая позиция отражена в работах I. РегеНо (1962), который выделяет дисфонии, возникшие на почве патологического воздействия механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышающем физиологические возможности нормального человека, и обозначает их как фонопо-нозы (от греч. коьоС, — 'работа'). Дисфонии, возникшие под влиянием психогенных или неврогенных факторов, он обозначает как фононеврозы. Данная классификация позволяет разделить все этиологические факторы, вызывающие функциональные дисфонии, на не-врогенные и поногенные. Неврогенные факторы чаще всего представлены неврозами вследствие нарушений баланса процессов возбуждения и торможения преимущественно у людей, обладающих неврогенной предрасположенностью. Поногенные факторы являются следствием перенапряжения голосового аппарата, нарушений гигиены голоса, значительных голосовых нагрузок, работы в условиях неблагоприятной внешней среды. Знание причинного (этиологического) фактора играет важную роль в определении путей коррекции, в частности оптимального сочетания медицинского, педагогического и психологического воздействия. А.Т. Рябченко (1964) считает, что в этиологии функциональных расстройств участвуют два фактора: невротическое состояние больного, которое возникает еще до появления симптомов заболевания, и пусковой момент — испуг, страх, болезнь. Функциональные нарушения наблюдаются у людей, соматически ослабленных, страдающих хроническими заболеваниями верхних ды- хательных путей и органов, не входящих в состав голосового аппарата, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. При гипофункции наблюдается выраженное истощение нервно-мышечных элементов — астения периферического или центрального типа. В данном случае на первое место выходит патогенный фактор. При гиперфункции на передний план, как правило, выступает психогенный фактор. Характерной особенностью (людей, страдающих функциональными дисфониями, является наличие признаков нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС, или так называемый двигательный невроз (Максимов И., 1987). У большинства больных задолго до развития дисфонии отмечаются признаки вегетососудистых нарушений, неустойчивость артериального давления, лабильность пульса, гипергидроз. А. Т. Рябченко указывает, что в анамнезе у 90 % больных дисфониями зафиксированы сильный стресс, жизненные трудности или необходимость подавлять свои желания и чувства. Все это сверхсильные раздражители возбудительного или тормозного процесса. Чаще всего функциональная дисфония обнаруживается у слабых, неуравновешенных личностей. Наиболее яркие клинические и акустические проявления функциональных дисфонии возникают на фоне нарушений высшей нервной деятельности, истерии, неврастении или психастении. По мнению И.Максимова, чисто функциональных нарушений голосовой функции не существует, так как практически всегда тщательный анализ обнаруживает те или иные патологические органические признаки в голосовом аппарате, которые могут служить как причиной, так и следствием нарушений его функционирования. Так, при неправильном выборе разговорной тональности или при фонировании «не своим голосом» отмечаются выраженные нарушения кровоснабжения гортани, сопровождающиеся гиперемией, что в свою очередь является признаком органического нарушения. В то же время при восстановлении адекватной тональности эта «функциональная» гиперемия быстро исчезает. Данный пример иллюстрирует одну из форм перехода «функционального» нарушения в «органическое» и обратно. Кроме того, доказано, что значительная часть органических нарушений в своей основе имеют неправильное использование голосового аппарата. Так, узелки голосовых складок нередко оказываются следствием неправильно осуществляемой фонации. В настоящее время существуют несколько подходов к классификации дисфонии. Первый основан на характеристике степени нарушений голосовой функции, согласно которой выделяют афонию и дисфонию (Мс.Ьеоё, А. Т. Рябченко). Второй подход учитывает этиологический фактор, обусловивший возникновение дисфонии. В русле данного направления выделяют фонопонозы и фононеврозы (I. РегеПо), постановочную, алиментарную и мутационную дисфонии (А. Р.Хантамиров, В.Д.Тахтамышев). Третий подход основывается на распределении дисфонии в зависимости от характера тонусных нарушений в мышцах голосовых складок. Согласно данной классификации (см. с. 35 — 36) выделяют гиперфункциональные (гипертонусные) и гипофункциональ-ные (гипотонусные) дисфонии (V. Вагтп, Т. Рпо§еп, Сп. Оеизгег, Ю. С. Василенко). Дополнительно выделяют спастическую дисфо-нию и фонастению, а также паретическую и спастическую афонии (Л.Б.Дмитриев, Л.М.Телеляева, С.Л.Таптапова, И.И.Ермакова). Данный подход в сочетании с учетом этиологии голосового расстройства наиболее приемлем для организации патогенетически обоснованной коррекционно-педагогической работы и обучения навыкам правильного голосоведения. Таким образом, в фо-нопедической работе целесообразно использовать следующую классификацию: - психогенные афонии, - гипертонусные дисфонии, - гипотонусные дисфонии, - гипогипертонусные (смешанные) дисфонии, - спастические дисфонии, - фонастении. Вопросы и задания 1. Какой вид классификации функциональных дисфонии наиболее приемлем для организации коррекционной работы в условиях логопедического кабинета поликлиники? Почему? 2. Перечислите основные причины развития фононеврозов и фоно-понозов. 3. Что обозначает принцип «диагностики от противного» при определении функционального или органического характера нарушения функции голосового аппарата? 4. Какие группы факторов, на ваш взгляд, играют наиболее значимую роль в возникновении дисфонии у педагогов? У дошкольников? Почему? 5. Какую информацию для диагностики нарушений голоса и определения стратегии и тактики коррекционной работы дает знание типа нервной деятельности пациента? 6. Составьте план-конспект беседы с пациентами, направленной на выявление причин нарушений голоса. 7. Составьте схему взаимодействия специалистов в ходе диагностики с целью определения типа нарушения, его причин и степени проявлений. 2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония Этиология гипертонусных нарушений голоса и характеристика голосовой функции при данных нарушениях • Спастическая дисфония • Степени выраженности голосовых нарушений при этом заболевании Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок. Частота возникновения гипертонусной дисфонии, по данным Ю.С.Василенко и О.М.Кажлаева (1982), составляет 2,3—2,4%. Этот вид функциональной дисфонии отмечается преимущественно у мужчин. Основным механизмом возникновения гипертонусной дисфонии является форсированная силовая манера речи и пения, особенно в шумной обстановке при использовании жесткой атаки. Такая нагрузка приводит к постоянному перенапряжению мышц брюшного пресса, толчкообразному движению диафрагмы, напряжению мускулатуры лица и шеи, сопровождающемуся набуханием мышц шеи (Дмитриев Л. Б., 1990). Акустическими признаками гипертонусной дисфонии являются огрубление тембра голоса, снижение динамического диапазона, появление охриплости, напряженность фонации, неконтролируемое повышение силы голоса. Среди субъективных ощущений пациенты указывают на неприятные болевые ощущения в области глотки, гортани, шеи, постоянное желание откашливаться, быструю утомляемость, периодические спазмы, ограничение способности к произвольному изменению тембра и силы голоса, сокращение времени фонации. Ларингоскопия выявляет следующую специфическую картину. При фонации голосовые складки плотно соприкасаются друг с другом. Они несколько отечны, поэтому создается впечатление «наползания»; их поверхность покрыта избыточным количеством вязкой слизи. Во время попыток повышения тона звука черпало-видные хрящи спастически сокращаются, вестибулярные складки сближаются. При длительном процессе они гипертрофируются, включаясь в акт голосообразования, как следствие этого возникает вентри-кулярный голос. Микроларингоскопия демонстрирует при гипертонусной дисфонии признаки нарушения кровообращения — усиление рисунка мелких сосудов слизистой оболочки, гиперемию свободного края голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризуется судорожными мелкоразмашистыми, но синхронными колебаниями. При гипертонусной дисфонии четко выражены нарушения фонационного дыхания, отсутствует полноценная дыхательная опора, самодыхание поверхностное, неравномерное, легко заметны толчкообразные движения грудной клетки на выдохе. Спастическая дисфония — нейродинамическое расстройство фонации, обусловленное дискоординацией работы внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц (Орлова О. С, 1980). Это нарушение встречается довольно редко и потому является наименее изученным функциональным нарушением голоса. Возникновение этого заболевания наиболее часто связывают с психической травмой и стрессовыми перегрузками. Так, Ю. С. Василенко (1984) указывает, что спастическую дисфонию наблюдают преимущественно у женщин в возрасте 40 — 45 лет, перенесших психическую травму или длительно находящихся в психотравми-рующих ситуациях. Вместе с тем нередко отмечается дискоорди-нация фонаторного акта по типу спастической дисфонии у людей, перенесших острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей или испытывающих чрезмерную голосовую нагрузку. К акустическим признакам спастической дисфонии относятся затрудненность при выполнении голосовых модуляций, понижение частоты основного тона голоса, появление негармоничных добавлений в звучании голоса, непроизвольные изменения тональности в течение одной фразы, постоянные колебания силы голоса, напряженная, сдавленная фонация. Следует отметить, что во время непроизвольной вокализации (плач, смех, кашель), при пении и после приема алкогольных напитков голос становится нормальным. В качестве субъективных признаков больные со спастической дисфонией называют болевые ощущения во время фонации в гортани, в мышцах шеи и плечевого пояса, затруднения в общении из-за неспособности регулировать тембр, силу и длительность фонации, нарушения фонационного дыхания. Различные проявления акустических нарушений и их сочетания с субъективными жалобами больных позволяют выделить три степени спастической дисфонии (Орлова О. С, 1984): первый уровень нарушений — легкая степень спастической дисфонии — незначительные изменения голоса; второй уровень нарушений — средняя степень — умеренные изменения голоса; третий уровень нарушений — тяжелая степень — грубые изменения голоса. Состояние больных со спастической дисфонией легкой степени характеризуется небольшой охриплостью, единичными кратковременными спазмами. Ларингоскопическое, микроларинго- скопическое и стробоскопическое обследования не выявляют выраженных нарушений. У больных со средней степенью расстройства наблюдаются стойкие нарушения фонации: голос низкий, грубый, напряженный с шумовыми призвуками; темп речи резко замедлен из-за частых голосовых пауз. Совокупность дефектов фонации и артикуляции обусловливает низкую разборчивость речи. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры. При ларингоскопии отмечается утолщение вестибулярных складок, движение которых опережает сближение складок голосовых, которые судорожно смыкаются на всем протяжении. Ларингостробоскопическое исследование выявляет нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений. Происходит полное смыкание голосовых складок, а время фонации уменьшается. Микроларингоскопия свидетельствует об отечности краев голосовых складок, расширении сосудистой сети. Третьей группе пациентов — наиболее тяжелая степень заболевания — свойственны грубые нарушения голосообразования. Повышенная спастичность голосовых складок обусловливает напряженный, сдавленный, прерывающийся характер фонации. Максимальное ее время сводится к 1—2 с. Акустически ярко выражены охриплость и постоянные дополнительные призвуки. Разборчивость речи грубо нарушается (10—40 %), искажается динамика фонационного дыхания. Ларингоскопическое и микроларингоскопическое исследования затруднены из-за высокой спастичности мышц голосового аппарата. Вопросы и задания 1. Каковы основные акустические признаки гипертонусной дисфонии? 2. Опишите механизм возникновения гипертонусных нарушений голоса. 3. Определите, в чем сходство и в чем различие гипертонусных и спастических дисфонии. 4. Какой вариант голосовой атаки используется большинством больных, страдающих гипертонусными дисфониями? 5. Назовите субъективные жалобы людей, страдающих гипертонусными дисфониями. 6. Для каких видов детской деятельности характерно перенапряжение голосового аппарата? 7. Составьте рекомендации для педагогов, занимающихся профилактикой гипертонусных дисфонии у детей. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|