Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИСТОНИИ (ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ)





Гиперкинетическая форма (подкорковая, экстапирамидная) дизартрии возникает в результате очагового поражения ядер стриопаллидарной системы и их связей с целом рядом моторных структур мозга.

При гиперкинетической форме дизартрии характерна дистония-нестабильность мышечного тонуса, а также наличие гиперкинезов как в лицевой, так и в мускулатуре речевого аппарата. Наряду с низким тонусом мышц возможно появление мышечных спазмов. Наблюдается зависимость патологической симптоматики от эмоционального состояния ребенка.

Основными задачами логопедического массажа при гиперкинетической форме дизартрии являются следующие:

1) нормализация эмоционального состояния.

2) нормализация состояния мышечного тонуса;

3) улучшение сократительной функции мышц;

4) улучшение кровообращения и обменных процессов;

5) улучшение кинестетических ощущений;

6) уменьшение патологических двигательных проявлений в виде гиперкинезов и спазмов;

7) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

В связи с нестабильностью мышечного тонуса при гиперкинетической форме дизартрии, основным приемом массажа является обхватывающее поглаживание. Особенность этого приема заключается в том, что наряду с расслабляющим эффектом, обхватывающее поглаживание оказывает легкое возбуждающее действие, что обеспечивает возможность гармонизации процессов возбуждения и торможения ЦНС. Обхватывающее поглаживание можно сочетать с легким поглаживанием с целью общей релаксации и регуляции эмоционального состояния, а также в тех случаях, если возникает ощущение нарастания мышечного тонуса. Активизирующие приемы растирания, разминания и сильной вибрации при данной форме дизартрии не используются. Все приемы поглаживания проводятся с использованием масла. Кроме приемов поглаживания рекомендуется использовать массаж по биологически активным точкам (БАТ). При этом точки используются не симметрично, а перекрестно. Выбираются две пары симметричных точек. Из каждой пары массируют одну точку справа и другую точку (из другой пары) ассиметрично, слева.[1]

Чем выраженнее симптоматика при гиперкинетической форме дизартрии, тем удаленнее должны быть точки друг от друга при перекрестном (ассиметричном) методе воздействия. Постепенно, по мере снижения патологической симптоматики, логопед может массировать точки, расположенные более близко друг к другу, пока не появиться возможность перехода к массажу по симметричным точкам.

7.4. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ

В педагогических дошкольных учреждениях логопеды чаще всего проводят коррекционную работу с детьми страдающими дизартрией, выраженной в легкой степени, при которой характерно неоднородное распределение мышечного тонуса и сочетанная симптоматика разных клинических форм дизартрии. Дизартрия, выраженная в легкой степени, или так называемая «стертая» дизартрия, может характеризоваться мозаичностью комбинаций нарушения мышечного тонуса в разных отделах периферического речевого аппарата, и в частности в разных отделах артикуляционного аппарата. Например, может отмечаться напряженность корня языка и выраженная гипотония кончика языка. Возможно сочетание пониженного тонуса в области щечных мышц и повышенного тонуса жевательных мышц и т. д.

Проведение массажа при неоднородном распределении мышечного тонуса, может включать как расслабляющие, так и активизирующие приемы воздействия. В качестве базового приема рекомендуется использовать обхватывающее поглаживание. При явлениях спастики, используются методы поглаживания, растирания и легкой вибрации. На отдельных участках, там, где находятся мышцы в пониженном тонусе, программа усиливается приемами разминания и перетирания.

Таким образом, при неоднородном распределении мышечного тонуса активизирующие и расслабляющие приемы логопедического массажа можно сочетать в одном сеансе, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных группах мышц, а также учитывая взаимозависимость основных и косвенных мышц, участвующих в речевом процессе. Сочетание активизирующих и расслабляющих приемов массажа при неоднородном распределении мышечного тонуса представлено в табл. 5. Составление программы и выбор приемов массажа должны быть строго индивидуальны для каждого ребенка, и строится на основании результатов логопедической диагностики.

Одной из основных задач логопедического массажа является формирование звукопроизносительной стороны речи. В процессе массажа, логопед осуществляет массажные движения, которые вначале стимулируют кинестетические ощущения и непроизвольное формирование артикуляторной позы, а затем способствуют формированию произвольного движения необходимого для произнесения определенного звука. По мере восстановления тонуса мышц языка в процессе массажа, логопед проводит стимуляцию кончика и боковых краев языка при помощи растирающих движений в этих областях. Растирающие движения на кончике языка способствуют выделению его из общей массы языка, а стимуляция боковых краев (шилоязычная мышца) способствует поднятию их вверх и формированию круглой щели вдоль средней линии языка. Напротив, если артикуляторная поза требует узкий, с загнутым кверху кончиком язык, логопед проводит плотные сжатия тела языка с его с боковых краев, что стимулирует поперечные мышцы и язык принимает форму необходимую для произнесения звука л. Таким образом, в результате манипулятивных стимуляций боковые части языка и кончик языка принимает нужную позицию для определенного звука. Логопед также стимулирует появление кинестетических ощущений в тех местах полости рта, к которым должен прикоснуться кончик языка при удержании артикуляторной позы. Логопед кончиком указательного пальца, на который наложена салфетка стимулирует то место в полости рта, с которым связана артикуляторная позиция. Поскольку после таких стимуляций у ребенка долго сохраняются «остаточные» ощущения, он легко воспроизводит нужную артикуляторную позу, после чего логопед дает дополнительные задания, типа: «подуй» или «позвени, погуди голосом», либо «заводит моторчик», в зависимости от фонетических характеристик вызываемого звука. Позиция головы ребенка (ребенок находится в горизонтальной позиции) способствует более легкому удержанию языка в верхней альвеолярной позиции, особенно для звуков ш, ж, р, л. в результате чего ребенок дольше может сохранять данную позу языка, поскольку она не требует дополнительных усилий.

В результате сочетания массажа с манипулятивной стимуляцией по формированию артикуляторных позиций, звуки вызываются и автоматизируются быстрее, поскольку ребенок может длительнее удерживать артикуляторную позу и не устает во время занятия, что значительно повышает эффективность коррекционной работы и сокращает сроки формирования правильной артикуляции.

 

 

Таблица 5. Сочетание активирующих и расслабляющих приемов массажа при неоднородном распределении мышечного тонуса

Область воздействия Приемы массажа при гипертонусе мышц Приемы массажа при гипотонусе мышц
     
Плечевой пояс, шея (Направление движений и приемы будут зависеть от состояния мышеч-ного тонуса скелет-ных мышц языка) При спастичности языка используется легкое поглаживание для области плечевого пояса, шеи и дна полости рта. Направление движения от нижней челю-сти к подмышечным впадинам. При пониженном тонусе языкарекомендуется использовать обхватыва-ющее поглаживание. Направление движения: от подмышечных впадин к нижней челюсти
Мышцы лба обхватывающее поглажи-вание обхватывающее поглажи-вание
Группа жева-тельных мышц (область жеватель-ной мышцы, височ-ной мышцы, над-подьязычных мышц, крыловид-ных мышц) легкое и обхватывающее поглаживание, легкая вибрация. Интраоральный массаж в данном случае исключается приемы растирания, разминания, перетирания, сильной вибрации и поко-лачивания. Перетирание жевательной и крыловид-ных мышц осуществляется с захватом мышц внутри. полости рта (интраораль-ный массаж)

 

 

Окончание таблицы 5

     
Мышцы окружности рта (круговая мышца губ, большая скуловая, малая скуловая, м., поднимающая верхнюю губу и крылья носа, м., опускающая нижнюю губу, м., опускающая угол рта, щечная м., подбородочная м.) обхватывающее поглажи-вание и легкая вибрация, расслабляющий массаж по биологически активным точкам приемы растирания, раз-минания и перетирания с захватом мышц внутри полости рта. Использовать активизирующие приемы непосредственно только на группе данных мышц, либо на стороне поражения. Можно усилить воздейс-твия сочетая эти приемы с активизирующим массажем по биологически активным точкам. Закончить эту программу общим обхватывающим поглаживанием
Мышцы языка (скелетные и собственно мышцы языка Легкая медленная вибра-ция, потряхивание, покачи-вание и проглаживание для расслабления скелетных мышц языка. Проводится в области дна полости рта и на теле языка. Поглажива-ние и легкое растирание для расслабления собственно мышц языка. Активная вибрация, надав-ливание и сильное растира-ние для активизации ске-летных мышц языка про-водится в области дна полости рта. Растирание, разминание, перетирание для активизации собственно мышц языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый логопед, проводящий коррекционную работу с детьми, страдающими дизартрией сталкивался с трудностями формирования артикуляционных укладов, постановки звуков, а также их автоматизации и введения в речь. Как правило, начальный этап логопедической работы с дизартриком всегда вызывает особые затруднения, поэтому как логопеду, так и ребенку приходится прикладывать много усилий, чтобы добиться первых результатов. Каждый логопед мечтает иметь возможность быстро и эффективно ставить звуки и вводить их в обиходную речь, формировать правильное речевое дыхание и улучшать голосовые и просодические характеристики речи ребенка, страдающего дизартрией. В связи с этим логопедический массаж представляет собой эффективную логопедическую технологию по активизации двигательной функции мышц всех отделов речевого аппарата, что значительно ускоряет процесс коррекционной работы как на начальном этапе, так и в процессе автоматизации полученных навыков.

Практическая работа логопедов, прошедших тренинг на авторских мастер-классах по логопедическому массажу доказывает высокую эффективность данного метода, а также дает ощущение успешности как логопеду, так ребенку, находящемуся в коррекционном процессе. Мы получаем много писем, в которых логопеды делятся своей радостью от успехов в получении неожиданных и быстрых результатов при использовании логопедического массажа в процессе коррекционной работы.

В заключение представлено несколько примеров с описанием результатов использования логопедического массажа в практической работе слушателей наших семинаров и мастер-классов, которые могут быть интересны читателям этого практического пособия. Я привожу эти описания без редакции, поскольку, на мой взгляд, личный стиль изложения каждого из авторов этих описаний является очень искренним и личным, и я в свою очередь крайне благодарна моим слушателям за то, что они нашли время и желание написать мне эти письма.

«Здравствуйте, Елена Александровна.

Хочу поделиться моими последними результатами в освоении логопедического массажа.

Ребёнок: Анжелика на начало занятий возраст 4 года 7 месяцев. Физически крепкая. На диагностике на задания не реагировала, только стучала рукой по картинкам. При попытках воспроизвести упражнения артикуляционной гимнастики произносила ням-ням. За столом не сидела.

Дефект смягчения, отсутствуют шипящие, сонорные звуки, резко нарушена слоговая структура слова, связная речь, память, внимание и т.д. Мышцы языка напряжены, корень массивный, серединная борозда отклонена в сторону. На одной половине лица мышцы напряжены сильнее, чем на другой.

О ужас! Прокричало что-то внутри меня. Отказать нельзя. Я предложила родителям логопедический массаж, т. к. заниматься перед зеркалом было бессмысленно.

На 2-м занятии после массажа ребёнок пропевал гласные звуки «а»; «о», «у».

На 3-м повторял в слогах с согласными.

На 4-м — по подражанию шипящие (ш), и сразу стала употреблять в некоторых словах (кушать, пошли, большая, подушка, бабушка).

На 5-м звук «ж», (ёжик)., На 6-м звук «ч» (бычок).

Закрепляли в игровой форме. В результате курса логопедического массажа язык стал правильной формы, напряжение в мышцах лица ушло.

Но мысли о том, в какой форме проводить занятия после массажа меня не оставляли. И опять я была приятно удивлена, когда прийдя на 12-е занятие Анжелика сама села за стол перед зеркалом и выполнила все упражнениям артикуляционной гимнастики с удовольствием, звукоподражательные упражнения, на дыхание, автоматизацию звуков, пальчиковую гимнастику. У неё появился интерес к занятиям, усидчивость. Занятия длятся до 30-40 минут. Работа продолжается.

Огромное Вам спасибо.

Ваша фотография стоит у меня на рабочем столе в красивой рамочке.

Логопед

Вероника Анатольевна Буева

г.Липецк».

 

«Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна!

Пишет Вам логопед из г. Великие Луки Смирнова Елена Николаевна.

В июле 2008 года я, прошла у Вас мастер-класс по логопедическому массажу, а в октябре мастер-класс по дизартрии.

Вы умеете создать со слушателями такую доброжелательную обстановку, где не стесняешься задать любой вопрос и не боишься быть неправильно понятой.

Я много узнала нового. Вы о сложных вещах рассказываете настолько ясно, доходчиво, логично, настолько умеете заинтересовать и увлечь, что сразу захотелось пересмотреть свою работу, что я и сделала по приезде домой.

Я работаю на логопункте. Речевая патология различная. В сентябре, внимательно обследовав детей, уже довольно четко представляя себе этиологию дефекта, в индивидуальные планы, работы я включила в особо трудных случаях проведение логомассажа, приемы которого Вы с нами так тщательно проработали.

Результат очень хороший. В качестве примера остановлюсь на двух детях.

У Саши П. (5 лет) наблюдались нарушения строения: небольшая прогения, укороченная подъязычная связка, отсутствие верхних передних зубов. До массажа отмечалось нарушение мышечного тонуса гиперкинезы, слабость проприоцептивных ощущений, синкинезии, язык оттянут кзади при открывании рта, спинка языка комком, кончик языка при движении не выражен. В покое и при надувании левая щека больше раздута. Звукопроизношение: межзубный сигматизм, Л-отсутствует, Р-увулярный. РЬ-заменяет на j.

После проведения логомассажа (10 раз) отмечена хорошая динамика:ушли синкинезии, девочка довольно уверенно формирует артикуляционный уклад, щеки при надувании удерживает равномерно. И что удивительно: я не ставила целью вызвать свистящие (при отсутствии передних зубов это неэффективно и несвоевременно) но Сашенька сама стала произносить свистящие сначала призубно, затем даже в начале слова они стали звучать довольно чисто. Девочка двигает языком не всей его массой, а кончиком. При попытке вызвать вибрацию языка с механической помощью – вышел чистый звук Р. И это только за 10 дней работы!

Кириллу В (5 лет) пока сделано 5 логомассажей, одновременно веду с ним работу по развитию фонематического восприятия.

До массажа отмечено: повышение общего мышечного тонуса, сбивчивый и быстрый темп речи, речь с запинками проглатыванием, дыхание ключичное, язык во рту комком. Не сформированы кинестетические ощущения, синкинезии. Малый объем и амплитуда артикуляционных движений. Звукопроизношение: шипящие заменяет на свистящие. Л.Р.РЬ – отсутствуют.

После 5 логомассажей (дифференцированные приемы) у Кирилла фиксирую: отсутствие синкинезий. Значительная нормализация мышечного тонуса, движения языка стали объемнее и увереннее, улучшились проприоцептивные ощущения. Во время 4-го логомассажа осуществила постановку звука Ш.мальчик произнес чистый изолированный звук, после массажа стала его автоматизировать в слогах. Произносит с таким удовольствием! И чистенько! Тут же пошел у него и Ж.

Елена Александровна! Вы несколько раз подчеркивали, что язык -интимная часть тела и проводить логомассаж надо деликатно и я во время предварительной беседы с ребенком спрашиваю у него разрешения на то, чтобы поработать над мышцами во рту. Дети доверяют мне и бывают так благодарны, что стали говорить увереннее, четче.

А я очень благодарна Вам за то, что с Вашей помощью я начала осваивать такую нужную и, как оказалось, такую эффективную технологию. Спасибо!

С уважением, Елена Николаевна,

г. Великие Луки».

«Здравствуйте Елена Александровна!

Пишет вам Машковцева Кристина Сергеевна. Я проходила у вас курс точечного массажа несколько недель назад. А полный курс год назад.

Я работаю логопедом с 1997 года. Закончила Кировский государственный педагогический университет г. Киров в 1997г., МГОУ факультет спецпедагогики и психологии в 2010 г.

Опыт работы с детьми имеющими: стертую дизартрию, алалию, ЗРР, ОНР, ФФН.

В своей работе использую логопедический массаж по вашей методике ровно год.

Отмечаю следующие плюсы:

1. Эффективна при работе с маленькими детьми. Проводила массаж детям трех лет. После 1-го курса появляются многие звуки. Речь становится понятней. Это отмечают практически все родители. При работе с детьми посложнее, хороший результат заметен после 2-го курса (это дети с неврологической симптоматикой).

2. При гипертонусе мышцы быстро расслабляются и приходят в норму. Это дает возможность без труда поставить нужный звук. Соответственно процесс постановки звуков происходит значительно быстрее.

3. Практически исключила из работы артикуляционную гимнастику, так как в ее проведении не вижу необходимости. Мышцы, прекрасно работают после массажа.

4. Хорошо помогает растяжка подъязычной связки, когда недостаточен подъем языка к альвеолам. Это способствует быстрой постановке звука «р».

5. При гипотонусе у детей очень быстро снижается слюнотечение. Из моей практики после третьего сеанса массажа слюна практически не подтекает.

Я довольна своими результатами в работе. Так же как и родители моих детей.

Спасибо вам огромное Елена Александровна за прекрасную методику, которую вы разработали и научили нас владеть ей. Пройдя ваши курсы я получила большой практический опыт по работе с детьми со сложной речевой патологией».

 

«Здравствуйте, Елена Александровна!

Пишет Вам логопед из Литвы. Я работаю в больнице с больными паркинсониками. У них чаще всего спастическая дизартрия. Меня поразили результаты логопедического массажа при работе с ними. Прелесть! Белые, даже синие лица становятся розовыми. Мышцы обретают жизнь, подвижность. Я каждый рабочий день радуюсь новым открытиям, и не смотря на короткий срок практики наблюдаю очень хорошие результаты. Один пациент дополнительно оплатил своими деньгами еще одну неделю пребывания в больнице именно из-за массажа.

У меня, как нарочно поступают такие тяжелые больные, что я не понимаю, как я раньше работала с ними без этого массажа. Часто полная анартрия и после недели логопедического массажа появляется голос, начинают глотать, после двух недель — говорить. Массаж делаю ежедневно нескольким больным. В последнее время у меня было несколько больных с выраженным гипотонусом лица с одной стороны и болевым синдромом, а с другой стороны судороги, которые появлялись во время речи. Я и сама не верила, но собралась с силами и начала делать логопедический массаж. Боли прошли и судороги заметно уменьшились и я получила очень хороший результат.

Спасибо Вам большое, я теперь готовлюсь к европейской конференции и буду там рассказывать об использовании логопедического массажа в работе с паркинсониками.

Безмерно Вам благодарна за знания.

Ваша ученица Эглюте из Литвы».

ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2008.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М., 2009.

Велъховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. — М., 1998.

Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2012.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1. — М., 1987.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: Т. 2. — М., 1990.

Чикуров Ю.В. Эстетическое мануальное моделирование лица и тела. — М., 2009.

Штеренгери А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. — Киев, 1992.

Frank Я. Netter. Atlas of Human Anatomy. Т. 2. — New Jersey, 1993.


[1] Техника перекрестного точечного массажа при гиперкинетической форме дизартрии подробно представлена на практическом семинаре автора «Точечный массаж в логопедической практике».







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.