Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение рода существительных по флексии.





Материал для обследования: существительные мужского, женского и среднего рода, хорошо знакомые детям. Наряду со словами, имеющими типичные для их родовой категории флексии, предлагаются также слова, окончания которых



отмечаются у существительных как женского, так и мужско­го рода:

стрела, пчела, свеча, лиса, кровать;

стол, дом, жук, волк, дядя;

бревно, колесо, облако, кольцо, зеркало.

Процедура обследования и инструкция: предлагается следу­ющая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты вни­мательно слушай и подставляй к ним слова большой, боль­шая, большое. Например, свечабольшая, большой или боль­шое (большая); бутон — большой, большая или большое (боль­шой); бревнобольшое, большой или большая (большое). Итак, повтори, что ты будешь подставлять к словам, кото­рые я назову? — большая, большой или большое.

Оценка результатов:

• правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­
кий уровень);

• неправильное определение рода существительных
в словах с неярко выраженными формальными показателя­
ми (м. р. — флексия -а; ж. р. с основой на мягкий соглас­
ный звук) — 3 балла (уровень выше среднего);

• единичные ошибки при определении рода существи­
тельных с выраженными формальными признаками родо­
вой принадлежности — 2 балла (средний уровень);

• множественные ошибки при определении рода суще­
ствительных с выраженными формальными признаками ро­
довой принадлежности — 1 балл (уровень ниже среднего);

• отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро­
вень).

5. Дифференциация существительных, образованных с по­мощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Для проведения обследования используются существи­тельные мужского, среднего и женского рода в форме един­ственного числа. При подборе речевого материала учитыва­ется продуктивность словообразовательных суффиксов (из


всех уменьшительно-ласкательных суффиксов выбираются наиболее продуктивные).

Поскольку словообразовательное значение, как и грамма­тическое, свойственно группе слов, то усвоение соответству­ющих суффиксов предполагает понимание их значения неза­висимо от лексического значения корня. Поэтому обследова­ние проводится прежде всего с помощью квазислов, содержа­щих данные суффиксы. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания с квазисловами, то ему предлагается выполнить то же самое задание, но на материале слов.

Материал для обследования: квазислова и слова, образо­ванные с помощью уменьшительно-ласкательных суффик­сов (-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -очк~, -ечк-, -ок-, -к-, -оньк-, -еньк-, ичк-, -ушк-, -ышк-, ~иц-, -ец-, -ц-) и суффиксов со значением «очень большой» (-ин-, -ищ-).

Квазислова

Зилвик, кмольчик, плючонок, зилвина, лиаренок, кузд-рочка, шимечко, хабышок, жаваружка, лиарище, мурхонька, руменька, тусичка, хабимина, мамлынушка, титмышко, кве-рица, титмецо, леревце, муорище.

Слова

Столик, стульчик, мышонок, носина, котёнок, курочка, колечко, жучок, конёк, жучок, пчёлка, носище, лисонька, ноженька, лисичка, домина, зимушка, гнёздышко, водица, письмецо, деревце, котище.

Процедура обследования и инструкция: ребенок получает следующую инструкцию: «Представь, что есть такие нео­бычные животные и вещи, которые находятся в волшебной стране. Как ты думаешь, *мамлынушка — это кто-то (что-то) большой (-ое, -ая) или маленький (-ое, -ая)1 Это слово зву­чит ласково или нет? А *лиарище?»

Оценка результатов:

правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­кий уровень);


единичные ошибки при понимании словообразователь­
ных моделей с использованием непродуктивных суффиксов
на материале квазислов и слов — 3 балла (уровень выше сред­
него);

• множественные ошибки при понимании словообразо­
вательных моделей с использованием непродуктивных суф­
фиксов на материале слов, единичные ошибки при понима­
нии словообразовательных моделей с использованием про­
дуктивных суффиксов на материале квазислов — 2 балла
(средний уровень);

• множественные ошибки при понимании словообразо­
вательных моделей с использованием продуктивных суф­
фиксов на материале слов — 1 балл (уровень ниже среднего);

• отказ от выполнения задания, повтор заданного сло­
ва—О баллов (низкий уровень).

6. Дифференциация неправильных и правильных производ­ных слов (прилагательные).

Материал для обследования: словосочетания с правильны­ми и неправильными прилагательными.

1) Дифференциация качественных прилагательных: весе­лый праздник — *весельный праздник; дождливая осень — *дожденная осень; трусливый заяц — *трусостный заяц; мо­розный день — *морозенный день; солнечное лето — *солн-цевое лето; холодное утро — *холодновое утро, *холодовое утро; полезная пища — *полезновая пища.

2)Дифференциация притяжательных прилагательных (разновидность относительных): лисья лапа — *лисина лапа; медвежье ухо — *медвединое ухо; беличий хвост — *белкин хвост; папина ручка — *папиновая ручка; мамино платье — *маминовое платье; дядина сумка — *дядиновая сумка; тё­тин зонт —*тётиновый зонт.

3) Дифференциация собственно относительных прилага­тельных: меховая шуба — *мехная шуба; соломенная кры­ша — *соломная крыша; кирпичный дом — *кирпиченный дом; снежный ком — *снеговой ком; пуховая подушка — *пухная подушка; капустный лист — *капустовый лист; чер-


ничное варенье — *черниковое варенье; кленовое дерево -*кленное дерево.

Процедура обследования и инструкция: педагог говорит ре­бенку: «К нам в гости пришел Незнайка. Он часто говорит неправильно. Поэтому будь внимателен, и если он скажет что-нибудь неправильно, поправь его. (Незнайка говорит: Холодное утро). Это правильно? (*Трусостный заяц). Это пра­вильно?» Если ребенок утверждает, что Незнайка говорит неправильно, то его спрашивают: «А как сказать правиль­но?»

Оценка результатов:

• правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­
кий уровень);

• единичные ошибки при определении правильных и не­
правильных прилагательных, образованных при помощи не­
продуктивных суффиксов — 3 балла (уровень выше средне-

|го);

• множественные ошибки при определении правильных
и неправильных прилагательных, образованных при помо­
щи непродуктивных суффиксов, единичные ошибки при оп­
ределении правильных и неправильных прилагательных, об­
разованных с помощью продуктивных суффиксов — 2 балла
(средний уровень);

• множественные ошибки при определении правильных
и неправильных прилагательных, образованных с помощью
продуктивных суффиксов — 1 балл (уровень ниже среднего);

• отказ от выполнения задания, повтор заданного сло­
на — 0 баллов (низкий уровень).

7. Понимание значения глаголов, образованных префик­сальным способом.

Речевой материал включает двусоставные полные пред­ложения и двусоставные неполные предложения с не­замещенной позицией обстоятельства. Понимание значения глаголов в составе полного предложения дополнительно опирается на зависимый от него компонент. Предъявление неполного предложения исключает такую опору и позволяет


 

 

выявить понимание только значения глагола. Соответствую­щим образом составлена и инструкция. Во всех предложе­ниях инструкции логическое ударение всегда делается на глаголе.

Материал для обследования: картинки, изображающие различные действия.

А. Птичка влетает в клетку. Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка перелетает через клетку. Птичка улетает из клетки.

Речевой материал:

Б. Мальчик входит. Мальчик выходит. Мальчик заходит. Мальчик подходит. Мальчик переходит. Мальчик сходит. Мальчик уходит.


Процедура обследования и инструкция: перед ребенком выкладываются картинки с изображением действий, напри­мер: мальчик входит или мальчик выходит и т. д. Предлагается следующая инструкция: «Покажи картинку, на которой на­рисовано, что мальчик входит. А теперь покажи картинку, на которой изображено, что мальчик выходит» и т. д. По той же инструкции выполняются задания с картинками, на кото­рых нарисована летающая птичка.

Оценка результатов (каждая серия заданий оценивается

отдельно):

• правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­
кий уровень);

• замена одной приставки другой, близкой по значе­
нию — 3 балла (уровень выше среднего);

• замена одной приставки другой, далекой по значению
(единичные ошибки) — 2 балла (средний уровень);

• замена одной приставки другой, далекой по значению
(множественные ошибки) — 1 балл (уровень ниже среднего);

• отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро­
вень).

8. Дифференциация глаголов, образованных префиксаль­ным способом по разным словообразовательным моделям.

В данном задании используются только глаголы движе­ния, так как они реализуют потенциальные возможности префиксального словообразования шире, чем остальные

глаголы.

При составлении ненормативных словосочетаний ис­пользуются следующие соотношения семантики префикса и

предлога:

А. Антонимичные {подлететь к кормушке, подлететь от

кормушки).

Б. Разные, но не находящиеся в антонимичных отноше­ниях (прилететь в дом, прилететь через реку), в том числе до­статочно тонко дифференцируемые.

Такое разнообразие речевого материала позволит более адекватно определить уровень понимания значения префик­сальных глаголов.


Речевой материал включает также правильные словосо­четания с соответствующими производными глаголами.

Материал для обследования: словосочетания в начальной форме с правильным и неправильным употреблением при­ставок в глаголах.

Лететь

1) антонимичные

подлететь к кормушке (+) влететь в клетку (+) подлететь от кормушки (—) влететь из клетки (—)

2) разные

улететь из клетки (+) прилететь в дом (+)

улететь от клетки (—) прилететь через реку (—)

Ехать

1) антонимичные

отъехать от гаража (+) наехать на камень (+)

отъехать к гаражу (—) наехать с моста (—)

2) разные

отъехать от дерева (+) приехать в город (+)

отъехать за сестрой (—) приехать к городу (—)

Бежать

1) антонимичные

подбежать к столу (+) выбежать из дома (+)

подбежать от стола (—) выбежать в дом (—)

2) разные

перебежать через улицу (+) забежать за угол (+)
перебежать в дом (—) забежать от машины (—)

Процедура обследования и инструкция: в начале обследова­ния ребенку дается инструкция: «Сейчас я буду произносить несколько слов правильно и неправильно. А ты определи, правильно или неправильно я сказала».

Если ребенок квалифицирует словосочетание как непра­вильное, то только в этом случае его спрашивают: «А как сказать правильно?»


Оценка результатов:

• правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­
кий уровень);

• нарушение установления разных отношений семантики
префикса и предлога; замена одной приставки другой, близ­
кой по значению — 3 балла (уровень выше среднего);

• нарушение установления антонимичных отношений
семантики префикса и предлога; замена одной приставки
другой (приставкой иного значения) — 2 балла (средний
уровень);

• замена глаголов с приставкой бесприставочным глаго­
лом, глаголом другого лексического значения — 1 балл
(уровень ниже среднего);

• отказ от выполнения задания, повторы словосочета­
ний — 0 баллов (низкий уровень).


 

Изучение умения

определять родственные слова

и выделять общую морфему







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.