Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дифференциальных признаков фонем





Выделение звука на фоне слога.

«Звук спрятался». Логопед предлагает детям ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, под­нять флажок, если в слоге слышится звук [с] — па, ка, са, ма, да, ва, га). Слоги не должны включать оппозиционных зву­ков и предъявляются с одинаковыми гласными.

Выделение звука на фоне слова.

«Поймай звук». Логопед называет слова и предлагает де­тям хлопнуть в ладоши, если они услышат заданный звук (например, [с] — сапоги, рама, вагон, песок, книга, лампа, ав­тобус, топор).

«Чудо-дерево». На наборном полотне изображено «чудо-дерево». Логопед предлагает детям «украсить» чудо-дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук (например, [с]). Логопед произносит слова и просит детей отобрать картинки, в названии которых есть звук [с].


Речевой материал: сова, рыба, собака, диван, крыса, петух, игла, нос, лес, танк, пылесос, кукла.

«Лото». Перед детьми на столах раскладываются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов. Логопед произносит названия предметов и предлагает детям выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук (на­пример, [с]), назвать их и накрыть цветным кружком.

 

        о    
   
      о  
о  
/    
   
V        
   


 


 



 


Речевой материал: книга, стол, капуста, сумка, окно, ав­тобус, облако, лес, куст, рука, стакан, носок.

3. Выделение слова с данным звуком из предложения.
«Помоги Незнайке».
Логопед предлагает детям помочь

Незнайке выделить из предложения слова, включающие за­данный звук (например, [с]).

Речевой материал: Сахар кладут в чай. Самолет летит высоко в облаках. Капуста растет в огороде. Автобус подъехал к остановке.

Дифференциация слов-квазиомонимов.

«Покажи и назови». Логопед предлагает детям рассмот­реть пару картинок, показать и назвать изображенные на них предметы.




I.


Речевой материал: коза — коса, травадрова, почка — бочка, кругкрюк, уголуголь, крысакрыша, носнож, речка — редька, рожкиложки.

«Чем отличаются?». Логопед предлагает детям сравнить пары слов по звучанию и определить, в чем их различие.

Речевой материал: крышакрыса, козакоса, точкадочка, питьбить, завод — зовет, брат — брать, горячийгорящий, плачплащ, гроз — глаза, галка — гайка.

«Добавь слово». Логопед предъявляет предложения, кото­рые необходимо дополнить словами-квазиомонимами и оп­ределить, какими звуками отличаются эти слова.

На деревьях распускаются... (почки). Во дворе стоят... (бочки). Даша катает... (мишку). Молоко налили в... (миску). В сарае протекает... (крыша). В подвале живет... (крыса). У Буратино длинный... (нос). Папа на кухне точит... (нож).

В случае затруднений детям предъявляются картинки.

«Озорные слова». Логопед произносит двустишие и пред­лагает определить, какие слова «озорничают» и почему. При повторном чтении дети должны назвать слово правильно.


Русская красавица своей козою (косою) славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку). На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры. Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Дифференциация слов и псевдослов.

«Помоги Незнайке». Логопед предъявляет попарно слово и псевдослово, различающиеся одной фонемой. Дети должны помочь Незнайке, выбрав из этой пары правильное слово.

Речевой материал: поездбоезд, заяц — саяц, рицо — ли­цо, дивантиван, щемоданчемодан, залфетка — салфет­ка, земъя — семья, лоронаворона, лопата — вопата, ша-ба — жаба, вилкафилка, парабан — барабан, норковъ — морковь.

«Одно и то же слово или нет?». Логопед произносит по­парно слово и псевдослово, различающиеся одной фонемой, и предлагает детям определить, одинаковые слова он произ­нес или разные. Если дети определяют слова как разные, то логопед задает вопрос: «А какое слово было правильным?»

Речевой материал: танк — данк, бироги — пироги, но­готьмоготь, живот — зивот, зара — жара, летерветер, сапог — щапог, цаплятапля, сампунь — шампунь, торога — дорога, зубжуб, бинокльпинокль, себразебра, казе-та — газета, фонтанвонтан, лисунок — рисунок.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.