Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры на развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей





1. Дифференциация существительных, образованных с по­мощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

«Покажи то, что я назову». Перед детьми разложены картинки, изображающие пары предметов обычного и ма­ленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ик- (например, домдомик), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ик- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет пары слов, изображен­ные на картинках, и предлагает детям определить, где изоб­ражены маленькие предметы, а где — обычные: «Покажи, где дом, а где домик».

Аналогичная работа проводится с суффиксами -чик, -онок, -ёнок, -очк-, -ечк-, -ц-.


 




 
 


Речевой материал (картинки): нос — носик, куст — кус­тик, сад — садик, столстолик, корабль — кораблик, мячмячик, комар — комарик; шкафшкафчик, стулстуль­чик, чемодан — чемоданчик, диван — диванчик, помидор — по­мидорчик, портфель — портфельчик, карманкарманчик; мышь — мышонок, кот — котенок, тигр — тигренок, волк — волчонок, медведьмедвежонок, заяцзайчонок, левльве­нок; лента — ленточка, тетрадьтетрадочка, юбка — юбочка, сумка — сумочка, вилкавилочка, чашкачашеч­ка, тарелка — тарелочка, ложка — ложечка, кружка — кру­жечка, подушка — подушечка, книга — книжечка; зеркало — зеркальце, дерево — деревце, окно — оконце.

«Угадай». Перед детьми на столах лежат картинки-сим­волы, изображающие круги большого и маленького размера одного цвета. Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям определить, о каком предмете (живот­ном) он говорит — о большом или маленьком, выбрав соот­ветствующую картинку-символ.

Речевой материал (см. выше).

«Услышь ласковое слово». Логопед произносит слова, чет­ко выделяя голосом суффикс -ок (например, лес — лесок), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ок превращает слово в ласковое. Затем он произносит в случайном порядке пары слов и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услы­шат ласковое слово. Аналогичная работа проводится с суф­фиксами -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-.

Речевой материал: лес — лесок, голос — голосок, петух — петушок, старик — старичок, друг — дружок, снег — снежок, бокбочок, круг — кружок; березаберезка, шуба — шубка, лошадь — лошадка, коровакоровка, капля — капелька, ру­каручка, ноганожка; береза — березонька, ночь — но­ченька, дочьдоченька, ОляОленька, рукарученька, нога — ноженька, подруга — подруженька;лиса —лисичка, во­да — водичка, сестра — сестричка; головаголовушка, зи­ма — зимушка; зернозернышко, пероперышко, крыло — крылышко, гнездо —гнездышко, бревнобревнышко, солнцесолнышко; водаводица, кашакашица, кожакожица,


масломаслице, кресло — креслице, платье — платьице; письмо — письмецо, пальто — пальтецо.

«Ласково — не ласково» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает сказать, как звучит слово — ласково или нет.

Речевой материал (см. выше).

«Волшебник». Перед ребенком раскладываются картин­ки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — маленького. Логопед предла­гает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшеб­ной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычно­го размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка перево­рачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета.

Речевой материал (картинки): нос, куст, сад, стол, ко­рабль, мяч, комар; шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, пор­тфель, карман; тигр, волк, медведь, заяц, лев; лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подуш-\ка, книга, дерево, зеркало.

 

«В зоопарке». На наборном полотне расположены кар­тинки, изображающие животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке (например, «Здесь живет слон, а здесь — слоненок»).


 

Речевой материал: слон — слоненок, волк — волчонок, мед­ведьмедвежонок.

«Покажи, что я назову». Перед детьми разложены кар­тинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ищ- (например, дом — домище), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ищ- превращает предмет в боль­шой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены большие предметы, а где обычные: «Покажи, где дом, а где домище». Аналогичная работа проводится с суффиксом -ин-.

Речевой материал (картинки): дом — домище, носноси­ще, кот — котище, усы — усищи, комар — комарище, кусткустище, помидор — помидорище; дом — домина, нос — но­сина.

«Дюймовочка». На наборном полотне расположена сю­жетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. По­скольку Дюймовочка — маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие.


Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, пла­точек.

«Узнай, о чем я говорю» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова со значе­нием «очень большой» и без него. Он предлагает ребенку определить, о каком предмете (животном) идет речь— о большом или нет.

Речевой материал (см. выше).


«Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — большого. Логопед предлага­ет ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в большой, добавив «волшебную часть» слова -ищ- или -ин-, называя слово. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивает­ся и ему демонстрируется изображение большого предмета.

Речевой материал (картинки): дом, нос, кот, усы, комар, куст, помидор.

«Комарик и слон». Перед детьми на столах лежат карточки с изображением слона и комара. Логопед в случайном по­рядке называет слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф­фиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять карточку, изображающую слона, если речь идет о большом предмете, карточку с изображением комара, ес­ли—о маленьком.

Речевой материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложеч­ка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

«Два брата ИК и ИЩ». На наборном полотне изображе­ния двух братьев ИКа и ИЩа. Логопед рассказывает детям историю о них: «Жили два брата. Одного звали И К, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высо­кий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые нужны каждому братцу.

Речевой материал: ротик — ротище, лобик — лбище, гла­зик — глазище, ручкиручищи, ножки — ножищи.

«Поймай мяч». Логопед произносит словосочетания, бро­сая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, ис­пользуя суффиксы -ик- и -ищ- (например, маленький дом — домик, большой дом — домище).

Речевой материал: маленький комар — комарик, малень-


кий куст — кустик, большие усы — усищи, большой куст — кустище, маленький ковер — коврик, большая лапа — лапи­ща, маленький винт — винтик, большой помидор — помидо-

рище.

«Большой, маленький». Логопед в случайном порядке на­зывает слова большой или маленький и предлагает детям по­добрать к ним соответствующие слова (например, боль­шой — носище, усищи...; маленький —лисичка, стульчик, до­мик...).

С целью развития языкового чувства и формирования языковых обобщений дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» про­водится и на материале квазислов. Работа организуется в той же последовательности и в тех же играх, что и на материале

слов.

Речевой материал: зйлвик, фурсик, хрупчик, брудчик, слю-чдк, лонёк, жаваружка, плючбнок, лиарёнок, куздрочка, ши-мёчко, мурхонъка, руменъка, тусйчка, мамлынушка, тйт-мышко, коржйца, титмецд, лёревце, квёрца, муорйще, зил-

вйна.

«Большой или маленький». Логопед называет квазислова со значением «очень большой» и «маленький» и предлагает детям определить, о каком предмете идете речь — о большом или маленьком.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.