|
Игры на развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». «Покажи то, что я назову». Перед детьми разложены картинки, изображающие пары предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ик- (например, дом — домик), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ик- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет пары слов, изображенные на картинках, и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где — обычные: «Покажи, где дом, а где домик». Аналогичная работа проводится с суффиксами -чик, -онок, -ёнок, -очк-, -ечк-, -ц-.
Речевой материал (картинки): нос — носик, куст — кустик, сад — садик, стол — столик, корабль — кораблик, мяч — мячик, комар — комарик; шкаф — шкафчик, стул — стульчик, чемодан — чемоданчик, диван — диванчик, помидор — помидорчик, портфель — портфельчик, карман — карманчик; мышь — мышонок, кот — котенок, тигр — тигренок, волк — волчонок, медведь — медвежонок, заяц — зайчонок, лев — львенок; лента — ленточка, тетрадь — тетрадочка, юбка — юбочка, сумка — сумочка, вилка — вилочка, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка, ложка — ложечка, кружка — кружечка, подушка — подушечка, книга — книжечка; зеркало — зеркальце, дерево — деревце, окно — оконце. «Угадай». Перед детьми на столах лежат картинки-символы, изображающие круги большого и маленького размера одного цвета. Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям определить, о каком предмете (животном) он говорит — о большом или маленьком, выбрав соответствующую картинку-символ. Речевой материал (см. выше). «Услышь ласковое слово». Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ок (например, лес — лесок), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ок превращает слово в ласковое. Затем он произносит в случайном порядке пары слов и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат ласковое слово. Аналогичная работа проводится с суффиксами -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-. Речевой материал: лес — лесок, голос — голосок, петух — петушок, старик — старичок, друг — дружок, снег — снежок, бок — бочок, круг — кружок; береза — березка, шуба — шубка, лошадь — лошадка, корова — коровка, капля — капелька, рука — ручка, нога — ножка; береза — березонька, ночь — ноченька, дочь — доченька, Оля — Оленька, рука — рученька, нога — ноженька, подруга — подруженька;лиса —лисичка, вода — водичка, сестра — сестричка; голова — головушка, зима — зимушка; зерно — зернышко, перо — перышко, крыло — крылышко, гнездо —гнездышко, бревно — бревнышко, солнце — солнышко; вода — водица, каша — кашица, кожа — кожица, масло — маслице, кресло — креслице, платье — платьице; письмо — письмецо, пальто — пальтецо. «Ласково — не ласково» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает сказать, как звучит слово — ласково или нет. Речевой материал (см. выше). «Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — маленького. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета. Речевой материал (картинки): нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар; шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман; тигр, волк, медведь, заяц, лев; лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подуш-\ка, книга, дерево, зеркало. «В зоопарке». На наборном полотне расположены картинки, изображающие животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке (например, «Здесь живет слон, а здесь — слоненок»).
Речевой материал: слон — слоненок, волк — волчонок, медведь — медвежонок. «Покажи, что я назову». Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ищ- (например, дом — домище), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ищ- превращает предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены большие предметы, а где обычные: «Покажи, где дом, а где домище». Аналогичная работа проводится с суффиксом -ин-. Речевой материал (картинки): дом — домище, нос — носище, кот — котище, усы — усищи, комар — комарище, куст — кустище, помидор — помидорище; дом — домина, нос — носина. «Дюймовочка». На наборном полотне расположена сюжетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. Поскольку Дюймовочка — маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие. Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек. «Узнай, о чем я говорю» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова со значением «очень большой» и без него. Он предлагает ребенку определить, о каком предмете (животном) идет речь— о большом или нет. Речевой материал (см. выше). «Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — большого. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в большой, добавив «волшебную часть» слова -ищ- или -ин-, называя слово. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение большого предмета. Речевой материал (картинки): дом, нос, кот, усы, комар, куст, помидор. «Комарик и слон». Перед детьми на столах лежат карточки с изображением слона и комара. Логопед в случайном порядке называет слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять карточку, изображающую слона, если речь идет о большом предмете, карточку с изображением комара, если—о маленьком. Речевой материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина. «Два брата ИК и ИЩ». На наборном полотне изображения двух братьев ИКа и ИЩа. Логопед рассказывает детям историю о них: «Жили два брата. Одного звали И К, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые нужны каждому братцу. Речевой материал: ротик — ротище, лобик — лбище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи. «Поймай мяч». Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ик- и -ищ- (например, маленький дом — домик, большой дом — домище). Речевой материал: маленький комар — комарик, малень- кий куст — кустик, большие усы — усищи, большой куст — кустище, маленький ковер — коврик, большая лапа — лапища, маленький винт — винтик, большой помидор — помидо- рище. «Большой, маленький». Логопед в случайном порядке называет слова большой или маленький и предлагает детям подобрать к ним соответствующие слова (например, большой — носище, усищи...; маленький —лисичка, стульчик, домик...). С целью развития языкового чувства и формирования языковых обобщений дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» проводится и на материале квазислов. Работа организуется в той же последовательности и в тех же играх, что и на материале слов. Речевой материал: зйлвик, фурсик, хрупчик, брудчик, слю-чдк, лонёк, жаваружка, плючбнок, лиарёнок, куздрочка, ши-мёчко, мурхонъка, руменъка, тусйчка, мамлынушка, тйт-мышко, коржйца, титмецд, лёревце, квёрца, муорйще, зил- вйна. «Большой или маленький». Логопед называет квазислова со значением «очень большой» и «маленький» и предлагает детям определить, о каком предмете идете речь — о большом или маленьком. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|