Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие умения определять род существительных по флексии.





Закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать боль­шой.

Речевой материал: дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул, кукла.

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает вниматель­но рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большой, и составить с ними сло­восочетания (картинки см. в предыдущем задании).

Закрепление связи грамматического значения женского ро­да с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать боль­шая.

Речевой материал: автобус, шуба, сумка, карандаш, роза, топор, лампа, шишка, помидор, кукла, стакан.


 




 

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает вниматель­но рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большая, и составить с ними сло­восочетания (картинки см. в предыдущем задании).

Дифференциация мужского и женского рода существитель­ных.

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе­ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу — боль­шая. (См. картинки к предыдущим заданиям.)

«Найди и назови лишнюю картинку». Перед детьми на сто­лах разложены по три предметные картинки. Логопед пред­лагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большая), назвать ее и объяснить свой выбор.

Речевой материал (картинки): дом, стол, свеча; телеви­зор, сосна, кот; лампа, карандаш, диван; стул, банан, ручка; чайник, стрела, пила; плита, свеча, ковер; книга, цветок, яго­да; машина, телефон, шишка.

Закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое.


Речевой материал: дом, стол, кольцо, пила, стрела, паль-го, яйцо, свеча, гнездо, стул, стекло, игла; шуба, яблоко, поло-генце, роза, топор, кресло, шишка, солнце, помидор.

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое, и составить с ними словосочетания. (См. картинки к предыдущему заданию.)

Дифференциация среднего и мужского рода существитель­ных.

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе­ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу -— боль­шое.


 



 



 


 

 

Речевой материал: поезд, стол, кольцо, колесо, пальто, ли­мон, гнездо, стул, стекло, перо, автобус, яблоко, зеркало, ар­буз, полотенце, карандаш, дерево, топор, солнце.

«Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах раз­ложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большое), назвать ее и объяснить свой выбор.


Речевой материал (картинки): дом, стол, колесо; телеви­зор, яйцо, кот; полотенце, карандаш, диван; стул, банан, крес­ло; чайник, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, ковер; солнце, цве­ток, дерево; озеро, яблоко, телефон.

Дифференциация среднего и женского рода существитель-

[ ных.

 

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе-|ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото-f брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — боль­шое.


.'••■


 

Речевой материал: плита, бревно, сосна, кольцо, колесо, свеча, плита, яйцо, гнездо, стрела, стекло, игла, рука, крыша, яблоко, зеркало, полотенце, машина, труба, кресло, шапка, шуба.

«Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах раз­ложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большая (большое), назвать ее и объяснить свой выбор.

Речевой материал (картинки): рука, стрела, колесо; свеча, яйцо, сосна; полотенце, крыша, дудочка; шапка, банка, кресло; свеча, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, игла; солнце, шишка, де­рево; озеро, яблоко, книга.

Дифференциация мужского, женского и среднего рода суще­ствительных.

«Разложи в три группы». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — боль­шой, в третью группу — большое.

Речевой материал: автобус, дом, плита, бревно, стол, кольцо, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, нож:, ка­рандаш, стекло, перо, пенал, игла, рука, шишка, стул, нос, книга, зеркало, лист, ваза, полотенце, арбуз, машина, боти­нок, труба, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон.


 

«Умная стрелка». Детям демонстрируются «волшебные часы», на циферблат которых вместо цифр наклеены пред­метные картинки. Логопед предлагает ребенку указать вол­шебной стрелкой на картинку, к названию которой подходи! слово большой (большая, большое), и произнести словосочета­ние с этими словом.


Речевой материал: кольцо, дом, плита, бревно, стол, коле­со, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, автобус, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, нож, рука, книга, нос, зеркало, лист, I ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, дерево, труба, шиш-! ка, стул, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон.

«Ловкий мяч». На наборном полотне расположены кар-[тинки, изображающие предметы, названия которых соот- ■ветствуют мужскому, женскому и среднему роду. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово большой (большая, большое). Ребенок, поймав мяч, должен назвать картинку, название которой подходит к данному слову, либо самосто­ятельно подобрать слово без опоры на картинки.

Дифференциация мужского и женского рода существитель­ных с флексией -а/-я.

«Покажи правильно». Перед ребенком в случайном по- { рядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед говорит»: «Я буду про­износить слова женщина или мужчина, а ты возьми соответ­ствующую картинку и отложи ее в сторону». Когда перед ре-| бенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: |«Это мужчина или женщина?»


 
 




Речевой материал (картинки): дядя, юноша, дедушка, те­тя, девушка, девочка, бабушка.

«Лишнее слово». Логопед произносит ряд слов, обознача­ющих лиц мужского и женского пола, и просит детей на­звать лишнее слово и объяснить свои действия.

Речевой материал:

тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка;

папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя;

мама, дедушка, дядя; девочка, дедушка, девушка.

«Цепочка». Логопед произносит слово, обозначающее лицо мужского или женского пола. Ребенок должен продол­жить словесный ряд и объяснить свои действия. Например, дядя —... {юноша, папа, дедушка); тетя —... {мама, девочка, девушка, бабушка).

«Подбери и назови слово». Логопед в случайном порядке демонстрирует картинки-символы, изображающие фигуры человека мужского и женского пола. Дети подбирают к ним слова.

«Ловкий мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, произносит |В случайном порядке слова {мужчина или женщина). Ребе­нок, поймав мяч, называет лиц мужского или женского пола.


Речевой материал: юноша, дядя, тетя, девушка, девочка, бабушка.

«Веселый мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ре­бенок, поймав мяч, должен определить мужчина это или женщина.

Речевой материал: папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка.

«Чудесный мешочек». На столе выложены картинки-сим­волы (изображения мужской и женской фигуры). Логопел предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного ме­шочка» картинки, изображающие лиц мужского и женского пола, разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор.


Развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей

Словообразование, одной стороны, это особый путь раз­вития словаря, важнейшее средство пополнения словарного состава языка, а с другой стороны, оно является составной частью морфологической системы языка.

В ходе коррекционной работы по совершенствованию словообразования отрабатываются модели, находящиеся |в зоне как актуального, так и ближайшего развития дош­кольников с ЗПР. Основное внимание при этом уделяется обучению детей наиболее продуктивным словообразова­тельным моделям, дифференциации их по значению и зву­ковому оформлению, проводится закрепление непродуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.


 




В работе над каждой словообразовательной моделью ис пользуется принцип поэтапного формирования умственных действий (первоначально работа строится с опорой на на глядно-образное мышление, далее в речевом плане и, нако нец, во внутреннем плане).

Логопедическая работа по обучению детей с ЗПР слово­образовательным моделям и их дифференциации осуществ ляется в следующей последовательности:

—дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф фиксов со значением «очень большой»;

—образование прилагательных от существительных;

—дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом.

Дифференциация существительных, образованных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Учитывая закономерности нор мального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последо вательность работы по дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Первый этап — дифференциация существительных, об разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма териале слов:

— образование уменьшительно-ласкательных существи­
тельных с суффиксами -ик, -чик (носносик, столсто
лик, шкаф — шкафчик, помидор — помидорчик);

— образование существительных с использованием суф­
фиксов -онок, -ёнок, -очк-, -ечк- (без чередования: мышь
мышонок, коткотенок, тигр — тигренок, лента — ленточ
ка, подушка
подушечка; с чередованием: волк — волчонок,
лев
львенок, книгакнижечка);

— образование уменьшительно-ласкательных существи
тельных с суффиксами -ок, -к- (без чередования: леслесок,
голос
голосок, береза ■— березка, шубашубка; с чередова
нием: другдружок, петухпетушок, рукаручка, нога -
ножка);


— образование существительных мужского и женского
рода с использованием суффиксов -онък-, -еньк- (без чередо­
вания: береза — березонька, Коля — Коленька; с чередовани­
ем: рука — рученька, ноганоженька);

— образование существительных с использованием ме­
нее продуктивных суффиксов -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-,
-ц- (вода — водичка, зима — зимушка, зерно
зернышко, ко­
жа — кожица, письмо — письмецо, дерево — деревце);

— образование существительных с помощью суффиксов
со значением «очень большой» -ищ-, -ин- (нос — носище,
дом
домина);

— дифференциация существительных, образованных
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф­
фиксов со значением «очень большой».

Второй этап — дифференциация существительных, об­разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф­фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма­териале квазислов.

Логопедическая работа осуществляется в той же последо­вательности, что и на материале слов.

Образование прилагательных от существительных. Учи­тывая закономерности нормального онтогенеза, мы реко­мендуем следующую последовательность коррекционно-логопедической работы:

а) образование качественных прилагательных:
—образование с использованием суффикса -и-, -лив- (без

чередования: холодный, талантливый; с чередованием: смеш­ной, скучный);

образование с помощью менее продуктивных суффик-
' сов -ив-, -ав-, -яв- (ленивый, кровавый, кудрявый);

б) образование притяжательных прилагательных (разно­
видность относительных):

— образование с использованием продуктивных суффик­
сов -ин-, -ое- (мамин, тетин, кошкин, отцов, крокодилов),
выполняющих функцию «индивидуализирующего, обособ­
ляющего указания на принадлежность одному лицу» [Вино­
градов, 2001.С. 166];


 



\ Ш. 4036



— образование с использованием суффикса -j- (без чере
дования: лисий, лисья, лисье; с чередованием: птичий, птичья,
птичье),
имеющего относительное значение;

в) образование собственно относительных прилагатель­ных:

— образование с использованием продуктивных суффик­
сов -ое-, -ев- (без чередования: шелковый, меховой, пуховый,
дубовый;
с чередованием: ситцевый, перцовый);

—образование с использованием суффикса -ин- (гусиный, лошадиный, лебединый), «обозначающего принадлежность и свойственность животному» [Виноградов, 2001. С. 196];

— образование с использованием суффикса -н- (без чере­
дования: зимний, грибной, ватный; с чередованием: яблочный,
бумажный, снежный);

— образование с использованием менее продуктивных
суффиксов -ан-, -ян-, -янн-, -енн-, -ск- (кожаный, овсяный,
деревянный, утренний, соломенный, морской, майский).

Дифференциация значений глаголов, образованных префик­сальным способом. Поскольку семантическое различие меж­ду значением производных глаголов более тонкое и слож­ное, логопедическая работа в этом направлении начинается с закрепления преимущественно простых по семантике сло­вообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов с постепенным закреплением не­продуктивных.

Коррекционно-логопедическая работа организуется в следующей последовательности:

— образование глаголов с приставками в-, вы-, на-
(въехать, выбежать, наехать);

— образование глаголов с приставкой при- {прилететь,
прибежать);

— образование глаголов с приставками с-, у-, по-, под-,
от-, пере-, за-, до- (съехать, уйти, подбежать, подлететь,
отвергнуть, перелететь, догнать).

В процессе работы уточняется общее значение и звуча­ние словообразующих аффиксов, осуществляется сравнение


родственных слов по значению и звучанию (производящего и производного) с определением их сходства и различия.

Логопедическая работа по дифференциации значений глаголов, образованных префиксальным способом, предпо­лагает:

— уяснение лексического значения глагола, от которого
образуется новое слово с приставкой (ехать);

— сопоставление его с глаголом, имеющим приставку
(ехатьприехать);

— усвоение значения приставки (выделение общего эле­
мента в глаголах с одной приставкой и разными корнями
(пододвинуть, подбежать, подлететь; влететь, внести, вбе­
жать);

— сопоставление однокоренных глаголов с различными
приставками (подлететь — отлететь, прийти — уйти, на­
ехать — съехать);

— усвоение соотношения приставки и соответствующего
предлога: перебежать через улицу (перечерез), отъехать
от дерева (от
--- от).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.