|
Развитие умения определять род существительных по флексии.Закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать большой. Речевой материал: дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул, кукла. «Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большой, и составить с ними словосочетания (картинки см. в предыдущем задании). Закрепление связи грамматического значения женского рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать большая. Речевой материал: автобус, шуба, сумка, карандаш, роза, топор, лампа, шишка, помидор, кукла, стакан.
«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большая, и составить с ними словосочетания (картинки см. в предыдущем задании). Дифференциация мужского и женского рода существительных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу — большая. (См. картинки к предыдущим заданиям.) «Найди и назови лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большая), назвать ее и объяснить свой выбор. Речевой материал (картинки): дом, стол, свеча; телевизор, сосна, кот; лампа, карандаш, диван; стул, банан, ручка; чайник, стрела, пила; плита, свеча, ковер; книга, цветок, ягода; машина, телефон, шишка. Закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое. Речевой материал: дом, стол, кольцо, пила, стрела, паль-го, яйцо, свеча, гнездо, стул, стекло, игла; шуба, яблоко, поло-генце, роза, топор, кресло, шишка, солнце, помидор. «Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое, и составить с ними словосочетания. (См. картинки к предыдущему заданию.) Дифференциация среднего и мужского рода существительных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу -— большое.
Речевой материал: поезд, стол, кольцо, колесо, пальто, лимон, гнездо, стул, стекло, перо, автобус, яблоко, зеркало, арбуз, полотенце, карандаш, дерево, топор, солнце. «Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большое), назвать ее и объяснить свой выбор. Речевой материал (картинки): дом, стол, колесо; телевизор, яйцо, кот; полотенце, карандаш, диван; стул, банан, кресло; чайник, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, ковер; солнце, цветок, дерево; озеро, яблоко, телефон. Дифференциация среднего и женского рода существитель- [ ных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе-|ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото-f брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — большое. .'••■ Речевой материал: плита, бревно, сосна, кольцо, колесо, свеча, плита, яйцо, гнездо, стрела, стекло, игла, рука, крыша, яблоко, зеркало, полотенце, машина, труба, кресло, шапка, шуба. «Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большая (большое), назвать ее и объяснить свой выбор. Речевой материал (картинки): рука, стрела, колесо; свеча, яйцо, сосна; полотенце, крыша, дудочка; шапка, банка, кресло; свеча, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, игла; солнце, шишка, дерево; озеро, яблоко, книга. Дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных. «Разложи в три группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — большой, в третью группу — большое. Речевой материал: автобус, дом, плита, бревно, стол, кольцо, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, нож:, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, рука, шишка, стул, нос, книга, зеркало, лист, ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, труба, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон. «Умная стрелка». Детям демонстрируются «волшебные часы», на циферблат которых вместо цифр наклеены предметные картинки. Логопед предлагает ребенку указать волшебной стрелкой на картинку, к названию которой подходи! слово большой (большая, большое), и произнести словосочетание с этими словом. Речевой материал: кольцо, дом, плита, бревно, стол, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, автобус, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, нож, рука, книга, нос, зеркало, лист, I ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, дерево, труба, шиш-! ка, стул, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон. «Ловкий мяч». На наборном полотне расположены кар-[тинки, изображающие предметы, названия которых соот- ■ветствуют мужскому, женскому и среднему роду. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово большой (большая, большое). Ребенок, поймав мяч, должен назвать картинку, название которой подходит к данному слову, либо самостоятельно подобрать слово без опоры на картинки. Дифференциация мужского и женского рода существительных с флексией -а/-я. «Покажи правильно». Перед ребенком в случайном по- { рядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед говорит»: «Я буду произносить слова женщина или мужчина, а ты возьми соответствующую картинку и отложи ее в сторону». Когда перед ре-| бенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: |«Это мужчина или женщина?» Речевой материал (картинки): дядя, юноша, дедушка, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Лишнее слово». Логопед произносит ряд слов, обозначающих лиц мужского и женского пола, и просит детей назвать лишнее слово и объяснить свои действия. Речевой материал: тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка; папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя; мама, дедушка, дядя; девочка, дедушка, девушка. «Цепочка». Логопед произносит слово, обозначающее лицо мужского или женского пола. Ребенок должен продолжить словесный ряд и объяснить свои действия. Например, дядя —... {юноша, папа, дедушка); тетя —... {мама, девочка, девушка, бабушка). «Подбери и назови слово». Логопед в случайном порядке демонстрирует картинки-символы, изображающие фигуры человека мужского и женского пола. Дети подбирают к ним слова. «Ловкий мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, произносит |В случайном порядке слова {мужчина или женщина). Ребенок, поймав мяч, называет лиц мужского или женского пола. Речевой материал: юноша, дядя, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Веселый мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ребенок, поймав мяч, должен определить мужчина это или женщина. Речевой материал: папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Чудесный мешочек». На столе выложены картинки-символы (изображения мужской и женской фигуры). Логопел предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного мешочка» картинки, изображающие лиц мужского и женского пола, разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор. Развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей Словообразование, одной стороны, это особый путь развития словаря, важнейшее средство пополнения словарного состава языка, а с другой стороны, оно является составной частью морфологической системы языка. В ходе коррекционной работы по совершенствованию словообразования отрабатываются модели, находящиеся |в зоне как актуального, так и ближайшего развития дошкольников с ЗПР. Основное внимание при этом уделяется обучению детей наиболее продуктивным словообразовательным моделям, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление непродуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
В работе над каждой словообразовательной моделью ис пользуется принцип поэтапного формирования умственных действий (первоначально работа строится с опорой на на глядно-образное мышление, далее в речевом плане и, нако нец, во внутреннем плане). Логопедическая работа по обучению детей с ЗПР словообразовательным моделям и их дифференциации осуществ ляется в следующей последовательности: —дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф фиксов со значением «очень большой»; —образование прилагательных от существительных; —дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Учитывая закономерности нор мального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последо вательность работы по дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Первый этап — дифференциация существительных, об разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма териале слов: — образование уменьшительно-ласкательных существи — образование существительных с использованием суф — образование уменьшительно-ласкательных существи — образование существительных мужского и женского — образование существительных с использованием ме — образование существительных с помощью суффиксов — дифференциация существительных, образованных Второй этап — дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой», на материале квазислов. Логопедическая работа осуществляется в той же последовательности, что и на материале слов. Образование прилагательных от существительных. Учитывая закономерности нормального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последовательность коррекционно-логопедической работы: а) образование качественных прилагательных: чередования: холодный, талантливый; с чередованием: смешной, скучный); — образование с помощью менее продуктивных суффик- б) образование притяжательных прилагательных (разно — образование с использованием продуктивных суффик
\ Ш. 4036 — образование с использованием суффикса -j- (без чере в) образование собственно относительных прилагательных: — образование с использованием продуктивных суффик —образование с использованием суффикса -ин- (гусиный, лошадиный, лебединый), «обозначающего принадлежность и свойственность животному» [Виноградов, 2001. С. 196]; — образование с использованием суффикса -н- (без чере — образование с использованием менее продуктивных Дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом. Поскольку семантическое различие между значением производных глаголов более тонкое и сложное, логопедическая работа в этом направлении начинается с закрепления преимущественно простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов с постепенным закреплением непродуктивных. Коррекционно-логопедическая работа организуется в следующей последовательности: — образование глаголов с приставками в-, вы-, на- — образование глаголов с приставкой при- {прилететь, — образование глаголов с приставками с-, у-, по-, под-, В процессе работы уточняется общее значение и звучание словообразующих аффиксов, осуществляется сравнение родственных слов по значению и звучанию (производящего и производного) с определением их сходства и различия. Логопедическая работа по дифференциации значений глаголов, образованных префиксальным способом, предполагает: — уяснение лексического значения глагола, от которого — сопоставление его с глаголом, имеющим приставку — усвоение значения приставки (выделение общего эле — сопоставление однокоренных глаголов с различными — усвоение соотношения приставки и соответствующего ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|