Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Формирование умения расчленять замысел текста.





1. Логопед читает текст и предлагает детям проиллюстри-
эвать то, о чем в нем говорится (нарисовать кота).

Кот Васька

У Гриши жил кот Васька. Шуба у него густая, шерсть лягкая, гладкая. Хвост пушистый. На мордочке у него боль­шие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уш­ки и длинные усы. Днем Васька лежит и спит. Ночью ловит мышей. Васька крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Гриша очень любит своего кота.

2. Логопед читает текст и предлагает детям определить
содержание текста, ответив на вопрос: «Как ты думаешь,
о ком данный рассказ?»

Синичка

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей бы-^ло холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у людей. Весной дети выпустили синичку на волю.

Ежик

Дед Василий подарил Илье ежика. Весь день еж сидел под шкафом. Ночью он выходил, ел хлеб и пил молоко. К Илье приходили друзья смотреть на ежика.

3. На наборном полотне располагаются несколько карти­
нок с различными сюжетами. Логопед читает детям текст и
предлагает выбрать картинку, которая соответствует содер­
жанию прочитанного текста.


 



 




Заяц и лиса В лесу жил зайка. Он построил под елкой избу. Шла ли­са. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь Лиса попросилась к нему в гости. Зайчата Под кустом зайчата ждут зайчиху. Она покормит их мо­локом. Мать свою зайчата не знают. Для них все зайчихи — мамы. Зайчихи кормят своих и чужих зайчат. Зайчик В школьном живом уголке жил зайчик. Шерсть у зайки серенькая. Уши большие. Зубки и когти острые. Сначала зайка был труслив, но потом привык к ребятам. Заяц грыз морковку и капусту. Дети охотно кормили зайца. Сюжетные картинки: заячья изба, заяц, открывающий дверь лисе; зайчата, сидящие под кустом, и зайчиха, кормя­щая их молоком; заяц, живущий в школьном живом уголке, и ребята, которые кормят его морковкой и капустой. 4. Дети получают предметные картинки, а на наборном полотне демонстрируются сюжетные картинки. Первый вариант. Логопед демонстрирует на наборном полотне сюжетную картинку и предлагает детям выбрать из имеющихся у них предметных картинок те, которые соот­ветствуют сюжетной картинке. Сюжетная картинка: фруктовый сад, дети собирают крупные и спелые яблоки. Предметные картинки: мальчик, девочки, яблони, кор­зинки с яблоками, озеро, ворона, машина, поляна, на кото­рой растут цветы.


Второй вариант. Логопед демонстрирует на наборном полотне картинки с разными сюжетами и предлагает детям выбрать из имеющихся у них предметных картинок те, кото­рые подходят к одной и второй сюжетным картинкам, и раз­ложить их справа и слева от себя.

Сюжетные картинки: 1) гуси пасутся на лугу, лиса, кото­рая схватила одного гуся и потащила к себе в нору к лися­там; 2) нора лисы и дупло, в котором живет белка, около норы — лиса, притворившаяся мертвой, белка прыгает с вет­ки на ветку и бросает в лису шишками.



 


 
 


Предметные картинки: лиса, луг, нора лисы с лисятами, дупло белки, нора лисы без лисят.

5. На наборном полотне демонстрируется сюжетная кар­
тинка. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть
ее и определить, о чем можно рассказать по этой картинке.

Сюжетная картинка: зима, птицам (воробей, галка, воро­на) холодно, они сидят на ветках нахохлившись, мальчики вешают на дерево кормушку для птиц, девочка насыпает в нее корм для птиц.

6. Логопед произносит название рассказа, затем читает
сам рассказ, но перед этим он просит детей внимательно по­
слушать текст и определить, подходит ли данное название
к рассказу, объяснить свой ответ.




/..,


Розы для мамы

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их выра­стили Саша и Аня. Каждый день они ухаживали за ними. Когда розы распустились, они срезали их для мамы. Хоро­ши и красивы розы!

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У боб­ров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плоти­ны из стволов осины.

7. Перед детьми на столах разложены сюжетные картин
ки. Логопед произносит название рассказа (например,
«Снеговик») и предлагает детям подобрать соответствую
щую сюжетную картинку к этому названию.

Сюжетные картинки: дети лепят снеговика; зимний лес; дети катаются на санках и лыжах; дети наряжают новогод нюю елку в школьном зале.

8. Логопед читает текст, произносит три названия («Сме­
лый мальчик», «Река», «Жаркий день»). Он предлагает детям
выбрать из них только то, которое отражает тему рассказа,
и объяснить свой выбор.

Смелый мальчик

Однажды жарким днем ребята сидели на мосту. Они ве­село разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек по­качнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду один из мальчиков бросился в реку. Это был Миша. Он спас маленькую девочку, выта­щил ее на берег. Миша — смелый мальчик и хороший това­рищ.

9. Логопед читает текст, произносит три названия («Че­
репаха», «Друзья», «Находка»). Он предлагает детям выбран,
лучшее из названий, которое больше всего подходит теме
рассказа, и объяснить свЪй выбор.


Черепаха

Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило ее от спячки. Она с трудом ползла по дорожке. Ребята обрадовались находке. Они смастерили для чере­пахи домик, положили соломки. Черепаха привыкла и к мягкой постельке, и к новой квартире. Так и осталась че­репаха жить у ребят.

10. Логопед читает текст и предлагает детям придумать
его название, используя слова из текста.

Айболит

Жил на свете доктор Айболит. Он был добрым и чутким. Больше всего любил Айболит зверей. У него жили зайцы, белки, ворона. На диване жил колючий ежик, в сундуке — мыши. Всем поможет добрый доктор Айболит!

11. Логопед читает рассказ и предлагает детям самостоя­
тельно озаглавить его.

Помидоры

Летом внуки приехали к бабушке в деревню. Бабушка вырастила помидоры. Они были спелые и сочные. Бабушка делает из помидоров очень вкусный сок.

Рысь

На ветке дерева лежала рыжая кошка. У кошки были зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

В цирке

В выходной день ребята решили пойти в цирк. В цирке выступали звери. Мишка кувыркался. Слон катал кошку. Собака играла в мяч. Дети очень любят ходить в цирк.


 



бЗак. 4036



12. Логопед читает текст и предлагает детям подобрать
к нему разные названия.

Муравьи

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе му­равьи легко притащили зерно в муравейник.

Варианты названий: «Муравьи», «Дружная работа», «По­мощники».

13. Логопед читает текст, затем снова воспроизводит на­
чало (или конец) этого текста и предлагает детям закончить
(или начать) текст.

Медведь

Наступила осень. Стали чаще лить дожди. Деревья по­желтели. Птицы улетают на юг. Медведь лег в берлогу спать. Шумит вьюга, а медведь крепко спит. Прошла зима. День стал длиннее. Солнце светит ярче. Снег начал таять. Распускаются первые подснежники. Вылез медведь из берлоги и зашагал в чащу леса.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.