Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”.





Разве можно сравнить эту тёплую и душевную атмосферу, которая окружает детей в мире ислама, с сухостью материальной жизни, с которой сталкиваются дети в немусульманских странах, где юношам и девушкам, едва достигшим восемнадцатилетнего возраста, приходится покидать тёплое родительское гнездо и окунаться в жёсткий мир материальных отношений, думая о том, как обеспечить себя, в то время как они ещё не окрепли и нуждаются в сочувствии, которое они могут получить только в семье!

Поистине, велика разница между законами Аллаха, данными для счастья человека, и несовершенными законами, устанавливаемыми самими же людьми и приносящими человеку одни лишь страдания! И неудивительно, что вследствие действия подобных материалистических законов в немусульманских странах можно встретить целые армии распушенных и заблудших юнцов и толпы незамужних матерей из числа несчастных и пропащих девушек, причём количество и тех, и других с течением времени неуклонно возрастает.

Он учитывает всё то, что оказывает влияние на их формирование и ориентацию

Сознательный родитель, исповедующий ислам, ясно видит всё то, что происходит с его детьми. Ему известно о том, что они читают и что пишут, чем увлекаются и что привлекает их к себе и воздействует на них так, что они и сами не замечают этого. И он знает их товарищей, с которыми они не расстаются или проводят большую часть своего времени, зная также и те места, где они бывают в свободное время, тогда как сами дети даже и не догадываются о том, что он наблюдает за ними. И если он замечает какие-нибудь отклонения, касающиеся того, что они читают и чем увлекаются, или выражающиеся в их общении с плохими товарищами и посещении сомнительных мест, или связанные с каким-либо вредными привычками наподобие курения, или увлечением нежелательными или запретными играми, приводящими к напрасной трате времени и сил и приучающими молодого человека к бесполезному времяпровождению и пустым развлечениям, итак, если родитель замечает в своих детях что-нибудь подобное, то он мягко и умно, но вместе с тем и решительно, возвращает их на путь истинный, тактично и настойчиво направляя их в нужную сторону.

Дело в том, что каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари.

С учётом этого становится ясным, какую ответственность несут родители за формирование разума ребёнка, становление его личности и его воспитание, если принимать во внимание все вышеупомянутые факторы, оказывающие на него своё воздействие.

Из этого следует, что книги, которые читают дети, должны развивать их разум, воспитывать в них достойные нравственные качества и содержать в себе достойные примеры для подражания, а не губить их умственные способности, не портить того, что присуще им изначально, и не гасить искры блага в их душах.

Их увлечения должны развивать в их душах благое, а не дурное, зажигать в их сердцах светочи истины, а не лжи, и прививать им здоровые, а не дурные вкусы.

Товарищ должен вести за собой ребёнка в рай, а не в ад, направлять его к истинному, а не к ложному, и указывать ему путь к правильному, к возвышению, успеху и благочестию, а не к заблуждениям, падению, неудаче и ослушанию. Однако сколь много существует людей, влекущих своих товарищей к дурному, злому и порочному, тогда как их родители оставляют это без внимания, и как правильны слова поэта Ади бин Зайда аль-Ибади, сказавшего о товарище и друге так:

Если имеешь дело с людьми, то дружи с лучшими из них

и не водись с пропащим, ибо и сам ты с таким погибнешь!

Не спрашивай о человеке, а спроси о его друге,

ведь каждый подражает тому, с кем он связан!

Вот почему сознательный мусульманин, занятый воспитанием своих детей не упускает из виду ни книг, ни журналов, ни товарищей, ни увлечений, ни школы, ни преподавателей, ни клуба, ни средств массовой информации, ни любых иных факторов, оказывающих влияние на формирование личности, разума, души и воззрений своих детей. В случае необходимости он вмешивается и запрещает или одобряет что-либо, чтобы избежать трудностей в процессе дальнейшего воспитания и не сталкиваться со всевозможными отклонениями, болезнями или искажениями.

Принимая во внимание всё вышесказанное, можно объяснить, почему одним семьям сопутствует успех в деле воспитания их детей, а другие терпят на этом поприще полный провал. В первом случае семьи чувствуют ответственность перед своими детьми и уделяют им внимание, в результате чего дети становятся благом для них самих, для общества и для людей, что же касается других семей, то они подобной ответственности не ощущают и пренебрегают своими детьми, что превращает их в постоянное зло для них самих, общества и людей.

Он одинаково относится ко всем своим детям

Один из мудрых способов воспитания заключается в том, чтобы одинаково относиться ко всем своим детям и никогда не отдавать ни одному из них предпочтения перед другим, поскольку ребёнок, чувствующий себя равным среди равных, вырастает психически здоровым и свободным от комплекса неполноценности, он не испытывает ненависти по отношению к своим братьям и в сердце его нет места для ревности и зависти, наоборот, в душе его появляются благожелательность, снисходительность, уважение и любовь к другим, к чему побуждает ислам и к чему он велит родителям побуждать своих детей.

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что однажды его отец привёл его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

 

“Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» Он ответил: “Нет”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В таком случае забери его обратно!»

В другой версии этого хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

«Ты сделал то же самое для каждого из своих детей?» Он ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!”»—, после чего мой отец вернулся домой и забрал свой подарок обратно”.

В третьей версии этого хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

 

«О Бишр, есть ли у тебя другие дети?» Он ответил: “Да”. Он снова спросил: «И ты каждому сделал такой подарок?» Он ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Тогда не делай меня свидетелем этого, ибо я не хочу свидетельствовать о несправедливости!» А потом он спросил: «Будешь ли ты рад, если они одинаково почтительно станут относиться к тебе?» Он сказал: “Конечно!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда не поступай так!»”

Аль-Бухари и Муслим.

Вот почему благочестивый мусульманин одинаково справедливо относится ко всем своим детям и не отдаёт одному предпочтения перед другим в том, что касается подарков, расходов и взаимоотношений, а поэтому все они обращаются к Аллаху с мольбами за него, сердца их испытывают к нему любовь, а души наполняются почтением и уважением.

Он прививает им
высокие нравственные качества

Имея дело с такими душами, полными радости, благожелательности, удовлетворённости и почтительности, родитель может привести своих детей к обретению наилучших человеческих достоинств и привить им такие высокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычка оказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками, уважение к старшим, проявление милосердия к младшим, ощущение радости от совершения благих дел, стремление придерживаться справедливости по отношению к людям и так далее. Это объясняется тем, что благо исходит лишь от тех душ, которые уже пропитаны им, а лишённый чего-либо, не сможет дать этого и другим, и прав был сказавший: “Праведность — от Аллаха, а воспитанность - от родителей” 13.

Благоразумный родитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей и привить им мудрость и хорошие нравственные качества. Для этого он использует такие разумные методы воспитания как хороший личный пример, доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о них должной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, поощрение, справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направить их на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего со слабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью. Благодаря этому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, что неизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные, праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственные люди. Всё это является само собой разумеющимся для каждой семьи, воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана, и правду сказал Аллах Всевышний:

 

{(Придерживайтесь) цвета 14 Аллаха, ибо кто лучше Аллаха по цвету? А мы Ему поклоняемся.} “Корова”, 138.

 

Примечания к главе 5







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.