Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕПКА из пряничного теста «Пряники на елку»





Задачи. Учить детей создавать образы игрушек, животных. Ле­пить из пряничного теста скульптурным способом или вырезывать формочками для выпечки; показать новый способ оформления рельефных фигурок — глазурирование. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук. Вызвать желание оформить новогоднюю елку традиционными украшениями. Воспи­тывать художественный вкус.

Материалы, инструменты, оборудование. Пряничное тесто, формоч­ки для выпечки и картонные шаблоны (силуэты животных), скалка для раскатывания теста, глазурь, кондитерские шприцы, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см.

Содержание занятия. Воспитатель читает стихотворение В. Шипу-новой «Пряничные человечки»:

Мы в ручье медовом промочили ножки И решили в печке отдохнуть немножко... И теперь мы пахнем медом и корицей — Глазки из изюма на румяных лицах — И набиты джемом наши животы, И хохочут наши сахарные рты... Тут халвой посыпаны сладкие дорожки, Пряничная мышка тут играет с кошкой, Пряничные сани у крылечка ждут Пряничные кони гривами метут, Пряничный кораблик пляшет на волне... Вот такие пряники в пряничной стране!

Педагог рассказывает детям о том, что у нас в стране и во многих других странах делают на Новый год пряники для украшения елки. Пряники бывают обычно в виде зверей и птиц (козлика, петушка и др.). Предлагает детям сегодня самим сделать новогодние пряники и украсить новогоднюю елку.

Воспитатель просит детей подойти к ней, показывает большой ком пряничного теста, подготовленного вместе с детьми перед занятием (снимает с теста салфетку или кухонное полотенце), и предлагает по­трогать, погладить, отщипнуть по кусочку, размером с кулачок. Остав­шуюся часть теста раскатывает скалкой в пласт высотой 1,0—1,5 см (дети наблюдают) и оставляет на столе; рядом выкладывает формочки для выпечки и картонные шаблоны — силуэты животных.


Воспитатель напоминает, что наше тесто необычное — прянич­ное. Из него можно слепить пряничные фигурки для новогодней елки (например, животных или человечков). Воспитатель показывает несколько пряничных фигурок, спрашивает, как можно изготовить такие прянички. Дети высказывают свои догадки. Педагог уточняет, что способы изготовления пряничных фигурок разные:

— можно вырезать формочками для выпечки (если они есть);

— можно воспользоваться шаблонами — картонными силуэтами
(положить на пласт теста, обвести и вырезать стекой или столовым
ножом);

— можно слепить объемную фигурку так, как мы обычно лепим
из глины или пластилина, и сплющить, потому что пряники всегда
более плоские, чем лепные фигурки.

Затем педагог спрашивает, как можно повесить пряники на ело­вые веточки (прикрепить петельку из тесьмы или прочной нитки), предварительно проделав маленькое отверстие.

Педагог показывает детям пряники и подсказывает, что их можно украсить глазурью с помощью специальной кисточки или ватной палочки. Демонстрирует и комментирует новый для детей способ оформления.

Воспитатель предлагает всем детям изготовить пряники для новогодней елки. Предлагает выбрать, кто какую фигурку будет де­лать. Дети моделируют и украшают фигурки. Воспитатель помогает прикрепить петельки. Тем детям, для которых поставленная задача сложна, помогает вырезать фигурки формочками для выпечки.

По окончании занятия дети выкладывают свои пряники на про­тивень для выпечки. Рассматривают, обмениваются впечатлениями.

После занятия. Испеченные пряники дети рассматривают, любуют­ся ими и раскладывают на подносах. Каждый ребенок ставит рядом со своим изделием соответствующую карточку или подписывает на­звание самостоятельно, копируя с карточки. Перед праздником дети развешивают пряники на елке.

АППЛИКАЦИЯ с элементами рисования «Новогодние открытки с сюрпризом»

Задачи. Вызвать желание создать поздравительные открытки с сюрпризом. Показать способ создания «сюрприза» (вырезывание на верхней страничке отверстия, через которое виден красивый шар на еловой веточке). Учить изображать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения и праздничного оформления. Поддерживать стремление сочетать изобразительные техники: рисовать ветку с на-туры и оформлять аппликативными элементами. Развивать коорди­нацию в системе «глаз—рука». Воспитывать художественный вкус.


 


Предварительная работа. Рассматривание новогодних открыток.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги бело­го цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-желтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); цветная бумага, ножницы, клей, простые и цветные карандаши, гуашевые краски, фломастеры, пастель — для свободного выбора материалов детьми.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о новогодней елке или новогоднем празднике.

Затем педагог показывает детям красивые новогодние поздрави­тельные открытки, предлагает полюбоваться ими и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям (с чем поздравляют, чего желают). Особое внимание обращает на открытки с изображениями еловых веток, украшенных новогодними игрушками или запорошенных снегом.

Предлагает смастерить своими руками поздравительные открытки с празднично украшенными еловыми веточками. Обсуждает с детьми варианты способов изготовления открытки. Комментирует ответы детей и предлагает способ создания открытки с сюрпризом:

— Для новогодних открыток подготовлена плотная бумага разного цвета. Выбираем цвет бумаги, складываем лист пополам — получается двойная открытка, которую мы украсим внутри и снаружи. А еще — подготовим сюрприз: вырежем на верхней страничке отверстие и об­ведем внутри карандашом, чтобы точно такая же форма появилась на нижней страничке. Представим себе, что это игрушка на праздничной еловой веточке — круглый шар, треугольная сосулька или овальная шишка... На нижней страничке изобразим ветку с игрушками и сер­пантином: ветку нарисуем, а игрушки вырежем из цветной бумаги. Верхнюю страничку тоже украсим: морозными узорами, снежинками, ленточками серпантина... Через отверстие будем смотреть «в открытку» и «из открытки» — это и есть сюрприз. Напишем слова поздравления.

Далее воспитатель уточняет, как дети поняли показ и объяснение, советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открытки с сюрпризом.

В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно показывает открытку с разными сюрпризными (сквозными) эле­ментами.

В конце занятия дети показывают открытки друг другу, расска­зывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек с новогодним праздником.

После занятия. Поздравление родителей и сотрудников детского сада с Новым годом.


ЯНВАРЬ. 16 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Работа этой недели будет посвящена знакомству детей с разными видами театров, театраль­ными профессиями (оформитель сцены, осветитель, костюмер и др.). Дети узнают, чем театр отличается от реальной жизни. Через практическую деятельность обогатятся представления детей о про­цессе организации театрального представления. Они сделают свой пальчиковый театр бибабо: вылепят фигурки персонажей в технике папье-маше, раскрасят их и смоделируют им простые костюмы. На занятии по конструированию создадут декорации для спектакля, а в процессе аппликации оформят занавес. На занятиях по развитию речи обогатится словарь детей, речевые игры будут способствовать развитию дикции, интонации и артикуляционного аппарата. Рас­ширится арсенал слов для чтения: с помощью глаголов дети смогут составлять и читать небольшие фразы. Поддержит интерес детей к данной теме и чтение сказки А. Толстого про Буратино. Проведенная работа естественным образом будет стимулировать интерес детей к играм «в театр».

Дети продолжат учиться определять время по часам, выполнять заданный объем работы за определенное время. Познакомятся с понятием величины целого, состоящего из совокупности величин предметов двух видов.

В конце недели педагог расскажет детям о природе тундры: ее климатических и географических особенностях, растениях и живот­ных, их взаимосвязях между собой и с неживой природой, начнет читать им сказку X. К. Андерсена «Снежная королева». Это станет основой для продолжения образовательной работы с детьми на сле­дующей неделе.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Кто поет, того беда не берет» 2. Лепка «Пальчиковый театр» 3. Физкультура № 16.1 Разучивание техники прыжка через обруч, как через короткую ска­калку. Закрепление умения перестраиваться из одной колонны в три в движении (по ориен­тирам; без ориентиров, держа равнение). Раз­витие ловкости (выполнение упражнений на точность — броски предметов различных по размеру, весу, плотности в строго обозначен­ную цель).


 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временныеотрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе Спуск с горы на санках с поворотом в правую и левую стороны Подвижная игра «Сбей колпак со снежной бабы» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение глав сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты «Школа актерского мастерства» 2. Конструирование из бумаги «Декорации для спектакля театра бибабо» 3. Музыка № 16.1 Слушание музыки: Б. Чайков­ский, ел. С. Богомазова «Песенка сказочника», Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оло­вянных солдатиков», Пение: Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдати­ков», повторение новогодних песен по жела­нию детей, Музыкальное движение: творческое движение Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдатиков»
Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры: «Быстрые упряжки», «Брось до флажка» (снежок), Игры по инициативе детей
После обеда Чтение глав сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Разные виды детских игр
  Занятия 1. Математика № 16 2. Аппликация. «Украшаем театральный за­навес» 3. Художественная литература. «А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Бурати­но»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка: разучивание техни­ки подъема на склон на лыжах «лесенкой». За­крепление умения ходить на лыжах с палками в руках. Развитие выносливости (прохождение на лыжах дистанции до 1 км)
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезкидня Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Рисование. «Оформление персонажей теа­тра бибабо» 2. Познание окружающего мира «Театр» 3. Музыка № 16.2. Игра на детских музыкаль­ных инструментах: Б. Чайковский, ел. С. Бо­гомазова «Марш оловянных солдатиков», Д. Шостакович, «Шарманка», «Вальс-шутка»; Музыкальное движение: танцевальные упраж­нения, подготавливающие к танцу: приглаше­ние, приставные шаги, выставление ноги на носок, легкий поскок, шаг с носка (музыка по выбору музыкального руководителя), «Сказоч­ный танец» (Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Песенка сказочника» (под пение взрослых)
Прогулка Наблюдения в природе Спуск с горы на санках с поворотом в правую и левую стороны Подвижная игра «Регулировщик» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 1-й и 2-й части сказки X. К. Андерсе­на «Снежная королева»
Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей Рассматривание иллюстраций из книг и эн­циклопедий с изображением животного и растительного мира тундры (предваритель­ная работа к занятию по природе)
Занятия 1. Природа. «Путешествие в тундру» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 16.2. Разучивание техники ходьбы спиной вперед. Закрепление умения прыгать через обруч (как через скакалку). Раз­витие выносливости (проведение нескольких подвижных игр подряд — «Удочка», «Пятнаш­ки с домом», «Горелки», «Третий лишний»).
Прогулка Наблюдения в природе Спуск с горы на санках с поворотом в правую и левую стороны. Подвижная игра по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 3-й части сказки X. К. Андерсена «Снежная королева»
Вечер Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Если детский сад расположен в лесной (степной) зоне, воспитатель просит детей найти на участке березу и определить, можно ли это дерево считать высоким. Воспитатель объ­ясняет: мы привыкли, что береза — это стройное, высокое дерево. Но


 


на севере, где зимой холодно и много снега, где дуют сильные ветры, выживают только невысокие деревья. Многие из них не вырастают выше роста человека. Есть деревца в рост ребенка и даже ниже. Это уже не лесные, а тундровые березы. Из-за низкого роста их называют карликовыми. Есть в тундре и березы-кустарники. (Воспитатель про­сит детей вспомнить, чем дерево отличается от кустарника.) Затем (по такому же плану) воспитатель рассказывает об ивах. Воспитатель объясняет, что на севере, в тундре, растут не очень высокие ивовые деревья и кустарники. Чаще всего их можно увидеть на берегах рек и озер. По тундровым мхам стелятся веточки карликовых ив. Даже гриб-подберезовик может быть выше такой ивы!

Если детский сад расположен в лесотундровой или тундровой зоне, воспитатель рассматривает с детьми разные растения (деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники), растущие на территории дет­ского сада или на экологической тропинке в ближайшем окружении. Если поблизости есть выходы вечной мерзлоты, дети исследуют их: трогают, растапливают лед, изучают, что находится над вечной мерзлотой.

Воспитатель проводит с детьми экспериментирование. Дети при­носят с улицы большие и маленькие куски льда или заранее, вместе с воспитателем, замораживают воду в разных по объему емкостях. В группе куски льда разного размера кладут в емкости и помещают в одинаковые по условиям места, например, ставят на столик или на подоконник. Дети высказывают свои предположения о том, ка­кой кусок льда растает быстрее. В течение дня дети проверяют свои предположения и делают выводы.

Два куска льда, одинаковых по размеру, помещают в две емкости с водой: один в теплую, другой — в очень холодную воду. Дети вы­сказывают предположения о том, в какой воде лед растает быстрее, и наблюдают за таянием льда, делают выводы.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Полученные детьми представления о театре, о профессиях людей, принимающих уча­стие в создании спектакля, созданные их руками куклы, декорации, украшенный занавес — все это естественным образом возбуждает желание поиграть в театр: разыграть небольшие спектакли по моти­вам прослушанных или ранее известных им сказок. Педагог может помочь детям придумать тему спектакля и действующих лиц. Важно сориентировать детей на свободную импровизацию в такой игре: придумывание своих реплик, неожиданные взаимодействия героев, соединение событий из разных сказок и т. п. Следует подчеркнуть значимость таких спектаклей. Они предполагают взаимодействие пер­сонажей, и развертывание диалогов, что крайне важно для развития речи детей. От согласованности действий детей зависит успешность спектакля. А в условиях полной импровизации партнеры должны понимать друг друга, они могут обмениваться мнениями, свободно


общаться по поводу исполнения ролей. Воспитатель снова открыва­ет детям возможность быть и участником, и создателем спектакля. Таким образом решаются сразу несколько педагогических задач: развитие диалогического обшения, умения согласовывать действия с партнером по игре, реализовывать ролевые отношения персонажей, развивать творчество, что является залогом успешного развития игровой деятельности детей.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Кто поет, того беда не берет»

Задачи. Вовлекать детей в содержательное общение.

Побуждать высказываться на темы из личного опыта, рас­суждать.

Образовывать наименования артистов. Обогатить представления детей о многообразии театральных профессий и соответствующий словарь.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Воспитывать интерес к оперированию напечатанным словом.

Материал. Наборное полотно. Карточки со словами: ИГРАЮТ, КУКЛЫ, ДЕТИ, ТЕАТР, ИДЁТ, ДЕВОЧКИ, В, МАЛЬЧИКИ, ИДУТ, • (точка — 2 штуки). Игрушечный микрофон.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям объяснить, как они понимают пословицу «Кто поет, того беда не берет».1 Дети обосновывают свои ответы. Затем воспитатель сообщает детям, что еще говорят: «Шутка греет человека».2 Спрашивает их, почему так говорят? Выслушивает рассуждения детей.

Педагог рассказывает детям, что и шутить, и петь умеют все люди. Но есть такие люди, для которых пение и шутки — профес­сия. Спрашивает детей, кто они, и выслушивает их ответы. Каких артистов они знают? Задает наводящие вопросы:

—Кто выступает в цирке? Смешит детей? Жонглирует? Дрессирует
животных?

—Кто снимается в кино? Кино... (актеры).

Интонацией незавершенности педагог побуждает детей образо­вывать слово.

— Кто танцует в балете? Тан...цоры, бале...рины.

В музыкальных спектаклях поют... певцы, в театральных поста­новках играют... артисты театра.

Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. — СПб.: Литера, 2006. С. 52.

2 Там же. С. 78.

 

30 Заказ 1583


Воспитатель продолжает рассказывать детям, что кроме артистов спектакли готовят люди разных профессий. Создают декорации, художественное оформление сцены спектакля... художники, осве­щают сцену., осветители, шьют костюмы... костюмеры, а руководит всеми... режиссер.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как называют ар­тистов кукольного театра. (Куколь...ники, кукло...воды.) Предлагает послушать о них стихотворение, которое называется «Рука».

Превращается рука

И в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант — и все в порядке'.

Педагог спрашивает детей, о ком из героев кукольного спектакля эта загадка:

Этот мальчик очень странный — Необычный, деревянный. Нос сует повсюду длинный. Кто он? Это... (Буратино)2

Была она артисткой, Прекрасной, как звезда. От злого Карабаса Сбежала навсегда.

(Мальвина)3

Затем воспитатель предлагает детям прочитать последнюю загадку вместе, стоя в кругу, помогая себе руками.

Педагог спрашивает детей, каких еще театральных героев они знают. Просит о них рассказать. Выслушивает высказывания детей из личного опыта.

Затем воспитатель выкладывает на наборном полотне текст: ДЕТИ ИДУТ В ТЕАТР. ИГРАЮТ КУКЛЫ. Спрашивает детей, кто может прочитать, что там написано. Вызывает желающего ребенка. Затем читают индивидуально и хором. Воспитатель ведет рукой под кар­точками слева направо.

Затем карточки убирают и выкладывают на столе. Педагог спра­шивает, кто может составить предложение: ДЕВОЧКИ ИГРАЮТ В КУКЛЫ. ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ИДУТ В ТЕАТР. На столе разложены карточки со словами: ИГРАЮТ, КУКЛЫ, ДЕТИ, ДЕВОЧ­КИ, МАЛЬЧИКИ, В, ТЕАТР, ИДЁТ, ИДУТ. Далее педагог просит детей составить предложение.

После этого воспитатель предлагает детям послушать стихотворе­ние Вадима Левина о чудесном концерте на арене цирка.

' Берестов В. Жаворонок. — М.: Детская литература, 1988. С. 96.

2 Автор — А. Аркадьева.

3 Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2006. С. 41.


Там музыка гремит

Сегодня, как вчера,

И вновь наполнен зал,

И зрители все те же.

Кружится карусель,

Горят прожектора

И чудеса вершатся на манеже.

Педагог предлагает детям поиграть в необыкновенный концерт: «Концерт ведут ведущие, их еще называют конферансье. Вести концерт буду я, а вы будете артистами. Подумайте, какие стихи вы можете прочитать, какие песни спеть, что станцевать. А может быть, кто-нибудь захочет быть жонглером или показывать фокусы?»

Воспитатель вызывает кого-нибудь из желающих, спрашивает у него шепотом, что он будет исполнять, а вслух, в микрофон, объ­являет номер: «Выступает... Исполняет...» и т. п. Выслушивает 4—5 де­тей. Дети поют и читают стихотворения в «микрофон».

ЛЕПКА «Пальчиковый театр»

Задачи. Вызвать интерес к созданию характерных персонажей пальчикового театра. Учить моделировать объемные головы разных животных в технике папье-маше (или из пластилина, соленого теста). Показать зависимость формы от способа лепки и выбора изобразительно-выразительных средств. Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, эстетический вкус.

Предварительная работа. Освоение техники папье-маше на занятии в старшей группе. Подготовка материала для папье-маше.

Материалы, инструменты, оборудование. Материал для папье-маше: старые газеты с шершавой мягкой бумагой, обойный целлюлозный клей или мучной клейстер, ванночки (бюветы) с водой, цветная и креповая бумага, кусочки ткани, воздушные шарики, парфюмерные и аптечные флаконы, пластиковые стаканчики и тарелки, картон, ножницы, салфетки бумажные и матерчатые, вазелин; грецкий орех Для зрительного контроля размера поделок. Материал для лепки фигурок — пластилин или соленое тесто (на выбор). Карточки со словами: БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОЛОБОК, ЗАЯЦ, ВОЛК, МИШ­КА, ЛИСА, КОШКА, СОБАКА, МЫШКА и др.

Содержание занятия. Педагог показывает детям 3-4 персонажа пальчикового театра и разыгрывает небольшой эпизод из любой короткой народной сказки с участием кукол. Затем предлагает


 



зо*



детям самим смастерить персонажей из сказки «Колобок» для пальчикового театра. Обсуждает с детьми, как это можно сделать, например:

— можно слепить головы кукол из пластилина или соленого теста;

- можно использовать готовые формы — парфюмерные и ап­
течные флаконы, упаковки из-под йогурта, коробочки киндер-
сюрпризов;

— можно создать головы кукол в технике папье-маше1 — слепить
из кусочков газет так же, как мы лепили в старшей группе жучков
и паучков.

Педагог обсуждает с детьми, какой выбрать способ лепки. Если выбрана техника папье-маше, педагог напоминает и уточняет, каков порядок действий.

- Берем газеты — старые, давно прочитанные взрослыми, мягкие
и шершавые. Разрываем на мелкие кусочки, слегка смачиваем водой,
пропитываем клейстером и замешиваем крутое тесто — размером с
грецкий орех (показывает орех) или чуть больше. Если тесто будет
жидким, фигурки из него не получатся. Скатываем «бумажное тесто»
в шар или яйцо, надеваем на указательный пальчик. Задумываем
персонажа и лепим характерные детали — мордочку, уши. Если за­
хотим, некоторые детали можем вырезать из бумаги и приклеить к
основной форме.

Педагог показывает детям карточки с названиями героев сказ­ки, выставленные на наборном полотне (БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОЛОБОК, ЗАЯЦ, ВОЛК, МИШКА, ЛИСА), и предлагает детям прочитать их и выбрать, кто кого из персонажей сказки «Колобок» будет лепить, чтобы у нас не оказалось 25 колобков для одной сказ­ки. Дети могут придумать и сделать других дополнительных героев сказки, например кошку, собаку, мышку и т. д.

Дети выбирают материалы и начинают моделировать головы кукол для пальчикового театра.

Если дети выбрали способ лепки кукол из пластилина или соле­ного теста, можно предложить изготовить для персонажей костюмы. При этом нужно обратить внимание на необходимость лепки шеи, на которой будет крепиться одежда из бумаги или ткани, и показать, как это делается.

После занятия. На занятии по рисованию дети будут оформ­лять кукол: грунтовать и раскрашивать головы кукол, готовить одежду.

'Папье-маше (в переводе с французского «жеваная бумага») — необык­новенно интересный материал и способ создания поделок. Основные приемы папье-маше доступны даже самым маленьким детям. Из него можно изготовить как самые простые, так и чрезвычайно сложные по форме изделия. Папье-маше — очень легкий материал, поэтому широко используется на сцене театров: из него делают многие предметы реквизита — от масок до манекенов и дворцов. Папье-маше выдерживает большой вес и значительные нагрузки, поэтому из него в не столь далеком прошлом изготавливали подносы и сервировочные столики.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Школа актерского мастерства»

Задачи. Вовлекать детей в диалог, игровое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта, рассуждать. Закрепить представление детей об актерских профессиях. Вырабатывать дикцию, развивать интонацию. Учить использовать разные средства словообразования. Произвольно строить предло­жения разной грамматической структуры. Активизировать глаголы. Закрепить представления о словесном составе предложения. Выраба­тывать ориентировку на грамматическую форму глагола. Воспитывать интерес к письменной речи.

Материал. Наборное полотно, мяч. Карточки со словами: МАЛЬ­ЧИКИ, ДЕВОЧКИ, МАМА (2 штуки), ПАПА (2 штуки), И, ПОЁТ, ПОЮТ, ТАНЦУЕТ, ТАНЦУЮТ, • (точка - 3 штуки). Игрушки и предметы: 3-4 игрушки животных по желанию воспитателя, чемодан, чайник, сковородка, щетка и т. п. (3—4 штуки).

Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами на прошлом занятии попытались устроить концерт. Просто так, без подготовки. А настоящие актеры долго учатся своему мастерству, искусству слова, искусству танца, пения. Давайте представим себе, что мы учимся быть артистами в школе актерского мастерства. Будем учиться выразительно двигаться, говорить, читать стихи. В школе актерского мастерства учат разным актерским профессиям. Каких артистов вы знаете? Что они делают на сцене?» Педагог выслушивает свободные высказывания детей.

Затем воспитатель объясняет детям, что артисты должны уметь выразительно, чисто говорить. Предлагает на первом занятии в школе актерского мастерства выучить новую скороговорку: «Чижик в чаще чушь чирикает»1.

Воспитатель читает скороговорку и задает детям вопросы: «Кто такой чижик? Что такое чаща? Что значит «чушь»? Выслушивает от­веты детей. Затем дети читают скороговорку, стоя в кругу, помогая себе руками (сжимая и разжимая кулачки) в такт чтения. Читают негромко, в умеренном темпе.

После этого детям дается новое задание. Воспитатель читает ско­роговорку с вопросительной интонацией и бросает мяч ребенку. Тот Должен вернуть мяч и ответить выделенным словом. Например: Чижик в чаще чушь чирикает? — Чижик. И т. п. Затем вопросы друг другу задают дети. После выполнения задания дети садятся на места.

1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок / Авт.-сост. Иванкова В Н - Аквариум-Принт, 2006. С. 242.


Воспитатель рассказывает детям, что все артисты должны уметь выразительно двигаться, пользоваться мимикой, жестами, пантоми­мой. Поясняет, что мимика — это выражения лица, жесты — дви­жения рук, пантомима — движения тела. С помощью выразительных движений можно передать разное настроение, изобразить людей разных профессий. Педагог предлагает детям догадаться, кого она изобразила, например, показывает действиями, как продавец взве­шивает, нарезает, насыпает, упаковывает.

Затем дети сами таким же образом загадывают загадки-пантомимы о людях разных профессий, сказочных героях. Воспитатель вызывает желающих, остальные дети отгадывают. Порядок в игре устанавли­вают сами дети, выбирая друг друга.

Далее педагог просит детей прочитать текст, выложенный на наборном полотне: ТЕАТР. МАМА ТАНЦУЕТ. ПАПА ПОЁТ. Напи­санное читают хором и индивидуально. Воспитатель ведет пальцем внизу слева направо. Это же делают читающие дети. Затем педагог выкладывает новое предложение: МАМА И ПАПА ТАНЦУЮТ. Об­ращает внимание детей на новое слово ТАНЦУЮТ, читает весь текст вместе с детьми хором.

Затем предлагает детям выложить на наборном полотне новые предложения: ДЕВОЧКИ ТАНЦУЮТ. МАЛЬЧИКИ ПОЮТ.

Далее педагог обращается к детям: «Артисты — веселый на­род. Вы могли видеть по телевизору смешные, юмористические передачи. Какие?» Выслушивает высказывания детей из личного опыта.

— Сейчас в нашей школе урок юмора. Мы будем выполнять следующее задание: на столе лежат игрушки, вам надо придумать о них смешные, потешные предложения. Педагог достает чемодан и читает веселую путаницу: «Летел по небу чемодан, его поймал подъемный кран»1.

Педагог выслушивает желающих, а затем читает детям стихотво­рение В. Берестова «Театр путешествует»:

На утренник детский Артисты спешат. У них в чемоданах Артисты лежат2.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает, что за ар­тисты лежат в чемоданах, что за артисты несут их.

Затем говорит детям, что сейчас они сами станут актерами-кукольниками: выберут нужные игрушки и придумают с ними смешной короткий спектакль-миниатюру. Дети индивидуально или по желанию небольшими группами разыгрывают этюды.

' Автор — А. Аркадьева.

2 Берестов В. Жаворонок. — М.: Детская литература, 1988. С. 94.


КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Декорации для спектакля театра бибабо»

Задачи. Обогащать знания детей о процессе организации театраль­ного представления, о таких профессиях в театре как оформитель сцены, осветитель, костюмер. Привлечь детей к созданию декора­ций для спектакля, их размещению на ширме и смене в процессе действия. Закрепить имеющиеся у детей навыки работы с бумагой. Воспитывать желание что-то делать для других людей, стремление их порадовать.

Предварительная работа. Беседа о кукольном театре на занятиях по развитию речи, лепка персонажей для спектакля театра бибабо.

Инструменты, материалы, оборудование. Листы белой и цвет­ной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, краски (гуашь с клеем ПВА).

Содержание занятия. Педагог предлагает детям продолжить работу по подготовке спектакля театра бибабо для малышей. Напоминает о том, что уже сделано. Говорит, что сегодня на занятии можно из­готовить декорации для спектакля по сказке «Колобок».

Спрашивает детей, знают ли они, что такое «декорации», где они размещаются в театре, для чего нужны? Рассказывает детям, что декорацией называют оформление сцены, которое помогает зрителям понять, где происходит действие. Декорации бывают разные: живописные, когда на заднем плане рисуется изображение места действия; реалистическое, когда из настоящих вещей созда­ется обстановка; специально созданные вещи, напоминающие на­стоящие. Говорит, что для кукольного спектакля обычно используют отдельные предметы обстановки и размещают их по всей сцене так, как это необходимо для действий героя. Начинается работа по оформлению сцены с того, что художник по декорациям рису­ет эскиз, намечая, что и как будет располагаться на сцене. Затем эскиз передается в мастерскую, где мастера изготавливают то, что нарисовал художник.

Далее педагог обсуждает с детьми, где происходит действие в сказке «Колобок», какие в связи с этим декорации необходимо будет изготовить, зарисовывает на доске или листе бумаги эскиз размеще­ния декораций на ширме театра.

Затем обсуждается, как изготовить внутреннее убранство избы, в которой дед и баба пекли колобок. Это может быть плоскостное изображение одной из стен дома с крылечком сбоку, а также такие объемные предметы как ларь, в котором старуха наскребла муки, стол, на котором месила тесто, и, например, лавка, на которой сидит


 


дед. Дом можно изготовить известным детям способом отгибания у прямоугольника боковых сторон и создания аппликативным спосо­бом крыши, окон со шторками и прочим оформлением. Ларь, стол и лавка в основе своей имеют форму параллелепипеда (кирпичика). Остается добавить ларю открывающуюся крышку с «замком», а для стола и лавки наоборот — вырезать лишнее, чтобы получились ножки. Дети могут использовать знакомый им способ складывания бумаги на 16 квадратов для получения форм куба и параллелепипеда, а могут воспользоваться готовыми коробками, которые после при­дания им нужной формы окрашиваются.

Для создания декораций леса дети могут использовать знакомый им способ создания объемного изображения путем склеивания боко­вых сторон нескольких одинаковых частей предмета (елок, деревьев, кустов).

Далее распределяется работа: кто из детей будет делать какой элемент декорации и дети приступают к работе.

В конце занятия собранные поделки размещаются на ширме.

После занятия. В один из вечеров можно провести общую репети цию спектакля, распределив действия детей: кто из них будет актера ми, кто будет отвечать за смену декораций, кто будет осветителям> сцены, кто будет включать музыку, кто будет открывать и закрывав занавес, раздавать билеты зрителям и пр. Дело должно найтись дл$ каждого желающего принять участие в спектакле.

На этом этапе работы педагог обогащает знания детей о работ» осветителей в театре, рассказывает, как с помощью света можно уси­лить впечатление от спектакля: создать солнечный день или луннук ночь, сделать чувства радостными или тревожными. Для освещенш можно использовать простые приборы: свет от настольной лампы луч фильмоскопа и пр. до обычного фонарика.

Главная задача репетиции — сделать действия всех участнике! согласованными. Каждый ребенок должен понять, в какой момен' и что он делает. Текст актеров не стоит учить, пусть он будет сво бодной импровизацией. А вот от слаженности действий остальны; «технических работников» зависит успех спектакля у зрителей. Вс(это важно для обогащения игрового опыта детей.


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 16

Задачи. Учить детей определять время по часам. Воспитывать чувство времени, умение выполнить заданный объем работы за определенное время. Учить детей пересчитываться в обратном по­рядке, пользуясь порядковыми числительными мужского и женского рода. Учить детей понимать отношение «целое — часть»; графически изображать целое и составляющие части; самостоятельно «читать» графическое изображение, составленное воспитателем; устанавливать между условным изображением и реальным предметом взаимноод­нозначное соответствие. Познакомить детей с понятием величины целого, состоящего из совокупности величин предметов двух видов. Развивать у детей представления о сохранении количества.

Оборудование. Демонстрационный материал: макет часов (с дву­мя подвижными стрелками разного цвета — длинной и короткой;







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.