Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕПКА сюжетная по замыслу «Змей Горыныч»





Задачи. Вызвать интерес к лепке сказочных существ по мотивам русских народных сказок. Продолжать знакомить со способами создания фантазийных образов (перенос признака, гиперболизация, агглютинация, комбинирование). Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, головы и крылья — конструктивным или комбинированным. Показать за­висимость пластической формы от способа лепки. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела (отпечатки, процарапывание, налепы). Развивать творческое воображение. Вос­питывать уверенность, инициативность, самостоятельность.

Предварительная работа. Беседа о богатырях на занятии по худо­жественной литературе. Рассматривание репродукций картин В. Вас­нецова «Богатыри», «Битва Ивана Царевича со Змеем Горынычем». Фантазийное рисование «Русалочки в подводном царстве».

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, кол­пачки фломастеров, салфетки, бисер, чешуя рыбы, яичная скорлупа (молотая).

СПб.: Литера,

[ Русские сказки. Былины. - М.: АДЛ, 1993. С. 188-189. 2006 Г а^ова ®' Я' Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

 

3 Там же. С. 28. 39 Заказ 1583


^


Содержание занятия. Педагог показывает детям изображение бы­линного богатыря или богатырей (например, репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри») и спрашивает, с кем будет (будут) сражать­ся богатырь (богатыри). Дети высказывают свои догадки. Воспитатель акцентирует внимание на образе Змея Горыныча и проводит краткую беседу об этом сказочном существе (как выглядит, сколько голов, почему так называется, на каких животных похож?). Дети создают собирательный словесный портрет Змея Горыныча: это злое сказоч­ное существо, у него много голов — бывает три, бывает 5, 7 и даже целых 12. Змей Горыныч называется так, потому что у него каждая голова на длинной шее напоминает змею. Горыныч — потому что у него огнедышащие пасти, откроет рот — а оттуда дым, пар и огонь валит, все вокруг горит. Змей Горыныч может ходить по земле — у него лапы с когтями и перепонками как у крокодила. Еще он умеет летать — у него крылья как у хищной огромной птицы.

Педагог спрашивает детей, как художники придумали Змея Го­рыныча: от каких животных взяли части (элементы) и составили их все вместе, чтобы получилось вот такое ужасное, кровожадное, злое сказочное существо.

Затем предлагает детям подумать, как лучше слепить Змея Горы­ныча, и уточняет способ лепки: туловище с хвостом создать скуль­птурным способом, несколько голов и крылья — конструктивным или комбинированным. Обращает внимание на зависимость пласти­ческой формы от способа лепки. Разнообразит приемы декоративного оформления поверхности тела (отпечатки, процарапывание, налепы). Ставит творческую задачу — изобразить огнедышащие пасти.

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить Змеев Горы-нычей. Педагог советует шеи сделать длинными, изогнуть разными способами (даже свить или перевить вместе 2—3 головы), для проч­ности и гибкости использовать каркасную проволоку или трубочки для коктейля.

После занятия. Создание коллективной композиции «Тридцать три богатыря» на занятии по аппликации.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 21

Задачи. Учить детей пересчитываться в различных направлениях, пользуясь порядковыми числительными мужского и женского рода, учить употреблять в соответствии с ситуацией порядковые и коли­чественные числительные. Упражнять в образовании чисел второго десятка. Уточнить представления детей о длине и ширине предметов (лист бумаги), используя измерение с помощью условной мерки. Помогать детям в освоении структуры задачи: сравнить задачу с рас-


сказом, подчеркнуть обязательность вопроса. Учить ставить вопрос к задаче. Развивать воображение при выкладывании различных фигур из палочек. Продолжать учить детей определять время на часах с точностью до получаса.

Оборудование. Демонстрационный материал: набор кружков (одна сторона одного цвета, другая — другого) — 10 штук; два набора цифр; карточки с союзом «И».

Раздаточный материал: макеты часов, набор цифр и знаков «+», <<) «=»; листы прямоугольной формы трех размеров: 25x20, 25x10, 25x5 см (количество листов каждого размера равно третьей части детей группы); мерки (из плотной бумаги или картона) длиной 5 см; карандаши, счетные палочки.

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 20.

В начале занятия воспитатель просит детей определить по часам, сколько сейчас времени. (Часы показывают 9 часов ровно.) Просит детей поставить такое же время на своих макетах часов. Спрашивает, какое время будут показывать часы в конце занятия, если занятие будет длиться полчаса? Дети выставляют на своих часах половину десятого и называют это время. (В этот день воспитателю важно четко уложиться во времени занятия!)

Дети встают полукругом. Воспитатель предлагает им пересчитать­ся. Полностью повторяется процедура пересчета, представленная в занятии № 20.

Затем проводится повторение детьми образования чисел второго десятка. Воспитатель, обращаясь ко всем детям, говорит: «Кто хочет поработать у доски?» (Если желающих будет много, выбирают с по­мощью считалки.) Двое детей выходят к доске. На доске выложен ряд из 10 кружков одного цвета. Воспитатель предлагает вышедшим детям обратиться ко всем остальным, чтобы они считали кружки с ними. Один из детей, последовательно дотрагивается до кружков, а все остальные вслед за ним пересчитывают кружки. Когда кружки пересчитаны, второй ребенок выкладывает на доске число 10 из двух Цифр 1 и 0 (чуть ниже и правее).

Первый ребенок, продолжая ряд из кружков, ставит еще один Другого цвета. Дети называют получившееся количество. Второй ребенок меняет цифру 0 на цифру 1. И так — до 20. Через каждые Два числа пара у доски меняется.

Далее дети упражняются в использовании условной мерки. Они встают вокруг воспитателя, закрывают глаза и поднимают руки. Вос­питатель дает каждому прямоугольный лист бумаги того или иного размера (25x20, 25x10, 25x5 см) и мерку. Каждый, получив листочек и мерку, садится на свое место. Воспитатель прикрепляет к доске °Дин из листов. Спрашивает у детей: какой формы лист бумаги.

39*

Затем спрашивает: «Как вы думаете, где у прямоугольника длина, а где ширина? Покажите на своих листочках длину». Дети, подняв листочки, проводят рукой по длинной стороне прямоугольника. Вос­питатель поощряет их и показывает длину на своем прямоугольнике. Аналогичным образом выясняют, где ширина у прямоугольника.

Далее воспитатель предлагает детям узнать с помощью условной мерки, какая у их прямоугольников длина и какая ширина. Воспи­татель напоминает детям процедуру измерения. Прикладывает мерку к своему прямоугольнику на доске, при этом подробно рассказывая детям о своих действиях: «Я приложила мерку так, чтобы края мерки совпали с краем прямоугольника, я отметила карандашом, где кон­чилась мерка. Моя мерка уложилась тут полностью один раз. Я при­кладываю дальше мерку к линии, отмеченной карандашом. Мерка уложилась полностью еще один раз. Опять отмечаю карандашом конец мерки». И так далее. Мерка у воспитателя уложилась пять раз. Воспитатель под прямоугольником ставит цифру 5. Аналогичным образом он показывает измерение ширины прямоугольника. Ставит слева или справа от прямоугольника цифру 4.

Затем дети измеряют длину и ширину своих листочков бумаги, ставят цифры. В результате у трети детей получается соотношение — 5 и 4, еще у трети — 5 и 2, и у последней трети — 5 и 1.

Воспитатель беседует в детьми и выясняет, что получилось в резуль­тате измерений. Дети называют свои варианты, например: «У меня в длине уложилось 5 раз, а в ширине 2 раза». Воспитатель: «У кого так же — 5 и 2? Встаньте и покажите свои прямоугольники». Воспитатель: «У кого не так?» Дети называют другой вариант, воспитатель повторяет этот вариант и просит встать тех, у кого так же и т. д.

Воспитатель спрашивает всех детей: «Сколько раз мерка уло­жилась в длине ваших прямоугольников?» Дети хором: «Пять». — «А сколько раз в ширине?» Дети хором выкрикивают разные ответы. Воспитатель: «Я услышала, что ответы разные. Длина одна и та же, а ширина разная. У кого пять и четыре — поднимите руки. У кого пять и один — поднимите руки. У кого пять и два — поднимите руки». Воспитатель: «У кого самые большие прямоугольники. Под­нимите их», — просит одного из детей встать перед всеми со своим прямоугольником. «У кого самые маленькие прямоугольники? Под­нимите их». Выходит ребенок с маленьким прямоугольником. «У кого прямоугольники среднего размера. Поднимите их». Выходит третий ребенок. Перед всеми детьми стоят три ребенка с прямоугольни­ками трех размеров. Воспитатель, показывая на короткую сторону каждого из прямоугольников от самой большой к самой маленькой, последовательно просит сказать каждого из детей: сколько раз здесь полностью уложилась его мерка. Вслед за ответами детей воспитатель дает правильные ответы: четыре, два и один.

Воспитатель предлагает детям решить задачу: «Для праздника дети сделали елочные игрушки. Сначала сделали 5 игрушек, потом еще


1. Своими поделками дети украсили новогоднюю елку». Выслуши­ваются ответы детей, делается вывод, что это не задача, а рассказ, т. к. в нем нет вопроса. Воспитатель просит детей придумать вопрос к этой задаче. Особое внимание обращается на употребление слова «осталось» и «стало». Педагог подчеркивает, что если что-то при­бавляется, то употребляется слово «стало», если что-то убавляется, то употребляется слово «осталось».

Затем условие и решение задачи «записывается» цифрами. Вос­питатель задает вопросы о том, какой в задаче ответ, как решали задачу, какой получился ответ.

Аналогичным образом преобразуется из рассказа в задачу и вы­сказывание: «На уборку снега вышли 3 машины. Потом одна машина сломалась. Скоро ли уберут снег?» В процессе рассуждений детей педагог подчеркивает, что вопрос в задаче всегда начинается со слов «сколько?». Дети формулируют вопрос к этой задаче, записывают ее цифрами и знаками.

Затем дети занимаются выкладыванием различных фигур из палочек на столах. У каждого ребенка на столе лежат палочки, вос­питатель просит отсчитать семь палочек и выложить два квадрата. Дети выкладывают. Воспитатель просит их взять еще две палочки и, не разрушая уже выложенные квадраты, сделать на их основе четыре треугольника. Если дети затрудняются, можно подсказать: «Внутри квадратов». После того как дети что-то сделали, воспитатель пред­лагает всем походить по комнате и посмотреть, у кого же все-таки получилось четыре треугольника. Через некоторое время воспита­тель, как бы случайно, подходит к столу с правильно выполненной работой и, не показывая на нее, спрашивает детей: «Так, вы нашли тех, у кого получилось четыре треугольника?» Дети называют или не называют. Воспитатель просит любого стоящего рядом ребенка громко пересчитать, сколько получилось треугольников в той работе, на которую она указывает (например, у Ванечки). Возможен вариант, что никто из детей не смог преобразовать два квадрата двумя палоч­ками так, чтобы получилось четыре треугольника. В любом случае воспитатель рисует на доске два квадрата и либо к доске выходит тот, у кого получилось и проводит две линии внутри квадратов; либо воспитатель просит подойти любого ребенка, берет его правую руку в свою, дает ему мел и проводит в каждом из квадратов по диа­гонали со словами: «А если вот так мы положим внутри квадратов две «палочки»! Можно?» Затем воспитатель продолжая держать руку ребенка, дотрагивается до каждого из получившихся треугольников, а все хором их пересчитывают. После чего все садятся за столы и вос­производят эту картинку (диагонали в квадратах могут проводиться по-разному: из левого нижнего в правый верхний, левого верхнего в правый нижний). При последующем анализе выполненного зада­ния воспитатель обращает внимание детей на различные варианты правильно выполненных заданий.


 


Воспитатель просит детей взять свои макеты часов, выставить на них ровно два часа. Спрашивает, какое время будут показывать часы через полчаса? (Дети выставляют на часах половину третьего и называют это время.) Далее можно предложить желающим детям аналогичное задание. Выполняется 4-5 заданий.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «В одиночку биться не годится»

Задачи. Учить детей вести беседу: слушать партнера, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать. Обобщать свои знания в форме короткого текста — высказывания. Обогащать сло­варь детей прилагательными, характеризующими качества людей. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письменной речи.

Материал. Наборное полотно. Карточки со словами: СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, СМЕЛЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ. Картинки (фотографии) с изображением людей мужественных профессий.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать, что она им прочитает, и зачитывает детям отрывки из былин о бо­гатырях:

Подошел к Илье вежливый Добрынюшка:

— Славный богатырь, Илья Иванович, будешь ты у нас в дружине старшим. Ты возьми меня и Алешу Поповича в товарищи. Будешь ты у нас за старшего, а я и Алеша за младшеньких1.

Русские сказки. Былины. — М.: АДЛ, 1993. С. 211.


Будем вместе мы с тобой <...> на заставах стоять, родную Русь от врагов беречь1.

После чтения воспитатель задает детям вопросы и выслушивает их ответы:

— О ком это повествование?

— Как называются повествования о древних русских богатырях?
(Старинные песни о военных подвигах — былины.)

Педагог говорит детям, что они уже много узнали о богатырях, может быть, им что-то очень понравилось, запомнилось, заинтересо­вало. Спрашивает их, кто хочет поделиться своими впечатлениями, и выслушивает свободные высказывания детей.

Затем воспитатель просит их назвать, какими качествами об­ладали русские богатыри. В руках у педагога карточки со словами, сложенные веером, чистой стороной к детям. На карточках слова, обозначающие качества богатырей: СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, СМЕ­ЛЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ. По желанию ребенок может выбрать одну карточку и прочитать ее. Прочитанную карточку выставляют на наборное полотно и читают хором, а также индивидуально.

Далее воспитатель говорит детям, что богатыри — сильные вои­ны, они сражаются за справедливость, но никогда не задираются к другим людям, не дерутся просто так. Предлагает послушать о них шуточное стихотворение Валентина Берестова, которое называется «Петушки»:

Петушки распетушились, Но подраться не решились, Если очень петушиться, Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться, Нечем будет петушиться2.

Воспитатель спрашивает детей, как они думают, почему драчунов называют петухами? Как еще называют таких драчунов? (Задиры, забияки.)

Затем дети стоя разучивают стихотворение («чтобы не быть похо­жими на забияк и драчунов»), читают его хором в умеренном темпе с разной силой голоса.

Далее педагог говорит детям, что есть такая пословица «В одиноч­ку биться не годится»3. Спрашивает их, подходит ли эта пословица к богатырям. Почему? Выслушивает рассуждения детей.

Там же. С. 215.

100 любимых стихов малышей. Стихи, песенки, считалочки. — М.: Планета Детства, 2005. С. 50.

Обухова Л. А. Тренажер по русскому языку для начальной школы. Пословицы и поговорки. - М: Ювента, 2005. С. 91.


 




Воспитатель обсуждает с детьми, есть ли богатыри в наше вре­мя. Кто думает, что да? Кто думает, что нет? Почему? Обобщает и расширяет ответы детей: «Богатыри — мужественные, сильные, храбрые мужчины, защитники родины». Спрашивает детей, каких защитников Отечества они знают, выслушивает свободные выска­зывания детей.

Говорит детям, что богатырями можно называть не только воинов, но и мужчин других мужественных профессий. Спрашивает детей, как они думают, кто они эти богатыри-герои?

Педагог выслушивает высказывания детей и выставляет на панно картинки (фотографии), задает наводящие вопросы:

— Кто помогает людям в чрезвычайных ситуациях, во время зем­
летрясений, наводнений?

— Кто спасает людей из огня?

— Кто лечит людей, спасает их жизнь и здоровье?

— Кто охраняет порядок на улицах, в метро, на вокзалах?

— Кто спасает людей на воде?

Воспитатель говорит детям, что много мужественных профессий, но есть еще такая профессия — защищать Родину. Спрашивает, каких защитников Отечества они знают? (Выставляет на панно картинки с изображениями военных: летчиков, моряков, погранич­ников и т. д.).

Воспитатель рассказывает детям, что современные богатыри в повседневной жизни простые, скромные люди. Они живут рядом с нами, ходят за покупками, растят детей. Это может ваш папа, дедушка, сосед.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.