Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕВРАЛЬ. 22 НЕДЕЛЯ Лидия Чарская. ПОДАРОК ФЕИ





Много радостей, много счастья сеял вокруг себя ласковый и му­дрый король Серебряная Борода. Хорошо и привольно жилось всем подданным его королевства. Он много помогал бедным, несчастным,


кормил голодных, давал приют бездомным — словом, помогал всем нуждающимся в его помощи. И королевство Серебряной Бороды было самое счастливое королевство во всем мире. Так его и прозва­ли люди Счастливым королевством. Здесь не слышалось ни воплей, ни стонов, не видно было слез и печали, а уж о войнах и говорить нечего. Со всеми своими соседями жил в мире и согласии мудрый, добрый и ласковый король Серебряная Борода. За то и любили же его и свои и чужие подданные, и ближние и дальние соседи, и чу­жестранные цари, короли, герцоги, бароны.

Особенно же собственные подданные любили короля. Уж очень он был заботлив и добр и так пекся об их благосостоянии, как только любящий отец может печься о своих детях.

Но нет полного счастья ни у кого на земле. Не было полного счастья и у любимого короля Серебряной Бороды.

Одинок был король, ни семьи у него, ни жены любимой, ни любящих деток — никого не было...

Много лет тому назад смерть унесла единственную дочь его. Близко принял к сердцу король смерть своей любимицы, но думал, что в заботах о благе своих подданных забудет о своем горе. Однако не тут-то было. С каждым годом король чувствовал все больше и больше свое одиночество и с каждым же годом задумывался все чаще и чаще, кому оставить после своей смерти королевство.

И решил наконец король выбрать из дочерей своих подданных одну, которая заменила бы ему умершую королевну, стала бы при­емной дочерью его, короля, которой бы он после своей смерти мог оставить и трон королевский, и богатства свои.

Обрадовались подданные такому решению короля, предвидя, что выбор его падет на достойную высокой чести девушку.

Разлетелись в разные стороны герольды, глашатаи, вестники, протрубили по всей стране, что хочет-де король-батюшка дочь себе выбрать, которая должна стать королевною, а со временем и коро­левою — повелительницею всего государства.

В назначенный день съехались в королевский дворец молодые девушки всего государства, все красавицы на подбор, одна другой очаровательнее, и все дочери знатных вельмож.

Смотрит старый король на красавиц и думает: «Кого выбрать? Кого предпочесть? Все они красавицы, все знатные. Одну возьмешь в дочери — обидится другая. Что тут поделаешь?»

Доброе сердце короля и тут боялось, как бы не огорчить кого да не обидеть.

С такими мыслями удалился в свою опочивальню король Серебря­ная борода и видит — стоит в углу его королевской опочивальни белая женщина, вся словно сотканная из солнечных лучей. Дивно светится лицо ее, стан, одежда. Целые снопы света выходят из очей.

Отступил в изумлении король при виде лучезарного видения. Всплеснул руками.


 

— Кто ты, невиданное существо? — спрашивает он лучезарную
гостью.

— Я добрая фея, волшебница Рада, — отвечает она, — я узнала
о том, что ты, король, решил приискать себе дочь взамен умершей
королевны. И вот я пришла, чтобы сказать тебе, что я хочу сделать
тебе подарок. Ты заслужил его, король, добрым сердцем и заботою
о своих подданных.

— Подарок? — спросил с удивлением король. — Что же ты, фея,
намерена мне подарить?

— Я подарю тебе такую дочь, что ты будешь самым счастливым
отцом в мире, я выберу тебе такую дочь, что ты сразу полюбишь ее
так, как любил свою покойную любимицу, и приемная твоя дочь
заменит тебе вполне потерянную королевну.

— О, фея! — воскликнул король. — Скажи же, которая из де­
вушек, явившихся во дворец, та, которую ты предназначила мне в
дочери?

— Которая? Вот что, король, слушай внимательно: в числе деву­
шек, которые завтра явятся во дворец, будет одна, на плече кото­
рой, как только переступит она порог твоего дворца, усядется белая
голубка. Вот ту, мой король, ты и сделай своей дочерью. Только
смотри, не ошибись.

Сказала и исчезла фея Рада из опочивальни короля.

Всю ночь не мог уснуть король Серебряная Борода. Все думал о той девушке, которую обещала ему в виде подарка дать в дочери фея.

Наутро встал поспешно, оделся и вышел в королевскую залу, где уже ждали его собравшиеся девушки.

Прошел король по зале раз, прошел два, смотрит на девушек, свою длинную бороду поглаживает и ничего не говорит.

Вдруг видит король в окно залы, что распахнулись ворота замка и въехала тележка в королевский двор. На тележке уголья наложены, а тележку везет девушка лет шестнадцати, худенькая, заморенная, смуглая, некрасивая, ну, словом, совсем, совсем дурнушка. А на плече девочки сидит белая, как снег, голубка, сидит и воркует че­ловеческим голосом:

— Вот тебе дочь, король. Бери ее и знай, что она лучше всех этих
красавиц, что собрались в твоем дворце.

Рассердился король и, несмотря на всю сцолГдоброту, упрекнул фею:

— Хорошо же ты насмеялась надо мной, Рада, вон какую дур­
нушку выбрала мне в дочери!

А фея или, вернее, белая голубка снова заговорила ему в ответ:

— Постой; погоди, король. То ли еще увидишь!

Нечего делать! Велел король своим слугам взять тихонько во дво­рец дурнушку, приказал ей нарядиться получше и вместе со знатными девушками-красавицами ждать в парадной зале.

 

43 Заказ 1583


 

43*

А сам вышел в сад, не решаясь сразу назвать своею дочерью такую невзрачную девушку.

Вышел в сад и видит: у ограды сидят двое ребятишек; на них ветхие платьица, старенькие башмаки, а лица сияющие, радостные, точно в великий праздник.

— Чему вы радуетесь, детки? — обратился к ним король.
Дети никогда не видели короля вблизи и потому не узнали его.

Мы ждем маленькую угольщицу, добрый господин, — отвечали
они. — Она возит продавать уголь на королевскую кухню и всегда воз­
вращается с полными руками всяких сладостей, которые дарит ей повар
короля. И она отдает нам все до единого кусочка, добрая Мария.

— Неужели же она, такая бедная, отдает вам все? — заинтересо­
вался король.

— Все! Она говорит, что давать во сто раз приятнее, нежели по­
лучать самой, — в один голос отвечали дети.

Король кивнул и пошел дальше. У ворот он увидел старую, бед­но одетую женщину, которая сидела неподвижно, устремив глаза вдаль.

— Кого ты ждешь, голубушка? — обратился к ней король, очень
удивленный тем, что женщина не поднялась со своего места даже
при его приближении.

— Я жду угольщицу Марию, — отвечала та. — Она должна скоро
выйти из дворца, куда повезла уголь на продажу. Сейчас она вер­
нется, и мы пойдем купить хлеба и мяса. Она только и работает на
меня с тех пор, как я ослепла.

— Так ты слепая?— изумился король, с состраданием глядя на
женщину.

— Да, добрый человек, я ослепла около трех лет тому назад и с
тех пор пользуюсь услугами моей Марии, которая работает за деся­
терых, чтобы прокормить меня.

— Это твоя дочь, конечно? — живо заинтересовался король.

— О нет, добрый человек, Мария мне чужая. Она круглая сирота
и пришла работать на меня, узнав, что собственные дети бросили
меня, не желая кормить под старость свою слепую мать...

 

— Но почему же, если ты так нуждаешься, почему ты не обра­
тилась к королю? — снова спросил Серебряная Борода женщину. —
Ведь король, слышно, очень охотно помогает всем беднякам.

— Ах, добрый господин, я бы и обратилась к королю, да Мария
не позволяет мне сделать этого, — ответила слепая. — Мария гово­
рит, что стыдно просить тогда, когда есть силы еще работать, и что
у нашего короля много таких бедных, которые вдвое несчастнее и
беднее нас. Вот какова моя Мария! — с заметною гордостью за­
ключила слепая.

Радостным чувством исполнилось сердце Серебряной Бороды: он понял, про какую добрую угольщицу говорили ему дети и эта слепая. В ту же минуту легкий шорох заставил его обернуться.


Это шел какой-то старик, который, не узнавая короля, спросил, не видал ли он маленькой угольщицы?

Король не мог удержаться, чтобы не спросить старика, почему он так интересуется угольщицей.

— Умная она девушка, очень умная, — произнес старик. — По­
говорить с ней для меня, старика, большое наслаждение. Все-то она
знает, всем интересуется! Трудно другую такую сыскать. Жаль, бедная
она и незнатного рода. А по уму и сердцу своему лучшей заслуживает
доли, чем быть простой угольщицей.

В это время до короля донесся из дворца какой-то шум. Король подошел никем не замеченный к самому дворцу и остановился у открытого окна залы, где находились собравшиеся девушки-красавицы. Остановился и остолбенел от изумления. Куда девались очаровательные личики красавиц? Куда исчезли нежные улыбки их розовых уст? Куда пропал алый румянец, делавший их похожими на вешние розы?

У девушек-красавиц были позеленевшие от злости лица, сверкаю­щие глаза, перекошенные гневом губы. Глухими голосами недавние красавицы перекрикивали друг друга и бранились.

Каждой из них так хотелось быть королевной, что, позабыв себя, они старались как можно сильнее уколоть и оскорбить друг друга. Зависть и злоба сделали безобразными их еще недавно красивые лица.

И среди них кроткая и ласковая ходила смугленькая девушка с нежно заалевшими щеками, с кроткою ласкою в больших добрых глазах; на плече ее сидела голубка. Девушка подходила то к той, то к другой злобствующей красавице и с кротким терпением умоляла успокоиться, не ссориться, покориться своей судьбе.

— Можно быть счастливой и полезной людям и не будучи коро­
левной, — нежно звучал ее мелодичный голос, и все недавно еще
некрасивое лицо девушки теперь чудно преобразилось, сделавшись
отражением ее прекрасной души.

Не вытерпел король, вошел в залу, подошел к угольщице Марии, взял ее за руку и произнес громко:

— Вот кто будет моей дочерью! Она одна достойна заменить мою
покойную дочь, она одна достойна стать королевной! О, фея Рада! Бла­
годарю тебя за чудный подарок, за редкое сердце моей милой Марии!

Сказав это, низко поклонился белой голубке седой король Се­
ребряная Борода. /^

И сделалась королевной маленькая угольщица. Она взяла к себе во дворец слепую и заботилась о ней, как родная дочь, окружила себя бедными детьми, учила их и придумывала для них разные занятия и развлечения, вызвала во дворец умных стариков, с которыми сове­товалась, как бы лучше помогать королю в его добрых делах. И обо всех людях пеклась и заботилась королевна.

И Серебряная Борода был счастлив с нею всю свою жизнь.


Ill КВАРТАЛ

МАРТ. 23 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети позна­комятся с бытовыми приборами, их историей и правилами безопас­ности при обращении с ними, создадут в коллективной сюжетно-пластической композиции образ «чудо-пылесоса». Педагог обсудит с детьми отличия вещей, сделанных руками человека («неприроды»), от природных объектов. На занятиях по изодеятельности дети будут учиться рисовать с натуры и передавать в аппликации особенности реальных животных и растений. На занятии по конструированию продолжится освоение способа «опредмечивание». Дети будут нахо­дить опытным путем варианты увеличения и уменьшения заданной фигуры, использовать ее как основу новой конструкции, создавать на этой базе разные поделки.

Занятия по развитию речи помогут детям активизировать наи­менования бытовой техники, умение подбирать существительные к глаголам. Дети будут самостоятельно составлять короткие тексты-описания (загадки), учиться анализировать текст, рассуждать, вести ролевой диалог, оперировать печатным словом. Кроме того, продол­жится работа по закреплению умения проводить звуковой и слоговой анализ слова, выделять ударный слог, гласные и согласные звуки.

Рассказ Б. Житкова «Как я ловил человечков» поможет детям вспомнить аналогичные случаи из собственного опыта. Педагог будет учить детей обсуждать смысл поступков героев, прогнозировать их последствия.

Педагог продолжит учить детей делить на равные части квадрат­ный лист бумаги двумя способами; ставить вопрос к задаче, выкла­дывать решение с помощью геометрических фигур и математических знаков; упражнять их в образовании чисел второго десятка.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Познание окружающего мира. «Вещи, ко­торые нам помогают» 2. Лепка. «Чудо-пылесос на уборке» 3. Физкультура № 23.1. Разучивание техники ползания на четвереньках по наклонной ска­мейке. Закрепление умения выполнять бросок в баскетбольную корзину (стоя перед кольцом, с отскоком от щита). Развитие силы (комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Быстрые упряжки» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 1-й части сказки В. Одоевского «Го­родок в табакерке»
Вечер Игры по инициативе детей Просмотр мультфильма «Музыкальная шка­тулка» по сказке В. Одоевского
2 день Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная» 2. Конструирование из деталей конструктора. «Изменим фигуру» 3. Музыка№ 23.1. Слушание музыки: Й. Гайдн, «Детская симфония», В. А. Моцарт, «Весен­няя». Музыкальное движение: этюд «Фея Вес­ны» (С. Прокофьев, «Фея Весны» из балета «Золушка»); этюд «Цветок» (В. Витлин, «Цве­ток») (повт. ст. группы)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Регулировщик» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 2-й части сказки В. Одоевского «Го­родок в табакерке»
Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Разные виды детских игр
Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Как Огонь Воду замуж брал» 2. Природа. «Что такое природа» 3. Аппликация с натуры. «Кто рядом с нами живет»
Прогулка Наблюдения в природе Двигательная прогулка: совершенствование техники беговых упражнений. Закрепление умения бегать по пересеченной местности с обеганием различных препятствий. Развитие быстроты jjocpeflCTBOM подвижной игры («К своим флажкам», «Пятнашки», «Два мороза» и др.). Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей

 




 

Деньнедели Временные отрезкидня Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Математика № 23 2. Рисование с натуры. «Что рядом с нами растет» 3. Музыка № 23.2. Игра на детских музыкаль­ных инструментах: «Словацкая полька» (муз нар.), Н.А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыкальное движение: подготовительные упражнения к польке (поскоки, боковой галоп, ритмически организованные хлопки и притопы), «Словац­кая полька» (муз. нар.)
  Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Коршун и наседка» Игры по инициативе детей
  После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
  Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Художественная литература. «Как я ловил человечков» (рассказ Б. Житкова) 2. Свободное занятие' 3. Физкультура № 23.2. Разучивание техники прыжков в длину с места (отталкивание, рабо­та рук, фаза полета, приземление). Закрепле­ние умения выполнять повороты на углах во время ходьбы гимнастическим шагом. Разви­тие ловкости (специальные упражнения и эле­менты игры в настольный теннис)
  Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Быстрые упряжки» Игры по инициативе детей
  После обеда Чтение рассказа Б. Житкова «Дым»
  Вечер Игры по инициативе детей

Ежедневно проводится работа с календарем природы. Воспитатель вместе с детьми обсуждает признаки ранней весны: дни становятся длиннее, солнце светит ярче, даже в морозы, и уже греет сильнее, чем осенью и зимой. Наступает «весна солнца». (Особенно в север­ных регионах.) Снег в регионах средней полосы становится более рыхлым и влажным, зернистым. Он уже не такой белый, потому что смешивается с талой водой. На юге снега уже нет, появляются травянистые растения, в том числе первоцветы. Дети наблюдают за их появлением и ростом. Воспитатель проводит длительные на­блюдения за почками деревьев, кустарников. Можно периодически делать фотографии веток с почками или зарисовки веточек, чтобы потом вспоминать, как появлялись листья.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Дети в этом возрас­те активно интересуются техникой, в том числе бытовой. Это заметно проявляется и реализуется в играх с бытовой тематикой. Например, играя в «семью», мальчики подражают действиям папы: чинят элек­тричество, ремонтируют кран, пылесосят квартиру. Работает «папа» чаще всего в «автосалоне», где ремонтирует машины, меняет им колеса или работает водителем такси, автобуса, машиниста метро и пр. Часто дети эти действия наблюдают дома (так работают дед или папа). В детском саду их впечатления обогащаются с помощью на­блюдений, экскурсий, чтения книг.

Поскольку дети уже владеют основными способами построения игры, они часто используют для реализации замысла предметы-заместители, наделяя их игровым значением, выполняют нужное действие жестом или обозначают просто словом. Словом дети иногда обозначают целые события и пространства: «Это как будто квартира...», «Мы как будто отдыхали в Африке...». Воспитатель под­держивает эти умения, поскольку они способствуют взаимодействию детей в игре, обеспечивают понимание замысла партнером, значит и согласованности действий.


 


Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Воспитатель обращает внимание детей на то, как изменился участок после зимы. Дети ищут объекты природы, исследуют деревья, кустарники, цветники и обращают внимание на признаки весны (в разных регионах они будут разными).

Там, где позволяют погодные условия, дети исследуют клумбы, альпийские горки, огороды, газоны: появились ли первые растения? Какой стала почва? Как она пахнет? Когда в почве появляются до­ждевые черви, насекомые?

Свободное занятие предназначено, прежде всего, для вариативного повторения содержания занятий по математике и началам грамоты с использованием как фрон­тальных, так и подгрупповых форм работы


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Вещи, которые нам помогают»

Задачи. Познакомить детей с электрическими приборами и Правилами безопасности при пользовании ими, дать элементарные представления об истории обычных вещей.

Материал. Картинки с изображениями современных бытовых приборов и их старинных аналогов (стиральная машина и доска для стирки белья, миксер и венчик для взбивания, пылесос и метелочка из перьев для смахивания пыли и др.).


Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Марины Тахистовой «На кухне»:

На кухне у мамы немало приборов: У каждого свой и характер и норов! Здесь терка морковке царапает нос, Умчался бы чайник, да нету колес! Танцуют без устали звонкие ложки, А ножик с картошки снимает одежки! И кружится сито, и скачет дуршлаг: Вода в нем не держится просто никак! Над мясом рычит мясорубка-тигрица, Толкушке на полке опять не сидится: Готова все время толочь и толочь... Одна с ними мама — ей надо помочь! Когда я на кухне вожусь вместе с ней, Обед получается вдвое вкусней!

Педагог обсуждает с детьми, что такое приборы, спрашивает их, какие еще бытовые приборы они знают, помогают ли они сами мамам на кух­не. Читает стихотворение С. Капутикян «Кто чем поможет», в котором говорится о девочке по имени Карине и мальчике по имени Рач.

Карине сказала маме: — Очень трудно дома с нами. Я тебе помочь хочу: Мясорубку поверчу, Отжималку прокручу, Кофемолку покручу. Что ты все гоняешь мяч? Помогай-ка маме, Рач! — Рач сказал: — Я помогу, Повертеть и я могу. Чтоб без дела не сидеть, Буду радио вертеть!

Педагог обсуждает с детьми, кто из детей по-настоящему помог маме, что делала девочка Карине, понравилось ли маме та помощь, которую предложил мальчик. Спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них, как работает мясорубка, кофемолка. Рассказывает, что раньше всю работу на кухне приходилось делать вручную, потому что элект­рических кофемолок, мясорубок и других приборов еще не было.

Педагог вспоминает вместе с детьми, что еще в доме работает на электричестве, рассматривает картинки с изображениями этих предметов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что нуж­но быть очень аккуратными и внимательными при использовании электроприборов: нельзя самим вставлять вилку в розетку, включать электроприборы тогда, когда рядом нет взрослого.

Рассказывает детям, что очень многие вещи сейчас можно делать и быстрее, и легче благодаря тем помощникам, которые работают на электричестве. Мы так привыкли к ним, что не представляем, как раньше люди обходились без них.


Педагог предлагает детям сравнить разные старинные приборы и приспособления и современные электроприборы, которые те за­меняют. Рассказывает детям, что те вещи, которыми люди пользо­вались раньше, часто совсем не похожи на современные. Просит их догадаться, для чего раньше использовали метелочку из перьев (для смахивания пыли) или волнистую доску (для стирки вещей).

Обращает внимание детей на то, что стиральная машина и от­стирает, и прополощет, и отожмет все белье сама, нам нужно только кнопку нажать. А раньше людям нужно быть делать все это самим руками. Чтобы приготовить торт, нужно взбить яйца с сахаром, миксеру на это потребуется не больше одной минуты, а если делать это простым венчиком или вилкой, понадобится гораздо больше времени (не меньше десяти минут). Педагог просит детей подумать и сказать, что нам помогают делать электрическая соковыжималка, кофеварка.

Воспитатель обсуждает с детьми, каких еще помощников им хоте­лось бы иметь, что они сами не любят делать и хотят, чтобы кто-то другой помог или сделал эту работу за них. Могут ли они представить себе ту машину, которая могла бы это сделать, и как она тогда могла бы называться. Например: игрушкисобиратель, шнуркизавязыватель, кашудоедатель и т. д.

В конце занятия воспитатель читает детям стихотворение Э. Мош-ковской «Пылесос»:

Жил-был

Пылесос.

Съел он пыли

Целый воз.

Пылесосил,

Пылесосил,

А потом он взял и бросил.

Тихо-тихо он лежал, Он лежал, воображал, Как он вылетит в окно! Это твердо решено! У него — такая мощность! У него — такая прочность! И исчезнет он вдали В космической пыли!

Дни Шли. •Шли /Дни.

И хозяева Того

Пылесоса, Проходя у него Мимо носа И смотря на него Очень косо, Говорили:


— Ты — бездельник! Ты, бездельник, Стоил денег! Как же, то есть, Где же совесть? Одним словом, Если сломан, Если ты перегорел, Так бы прямо говорил. Отдадим тебя в починку Починить твою пружинку. Сколько пыли завелось! Пылесос — Так пылесось!!!

И опять С той поры Пылесосит он ковры.

Пылесосит, Пылесосит, А потом возьмет и бросит.

Тихо-тихо он лежит, От волнения дрожит...

Да! Он вылетит в окно! Это твердо решено! У него — такая мощность! У него — такая прочность! И исчезнет он вдали В космической пыли.

После занятия. На следующем занятии по лепке дети создадут необычные прозрачные пылесосы. В свободное время воспитатель может приготовить вместе с детьми салат при помощи кухонного комбайна или вручную и сравнить, что сколько времени заняло.

ЛЕПКА коллективная «Чудо-пылесос на уборке»

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной сюжетно-пластической композиции «Чудо-пылесос» (наполнить прозрачный «пылесос» из большой стеклянной банки или пластиковой бутыли леп­ными поделками). Инициировать творческую ситуацию «Генеральная уборка»: вызвать интерес к лепке «мусора» — разных бытовых предме­тов и вещей (целых или деформированных) для наполнения пылесоса. Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности. Развивать воображение. Воспитывать инициативность, активность.

Материалы, инструменты, оборудование. Для изготовления пыле­соса: большая (трех-, пятилитровая) пластиковая бутыль, пласти-


ковые крышки (для колес), кусок шнура или веревка, «рукав» из прозрачного чулка для сбора «мусора», прочная пластиковая «ручка» (например, от сумки-пакета).

Для лепки «мусора»: пластилин, природный материал (желу­ди, каштаны, створки грецких орехов, фасоль), бытовой материал (пуговицы, нитки, трубочки для коктейля и пр.), стеки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Действующий пылесос и немного настоящего «мусора» (фантики,

кусочки бумаги и ткани).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение О. Святковой «Беспорядок»:

Таракан ворчит в углу: — Был порядок на полу. Под столом у правой ножки У меня хранились крошки. А пришел какой-то вор — Крошки смел и пол протер, Из ведра помои вылил, Да еще посуду вымыл... Просто безобразие — Полное безгрязие.

Педагог включает настоящий пылесос, «засасывает» мусор — фан­тики, кусочки бумаги и лоскутки ткани, и говорит: «Как жаль, что мы не видим, что попало в пылесос и сколько мусора он собрал. Вот если бы этот пылесос был прозрачным! А давайте сделаем прозрачный пылесос и проведем «генеральную уборку» — слепим разный мусор (кто что захочет) и соберем — «засосем» этот мусор в пылесос.

Воспитатель показывает детям детали для изготовления пылесоса: большую (трех-, или пятилитровую) пластиковую бутыль, пластиковые крышки для колес, кусок шнура или веревку, «рукав» из прозрачного чулка для сбора «мусора», прочную пластиковую «ручку» (например, от сумки-пакета). Назначает команду из 3—4 мальчиков для сооружения прозрачного пылесоса. Эта команда размещается на полу или за отдель­ным столом и приступает к созданию «новой пылесосной модели».

Остальные дети берут пластилин, мелкие бытовые предметы, природные формы и начинают лепить необычный «мусор» — то, что прозрачный пылесос сможет собрать во время генеральной уборки. Педагог подсказываем что это могут быть:

— полезные предметы, которые попадают в пылесос по ошибке —
*уки, цветы, посуда, пузырьки с витаминами, флаконы, цветные

карандаши;

— предметы, которые уже были использованы или которые про­
сто нужно выбросить: пустые консервные банки, осенние листочки,
Фантики, которые не успел подмести дворник, мухоморы, которые
выбросили из корзинки;


- части предметов — огрызки яблок или початков кукурузы, ко­
жура бананов, очистки картофеля, пустые упаковки из-под йогурта,
стаканчики от мороженого, крышки и колпачки от банок, колесики
от машинок;

- деформированных предметов — пустые перекрученные тюбики
из-под зубной пасты, сплющенные коробки из-под сока или молока,
поломанные карандаши, дырявые носки, зеленые листочки, изгры­
зенные гусеницами.

Дети лепят по несколько предметов для наполнения прозрачного пылесоса. Педагог помогает определиться с выбором способов лепки деформированных (использованных) предметов:

- слепить целый предмет и видоизменить его — сплющить, пере­
крутить, смять, разделить на части, «испачкать» — налепить кляксу
и т. д.;

- представить очертания деформированного предмета и сразу
попытаться слепить такую форму.

Педагог наблюдает за работой группы конструкторов, моделирую­щих прозрачный пылесос. В случае необходимости помогает: напоми­нает устройство пылесоса, подсказывает, что длинный рукав для сбора мусора можно сделать из прозрачного чулка, чтобы через него можно было просунуть предметы разного размера. Если конструкторы быстро справляются со своей задачей, они по своему желанию могут слепить свой «мусор» или сразу начать сбор «мусора» у других детей.

За 5—7 минут до конца занятия все дети приступают к «гене­ральной уборке» — просовывают свой «мусор» через рукав-чулок в прозрачный пылесос.

После занятия. Беседа о мусоре и возможности его «второй» жизни (аппликация из осенних листьев, починка рваной одежды, изготов­ление игрушек-самоделок из бросового материала и т. д.).


РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная»

Задачи. Обогащать внеситуативное общение детей. Побуждать самостоятельно составлять короткие тексты-описания (загадки). Во­влекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Активизировать наименования бытовой техники, глаголы. Воспиты­вать интерес к письменной речи.

Материал. Картинки с изображением предметов бытовой техники и электроприборов. Наборное полотно, мяч. Карточки со словами: СВЕТИТ, ЧИСТИТ, МОРОЗИТ, ГЛАДИТ, СТИРАЕТ.

Содержание занятия. Воспитатель пишет на доске мелом словосоче­тание: БЫТОВАЯ ТЕХНИКА. Дети читают его хором и индивидуально. Воспитатель спрашивает детей, какую бытовую технику, электроприбо­ры они знают; зачем нужны эти приборы. Выслушивает ответы детей. По мере называния предметов на панно выставляются предметные картинки. Воспитатель обобщает и обогащает детские высказывания: «В наших домах много разной полезной бытовой техники, электро­приборов. Это холодильник, пылесос, стиральная машина и многое, многое другое. Электроприборы облегчают жизнь людей, экономят их время. Они работают очень быстро с помощью электричества».

Педагог предлагает детям выполнить сложное задание. Он вы­кладывает на панно слово-действие (глагол), а дети его читают и называют бытовой прибор, который это действие выполняет. В игре используются слова: СВЕТИТ (лампа, люстра), МОРОЗИТ (холодильник), ЧИСТИТ (пылесос), ГЛАДИТ (утюг), СТИРАЕТ (стиральная машина).

Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадки (автор — А. Лугарев) и объяснить, обосновать свой ответ.

Я порой рычу сердито, Как большой и грозный пес, Ем с огромным аппетитом Все, что попадет под нос.

(П ы лесос)

/ Как зовется место это,

/ Где зима царит весь год,

Где в разгар любого лета Ждут нас иней, снег и лед?

(Холодильник)

Все, что в мире происходит, Он способен показать, Он сегодня в каждом доме: Где — один, а где — все пять.

(Телевизор)


 


 




После отгадывания загадок организуется игра в кругу. Воспита­тель бросает мяч (вразбивку) и называет электроприбор. Ребенок должен вернуть мяч и сказать, зачем этот прибор нужен, какую работу он выполняет. В игре используются слова: электрический чайник, утюг, тостер, микроволновая печь, кофемолка, кофеварка, мясорубка, кипятильник, электрическая грелка, кухонный ком­байн, радио, телевизор, телефон, магнитофон, стиральная машина, холодильник, электроплита, миксер, обогреватель, кондиционер, люстра, бра, торшер.

Затем педагог приглашает детей подумать и порассуждать. Го­ворит, что было время, когда люди не умели использовать элек­тричество. Как они обходились без электроприборов? Какие пред­меты помогали людям? Выслушивает рассуждения детей. Задает наводящие вопросы: Как боролись с пылью? Где хранили летом продукты? На чем готовили еду? Каким был чайник? Утюг? Лампа? Спрашивает детей, можно ли представить современную жизнь без электричества? Почему?

Далее воспитатель пересказывает детям своими словами расска­зы о создании некоторых предметов бытовой техники: «Пылесос»1 и «Стиральная машина»2. (Далее приводятся возможные варианты таких рассказов.)

1. Само слово «пылесос» сообщает, что пылесос всасывает в себя
пыль. Но первый пылесос, прапрадедушка современного, пыль вовсе
не собирал, а наоборот выдувал. Ковры вешали на улице и сдували с
них пыль. Пылесос был очень большой, не умещался в доме, и его
возили лошади на телеге».

2. Современная стиральная машина стирает, перемешивая бе­
лье. А первая стиральная машина представляла собой большой
деревянный ящик на колесах. Белье складывали в ящик, засыпали
деревянные шарики и заливали моющий раствор. Рама двигалась
вверх-вниз, и шарики перекатывались по белью. После стирки эти
шарики необходимо было вытряхнуть из мокрого белья, помыть
и высушить.

После своего рассказа воспитатель просит детей сказать, что нового и интересного они узнали о бытовой технике. Организует­ся загадывание детьми загадок — описаний. Дети разбиваются на команды по 3-4 человека по желанию. Коллективно обсуждают, какую загадку о предметах бытовой техники они загадают. Озву­чивает загадку капитан команды, которого выбрали сами дети. Дети определяет, кому, какой команде адресована их загадка. Вы­слушивают все команды.

1 Лихачева Л. Б., Соловей А. В., Соловей М. А. Энциклопедия заблуждений. Изо­
бретения, находки, открытия. — М: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2006. С. 273—274.

2 Там же. С. 303.


КОНСТРУИРОВАНИЕ из деталей конструктора «Изменим фигуру»

Задачи. Продолжить освоение способа «опредмечивание» для по­строения образа будущей конструкции. Учить использовать заданную фигуру как основу для создания разные конструкции. Расширять опыт кооперации детей в деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Базовые наборы конструк­тора типа «ЛЕГО» на каждого ребенка, имеющих несколько деталей одной формы, но разных размеров.

Предварительная работа. Воспитатель заранее заготавливает Г-образные фигуры из 2-х деталей среднего размера на каждого ребенка.

Содержание занятия. На столах перед детьми лежит Г-образная фигура, составленная из 2-х деталей конструктора. Воспитатель просит детей посмотреть на нее, повертеть ее в руках и сказать, на что похожа эта фигура. В ходе детских высказываний, как правило, звучит вариант, что фигура похожа на букву Г. На нем воспитатель и фиксирует внимание детей.

Она просит детей положить букву Г перед собой так, чтобы верх­няя часть буквы смотрела направо. Напоминает детям о прочитанной сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» и предлагает пред­ставить, как будет выглядеть эта буква в стране маленьких человеч­ков, как будут выглядеть обычные предметы, если попадут туда (для них они станут огромными). Как будут выглядеть вещи маленьких человечков в нашем мире? (они станут крошечными). Как будут выглядеть обычные вещи, если попадут в страну великанов? (Они станут очень маленькими.)

Воспитатель предлагает детям изменить готовую конструкцию, сделать ее маленькой. Не давая готового решения, педагог добива­ется, чтобы дети путем самостоятельных действий догадались найти похожие детали меньшего размера, чем те, из которых сделана фи­гура. Если этого не произойдет — педагог может спросить у одного из тех детей,/Кто первым найдет этот вариант, рассказать другим, как он это сделал.

Далее дети самостоятельно находят вариант увеличения размера фигуры: за счет использования более крупных деталей или путем Достраивания. Воспитатель может предложить детям определить на глаз, чья буква вышла самой большой. Когда у детей закончатся Дополнительные детали, позволяющие увеличить заданную фигуру, в<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.