Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСТРУИРОВАНИЕ из ткани и бросового материала





«Куклы из бросового материала»

(персонажи сказки «Снежная королева»)

Задачи. Познакомить детей со способом изготовления куклы из ткани и других бросовых материалов. Формировать направленность на создание образа куклы, изменения основы разными знакомыми приемами и способами. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, чувство радости от работы, выполненной своими руками.

Предварительная работа. Чтение сказки X. К. Андерсена «Снежная королева».

Материал, инструменты, оборудование. Куски ткани разной фак­туры и расцветки, включая обычную марлю или бинт, для основы куколки — размером примерно 35 см. на 14 см.; для рук — примерно 20 см. на 6 см. Вата, бумага, формы от «киндер-сюрпризов», фольга, несколько катушек ниток, ножницы.

Содержание занятия. Педагог спрашивает детей, нравится ли им сказка о Снежной королеве, которую они начали недавно читать.


Какие герои действуют в этой сказке? Хотелось бы им иметь ма­ленькую игрушку — свою Снежную королеву, Герду, Кая, Принца и Принцессу, Маленькую разбойницу или какую-то другую куклу, с которой можно придумать любые приключения и поиграть в них?

Воспитатель спрашивает также, случалось ли кому из детей ма­стерить куколок, как это было, кто помогал, из каких материалов мастерили? Затем сообщает детям, что хочет научить их делать кукол, превращать их в любых героев, наряжать в соответствующие одежды

и играть с ними.

Далее детей знакомят с процессом изготовления куклы. Педагог говорит, что куклу легко можно смастерить из ткани. Рассуждает с детьми, почему именно этот материал выбран? (Мягкий, податливый, легко складывается, сминается, режется, кроме того — можно по­добрать такую расцветку ткани, которая подчеркнет характер героя.) Рассматриваются разные куски ткани, дети определяют, какого героя можно было бы из нее сделать. Например, блестящая ткань подойдет дня Снежной королевы, нежных цветов (розовых, желтых или голубых) принцессы и принца; ткань с узорами, имитирующими шкуры живот­ных (в полоску, крапинку и т. п.) для девочки-маленькой разбойницы, ткань с цветочными узорами для старушки из цветочного сада и т. д. Воспитатель говорит, что изготовление куклы из ткани похоже на создание игрушек из ниток, которые они мастерили в старшей группе. Для работы понадобится кусок ткани в виде длинного прямоугольни­ка. Складываем ткань пополам и в месте сгиба делаем голову куклы, подложив,внутрь ткани бумагу, смятую в шарик или шарик из ваты, или половинку формы от «киндер-сюрприза». Крепко завязываем ниткой снизу. Свисающие части ткани уже похожи на платье. Но, сначала надо кукле сделать руки. «Что можно придумать?» — спра­шивает воспитатель детей, приглашая их к размышлению и перебору разных вариантов. Возможно, дети вспомнят, что когда делали куклу из ниток, для изготовления рук брали отдельные пучки ниток. Также поступим и в этот раз: возьмем другой кусок ткани, меньшего раз­мера, свернем его в трубочку и перевяжем по краям, чтобы ткань не разворачивалась. (У тонких шелковистых тканей придется обмотать нитками всю трубочку по длине.) Как прикрепить руки? Дети раз­мышляют, после чего педагог показывает, как трубочка вкладывается между двух полосок ткани, свисающей с «головы» и также перевязы­вается ниткой снизу, чтобы руки не выпадали. Можно в этом месте подложить еще небольшой кусок ваты или ткани, чтобы обозначить туловище куклы. Оставшаяся ткань уже представляет собой юбку. Но, как быть, если нам нужна кукла-мальчик? Путем рассуждения и аналогий с прошлогодней поделкой определяют, что для мальчика надо оставшуюся ткань разделить пополам и связать ниткой края-получатся «ноги» в штанишках. Основа куклы готова.

Теперь настала самая кропотливая работа по оформлению: лицо куклы можно нарисовать шариковой ручкой или фломастером, во-


лосы сделать из кусочка меха, нарезанной бумаги, отдельно можно сплести косичку из ткани или шнура. Затем подумаем, из чего можно сделать дополнительные элементы. Например, верхнюю юбку можно смастерить из другого куска ткани или полоски фольги (что придаст поделке еще и устойчивость). Для Снежной королевы из фольги можно сделать и корону на голову, и плащ на плечи.

Далее воспитатель предлагает детям задумать свою куколку, по­добрать необходимую ткань и другие материалы. В процессе само­стоятельной работы детей оказывает помощь как советом, так и практически. Поддерживает инициативу и нестандартные решения детей при изготовлении поделки.

В конце занятия все сделанные куколки рассматриваются. Педа­гог напоминает детям, что недавно на занятии по ознакомлению с природой они делали макет леса, тундры и вечных снегов. Просит детей припомнить, что происходило на похожих территориях в сказке «Снежная королева»? (Путь Герды проходил сначала по дремучему лесу, потом по тундре, в царство снега.) Говорит детям, что теперь они смогут поиграть на макете в эту сказку, подобрав другие готовые игрушки (санки, упряжку оленей и пр.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Легкая метелица белым снегом стелется»

Задачи. Развивать связную речь детей: учить вести диалог, рас­суждать, высказываться о прочитанном. Обогащать речь детей об­разными словами и выражениями. Уточнить представления детей о малых фольклорных формах (пословицах, загадках, скороговорках). Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить об­разовывать однокоренные слова. Закреплять умения производить звуковой и слоговой анализ слова. Формировать представления о гласных и согласных звуках. Побуждать сроить предложения разной грамматической структуры, производить анализ словесного состава предложений. Воспитывать интерес к напечатанному слову.

Материал. Наборное полотно. Доска. Мел. Карточки со слова­ми: ЗИМА, БОЛЬШОЙ, СИЛЬНЫЙ, ЗЛОЙ, МОРОЗ, • (точка -2 штуки).

Содержание занятия. Воспитатель пишет на доске пословицу: «Береги нос в большой мороз»1. Просит детей прочитать написанное. Дети читают хором и индивидуально. Воспитатель спрашивает, что

1 Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художествен­ная литература, 1988. С. 20.


это — загадка, считалка или пословица? Просит детей объяснить, почему они так думают. Выслушивает свободные высказывания детей.

Затем воспитатель задает детям вопрос, какие еще мудрые сло­ва — пословицы и поговорки — они знают. Выслушивает ответы детей. Если кто-то называет скороговорку, воспитатель не фиксирует ошибку ребенка, а просто говорит: «Хорошая скороговорка. А какую пословицу ты знаешь»?

Затем просит детей определить, к чему относятся следующее вы­сказывание: к пословицам, считалкам или чему-то еще:

Шубу снежную надела, Закружила, завертела, Заковала речку в лед, Встать на лыжи нас зовет.

(Загадка о зиме)1

Воспитатель спрашивает детей, кто из них может написать на до­ске слово ЗИМА. После слова «зима» воспитатель ставит точку. Спрашивает детей:

- Какой первый звук в слове «зима»? Второй? Третий? Четвертый?

- Какой ударный слог в этом слове?

Затем педагог рассказывает детям, что звуки в словах бывают глас­ные и согласные. Когда произносим гласные — воздух через рот идет свободно. А когда произносим согласные звуки, то воздуху мешают зубы, губы и язык. Педагог предлагает детям попробовать произнести звуки А, И, О, У. Затем П, Б, Д, К, Р, Н и другие согласные. После этого воспитатель просит детей определять, какие звуки она будет произносить — гласные или согласные. Педагог произносит разные звуки, а дети отвечают. Далее воспитатель просит детей назвать глас­ные звуки в слове «зима», затем согласные звуки в этом слове.

Далее детям читается пословица:

Мороз ленивого за нос хватает,

А перед проворным шапку снимает2.

Воспитатель просит детей объяснить, как они ее понимают.

Педагог предлагает детям придумать разные предложения со сло­вом «мороз». Затем просит кого-либо из детей выложить на наборном полотне предложение: ЗИМА. БОЛЬШОЙ МОРОЗ. Дети читают предложение хором и индивидуально. Затем составляют и читают Другие предложения: СИЛЬНЫЙ МОРОЗ. ЗЛОЙ МОРОЗ.

Степанов В. «Азбука в загадках». — М.: Омега, 2002. С. 19. Ершова О. А., Жуков О. С, Навиковская О. А. Программа развития, обучения -~ника. Школа Олеси Жуковой. Игры круглый год. — СПб.: Нева; М: ОЛМА-Образование, 2003. С. 8.


После этого придумывают предложения со словосочетанием «зимний лес». Просит подобрать слова-родственники к слову «лес», в случае затруднения дает детям подсказки: Тропинка в лесу какая? — Лесная. Маленький лес — лесок. Человек, который ухаживает за лесом — лесник. Сказочный человечек в лесу — старичок-лесовичок. Педагог напоминает детям, что слова-родственники связаны между собою по смыслу и имеют общую, похожую часть слова, например: снег-снегурочка-снеговик; лес-лесной-лесовичок-лесник. Говорит детям, что близкое по звучанию слово «лиса», и спрашивает, какие у него слова-родственники? (Лисичка, лисонька, лисенок, лис, лиси­ца.) Какие слова-родственники у слова «волк»? (Волчишко, волчица, волчонок, волчий.) После этого дети разучивают скороговорку, стоя в круге, произ­носят ее 4-5 раз в разном темпе, с разной силой голоса: Легкая метелица белым снегом стелется1. Далее воспитатель спрашивает, какие зимние сказки дети знают («Морозко, «Снежная королева», «Мороз Иванович», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению» и др.) Просит детей отгадать, из какой сказки эти персонажи: Сильный, гордый, благородный Через вьюгу и мороз По Лапландии холодной На себе он Герду нес. (Олень из сказки «Снежная королева)2 Как откроет рот — Кошмар! Слышно только: Кар-кар-кар... (Ворон)3 Спрашивает детей, кто еще из сказки «Снежная королева» им запомнился; какие отрывки из сказки им больше всего понра­вились; что они хотели бы рассказать. Выслушивает желающих детей. Педагог просит детей вспомнить новую пословицу, которую они сегодня узнали («Мороз ленивого за нос хватает, а перед про­ворным шапку снимает»), спрашивает, подходит ли она к сказке «Снежная королева» или нет, и почему. Выслушивает рассуждения детей. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок / Авт.-сост. Иванкова В. Н. Аквариум-Принт, 2006. С. 233. 2 Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 40. 3 Степанов В. Азбука в загадках. — М: Омега, 2002. С. 6.

ЛЕПКА

«Сказочные дворцы и замки»

(по мотивам «Сказки о Снежной королеве»)

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективных композиций «Дворец принца и принцессы», «Замок маленькой разбойницы», «Дворец Снежной королевы». Показать возможности моделирова­ния объемных и рельефных образов из фольги и цветной (фактур­ной) бумаги. Расширить спектр приемов и элементов бумажного фольклора (прорезного декора). Формировать умение планировать индивидуальную и коллективную работу, коммуникативные навыки сотрудничества. Развивать способности к композиции.

Предварительная работа. Чтение «Сказки о Снежной королеве» X. К. Андерсена, рассматривание иллюстраций. Освоение техники прорезного декора на занятиях по аппликации в старшей и подгото­вительной группе. Знакомство со способом лепки на форме (занятия «Камин с огоньком», «Часы» и др.).

Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции — лист бумаги светло-голубого цвета большого формата или часть рулона обоев (длиной 1,5-2 м), фольга в рулонах (для хранения пищевых продуктов), фольга цветная, фантики с фольгой, бумага белая писчая и цветная (фактурная), ножницы, простые ка­рандаши, мишура, серебристый дождик, блестки, клей, пластиковые бутылочки и картонные коробочки небольшого размера (парфюмер­ные, аптечные).

Содержание занятия. Воспитатель зачитывает детям эпизоды из «Сказки о Снежной королеве» X. К. Андерсена с описанием замка Маленькой разбойницы, дворца принца и принцессы и ледяного дворца Снежной королевы. Показывает иллюстрации в книжке, предлагает распределиться на три группы и создать коллективные

композиции:

—«Золотой дворец принца и принцессы»;

—«Каменный замок, в котором живет Маленькая разбойница»;

—«Чертоги снежной королевы» — сверкающий ледяной дворец
и сад, в котором вечно гостит зима.

Педагог спрашивает детей, из какого материала лучше всего возвести (как говорят архитекторы) сверкающий ледяной дворец. Дети рассматривают приготовленные материалы и догадываются, что понадобится фольга. Педагог берет рулон фольги и небольшую пластиковую бутылочку, обворачивает бутылочку фольгой, отрывает фольгу от рулона и «обжимает» фольгу на бутылочке ладошками, придавая нужную форму. Показывает детям и поясняет, что фольга


 


очень пластична, послушна, легко принимает нужную форму. Сове­туется с детьми, как оформить крышу дворца. Поясняет, что крыши Ледяного дворца, скорее всего, длинные, вытянутые вверх, острые, как шпили в форме пирамид или конусов (вряд ли в таком дворце будут круглые крыши в форме шатров или маковок). Предлагает сделать ледяные крыши в виде конусов из белой бумаги и просто надеть на бутылочки (как крышки). Внимание: если в распоряжении есть фольга на бумажной основе, которая легко склеивается, можно предложить детям сделать крыши дворца из фольги. Кроме общего способа, воспитатель советует детям придумать необычные крыши, например, в виде сосулек: скрутить фольгу в жгуты и укрепить на бутылке, привязав по ободку дождиком или мишурой (крыша может состоять из нескольких шпилей-сосулек).

Педагог спрашивает детей, чем дворец принца и принцессы от­личается от дворца Снежной королевы. Дети сравнивают дворцы по материалу, цвету и догадываются, что для Золотого дворца нужно взять золотую, а не серебряную фольгу или красивую цветную бу­магу. Для замка маленькой разбойницы можно выбрать фактурную бумагу, напоминающую камень, или нарисовать камни карандашами. Воспитатель помогает детям разработать и обсудить общий замысел. Затем воспитатель обсуждает с детьми варианты «разбивки» дворцо­вого сада (парка) и леса, в котором стоит замок. Напоминает технику прорезного декора: складывает лист писчей бумаги белого цвета гар­мошкой или дважды пополам, сверху делает фигурный срез, будто это макушки деревьев, а на сгибах вырезывает завитки, раскрывает и показывает дерево — ажурное и сказочно красивое.

Дети выбирают художественные материалы, инструменты и при­ступают к созданию коллективных композиций «Золотой (или Мра­морный) дворец принца и принцессы», «Каменный замок, в котором живет Маленькая разбойница», «Чертоги Снежной королевы». Каж­дый сооружает одну башенку со шпилем (на основе готовой формы). По мере готовности дети переносят свои модели на коллективную основу. Из башенок составляют большие дворцы и замок, которые размещают перед панорамой.

После занятия. Завершение оформления общей композиции «Ска­зочные дворцы и замки».

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Магнит и компас»

Задачи. Познакомить детей со свойствами магнита. Опытным путем установить особенности его действия. Провести эксперименты по исследованию свойств магнита.


Материал. Пластмассовая расческа, пластмассовая игрушка, шер­стяная тряпочка, 2 магнита, металлическая шайба, подвешенная на веревочке; металлические скрепки, стеклянный стакан, небольшие железные гвоздики, ластик, небольшой карандаш, керамическая чашка, компас.

Содержание занятия. Воспитатель рассказывает и демонстрирует детям, что некоторые предметы могут притягивать к себе другие мелкие предметы. Например, пластмасса, потертая шерстяной тря­почкой, расческа, которой провели по волосам и т. п. Вспоминает с детьми, как после прогулки снимали шерстяную шапку, и волосы притягивались к ней. Спрашивает у детей, когда еще предметы могут притягиваться другу к другу, видели ли они когда-нибудь магнит, есть ли у них магниты дома на холодильнике, магнитная доска с цифрами и буквами в группе.

Воспитатель демонстрирует детям, как при помощи магнита можно отклонять шайбу, подвешенную на веревочке, подбирать рассыпанные по столу скрепки (из них можно построить, подвесив в воздухе, цепочку) или гвозди, как двигается по стеклу фигурка с металлическим основанием, если с другой стороны подставить и водить магнит.

Педагог рассказывает детям, что магнит притягивает не всей своей поверхностью, а только концами. Показывает на примере двух магнитов, как они отталкиваются одинаковыми полюсами и при­тягиваются разными. Если в группе есть магнитные конструкторы, то эти свойства можно проверить наглядно. Некоторые предметы (например, металлические шарики), могут намагничиваться и в свою очередь притягивать другие предметы, но это их свойство сохраня­ется недолго. Воспитатель предлагает детям поднять со дна стакана при помощи магнита два брошенных туда железных гвоздика или скрепки.

Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Есакова «Магнит»:

Красно-синенький магнит Гвоздики к себе манит. Оттолкнулся плюс от плюса, А вот к минусу прилип. К холодильнику, плите, Ножницам, иголкам, Печке, утюгу, винтам, Ножику, заколкам. Так прилип — не оторвешь! А на клей он не похож.

Вместе с воспитателем дети анализируют, какие предметы при­липают к магниту, а какие нет (например, ластик, карандаш, сте­клянный стакан, керамическая чашка и т. п.). Делает вместе с детьми вывод о том, что некоторые предметы притягиваются магнитом, а

 

33 Заказ 1583


 

 

другие нет, те предметы, которые магнит притягивает, сделаны из металла.

Воспитатель объясняет, что в некоторых случаях подносить магнит к вещам опасно: например, нельзя прикасаться им к компьютеру, магнитным электронным карточкам, часам, потому что от этого может нарушиться их работа.

Воспитатель показывает детям компас и объясняет, как им поль­зуются люди. Предлагает детям поворачивать компас в разные сто­роны и наблюдать за стрелкой, убедиться в том, что стрелка всегда будет показывать в одну сторону. Стрелка компаса направлена на север. В противоположной стороне находится юг, слева — запад, а справа — восток.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения Андрея Усачева «Магнитная стрелка»:

Магнитную стрелку на север манила Какая-то всем неизвестная сила.

И вот разгорелись научные споры: Что тянет ее в ледяные просторы? Медведи? Тюлени? Коварные льды? А может, сиянье Полярной звезды?

А вдруг она чувствует на расстоянье Могучее северное сиянье? А может быть, слышит сигналы судов, Застрявших в ночи средь арктических льдов?

А вдруг оттого эта стрелка дрожит, Что видит, как в воду ныряют моржи?

Учитель Попов, улыбаясь, ответил: - Ох, любите вы фантазировать, дети! Науке известно давно, что манит Магнитную стрелку обычный магнит...

Воспитатель вспоминает с детьми, как найти что-то в городе — узнать адрес, спросить или посмотреть на карте, где находится эта улица, как к ней пройти или проехать. А как узнать, куда надо идти в лесу или в море? В этих случаях помогает компас. С помощью компаса люди узнают, в какую сторону (на север, на юг, на запад или на восток) им нужно идти в лесу или плыть на море.

Воспитатель предлагает детям найти предметы, которые он спрятал заранее в группе, с помощью компаса, задавая детям направление, куда нужно двигаться: на север, на юг, на запад или на восток (дети могут ориентироваться на буквы В и 3, обозначенные на компасе). Например, «чтобы найти мишку, надо идти на север» и т. д.

После занятия. Воспитатель может предложить детям во время прогулки искать с спрятанные предметы с помощью компаса на участке детского сада.


ЯНВАРЬ. 18 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На предстоящей неделе педагог с детьми продолжат «путешествие» по разным частям света. Дети узнают об Антарктиде, истории ее открытия; работе полярни­ков; животном мире этого континента, прочитают познавательные рассказы о пингвинах. Полученные представления отразятся в кол­лективной аппликативной композиции об отважных путешественни­ках, покорителях Южного полюса, лягут в основу совместной работы при конструировании современной «полярной станции». Также дети пластическими средствами изобразят пингвинов на льдине, нарисуют полярное сияние. Все эти работы разместятся на одном пространстве, создав подобие макета этого интересного континента.

Внутри этой интересной работы воспитатель будет решать сле­дующие задачи: вовлекать детей в содержательное общение, диа­лог; побуждать высказывать предположения, рассуждать, обобщать новую информацию в форме короткого текста, обогащать словарь глаголами, составлять простые предложения с напечатанными словами-глаголами на занятиях по развитию речи. На занятии по ху­дожественной литературе дети будут учиться пересказывать события, описанные в рассказе, с позиции героев произведения (от первого лица). На занятиях изобразительного цикла у детей будет совершен­ствоваться техника скульптурной лепки, они освоят способы тушевки и штриховки в рисовании пастелью; особое внимание будет уделено закреплению навыков коллективной работы: умению договориться, обсудить замысел, распределить работу, довести дело до конца.

33*

Педагог познакомит детей с понятием «задача», будет учить их приме­нять нужное арифметическое действие, «записывать» его с помощью кар­тинок и знаков» «+ и «=», закрепит умение определять время по часам.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день Утро Игры по инициативе детей
------- ■----------------------- Занятия 1. Познание окружающего мира. «Путеше­ствия и открытия. Антарктида» 2. Конструирование из деталей конструкто­ра. «Исследовательская станция» 3. Физкультура № 18.1. Разучивание техники прыжков боком с опорой руками на предмет. Совершенствование умения перестраиваться из одной колонны в три в движении. Развитие ловкости (упражнение в равновесии — про­ходить по скамейке, перешагивая набивные мячи, приседая на середине и выполняя пово­рот; раскладывая и собирая мешочки с песком; прокатывая мяч перед собой и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
Прогулка Наблюдения в природе Эстафеты и подвижные игры на санках Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Просмотр мультфильма о пингвиненке Лоло. Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Математика № 18 2. Художественная литература. «Про пингви­нов» (рассказы Г. Снегирева) 3. Музыка № 18.1. Слушание музыки: «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волги­ной; Пение: распевки на интонациях разучи­ваемых песен; «Бравые солдаты» Муз. А. Фи­липпенко, ел. Т. Волгиной, Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдатиков»; Музыкальное движение: «Сказочный танец» (Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Песенка сказочника»)
Прогулка Наблюдения в природе Разучивание элементов игры в хоккей: вести шайбу клюшкой, забивать шайбу в ворота Подвижные игры по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей Просмотр мультфильма о необычном пинг­виненке «Делай ноги»
3 день Утро Разные виды детских игр
  Занятия 1. Природа «Антарктида. Путешествие к Юж­ному полюсу» 2. Развитие речи и начала грамоты. «Большой холодильник» 3. Аппликация. «Отважные полярники»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка: закрепление уме­ния выполнять на лыжах подъем на склон «лесенкой» и спуск с него в низкой стойке. Совершенствование умения ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом. Развитие выносливости (прохождение дистанции на лыжах 500-600 м)
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей
4день Утро Игры по инициативе детей
■ : :   Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «В Антар­ктиде среди льдин» 2. Лепка. «Пингвиний пляж на льдине» 3. Музыка № 18.2. Слушание музыки: «Все мы моряки» муз. Л. Лядовой, ел. М. Садовского. Пение: распевки на интонациях разучиваемых песен; «Все мы моряки» муз. Л. Лядовой, ел. М. Садовского; «Бравые солдаты» муз. А. Фи­липпенко, ел. Т. Волгиной, Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдатиков». Игра на детских музыкальных инструментах: Д. Шостакович, «Шарманка», «Вальс-шутка», Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оло­вянных солдатиков»
Прогулка Наблюдения в природе Разучивание элементов игры в хоккей: вести шайбу клюшкой, забивать шайбу в ворота Подвижные игры по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда  
Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Рисование. «Полярное сияние» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 18.2. Разучивание перестро­ения из трех колонн в одну. Совершенствова­ние умения лазать по гимнастической стен­ке вверх, вниз (в одном темпе, с изменением темпа). Развитие быстроты (выполнение цик­ла движений в быстром темпе в усложненных условиях —быстрый бег змейкой; преодоление полосы препятствий в быстром темпе и т. д.)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры с шайбой и клюшкой Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Дети выносят на улицу вертушки, флю­геры, наблюдают за ветром, определяют, сильный он или слабый. Ищут разные приметы ветра: как наклонен дым, качаются ли ветки, и т. п.

Воспитатель готовит заранее карточки с силуэтами деревьев, Кустарников, которые растут на территории детского сада или в


ближайшем парке, лесу. На прогулке дети получают карточки и с по­мощью воспитателя находят нужные деревья, трогают, нюхают кору, отмечают особенности их строения. Например, у липы черный ствол с мелкими трещинками, похожими на морщинки, ветки толстые, почки красновато-коричневые, круглые, плотные, на ветках можно обнаружить отдельные семена с крылышком; у клена почки похожи на черные или коричневые шарики, которые находятся друг напро­тив друга, ветки у этого дерева прямые, кое-где на ветках остаются семена; у осины очень гладкий, зеленоватый ствол, острые почки; у тополя светло-серый ствол и большие, длинные клейкие, пахнущие тополем, коричневые, покрытые пушком почки, которые расположены на ветках следующим образом: одна справа, потом одна слева и т. д.; ольху можно определить по маленьким черным шишечкам; березу — не только по коре, но и по тонким коричневатым веточкам; ясень — по плодам, которые остаются зимой на ветках; дуб — по толстому морщинистому стволу и толстым веткам, почки у дуба расположены по несколько штук на кончиках веток, часто на дубах остаются бурые листья; шиповник можно узнать по колючкам. На следующей про­гулке каждый ребенок получает карточку определенного дерева или кустарника и уже сам пробует найти нужное дерево, объясняет, чем оно отличается от других. Особое внимание дети уделяют дереву, за которым они наблюдают, рисуют его силуэт, определяют, по каким приметам его можно узнать зимой. Одновременно они продолжают наблюдать за тем, как выглядит дерево в разное время года. Если нужно, сгребают под деревья снег, чтобы корни не промерзали.

Воспитатель напоминает детям сказку «Двенадцать месяцев» и предлагает посмотреть, есть ли под снегом зеленые растения. Дети вместе с воспитателем раскапывают снег в разных местах территории детского сада (на газоне, на клумбе, там, где росли сорные расте­ния) или в лесу. Под снегом можно обнаружить полевые анютины глазки, пастушью сумку и другие растения. Дети рассматривают их, воспитатель рассказывает, что сейчас эти растения спят под теплым снежным одеялом, которое защищает их от морозов. Весной они просыпаются и начинают расти.

Дети ищут на территории детского сада участки, на которых есть лед, трогают его, пытаются разбить, выясняют, скользкий он или нет, катаются с ледяных горок.

Наблюдения в уголке природы. Воспитатель обращает внимание детей на то, что день становится длиннее, а ночь короче. Не за го­рами уже весна. В уголке природы можно посадить разные растения. Педагог обсуждает с детьми, какие растения они будут сажать, пред­лагает начать собирать семена, луковицы для посадки, готовить почву, емкости, в которые посадят растения. По желанию дети приносят посадочный материал из дома. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть семена, сравнить, чем они похожи, чем отличаются, рас­сказывает, от каких они растений, показывает рисунки, фотографии


этих растений. Дети вспоминают, где они видели такие растения, растут ли они на территории детского сада, на даче, огороде, решают, какие из растений можно будет использовать в пищу, какие — для обитателей уголка природы, какие высадить на территории детского сада на клумбах. Можно вырастить растения, например гиацинты, в подарок мамам к 8 марта. Воспитатель вместе с детьми готовит почву, напоминает, из чего она состоит. (Дети вспоминают мате­риал занятия «Почва»), рассматривают ее через лупу. Добавляя при необходимости в почву песок, воспитатель напоминает детям о его свойствах. (Дети вспоминают материал занятия «Песок и глина».) Воспитатель обсуждает с детьми, в каком месте помещения лучше всего посадить растения, напоминает о роли света в жизни растений. Дети сами выбирают самые освещенные, самые затененные места и решают, где должны располагаться посадки светолюбивых, а где — теневыносливых растений.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Если образовательная работа на неделе заинтересует детей, им захочется отразить свои впечат­ления в сюжетно-ролевых играх. Педагог может дополнить предметно-игровую среду, помочь детям обыграть поделки, созданные на занятиях по конструированию и лепке. Можно вызвать интерес детей к игре следующим образом: педагог создает некоторую композицию из столов и стульев и накрывает ее белой тканью — получился айсберг, рядом располагаются игрушечные животные — обитатели этой природной зоны. Если нет таких игрушек, можно вырезать соответствующие кар­тинки, наклеить их на картон и расставить на «айсберге». Созданная ситуация задает тематику игры. Все остальные атрибуты, которые могут понадобиться детям, изготовляются по ходу игры из подручных средств (веревок, картона, бумаги, строительного набора, ткани и пр.) Но, для этого необходимо, чтобы среди готовых игрушек постоянно была ко­робка или ящик с таким материалом. Тогда дети смогут, не отвлекаясь от игры, создать необходимые предметы, например, вырезать контур кита из бумаги или поролона, сделать «сугробы» из ткани, создать из строительного материала или веревки контур ледокола и пр. В этом возрастном периоде дети все чаще трансформируют неоформленный материал и наделяют его игровым значением.

Народная игра «В снежную башню»1 (Ярославская область)

Дети лепят из снега башню, затем делятся на 2 команды. Одна команда становится сторожами. Другая должна захватить башню. Дети из этой команды встают вокруг башни на расстоянии 5-6 шагов и припевают:

2 Науменко Г. М. «Русские народные детские игры с напевами». — М.: Либерея,


 

i

Мороз — Красный нос Холод-стужу принес, На дороге начудил, Башню снежную слепил. Кто встал в кружок, Бросай снежок!

Дети из захватывающей команды кидают снежки, стараясь раз­рушить башню. Охраняющие стараются отбить снежки. Каждый бросает только по 1 снежку. Если не удается разрушить башню, то команды меняются местами и игра продолжается.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Путешествия и открытия. Антарктида»

Задачи. Знакомить детей с названиями частей света, с располо­жением частей света на глобусе. Формировать представления об Антарктиде, истории ее открытия, жизни людей там.

Материал. Глобус; иллюстрации, на которых изображены Антар­ктида и антарктические исследовательские станции.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать «Ко­роткое стихотворение про длинное путешествие» (авторы — Рената Муха и Вадим Левин):

Вы ничего не слышали

о Маленьком Пингвине? А он на крайнем Севере, на Самой

Крайней Льдине, Без валенок, расстроенный,

стоит в снегу по пояс — Он шел на ужин к Бабушке

и перепутал полюс. Попал на полюс Северный, а сам

хотел на Южный, И вот стоит растерянный

и, кажется, простуженный. На Самом Крайнем Севере,

на Самой Крайней Льдине, Где не было до этого пингвинов

и в помине. Где миллионы айсбергов, а, может,

даже тыщи, Где никакая Бабушка Пингвина

не отыщет, Стоит Пингвин заброшенный,

один в глуши арктической И ничего хорошего уже

не ждет практически. Но тут пригрело Солнышко,

и откололась Льдина,


И к Бабушке в Антарктику

доставила Пингвина. И кончилась история совсем

не так уж плохо, Обрадовалась Бабушка,

на радостях поохала: «Ну вечно происшествия!

Ведешь себя как маленький! Уходишь в путешествие

И забываешь валенки!»

Педагог спрашивает у детей, знают ли они, что такое полюс, о каком Северном и Южном полюсе говорится в этом шуточном сти­хотворении. Воспитатель показывает детям и рассматривает вместе с Ними глобус. Обращает внимание детей на то, что на глобусе есть два места, обозначенные белым цветом, спрашивает детей, почему для них выбран именно белый цвет, делает вывод с детьми, что в этих местах круглый год лежит и не тает снег и лед. Рассказывает, что на севере вечные льды покрывают воду Северного Ледовитого океана, а на другом конце Земли многокилометровый лед покрыва­ет землю, это и есть Антарктида. Показывает детям, где находится Антарктида.

Педагог показывает детям на глобусе, где находится их город, наша страна. Вспоминает вместе с детьми, что показано на карте и на глобусе синим, зеленым, желтым, коричневым цветом (моря, реки, озера, леса, пустыни и горы). Показывает и называет части света (Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка).

Рассказывает детям, что очень долго люди не знали, что на нашей Земле есть такое место — Антарктида. Ведь раньше не было космиче­ских кораблей, с которых космонавты могут увидеть всю нашу Землю. Не было самолетов, которые могли бы пролететь много-много кило­метров без остановки, и с которых можно хорошо рассмотреть все, что находится внизу. Не было и сильных кораблей ледоколов, которые могут плыть среди льдов, разламывая льдины своим носом. И только на парусны







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.