|
ЛЕПКА рельефная «Садовые цветы»Задачи. Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Садовые цветы». Учить детей грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом. Показать новые приемы лепки (получение двух- и трехцветного образа); развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (жостовской росписи). Предварительная работа. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционном промысле села Жостово. Экскурсия в музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем, искусствоведом или с родителями — в выходные дни). Организация в детском саду мини-музея или «музея в чемодане» («в сундучке»), экспонатами которого могут быть предметы старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесенные родителями для временной экспозиции. Знакомство с жостовской росписью на металлических подносах. Изготовление аппликаций из природного материала по мотивам жостовской росписи. Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов (например, «Фрукты» И. Хрупкого, «Персики» П. Кончаловского, «Фрукты» Ф. Снейдерса, «Синие сливы» И. Машкова). Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, основа для пластилиновых картин — из картона (круги, квадраты). Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, как они рисовали «Осенние букеты из Жостова» и составляли аппликацию «Осенние чудо-букеты» из красивых листьев и лепестков цветов. Затем педагог сообщает, что необычные осенние картины можно не только нарисовать, но и слепить. Показывает технику рельефной лепки и поясняет, что такой способ напоминает технику рисования масляными красками: «Отщипываю кусочек пластилина желтого цвета, прижимаю к бумаге и слегка размазываю пальцем, будто это осенний листок сорвался с ветки и кружится в воздухе или лепесток осеннего цветка, медленно падающий на землю. Потом отщипываю кусочек пластилина оранжевого (красного, розового, бордового) Цвета, прикрепляю на некотором расстоянии от желтого и тоже слегка размазываю...» Затем педагог показывает детям жостовский поднос и спрашивает, удастся ли изобразить такие красивые цветы на пластилиновой картине и каким образом можно передать сложные цвета и оттенки (например, не желтый, а желто-оранжевый с красными прожилками). Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет и описывает варианты: — можно смешать в одном комочке пластилина 2-3 цвета и ле — можно слепить лепестки одного цвета, а потом поверх нало Информация для педагога. «Пластилиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки в таком локальном по цвету материале, как пластилин. Это обогащает и разнообразит его палитру, сближает лепку с рисованием красками. Условно можно выделить два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2—3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться 2-3, затем можно поэкспериментировать с 3—5 цветам. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки (розовый, голубой, бежевый и др.). После занятия. Детские работы используются для оформления группы или зала к празднику «Ярмарка». РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Мои шутки и смех веселят всех» Задачи. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уточнить значение обобщающего наименования «одежда». Уточнять и закреплять произношение звуков ч, щ. Учить проводить звуковой и слоговой анализ слова. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письменной речи. Побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры, объединять предложения в короткий текст. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка Петрушка, кузовок; карточки с загадками; картинки с отгадками: черепаха (2), щетка (2), плащ, грибы, лисички; доска, мел, наборное полотно; игрушки и предметы: шляпы, береты, платки, накидки, палка-лошадка, дудочки, ободки и маски зверей: коза, курица, заяц (по усмотрению воспитателя). Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку: Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка)1 Появляется Петрушка. Приветствует детей, предлагает поиграть с ним. Далее все занятие ведется от лица Петрушки. На столе раскладываются карточки с загадками, а в кузовке Петрушки — картинки-отгадки. Того, кто будет отгадывать загадку, выбирают с помощью считалки: «ча-ча-ча, щу-щу-щу, я отгадку отыщу!» Выбранный считалкой ребенок берет наугад карточку с загадкой. Петрушка зачитывает загадку. Ребенок ищет картинку-отгадку в кузовке и выставляет ее на панно. Если ребенок не справляется с заданием, дети ему помогают. Отгадавший ребенок (или тот, кто ему помог) выбирает следующего игрока. В процессе отгадывания загадок Петрушка ведет с детьми диалог: задает наводящие вопросы, подсказывает, удивляется, хвалит. Используются следующие загадки: По песку ползет без страха Костяная... (черепаха)2. Людям часто я нужна, Автор — А. Аркадьева. 2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 18.
Я похожа на ежа. Колкие щетинки Уберут пылинки. (Щетка) Как зонт от дождя укрывает, От ветра холодного нас защищает. (Плащ) Медленно ползет, Домик на себе везет, Панцирь будто щит Из кусочков состоит. (Черепаха) С пастой я зубной дружна. Рано утром вас встречаю, Перед сном вас поджидаю, Зубы чистить помогаю. (Зубная щетка) Солнца яркие лучи Разукрасили грибы, И стоят в траве сестрички, Это — рыжие... (лисички)1. Затем Петрушка задает детям каверзные вопросы: — Какой звук слышится в словах «Черепаха», «лисиЧки»? В сло — Где находится звук ч в слове «черепаха»? «Лисички»? В начале, — Где находится звук щ в слове «щетка»? «Плащ»? — Сколько слогов в слове «черепаха»? В слове «лисички»? (Педа — Как можно назвать одним словом эти предметы: рубаха, плащ, — Какую одежду вы знаете? — Какие головные уборы вы знаете? — Какую обувь? Петрушка вразбивку подходит к отдельным детям, выслушивает ответы, исправляет ошибки. После этого Петрушка предлагает детям встать в круг и разучить скороговорку: «Ткет ткач ткани на платье Тани»2. Дети идут по кругу, произносят скороговорку в медленном темпе, негромко; затем — в умеренном темпе, шепотом; помогают себе, сжимая и разжимая кулаки. Повторяется 3-4 раза, после чего дети садятся на места. Затем педагог говорит, что Петрушка прослышал, что дети умеют читать и писать, и хочет это проверить. Петрушка пишет на доске ' Автор загадок — А. Аркадьева. 2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Науменко Г. М. — М: Детская литература, 1983. С. 3. слово ЦИРК и просит детей прочитать его. Затем Петрушка просит детей написать на доске слова: ШАР, ЖИРАФ. Спрашивает у детей, кто может написать слово ШАРФ? В случае затруднения воспитатель помогает, подсказывает. Педагог говорит, что Петрушка хочет потешить, рассмешить детей. Читает перевертыши: Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор, На булановой телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нем с карманом, А жилетка с каблуком, Подпоясался дубиной, Опирался кушаком1. Петрушка обращает внимание детей на разложенные на столе элементы костюмов для ряжения: шляпы, береты, платки, накидки, палку-лошадку, дудочки, ободки, «звериные» маски и т. п. Петрушка предлагает детям отобрать нужные им предметы и сочинить свои небылицы. Вызывает желающих детей по одному. Возможен вариант совместного сочинения двух-трех детей. Игра переходит в свободную деятельность детей. КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Карусель, карусель» Задачи. Продолжать знакомить детей со способом закручивания круга в конус. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления общей поделки. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Материалы, инструменты, оборудование. Воспитатель заготавливает круг диаметром примерно 30-35 см — для крыши карусели, прямоугольник — для опорной ножки карусели; также понадобится картонный круг-основа, толстые нитки. Для каждого ребенка готовит по несколько кругов различного диаметра (от 3 до 5-9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и др. материалы. Педагог заранее изготавливает несколько поделок этим способом. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. Т. 3. — М: Русская книга, 1993 *-• 697. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они кататься на карусели? Где можно увидеть карусели? Говорит, что ни одно народное гуляние, тем более ярмарка, не обходилось без этого развлечения. Предлагает детям смастерить свою игрушечную карусель и разместить на ней бумажные игрушки, сделанные из конусов. Воспитатель вспоминает с детьми способ закручивания круга в конус (читает отрывок из стихотворения Г. Д. Егорова): Красный круг так расхрабрился, Взял и пополам сложился, Половинки приподнял, В конус закрутил и встал. Показывает разные поделки, изготовленные на основе «низкого» конуса и дополнительных плоскостных деталей (см. рисунок); обсуждает с детьми, какие детали можно изменить или добавить, чтобы получить другую поделку. Предлагает детям смастерить поделку по образцу или придумать свою, а затем разместить на карусели. Обращает внимание детей на то, что крыша карусели — это тоже конус, только большой. Приглашает 1-2 желающих детей для изготовления карусели. Дети склеивают большой круг в конус, прикрепляют к нему изготовленную из бумажной трубочки ножку и основу из картонного круга, по краю крыши делают дыроколом дырочки, нарезают нитки определенной длины для крепления тех игрушек, что изготовят дети. Воспитатель оказывает помощь как им, так и другим детям, изготавливающим поделки. Готовые детские работы рассматриваются и обсуждаются. Затем дети вешают свои поделки за ниточки на карусель. Рядом с поделками детей расставляются небольшие карточки с соответствующими знакомыми детям и новыми словами, например: ЛИСА, ЛЯГУШКА, МЫШКА, ЧЕРЕПАХА, ЦАРЕВНА. Новые слова предварительно прочитываются: воспитатель ведет пальцем внизу слова слева направо и «читает» его вместе с детьми. Знакомые слова дети читают и размещают сами. Общая поделка остается в группе на несколько дней. Если в группе много детей, лучше сделать 2-3 карусели, чтобы игрушки разместились более свободно.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «По щучьему веленью» (русская народная сказка) Задачи. Познакомить детей с понятием «докучные сказки» (их смысл и ситуации использования). Учить внимательно слушать русскую народную сказку, запоминать события, участвовать в коллективном пересказе. Учить с помощью картинок-символов обозначать каждый значимый эпизод сказки и кратко воспроизводить его, используя повторяющиеся сказочные образные выражения. Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям накануне до того момента, как Емеля поехал к царю: «Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду». Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказки, хотят ли, чтобы она рассказала им сказку? После утвердительного ответа рассказывает докучную сказку «Про белого бычка». Важно, чтобы дети участвовали в заданном докучной сказкой диалоге. Рассказчик: — А не рассказать ли вам сказку про белого бычка? Слушатели: — Расскажите. Рассказчик: — Вы говорите «расскажите», и я говорю «расскажите». А не рассказать ли вам сказку про белого бычка? Слушатели: — Нет. Рассказчик: — Вы говорите «нет», и я говорю «нет». А не рассказать ли вам сказку про белого бычка? Слушатели: — Не нужно. Рассказчик: — Вы говорите «не нужно», и я говорю «не нужно». А не рассказать ли вам сказку про белого бычка?..' И так продолжается до тех пор, пока педагог ни увидит, что дети эмоционально прочувствовали смысл этой ситуации. После этого воспитатель говорит: «Так и быть, расскажу я вам другую сказку». Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся. Вот и сказка вся2. Русские народные сказки из сборника А. Н. Афанасьева. — М: Правда, 1982. С 560. 2 Там же. С. 561. Воспитатель спрашивает детей: «Понравилась сказка? Рассказать еще одну?» Жил-был царь, У царя был двор, На дворе был кол, На колу висело мочало — Не начать ли сказку сначала... Жил-был царь...1 Дети выражают свои эмоции или недоумение, а педагог спрашивает их, знают ли они сами похожие сказки? (Например: «У попа была собака, / Он ее любил...). Выслушав ответы, поясняет, что такие сказки называются «докучными», от слова «докучать», т. е. «приставать», «надоедать». Докучные сказки — это короткие шутливые произведения, которые рассказывают детям в ответ на настойчивую просьбу рассказать сказку. Затем педагог спрашивает детей, доводилось ли им слышать от взрослых выражение «Не рассказывай мне сказку про белого бычка»? Подводит детей к пониманию этого выражения (много раз рассказывать об одном и том же, что уже все знают; или говорить ни о чем, пытаясь отвлечь внимание собеседника от того, что его действительно интересует). Например, мама спрашивает тебя, не ты ли съел конфету? А ты ей отвечаешь: «А Вася вчера съел целую кучу конфет». Или: «А бабушка пьет чай с конфетами». Напоминает детям похожую по смыслу пословицу: «Переливать из пустого в порожнее». — Пошутили, посмеялись, — говорит педагог, — а теперь давай Читает окончание сказки. После чтения воспитатель предлагает детям восстановить последовательность событий, происходивших в сказке, с помощью картинок-символов: — Какое необычное событие однажды произошло с Емелей? (Он — Какой значок или картинку мы можем нарисовать к этому — Что произошло дальше? (Дети вспоминают и частично пере 1 Там же. С. 561. 230 Воспитатель просит детей хором проговорить те «волшебные» слова, которые говорил Емеля: «По щучьему веленью, по моему хотенью... Ступайте, ведра сами домой». — Какое следующее желание было у Емели? (Вспоминается Воспитатель просит детей хором проговорить те «волшебные» слова, которые говорил Емеля: «По щучьему веленью, по моему хотенью... Поди, топор, наколи дров, а дрова сами в избу ступайте и в печь кладитесь...» — Каким следующим чудом удивил Емеля своих невесток? (Дети И так далее по эпизодам: — как топор сам рубил дрова, а они сами валились в сани; — как дубинка колотила народ; — как Емеля на печи ехал к царю; — как Емеля пожелал, чтобы царская дочь его полюбила; — как Емеля с Марьей-царевной выбрались из бочки; — как поселились они во дворце и стал Емеля красавцем. По каждому эпизоду рисуется символ-картинка (см. рисунок), проговариваются «волшебные» слова. В результате на листе возникает наглядная (предметная) модель, отражающая движение сказочного сюжета. — Какими словами заканчивается сказка? — спрашивает педагог После занятия. В последующие дни педагог может в шутку рассказать детям еще несколько докучных сказок и поиграть с ними. Например: Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную! Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут. Стал ноги из болота вытаскивать — хвост увяз, хвост вытащит — ноги увязнут, ноги вытащит — хвост увязнет, хвост вытащит — ноги увязнут, ноги вытащит — хвост увязнет... — Хороша ли моя сказочка? — Хороша'. Далее педагог предлагает детям посоревноваться, кто из них сможет дольше других рассказывать эту сказку и не сбиться. Каждый игрок рассказывает сказку до тех пор, пока не ошибется. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется и кого остановит сам ведущий. Направленность педагогической работы. На этой неделе дети узнают об устройстве библиотеки, о том, как делаются книги, вспомнят героев своих любимых произведений. Продолжится работа по ознакомлению дошкольников с волшебными сказками — на этой неделе они познакомятся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк». Свои впечатления дети отразят в рисовании по замыслу, а также при создании аппликативного образа «Жар-птицы», что станет основой для изготовления ими собственных книжек с иллюстрациями к сказкам. Также дети познакомятся с книжной графикой И. Билибина, слепят миниатюры по сказке «Царевна-лягушка». Конструируя из бумаги (закручивая круг и полукруг в конус), они будут создавать образы любимых сказочных героев. Тема чтения будет поддержана также на занятиях по развитию речи и начал грамоты. Введенные новые слова позволят продолжить работу по формированию интереса детей к чтению. Тема бережного обращения с книгами будет затронута на занятии по ознакомлению с природой, на котором дети получат представление о разнообразии лесов, о взаимосвязях обитающих в них растений и животных с окружающей средой и друг с другом. На занятиях по математике дети закрепят представления о составе числа и отношениях между числами внутри числового ряда, будут учиться пересчету в обратном порядке.
1 Русские народные сказки из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982. С. 560.
Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам воспитатель.) Наблюдения на прогулках. Воспитатель рассматривает с детьми широколиственные породы деревьев (дуб, клен, липу, ясень), обращает внимание на их крону, обсуждает, чем они отличаются от хвойных пород (в это время года). Дети ищут под деревьями их плоды, семена, опавшие листья, веточки, собирают их и несут в группу. Дети сравнивают два дерева — хвойное и лиственное, например клен и ель: чем похожи и чем отличаются эти растения. Например: похожи тем, что у каждого из них есть один большой ствол (это Деревья), есть ветки, кора, плоды, семена. Отличаются по форме кроны. У ели особые листья — хвоинки. У клена бывают цветки, а у ели — нет. На ели растут шишки, а на клене — семена-летучки и т. п. Прилетают ли на эти деревья птицы? Кто ест плоды и семена этих растений? Есть ли насекомые на стволах? Дети исследуют кустарник шиповник, собирают его плоды; приносят в группу плоды орешника. Если в городе, поселке есть памятники природы (старые дубы, липы) или природные парки, воспитатель организует экскурсию для знакомства с широколиственными деревьями. В регионе, где растут широколиственные леса, воспитатель с детьми сравнивают разные широколиственные породы, выясняют, на каких из них осталось больше листьев. Дети проверяют, опадают ли листья у липы. (Считается, что листопад у этого дерева начинается в начале октября.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что на многих дубах еще остались листья, хотя они и сменили зеленый цвет на бурый. Дети слушают, как падают желуди, воспитатель предлагает рассмотреть место, куда они упали, и решить, вырастут ли из этих желудей маленькие дубочки. Педагог объясняет, что прорасти смогут только те желуди, которые спрятались среди влажных опавших листьев. Листья не дают им высохнуть, а зимой одеяло из таких листьев и снега спасает желуди от сильного мороза. Дети выбирают крупные, неповрежденные желуди, чтобы высадить их в группе. Наблюдения в уголке природы. Дети высаживают желуди и начинают наблюдать за тем, как они прорастают. (Эти наблюдения продолжаются в течение всего времени роста дуба: до тех пор, пока его не высаживают на территории детского сада.) Дети, которые занимались по данной методике в старшей группе, изучая эту тему, вспоминают материалы занятий: «Дерево — дом и столовая для животных» и «Лесной дом». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Дети очень любят слушать сказки, мастерить или рисовать сюжеты и героев, которые им больше всего запомнились. Но, как показывает практика, в самодеятельной игре детей сказочные сюжеты не так популярны. Почему? В игре ребенок сам себе хозяин, он ощущает чувство внутренней свободы. Сказка же, как и любое другое литературное произведение, имеет определенную структуру, последовательность событий. В ней все, даже отношения персонажей, задано наперед. Детям сложно следовать конкретной сюжетной канве, правилам определенной сказки, отвечать характеристике ее персонажей. Эта «несвобода» и мешает разыгрывать сказочные сюжеты. Воспитатели на занятиях нередко используют сказки для пересказа или разыгрывания отдельных эпизодов. Но это воспринимается детьми как обязательность, заданная взрослым, поэтому они активно проявляют желание участвовать. А вот воплощение сюжета в своей собственной игре бывает очень редко. Осложняется ситуация еще и тем, что в игре по сказке все участники должны контролировать действия друг друга, чтобы вовремя произнести свою фразу, вступить в определенное взаимодействие с партнерами. Дети же предпочитают в игре полную импровизацию. Но все-таки игры-драматизации очень привлекательны и для детей и для педагогов, которые не должны оставаться в тени педагогической работы, но и не должны присутствовать только на уровне воспроизведения текста. Как этого добиться? Персонажи сказок могут стать «друзьями» в творческой игре ребенка. Педагог может дать ощущение желаемой свободы ребенку, предоставив персонажам возможность действовать так, как они захотят. Например, он может предложить детям придумать «свою» сказку, в которой будут действовать любые герои, выбранные детьми. Или может подключиться к игре детей (с их согласия), взяв на себя центральную роль (например, мышки из сказки «Теремок»), что позволит выполнять функции режиссера. При сохранении общей сюжетной канвы сказки, дети могут вводить в игру других персонажей — всех, кого захотят: гномов, Айболита, Буратино и пр. Педагог в роли мышки встречает каждого персонажа и развертывает с ним диалог: не просто спрашивает, кто он и приглашает в теремок, а интересуется, из какой он сказки, что умеет делать, какой у него характер и пр. Тогда ребенок-партнер вынужден будет раскрыть характеристику своего героя: например, мама-коза пришла в теремок не жить, а посмотреть, кто у нее в соседях и рассказать свою историю про волка и про то, что надо быть осторожным в лесу. Таким образом, характеристики сказочных персонажей обогащают роль, между детьми возникает общение. Мы не лишили образ внутренней свободы, наоборот, он стал более доступен и интересен детям. Если детям понравится эта игра, они усвоят такой способ создания игрового сюжета, и в дальнейшем участие воспитателя не будет обязательным (исключая ситуации, когда дети сами приглашают педагога в игру как интересного партнера). Наблюдая за действиями детей, взрослому становится понятно, какие персонажи детям нравятся, как надо обогатить игровую среду, какие персонажи, атрибуты, элементы костюмов добавить. Одновременно поощряется и поддерживается инициатива детей по проживанию в игре событийных и других сюжетов. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Книги и библиотеки» Задачи. Познакомить детей с устройством библиотеки. Рассказать, какие виды книг существуют. Познакомить с тем, как делаются книги. Материалы, инструменты, оборудование. Несколько разных книг, на обложке которых есть слова «стихи», «сказки», «рассказы». Плакат с буквами русского алфавита. Две половинки и один целый лист писчей бумаги. Содержание занятия. Воспитатель проводит занятие в виде экскурсии в библиотеку детского сада или использует для показа книги из книжного уголка группы. Педагог обсуждает с детьми, какими бывают книги, какие из них больше всего любят и читают дети, какие книги дети с родителями покупают в магазине. Напоминает, с какими книгами они знакомились в прошлом году; спрашивает, как отличить книжку для самых маленьких детей (она с толстыми страницами из картона, чтобы малыши не могли ее порвать), чем отличаются детские книжки от книжек для взрослых (в детских книжках много картинок) и т. д. Педагог рассказывает детям, что многие люди очень любят читать и собирают у себя дома много разных книжек. Такое собрание книг называется «библиотека». Небольшая библиотека есть дома почти у каждого. Но есть специальное место, где хранится очень много самых разных книг и куда может прийти любой человек и взять на время любую книгу, которая ему понравится. Такие библиотеки есть в каждом городе или поселке, а в больших городах — в каждом районе. В таких библиотеках хранятся тысячи и даже миллионы книг. Для больших библиотек строят специальные здания. В Москве, например, находится главная детская библиотека нашей страны; в этом здании несколько этажей, и на каждом этаже хранятся разные книги. Воспитатель спрашивает детей, как среди такого большого количества книг найти нужную; подводит детей к мысли о том, что нужно хранить вместе похожие книги (т. е. сортировать их): например, в одном месте — книги для самых маленьких, в другом — сказки, в третьем — энциклопедии, в четвертом — альбомы по искусству и т. д. Но все равно, даже если все книги рассортировать по жанрам и возрастам, их окажется очень много и будет трудно отыскать нужную книгу. Воспитатель рассказывает детям, что книги в библиотеке стоят по порядку — по фамилии автора или названию. Спрашивает у детей, знает ли кто-нибудь из них, что такое алфавит; объясняет, что алфавит — это все буквы языка, выстроенные в определенном порядке. В алфавите у каждой буквы есть свое место, например в русском алфавите первая буква — А, вторая — Б, третья — В, четвертая — Г и т. д. Объясняет детям, что книги в библиотеке стоят по порядку в соответствии с буквами алфавита. Сначала книги, название которых начинается с буквы А (например, азбука); или книги, которые написаны авторами, фамилии которых начинаются на А (например, Андерсен). Затем — на букву Б (например, известные детские книги, которые написали Барто и Берестов) и т. д. Воспитатель рассказывает, как взять книгу на дом в библиотеке. Нужно заполнить специальную карточку — назвать свою фамилию, имя и адрес, где ты живешь. Педагог может попросить некоторых детей вспомнить и назвать свой адрес, который они учили в сентябре. Затем педагог предлагает детям самим сделать свои библиотечные карточки (формуляры): для этого нужно сложить пополам четвертинку писчего листа бумаги и написать на нем свое имя и, если это необходимо, первую букву фамилии. Эти формуляры могут быть использованы в дальнейшем для работы библиотеки в группе. После этого педагог показывает детям разные книги, обсуждает с детьми, как они сделаны (отдельные листы скреплены скрепками, сшиты нитками и т. п.) Воспитатель спрашивает у детей, из чего сделаны листы книг (из бумаги); рассказывает, что раньше их делали не только из бумаги. Их делали из кожи; из тонкой ткани, которая называется шелк; из больших листьев деревьев; из деревянных палочек. Книги из шелка сворачивали в рулон, как мы сейчас сворачиваем обои. Чтобы прочитать такую книгу, ее приходилось разворачивать, точно так же, как разворачивают рулон обоев. Некоторые книги писали на большом листе бумаги, а потом складывали бумагу гармошкой. Педагог показывает детям, как делались такие книги: одну половинку листа скручивает в рулон, а другую складывает гармошкой. Спрашивает детей, как можно хранить такие книги? Как они думают, удобно ли такие книги читать. Затем воспитатель берет целый лист бумаги, складывает его 3 раза пополам и получает заготовку для современной книжки. Воспитатель демонстрирует детям, как сделать из этого «книжку»: скрепляет заготовку степлером (там, где у «книжки» «корешок) и разрезает по сгибу странички. После занятия. Сделанная воспитателем книжка-малышка оформляется рисунками детей (по желанию). КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Герои любимых книг» Задачи. Закрепить способ закручивания круга и полукруга в конус. Учить придумывать и создавать разные новые образы, комбинируя два изв< ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|