Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АППЛИКАЦИЯ из ткани «Красивые светильники»





Задачи. Учить детей создавать по представлению образы кра­сивых бытовых предметов. Обогащать изобразительную технику (показать особенности аппликации из ткани). Познакомить с вы­кройкой как этапом планирования работы. Закрепить и системати­зировать представление о геометрических фигурах (пары объемных тел и плоскостных фигур). Формировать умение самостоятельно выбирать адекватные изобразительно-выразительные средства. Раз­вивать чувство формы, пропорций, способности к композиции. Воспитывать художественный вкус.

 

Предварительная работа. Рассматривание светильников, уточне­ние представления об устройстве и назначении этого вида электро­приборов на предыдущем занятии по познанию окружающего мира. Рассматривание лоскутков ткани и рисование узоров для тканей на занятии в старшей или в этой группе.

Материалы, инструменты, оборудование. Кусочки ткани разного размера и различной расцветки (плотные или накрахмаленные), ножницы, бумага для выкроек, мелки, бумага цветная плотная или цветной картон (для фона), клей, салфетки бумажные и ма­терчатые; формы светильников (из однотонной бумаги). Два-три светильника разной формы, выполненных в технике аппликации из ткани.

Содержание занятия. Педагог показывает детям изображения 2-3 светильников разной формы, выполненных в технике аппли­кации из ткани, и просит определить, из чего и как они сделаны. Затем показывает лоскутки ткани разного размера различной рас­цветки. Поясняет, что вырезать из ткани можно точно так же, как из бумаги, или с помощью выкройки. Поясняет особенности работы с выкройкой:

— выбираем лоскут и готовим лист бумаги примерно такого же размера;


 

— задумываем форму светильника, складываем лист бумаги по­
полам, рисуем половинку задуманной формы (сгиб — это середина),
вырезаем ножницами и раскрываем;

— если форма понравилась, накладываем ее на кусочек ткани и
аккуратно обводим мелком, убираем выкройку и вырезаем форму по
нарисованному контуру.

Воспитатель выставляет разные геометрические фигуры, готовые (дидактический материал для занятий по математике) или выре­занные из однотонной бумаги (чтобы цвет не мешал восприятию формы), предлагает детям рассмотреть, назвать или описать слова­ми. Желательно, чтобы в этом ряду были как простые (круг, овал, полукруг, полуовал, треугольник, трапеция), так и сложные формы (колокольчик, тюльпан, «юбочка», «медуза», «гриб»). Педагог по­ясняет, что плафоны светильников могут иметь разную форму, даже самую необычную. Уточняет представление детей об устройстве светильника (основа, или «ножка», плафон, закрывающий лампочку, чтобы свет не «бил» в глаза и был более мягким, рассеянным, шнур с вилкой).

Воспитатель предлагает детям провести конкурс на лучший дизайн-проект «Красивые светильники». Дети выбирают лоскут­ки ткани, листы бумаги или картона (основу для композиций), прикладывают лоскутки к фону, чтобы сверить цветосочетание, и приступают к выполнению творческого задания: вырезают форму светильника, приклеивают на фон и дорисовывают.

После занятия. Оформление выставки и проведение конкурса «Красивые светильники».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Что знал подсвечник»

Задачи. Вовлекать детей в содержательное общение, в диалог. Учить рассуждать. Уточнить значение многозначных слов «ходит», «спустилась». Уточнить знания детей о словесном составе пред­ложения, слоговом и звуковом составе слова, ударении. Вызывать интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Подсвечник со све­чой, мяч, доска, мел. Наборное полотно. Карточки со словами: ИДЕТ (4 штуки), ИДУТ (4 штуки), СНЕГ, ДОЖДИК, МАМА; • (точка).

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку и про­сит обосновать свои ответы:


Таять может, а не лед, Не фонарь, а свет дает.

(Свеча)'

Ставит на стол подсвечник и спрашивает детей, хотят ли они послушать историю подсвечника, которая произошла давным-давно. Зачитывает стихотворение Г. Горбовского «Что знал под­свечник».

Я старый подсвечник. А вы — ротозеи, вы мимо меня прошагали в музее.

Сто пятнадцать лет назад,

или чуть поменьше

(ты тогда и в детский сад

не ходил, конечно), —

жил на свете

тихий дед

с добрыми глазами,

дед по имени — Поэт,

шевелил усами.

За столом, где он молчал, возле теплой печки, полыхали по ночам восковые свечки.

Написал Поэт стишок, Вся бумага в пятнах. Получилось хорошо, только непонятно:

«Ходит дождик по дороге...» (У дождя нашел он — ноги!) «Ночь спустилась...» (Ну и шутит!

Или ночь — на парашюте?) «Вышла бледная луна...» (Может, пудрится она?) «Ветер гладит все вокруг...» (Знать, у ветра есть утюг!)

...Написал Поэт... Зевнул.

Лег на лавку

и уснул.

...А старый подсвечник

в музейном окне

всю ночь улыбался

старушке луне...2

1000 и одна загадка. Сборник загадок в обр. Даля В. И. и Науменко Г. М. / Сост. М. Е. Фрид. - М: Пилигрим, 1997. С. 95.

2 Золотая птица: Поэзия разных стран и народов для детей дошкольного возраста / Сост. Токмакова И. П. — М.: Просвещение, 1996. С. 335.


Педагог спрашивает детей:

— Понравилось стихотворение? Какие отрывки из него вы хоте­
ли бы услышать еще раз? О чем они?

Педагог выслушивает пожелания детей. Спрашивает, не хотели бы они услышать все стихотворение еще раз, и зачитывает его.

Затем воспитатель задает детям следующие вопросы (и выслуши­вает рассуждения детей):

— Подсвечник удивляется стихам поэта. Что ему непонятно?

— Что подумал подсвечник о дожде? («У дождя нашел он —
ноги!»)

— Что подумал подсвечник о ночи? («Ночь — на парашюте?»)

— Как вы понимаете выражение «ночь спустилась»?

— А как вы понимаете предложение «вышла бледная луна»?
Затем педагог предлагает детям объяснить, как они понимают

пословицу «Неученая голова — что фонарь без огня»'. Выслушивает рассуждения детей. Подводит их к пониманию смысла: «Голова пу­стая, без знаний похожа на фонарь, который не светит, не приносит пользы».

После этого организуется игра с мячом. Педагог говорит детям: «Сейчас проверим, какие у вас умные головы. Вставайте в круг. Отвечайте на каверзные вопросы. Отвечает тот, кому я кину мяч». (Бросает мяч детям вразбивку.)

— Назови по порядку все звуки в слове «бра».

— Назови первый звук в слове «лампа».

— Назови последний звук в слове «фонарь».

— Сколько слогов в слове «печка»?

— Какой ударный слог в слове «свеча»?

— Сколько слогов в слове «подсвечник»?

— Сколько слов в предложении «Ходит дождик по дороге»?

 

— Сколько слов в предложении «Старушка луна улыбалась на
небе»?

— Какой ударный слог в слове «тепло»?

После окончания игры все дети садятся на свои места.

Воспитатель предлагает детям прочитать предложения, которые она выложит на наборном полотне: ТЕПЛО. ИДЁТ ДОЖДИК. ХО­ЛОДНО. ИДЁТ СНЕГ. Читает предложения вместе с детьми, затем дети «читают» по очереди. Просит детей составить свои предложе­ния со словом «идет», выслушивает их ответы.

После этого педагог выкладывает предложения: МАМА ИДЕТ. ДОЖДИК ИДЕТ Дети «читают» эти предложения. Затем выклады­вает предложение: СНЕГ И ДОЖДИК ИДУТ. Поясняет: если речь идет об одном человеке или явлении, говорим ИДЁТ, если людей или явлений несколько — ИДУТ.

Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. — СПб.: Литера, 2006. С. 73.


Воспитатель предлагает детям задание: заменить слово «идет» другими словами, близкими по смыслу, например: «мама шагает», «дождик льет», «снег падает, кружится».

Воспитатель берет в руки карточки со словами ИДЁТ и ИДУТ (по 4 карточки с каждым словом), сложенные веером. И объясняет детям задание: «К кому я подойду, тот выберет карточку, прочитает ее и составит предложение с этим словом. Таким образом опраши­вает 7-8 детей.

Затем педагог говорит детям: «Дождик — веселый, а сказка — веселая, чувствуете, как изменилось слово — веселый, веселая». Просит детей ответить на следующие вопросы:

— О ком или о чем можно сказать словом «веселый»? (Праздник,
мальчик, день и др.)

— О ком или о чем можно сказать «веселая»? (Песня, сказка,
девочка, история и др.)

— О ком или о чем можно сказать слово «веселые»? (Стихи,
друзья, дети, каникулы и др.)

ЛЕПКА из глины «Красивые подсвечники»

Задачи. Продолжать учить детей лепить красивые предметы в соответствии с их функциональным назначением (по мотивам на­родного декоративно-прикладного искусства). Показать варианты подсвечников и способы лепки одинарных, двойных и тройных подсвечников и семисвечников. Предложить оформить их по своему выбору: налепами или прорезным декором. Подвести к пониманию взаимосвязи между формой изделия и декором. Воспитывать худо­жественный вкус, желание благоустраивать свой быт.

Предварительная работа. Беседа о свете, светильниках и других источниках света, рассматривание разных светильников и подсвеч­ников на занятиях по познанию окружающего мира.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, стеки, поворотные диски или клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, красивые бусины, пуговицы.

Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми краткую бе­седу о том, что начинается зима, дни стали короче, а ночи длиннее, поэтому в домах рано зажигается свет. Затем показывает подсвечни­ки или их изображения (обязательно 2—3 произведения народного декоративно-прикладного искусства), спрашивает детей, знают ли они, что это такое и для чего.


После краткой беседы воспитатель предлагает детям слепить из глины (пластилина, соленого теста) подсвечники с «зажженными» свечками.

Показывает лепные подсвечники разной формы, выполненные с разной степенью сложности: одинарные, двойные, тройные, се-мисвечники. Демонстрирует и поясняет разные способы лепки (с постепенным усложнением):

— один большой цилиндр (валик) — подсвечник — размещаем
на подставке, расширяем вверху и укрепляем тонкий цилиндр —
свечу;

— два или более цилиндров (валиков) соединяем вместе на осно­
ве одной формы (цилиндра, диска, шара), формируем подставку и
«ложе» для свечей;

— лепим какую-нибудь фигурку — животное или сказочное су­
щество (например, улитку, черепаху, морскую звезду, змею, птицу) и
размещаем на ней одну свечу или несколько свечек;

— украшаем подсвечники по своему желанию: оформляем нале­
пами из глиняных жгутиков и шариков; выкладываем узор из бусин,
пуговиц, фасолин; процарапываем узор стекой или зубочисткой;

— лепим яркий «огонек» или «огоньки» зажженной свечки (све­
чек).


Педагог обращает внимание детей на зависимость декора (узора, орнамента, рисунка) от формы изделия.

Дети обдумывают свои замыслы, выбирают материал и начинают лепить подсвечники с «зажженными» свечками.

После занятия. Выставка детских творческих работ. Рядом с рабо­тами в виде фигурок животных размещаются карточки со словами-подписями.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 12

Задачи. Познакомить детей с составной меркой. Учить их считать с разным основанием счета. Закрепить умение детей отсчитывать из большего количества меньшее. Проверить умение детей составлять числа 6 и 7 из двух меньших. Развивать у детей внимание и произ­вольное запоминание.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: календари на сентябрь, октябрь и ноябрь, 12 кружков (2-х цве­тов — по 6 каждого), цифры, 5-6 различных предметов (например, книга, тарелка, карандаш, часы, игрушка, линейка).

Раздаточный материал: мелкие игрушки, геометрические фигуры (2 вида, по 10 штук каждого вида), цифры.

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни.

Воспитатель выясняет с детьми, какое сегодня число, день не­дели; отмечают нужный день в календаре на ноябрь, определяют, какая по счету неделя идет в ноябре, сколько дней осталось до конца месяца, сколько всего недель и дней в ноябре. Затем педагог выставляет календари на сентябрь и октябрь и спрашивает детей, сколько недель и дней было в октябре и сентябре, какой из этих месяцев длиннее, сколько всего месяцев прошло с начала учебного года (дни и недели детьми пересчитываются).

На доске стоят в ряд шесть кружков одного цвета, на значи­тельном расстоянии друг от друга. Воспитатель точно под первым кружком ставит кружок другого цвета и говорит детям: «Это — наша мерка». Проводя рукой вдоль ряда из шести кружков, спрашивает: «Сколько здесь, по нашей мерке? Сколько раз наша мерка уложится полностью в этом ряду? Покажите на пальцах или цифрой». Дети показывают шесть пальцев или цифру 6. Воспитатель рядом с пер­вым нижним кружком ставит второй, того же цвета, и говорит: «Те-


перь вот это наша мерка, наш один». Закрывает ладонью оба кружка и повторяет: «Вот это наша мерка. Вот это все — наш один».

Вышедший к доске ребенок прикладывает два кружка — мерку к каждой паре кружков. Все дети считают вслух вслед за ним хором: «Один, два, три». Воспитатель: «Так сколько же раз наша мерка уло­жилась полностью? Сколько тут, по нашей мерке?» Дети: «Три», — и показывают или три пальца, или цифру 3.

Лучше если к доске выйдут двое: тогда один ребенок приклады­вает мерку — два кружка — одновременно к двум кружкам, стоящим в верхнем ряду, а второй — наблюдатель — следит за правильностью выполнения действий и за тем, чтобы остальные дети (сидящие за столами) называли очередное число только после того как «водя­щий» снимет приложенную мерку с кружков.

Воспитатель увеличивает мерку: к двум стоящим в нижнем ряду кружкам ставит еще один — третий. Теперь мерка — три кружка. Обращая на нее внимание, закрывая все 3 кружка ладонью, воспи­татель так же, как в первых двух случаях, объясняет детям, что все это наша мерка — наш один. «Сколько раз наша мерка полностью уложится тут?» — показывает на верхний ряд кружков.

К доске выходят двое детей, так как одному удержать три круж­ка так, чтобы одновременно прикладывать их к трем кружкам на доске, — невозможно. Вышедшие дети договариваются, кто будет прикладывать два кружка, кто один, и как сделать, чтобы приложить их вместе, сразу, одновременно. Например, прикладывать под счет: «И-и раз!» Сигнал к отсчету дает воспитатель. Дети прикладывают мерку, состоящую из трех кружков, к трем кружкам верхнего ряда, под счет воспитателя. Дети в группе считают: «Один, два». После чего показывают два пальца или цифру 2.

К доске могут выйти не двое, а трое детей. В этом случае третий наблюдает за правильностью выполнения действий работающих у доски и счетом сидящих за столами: следит за тем, чтобы они на­зывали число только после выполненного действия (т. е. тогда, когда дети, работающие у доски, снимут мерку с пересчитываемого ряда). Воспитатель организует работу «наблюдателя»: после того как дети первый раз приложили мерку, придерживает их руки перед вторым прикладыванием, а дети в группе, обычно, уже хором называют «два». На это обстоятельство третий ребенок — «наблюдатель» — должен обратить внимание детей и объяснить, что они поторопились.

Воспитатель обращает внимание детей на мелкие игрушки у них на столах, а сам ставит на доске один кружок и, немного отступив от него, цифру 2. Просит детей положить на столе справа от себя цифру 2- Обращая внимание детей на кружок, дотрагиваясь до него, закры­вая его ладонью, потом убирая ладонь, говорит: «Это наша мерка, это нащ — один. Пожалуйста, составьте число два по нашей мерке».

Дети из большего количества игрушек отсчитывают две и ставят перед собой, слева от цифры. Воспитатель предлагает детям по-


смотреть друг у друга и убедиться в правильности выполненного задания. Затем ставит на доске еще один кружок, теперь их два, а цифру оставляет ту же — 2. Воспитатель, обращаясь к детям, гово­рит, что теперь вот это наша мерка, это все наш один: «Составьте число два по нашей мерке». Дети выполняют, то есть ставят перед собой четыре игрушки, а цифра остается той же — 2.

Желательно, чтобы при составлении «числа» дети ставили игруш­ки парами, для чего воспитатель вслед за детьми на доске ставит парами или кружки, или треугольники и т. п., с небольшим интер­валом между парами. Просит детей обратить внимание на проме­жутки между парами и сделать у себя так же.

Затем организуется игра «Воротца». На общем для всех столе ле­жат в произвольном порядке несколько комплектов цифр от 0 до 7. Первый этап игры: составление числа 6.

Двое детей — водящие, выбранные по считалке — держат боль­шую цифру 6 в поднятых руках, они — «воротца». Рядом стоит ребенок — «наблюдатель». Остальные дети, соединившись в пары, должны пройти через «воротца». Для этого каждая пара подбирает вариант состава числа 6: берет с общего стола две соответствующие цифры и подходит с ними к «воротцам». «Воротца» пропускают только те пары, которые правильно составили число 6. Допустив­шим ошибку «наблюдатель» объясняет, в чем эта ошибка, помогает ее исправить. Исправив ошибку, дети снова встают «в очередь» и проходят в «воротца». Важно, чтобы работали все дети группы, по­этому варианты состава числа 6 у разных пар повторяются. (Вариан­ты состава числа 6: 3 и 3, 2 и 4, 4 и 2, 5 и 1, 1 и 5, 6 и 0, 0 и 6.)

На этом же занятии дети упражняются в составлении числа 7. С этой целью игра «Воротца» повторяется.

У водящих, выбранных по считалке, на этот раз большая цифра 7. А играющие составляют варианты состава числа 7. Водящие и «наблюдатель» пропускают в «воротца» только правильно составив­ших число 7.

В конце занятия проводится игра «Что исчезло?». Воспитатель заранее кладет на столе 5-6 предметов (например, книга, тарелка, карандаш, часы, игрушка, линейка) и накрывает их салфеткой. Воспитатель предлагает детям приблизиться, снимает салфетку и просит внимательно посмотреть на все предметы и постараться их запомнить. Затем через минуту просит детей повернуться спиной и не подглядывать. А сама прячет какой-то из предметов, после чего предлагает детям повернуться, обнаружить, что произошло и сказать, что изменилось. Дети называют исчезнувший предмет, вос­питатель возвращает его на прежнее место.

Предлагает детям снова отвернуться, а сама меняет местами два любых предмета. Повернувшись, дети определяют, что изменилось. Каждый вариант игры повторяется еще по одному разу в произ­вольной последовательности.


ПРИРОДА

«Почему нужно беречь свет и тепло в доме»1

Задачи. Формировать у детей первоначальные представления о зависимости состояния окружающей среды от поведения, действий людей, в том числе и самих дошкольников; закладывать основы экологически грамотного поведения.

Предварительная работа. Организация наблюдений в группе.

Если есть возможность, проводится экскурсия на гидроэлектро­станцию или теплоэлектростанцию, которые снабжают район элек­тричеством и теплом (можно посмотреть на них хотя бы издалека), или в краеведческий музей, где есть информация по теме.

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии гидро- и теплоэлектростанций.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, откуда в природе берутся свет и тепло. (Солнце светит и греет.) А что нужно сделать, чтобы в комнате загорелся свет? (После ответов детей вос­питатель нажимает на выключатель.) Почему зажглась лампочка? (В детский сад пришло электричество.) Откуда взялось электриче­ство? Воспитатель рассказывает детям историю (в зависимости от региона, содержание рассказа может меняться, поскольку в разные регионы страны газ поступает из разных мест). Пример рассказа для города Москвы приведен ниже.

— Когда мы включаем свет в комнате, то не думаем, почему за­горается лампочка. А ведь это целая история. Сначала с далекого Севера нашей страны в Москву по трубам подается горючий газ. Он такой же, как и тот, что горит на кухнях многих квартир. Этот газ попадает на громадные горелки тепловых электростанций. Там вода в котлах нагревается до кипения, и струя пара очень быстро крутит особые устройства — турбины. Беспрерывно вращаясь днем и ночью, они вырабатывают электричество. Электрический ток по проводам подается туда, где он нужен: на улицы, в квартиры и в учреждения — для работы телевизора и электрочайника, для движе­ния метро, трамваев и троллейбусов, для работы станков на заводе и компьютеров.

Такие электростанции не случайно называются тепловыми. Ведь горячая вода, которую они производят в огромном количестве, по большим трубам подводится ко всем зданиям в Москве. Только трубы эти не всегда заметны: обычно они закопаны глубоко под

1 Перед занятием желательно провести с родителями беседу на тему занятия или хотя бы вывесить в группе соответствующую информацию.



землей. Но когда случается авария и горячая вода начинает вы­текать, трубы раскапывают — вот тогда их можно увидеть. Кое-где трубы с горячей водой проведены прямо по земле или над дорогой. Они в блестящей оболочке, под которой находится особая «шуба»: благодаря этому лишнее тепло не уходит, а горячая вода не слишком остывает по пути к нашим батареям.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии разных электростанций; объясняет, что электричество могут давать также гидроэлектростанции (ГЭС), которые строятся на больших реках: вода помогает вырабатывать ток. Для этого на реках создаются огромные водохранилища. Но в большинстве городов электричество все-таки дают тепловые электростанции (ТЭС). Их трубы всегда за­метны издалека. Для получения тепла и электричества на тепловых электростанциях приходится постоянно сжигать очень много доро­гого топлива (это не обязательно природный газ, годится и угольная пыль, и нефтяной мазут). А от сжигания всегда получаются дым и сажа. Дым мешает дышать людям и животным, сажа оседает на ли­стьях растений. Да и пар в котлах электростанций нужно постоянно охлаждать: при этом воздух в городе становится влажным и нагре­вается больше, чем обычно. Вода в реке тоже становится слишком теплой, а это не всегда подходит речным растениям и животным. Многие из них живут только в прохладной воде.

Воспитатель спрашивает, а что же нужно делать, чтобы полу­чение тепла и электричества не мешало жизни людей, животных и растений? (Дети выражают свои мнения.) Самое главное — не тратить его больше, чем необходимо. Например, нетрудно лишний раз щелкнуть выключателем. Это сбережет крошечную «порцию» электричества. В Москве, например, живет огромное количество людей, и если каждый из них сэкономит даже совсем чуть-чуть света и тепла, электростанции смогут работать не так напряженно. Значит, дыма из высоких труб будет выходить меньше, а воздух и вода возле электростанций не станут так сильно нагреваться. Да и платить за тепло и свет всем придется поменьше.

Воспитатель напоминает детям, как экономят свет и тепло в дет­ском саду; обращает внимание на то, как утеплены окна в группах. Почему в окнах обычно бывают двойные рамы? (Между ними на­ходится воздух, который не пропускает внутрь холод и не выпускает на улицу тепло.) Воспитатель предлагает детям придумать, как мож­но сэкономить свет и тепло в группе, в детском саду, в доме. (Вы­ключать свет, когда уходишь из комнаты; сразу плотно закрывать за собой входную дверь; не оставлять включенными электроприборы, если ими не пользуешься; утеплять окна и двери, чтобы не уходило тепло; поставить в люстре энергосберегающие лампы.)

В заключение воспитатель предлагает детям разработать и вы­полнить знаки, которые напомнят о том, как нужно беречь элек­троэнергию и тепло (достаточно трех-четырех знаков). Например,


такие знаки: «Закрывай за собой дверь!», «Выключай свет!» и т. п. Готовые знаки дети могут повесить в группе и в других помещениях детского сада.

После занятия. Воспитатель обращает особое внимание детей на то, что в группе надо вовремя выключать свет (как только становится светло), плотно закрывать двери, когда выходишь на прогулку и т. п.

РИСОВАНИЕ по замыслу «Вечерний свет в окошках»

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Вечерний свет в окошках». Учить детей создавать на основе цвет­ного фона сюжетные композиции, самостоятельно применяя разные приемы рисования. Напомнить способы изготовления декоративных занавесок: вырезать ножницами по прямой, по косой или закругляя уголки и украшать узором по своему замыслу. Развивать чувство цвета (подбирать красивые цветосочетания) и пространственное мышление (способность «видеть» объект с заданной точки).

Предварительная работа. Создание основы для сюжетной компо­зиции с небольшой группой детей. (Внимание: состав группы, зани­мающейся с воспитателем подготовкой будущей панорамы, желатель­но каждый раз менять!) Основа композиции — домики с крышей, но без окошек (это два-три листа бумаги большого формата).

Вечерняя прогулка с родителями (по дороге из детского сада) и наблюдение за вечерними домами с освещенными окошками.

Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции (два-три домика с крышами, но без окошек). Бумажные квадраты разного цвета — освещенные «окошки» (темно и светло-желтые, желто-зеленые, розовые, персиковые, голубые, светло-оранжевые и т. д.), бумажные квадраты меньшего размера — для изготовления занавесок, ножницы, клей, клеевые кисточки, фло­мастеры и цветные карандаши; салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. Варианты формы занавесок, элементов декора и узоров. Дидактическая игра для упражнения в различении оттенков и подборе гармоничных цветосочетаний.

Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми беседу о том, что они видели на вечерней прогулке, возвращаясь с родителя­ми из детского сада. Спрашивает, какого цвета освещенные окошки в домах? Дети размышляют о том, почему окошки разного цвета. (Светильники, абажуры и занавески разного цвета.)


 

Педагог предлагает детям создать композицию под названием «Вечерние дома с освещенными окошками». Показывает основу для коллективной композиции (дома с крышами, но без окошек) и рас­крывает план действий:

— Представьте себе, что это дом, в котором сейчас засветятся окна, потому что наступил вечер. Сейчас каждый из вас выберет «окош­ко» — цветной квадрат — и нарисует на нем то, что можно увидеть в окне, проходя по улице: светильник, люстру, цветок, кошку, человека, выглядывающего из окна... Цвет окна можно выбрать по своему же­ланию. На окнах могут быть занавески — прозрачные, цветные или узорчатые. Занавески могут закрывать окно полностью или частично. Посмотрите, как по-разному размещаются занавески на окнах: сви­сают сверху или задергиваются (сдвигаются) — с одной стороны или обеих. (Педагог показывает варианты формы и размещения занавесок.) Украсьте занавески рисунками или узорами по своему желанию.

Дети выбирают материал и начинают оформлять окошки для вечернего дома. Воспитатель напоминает последовательность ра­боты. Предлагает еще раз проверить, красиво ли сочетаются ли цвета окошка и занавесок (дети могут выбрать другое окошко или другие занавески). Советует приклеивать занавески в верхней ча­сти окна, чтобы они могли красиво «развеваться» и «открываться-приподниматься».

В конце занятия дети переносят свои окошки на «Вечерний дом», передвигают в поисках наиболее удачного колористического решения и аккуратно приклеивают.

После занятия. Воспитатель может использовать данную компо­зицию для индивидуальной речевой работы с детьми: предложить детям составить рассказ о том, кто и как живет в этом доме, что жители дома делают в вечернее время, кто с кем дружит, у кого какие есть домашние животные и т. п.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.