|
Тема: «Инфекционные болезни. Вирусные инфекции. ОРВИ. Корь. Дифтерия. Скарлатина. Менингококковая инфекция. Сепсис».Цель занятия: Учащийся должен: Ø Уметь приводить отличительные признаки вирусных бактериальных инфекций; Ø Уметь охарактеризовать этиологию, патогенез, патологическую анатомию, осложнения, исходы гриппа и кори; Ø Уметь охарактеризовать этиологию, патогенез, патологическую анатомию дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции; Ø Уметь оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этих заболеваниях; Ø Уметь проводить отличие сепсиса от других инфекционных заболеваний; Ø Уметь охарактеризовать морфологию местных и общих изменений при сепсисе, оценивать значение осложнений и исходов сепсиса. Оснащение занятия. Макропрепараты: Ø «Коревая бронхопневмония»; Ø «Некротическая ангина при скарлатине»; Ø «Септический эндометрит». Микропрепараты: Ø «Гриппозная бронхопневмония»; Ø «Дифтеритическая ангина»; Ø «Эмболический гнойный нефрит». Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.
I Определение исходного уровня знаний. Учащийся должен вспомнить: Ø свойства вирусов бактерий; Ø строение органов дыхания, головного мозга, сердца, сосудов, кожи; Ø морфологию дистрофий, некроза, расстройства кровообращения, воспаления, компенсаторно-приспособительных процессов.
Из материалов лекций и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы: 1. Этиология и патогенез гриппа; 2. Патологическая анатомия форм гриппа в зависимости от тяжести течения, осложнения и исходы; 3. Этиология и патогенез кори; 4. Патологическая анатомия кори, осложнения и исходы; 5.Определение, этиология, патогенез, местные и общие морфологические изменения при дифтерии зева; 6. Характеристика осложнений и причин смерти при дифтерии; 7. Определение, этиология, патогенез, морфогенез скарлатины; 8.Определение, этиология, патогенез, морфогенез менингококковой инфекции. 9. Характеристика осложнений и причин смерти при менингите; 10. Этиология, патогенез, определение сепсиса; 11.Классификация, патоморфология, его формы, осложнения и исходы сепсиса. Причины смерти.
Тесты для определения исходного уровня знаний учащихся. Тест №1. М еханизм развития гриппа: а) внедрение вируса в эпителий дыхательных путей, воздействие токсина на сосуды; б) внедрение вируса в нервные волокна; в) воздействие вируса на сосуды, внедрение его в эндотелий; г) воздействие токсина на миокард.
Тест №2. Разновидность гриппа тяжелой формы: а) септическая; б) паралитическая; в) легочные осложнения; г) геморрагическая; д) некротическая.
Тест №3. Характер воспаления слизистой оболочки верхних дыхательных путей: а) гнойное; б) некротическое; в) катаральное; г) фибринозное; д) геморрагическое.
Тест №4. Вид воспаления во входных воротах инфекции при дифтерии: а) продуктивное; б) крупозное; в) гнойное; г) дифтеритическое; д) гнилостное.
Тест №5. Изменение в сердце, возникающее при дифтерии: а) фибринозный перикардит; б) гнойный миокардит; в) токсический миокардит; г) порок сердца; д) возвратно-бородавчатый эндокардит.
Тест №6. Характер изменений регионарных лимфатических узлов при скарлатине: а) некроз, нагноение; б) малокровие, склероз; в) гемосидероз; г) развитие инфарктов; д) атрофия, гипоплазия.
Тест №7. Вид воспаления при менингококковом менингите: а) геморрагическое; б) катаральное; в) продуктивное; г) гнойное; д) гранулематозное.
Тест №8. Осложнение менингококкового менингита: а) киста головного мозга; б) опухоль мозга; в) геморрагический инфаркт мозга; г) гидроцефалия; д) глиальный рубец.
Тест №9. Особенности сепсиса, отличающие его от других инфекционных болезней: а) имеется цикличность в течение болезни; б) оставляет стойкий иммунитет; в) заразен; г) возбудитель строго специфичен; д) полиэтиологичность.
Тест №10. Характеристика септического очага: а) очаг гнойного воспаления; б) казеозный лимфаденит; в) очаг некроза; г) очаг продуктивного воспаления; д) очаг фибринозного воспаления.
Тест №11. На фоне какого заболевания, чаще всего возникает затяжной септический эндокардит: а) гломерулонефрит; б) системная красная волчанка; в) цирроз печени; г) ревматизм; д) хроническая пневмония.
Эталоны: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – Г, 5 – В, 6 – А, 7 – Г, 8 – Г, 9 – Д, 10 – А, 11 –Г.
II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди). III. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди). IV. Самостоятельная работа учащихся.
Изучить и описать следующие макропрепараты. Ø «Коревая бронхопневмония»: · в легком видны множественные мелкие очаги серого цвета, выбухающие над поверхностью разреза; · в центре они (очаги) имеют желтый цвет. Ø «Некротическая ангина при скарлатине»; · отметить состояние миндалин, цвет и вид дефектов слизистой оболочки. Ø «Септический эндометрит»: · отметить размеры и консистенцию матки; · отметить состояние слизистой оболочки матки.
Изучить и описать следующие микропрепараты. Ø «Гриппозная бронхопневмония»: · найти фокусы пневмонии; · изучить состояние слизистой стенки бронхов и окружающих ее альвеол; · определить клеточный состав инфильтрата в стенке бронхов и экссудата в альвеолах; · найти очаги эмфиземы и ателектаза. Ø «Дифтеритическая ангина»: · отметить глубину некроза миндалины, вид экссудата, изменение тканей, прилежащих к зоне воспаления. Зарисовать. Ø «Эмболический гнойный нефрит». · при малом увеличении найти очаги гнойного воспаления; · при большом – бактериальные эмболы; · отметить клеточный состав экссудата, состояние окружающей ткани, характер сосудистой реакции. Зарисовать.
V.Определение итогового уровня знаний можно проводить по тестам. Примерные тесты. Тест №1. Д айте характеристику гриппа: а) возбудитель__________________; б) путь заражения _________________; в) входные ворота_________________; г) локализация возбудителя _________; д) виды воспаления в трахеи и бронхах: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ е) характер изменений легких при гриппозной пневмонии: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ 4) ____________________ 5) ____________________
Эталон №1: а) вирус гриппа; б) воздушно-капельный; в) дыхательные пути; г) эпителий слизистой оболочки дыхательных путей; д) 1) катаральное; 2) фибринозно-геморрагическое; 3) некротическое; е) 1) гнойно-геморрагическое; 2) некроз; 3) кровоизлияние; 4) ателектаз; 5) эмфизема.
Тест №2. Дайте характеристику кори: а) возбудитель _______________; б) входные ворота: 1) ____________________ 2)_____________________ в) путь заражения _____________; г) преимущественная локализация местных изменений: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ 4) ____________________ д) характер воспаления при неосложненной кори_______________; е) характер изменений бронхов при осложненной кори___________; и) частое осложнение коревой пневмонии _______________; Эталон №2: а) вирус кори; б) 1) дыхательные пути; 2) глаза; в) воздушно-капельный; г) 1) зев; 2) трахея; 3) бронхи; 4) конъюнктива глаз; д) катаральное воспаление; е) панбронхит; и) бронхоэктазы.
Тест №3. Дайте характеристику дифтерии: а) возбудитель _______________; б) путь заражения _____________; в) характеристика местных изменений: 1)частая локализация___________________ 2) вид воспаления___________________ г) морфологические изменения миндалин при дифтерии: 1) характер изменений слизистой оболочки__________________ 2) образование на миндалинах___________________ 3) что образуется при отторжении этих образований___________? д) какой патологический процесс развивается в сердце? Эталон №3: а) коринебактерия; б) воздушно-капельный; в) 1) миндалины, зев; 2) дифтеритическое; г) 1) некроз; 2) фибринозные пленки; 3) язвенные дефекты; д) токсический миокардит.
Тест №4. Дайте характеристику скарлатины: а) возбудитель________________; б) локализация местных изменений: 1) ____________________ 2)_____________________ в) виды ангин: 1) ____________________ 2)_____________________ г) изменения регионарных лимфатических узлов________________; д) проявления общих изменений при скарлатине: 1) кожа___________ 2) селезенка______________ 3) паренхиматозные органы: А)______________; Б)_________________. Эталон №4: а) В-гемолитический стрептококк группы А; б) 1) зев; 2) миндалины; в) 1) катаральная; 2) некротическая; г) лимфаденит; д) проявления общих изменений при скарлатине: 1) сыпь; 2) гиперплазия; 3) А) дистрофические изменения; Б) интерстициальное воспаление. Тест №5. Характеристика менингококковой инфекции: а) возбудитель_____________; б) путь заражения_____________; в) клинико-морфологические формы: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ г) вид воспаления при менингококковой инфекции; д) местные осложнения менингококкового менингита: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ е) в какую форму инфекции может трансформироваться менингит? Эталон №5: а) менингококк; б) воздушно-капельный; в) 1) назофарингит; 2) менингококковый менингит; 3) менингококцемия; г) гнойное; д) 1) менингоэнцефалит; 2) энцефалит; 3) гидроцефалия; е) менингококцемия.
Тест №6. Характеристика менингококцемии: а) какие изменения возникают: 1) в коже________________ 2) сосудистой оболочке глаза________________ 3) суставах________________ 4) почках________________ 5) надпочечниках_________________ 6) сосудах_________________ б) чем представлены изменения в надпочечниках____________? в) причина смерти ___________________; Эталон №6: а)1) геморрагическая сыпь; 2) гнойный иридоциклит; 3) гнойный артрит; 4) некротический некроз; 5) некроз, кровоизлияния; 6) острая надпочечниковая недостаточность; б) массивными кровоизлияниями; в) острая надпочечниковая недостаточность.
Тест №7. Дайте характеристику сепсиса: а) особенности сепсиса: 1) этиологические_________________ 2) эпидемиологические_________________ 3) клинические________________ 4) иммунологические________________ б) клинико-морфологические формы: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ 4) ____________________ в) общая патологическая анатомия: А) характеристика местных изменений: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ 4) ____________________ Б) характеристика общих изменений: 1) ____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ Эталон №7: а) 1) полиэтиологичен; 2) не заразен; 3) полиморфизм клинических проявлений, отсутствие цикличности; 4) иммунитет не вырабатывается; б) 1) септикопиемия; 2) септицемия; 3) затяжной септический эндокардит; 4) хрониосепсис; в) А) характеристика местных изменений: 1) септический очаг (очаг гнойного воспаления); 2) лимфангит; 3) лимфотромбоз; 4) лимфаденит: 5) флебит; 6) гнойный тромбофлебит; Б) характеристика общих изменений: 1) дистрофическое; 2) межуточное воспаление; 3) гиперпластические.
Тест №8. Дайте характеристику затяжного септического эндокардита: а) наиболее частая локализация септического очага_______________; б) частый возбудитель_____________; в) название процесса, возникающего на клапанах сердца____________; г) изменение селезенки: 1) ____________________ 2)_____________________ д) изменение почек: 1) ____________________ 2)_____________________ е) характер изменений кровеносных сосудов_____________. Эталон №8: а) клапаны аорты; б) стрептококк; в) полипозно-язвенный эндокардит; г) 1) гиперплазия; 2) инфаркты; д) 1) гломерулонефрит; 2) инфаркты; е) распространенный альтеративно-продуктивный васкулит.
Тест №9. Дайте характеристику хрониосепсиса: а) особенность септического очага: 1) ____________________ 2)_____________________ б) изменения внутренних органов: 1) печени______________ 2) сердце______________ 3) мускулатуры_________ в) вид диспротеиноза______________; г) с каким заболеванием можно дифференцировать __________? Эталон №9: а) 1) длительное существование; 2) обширность нагноения; б) 1) бурая атрофия; 2) бурая атрофия; 3) бурая атрофия; в) амилоидоз; г) гнойно-резорбтивная лихорадка или раневое истощение. ЛЕКЦИЯ № 18. Тема: «Туберкулез. Этиология. Понятие об инфицированности. Классификация. Морфологическая характеристика форм туберкулеза. Дизентерия. Брюшной тиф». Туберкулез. Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание, характеризующееся развитием специфического воспаления в органах. Возбудителем является микобактерий туберкулеза, открытый Робертом Кохом (Коха). Заражение идет воздушно-капельным путем, через предметы обихода больных, через плаценту, коровье молоко больной коровы. Различают 3 основных вида туберкулеза: первичный, вторичный и гематогенный. Первичный туберкулез – развивается при первом попадании микобактерий в организм, встречается в основном у детей. Патологическая анатомия. При вдыхании микобактерий попадает в III, VIII, IX или X сегменты легкого. Там возникает: v очаг экссудативного воспаления; v он быстро подвергается казеозному некрозу; v вокруг него появляется серозный отек и лимфоцитарная инфильтрация – это первичный туберкулезный аффект; v специфическое воспаление распространяется по лимфатическим сосудам, где развивается лимфангит; v далее идет в регионарные лимфатические узлы корня легкого, там развивается казеозный некроз – лимфаденит.
Первичный туберкулезный аффект – лимфангит – лимфаденит образует первичный туберкулезный комплекс (ПТК). При затихании воспалительного процесса вокруг них появляются: v вал эпителиоидных и лимфоидных клеток; v вокруг них образуется соединительнотканная капсула; v в казеозные массы откладываются известь и первичный очаг петрифицируется – это очаг Гона; v в них долгие годы гнездится микобактерия, создавая иммунитет – это благоприятное течение. При недостаточности реактивности организма заболевание может прогрессировать – это прогрессирующая форма первичного туберкулеза. Различают 4 формы: 1. Гематогенная генерализация первичного туберкулеза: v микобактерий попадает в кровь из первичного очага и диссеминирует по всему организму; v в различных органах появляются туберкулезные бугорки от мелких, просовидных до крупных (3-4 мм) – это милиарный и крупноочаговый туберкулез. 2. Лимфожелезистая генерализация: v вовлекаются в процесс бронхиальные, бифуркационные, под- и надключичные лимфоузлы; v в них развивается специфическое воспаление с казеозным некрозом; v увеличенные лимфоузлы давят на трахею и бронхи, развивается ателектаз легкого. 3. Рост первичного аффекта, когда процесс распространяется из первичного очага на легочную ткань возникает первичная лобарная или тотальная казеозная пневмония – тяжелая форма ТБС. 4. Смешанная форма – является исходом всех форм ТБС. Исход: v смерть может наступить от генерализации процесса и туберкулезного менингита; v благоприятное, когда очаг склерозируется и петрифицируется; v хронизация процесса ведет к образованию капсулы – инкапсуляция первичного очага; v иногда казеозные массы размягчаются, отделяются, образуются полости – первичные легочные каверны. Гематогенный туберкулез – развивается через несколько лет после перенесенного туберкулеза. Выделяют 2 формы: 1. Генерализованный гематогенный туберкулез; v в органах появляются туберкулезные бугорки и мелкие некротические очаги; v если мелкие просовидные бугорки говорят об остром общем милиарном туберкулезе; v если крупные очаги (до 1см) говорят о крупноочаговом туберкулезе; v хронический крупноочаговый гематогенный туберкулез легких называют гематогенно-диссеминированный легочной туберкулез v образуются продуктивные бугорки (или гранулемы), зеркальным поражением обеих легких; v развитием округлых каверн и пневмосклерозом. 2. Гематогенный туберкулез с преимущественным внелегочным поражением – развивается в костях, мочеполовой системе, в головном мозге, пищеварительном тракте из первичного очага.
Вторичный туберкулез. Болеют взрослые, перенесшие в детстве ПТК, и характеризуется поражением легких. Патологическая анатомия: инфекция распространяется из очага туберкулеза по бронхам. Развивается: v эндобронхит, панбронхит; v распространяется в легочную ткань, возникает очаг казеозной пневмонии, вместе называются очаг Абрикосова, образуя острый очаговый туберкулез; v далее, при благоприятном течении, очаг склерозируется, петрифицируется и развивается фиброзно-очаговый туберкулез; v иногда вокруг очага казеозного некроза образуется слабо развитая капсула – называется туберкулома; v при прогрессировании, казеозные массы могут отделяться в бронхи и образуются полости диаметром 2 – 5см – это острая каверна; v каверна склерозируется и развивается фиброзно-кавернозный туберкулез. Осложнения: v образование каверны; v кровотечение из сосудов каверны; v прорыв каверны в плевральную полость и развитие пневмоторакса и эмпиемы плевры; v амилоидоз; v смерть наступает от легочно-сердечной недостаточности. Кишечные инфекции. Кишечные инфекции – инфекционные заболевания, для которых характерны фекально-оральный путь заражения и локализация основных морфологических изменений в кишечнике. К ним относятся: дизентерия, брюшной тиф и др. Дизентерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением толстой кишки, вызывается действием бактерий и шигеллами. В организм попадает с пищей, водой. Повреждает эпителий слизистой оболочки кишки, размножаются и выделяют энтеротоксин. Патологическая анатомия: I стадия (2 – 3 дня): v в прямой и сигмовидной кишках развивается катаральное воспаление – катаральный колит; v слизистая оболочка кишки гиперемирована, отечна, инфильтрирована лейкоцитами; v имеются кровоизлияния; v усиленно продуцируется слизь; v мышечный слой спазмирован. II стадия (5 – 10 дней): v развивается фиброзное, чаще дифтеритическое воспаление; v на слизистой оболочке образуется фиброзная пленка зеленовато-коричневого цвета; v микроскопически: · некроз слизистого и послизистого слоя, пропитанного фибринозным экссудатом; · по краям инфильтрирована лейкоцитами; · имеются участки кровоизлияния. III стадия (10 – 12 день): v фиброзно-некротическая ткань отторгается, развивается язвенный колит; v язвы неправильной формы, различной глубины; IV стадия (13 – 14 день): v язвы заживляются; v на их месте образуется грануляционная ткань; v возможна частичная или полная регенерация язвы; v при длительном заживлении язвы переходит в хроническую дизентерию Осложнения: Ø кровотечение и прободение язв; Ø парапроктит и перитонит; Ø флегмона, гангрена. Смерть наступает от осложнений.
Брюшной тиф – это острое инфекционное заболевание с циклическим течением, характеризующееся местными изменениями в тонком кишечнике и общими изменениями в связи с бактериемией. Возбудителем брюшного тифа является брюшнотифозная палочка из группы салмонелл. Практическое занятие №14. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|