Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Туберкулез. Этиология. Понятие об инфицированности. Классификация. Морфологическая характеристика форм туберкулеза. Дизентерия. Брюшной тиф».





Цель занятия: Учащийся должен:

Ø Уметь давать определение туберкулеза;

Ø Уметь объяснять этиологию, патогенез, принципы его клинико-анатомической классификации;

Ø Уметь определять формы первичного, гематогенного и вторичного туберкулеза на основании их морфологии;

Ø Уметь охарактеризовать осложнения и исходы;

Ø Уметь давать определение брюшного тифа и дизентерии;

Ø Уметь охарактеризовать морфологию стадий брюшного тифа и дизентерии;

Ø Уметь оценить значение осложнений и исходов этих заболеваний.

 

Оснащение занятия.

Макропрепараты:

Ø «Первичный туберкулезный комплекс»;

Ø «Фибринозный колит при дизентерии».

Микропрепараты:

Ø «Первичный туберкулезный аффект»;

Ø «Фиброзно-очаговый туберкулез легких»;

Ø «Фибринозный колит при дизентерии»;

Ø «Туберкулезные гранулемы в легком».

Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.

 

I Определение исходного уровня знаний.

Учащийся должен вспомнить:

1. Морфологию некроза;

2. Особенности специфического и банального воспаления»

3. Регенерацию и организацию;

4. Анатомо-гистологическое строение кишечника;

5. Морфологию дистрофии.

 

На основании восстановленных знаний, материалов лекций и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы:

1. Определение, этиология, патогенез, классификация туберкулеза;

2. Морфологическая характеристика форм первичного туберкулеза;

3. Морфологическая характеристика форм гематогенного туберкулеза;

4. Морфологическая характеристика форм вторичного туберкулеза;

5. Осложнения и причины смерти при туберкулезе;

6. Определение, этиология и патогенез брюшного тифа;

7. Морфологическая характеристика стадий брюшного тифа, осложнения, исходы.

8. Определение, этиология и патогенез дизентерии;

9. Морфологическая характеристика стадий дизентерии, осложнения, исходы.

 

Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить с помощью тестов.

Примерные тесты.

Тест №1. Виды клинико-морфологических изменений туберкулеза:

а) первичный, гематогенный;

б) эндогенный, лимфожелезистый;

в) осложненный, неосложненный;

г) вторичный, экзогенный.

 

Тест №2. Составные компоненты первичного туберкулезного комплекса:

а) первичный аффект, лимфаденит;

б) флебит, артериит;

в) бронхит, бронхопневмония;

г) тромбофлебит;

д) лимфотромбоз.

 

Тест №3. Клинико-морфологическая форма гематогенного туберкулеза с преимущественно внелегочными поражениями:

а) острый очаговый, острый деструктивный;

б) вялотекущий, острый;

в) крупноочаговый;

г) прогрессирующий;

д) милиарный.

 

Тест №4. П реимущественный путь распространения инфекции при вторичном туберкулезе:

а) лимфогенный;

б) гематогенный;

в) интраканаликулярный;

г) лимфожелезистый;

д) периневральный.

 

Тест №5. Клинико-морфологическая форма вторичного туберкулеза:

а) крупноочаговый;

б) острый кавернозный;

в) милиарный;

г) острый деструктивный;

д) сепсис.

 

Тест №6. Назовите изменения кишечника, наиболее характерное для брюшного тифа:

а) фибринозный колит;

б) мозговидное набухание лимфатических фолликулов;

в) дифтеритическое воспаление тонкой кишки;

г) фолликулярный колит;

д) язвенный колит.

 

Тест №7. Укажите кишечные осложнения брюшного тифа:

а) полипоз кишечника;

б) дивертикулез;

в) перфорация язвы;

г) стеноз кишки;

д) рак кишки.

 

Тест №8. Характер дизентерийного колита в 1-й стадии:

а) фибринозный;

б) некротический;

в) язвенный;

г) катаральный;

д) гнойный.

 

Тест №10. Характер дизентерийного колита во 2-й стадии:

а) катаральный;

б) фибринозный;

в) гнойный;

г) язвенный;

д) гангренозный.

 

Тест №10. Характер дизентерийного колита в 3-й стадии:

а) фибринозный;

б) гнойный;

в) катаральный;

г) язвенный;

д) гангренозный.

 

Тест №11. Назовите кишечное осложнение дизентерии:

а) полипоз;

б) перфорация язвы;

в) стеноз привратника;

г) атрофия слизистой оболочки.

 

Эталоны: 1 – А, 2 – А, 3 – А, 4 – В, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – Б, 10 – Г, 11-Б

 

II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди).

III. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди).

III. Самостоятельная работа учащихся.

 

Изучить и описать следующие макропрепараты.

 

Ø «Первичный туберкулезный комплекс»:

· найти и назвать компоненты комплекса и дать каждому из них характеристику.

Ø «Фибринозный колит при дизентерии»;

· обратить внимание на толщину стенки кишки, вид и цвет пленки слизистой оболочки, прочность ее связи с подлежащими тканями.

 

Изучить и описать следующие микропрепараты.

 

Ø «Первичный туберкулезный аффект»:

· под малым увеличением найти под плеврой очаг казеозного некроза;

· под большим увеличением определить характер окружающей его гранулематозной ткани

Ø «Туберкулезные гранулемы в легком»:

· центральная часть гранулемы некротизирована;

· на границе с творожистым некрозом располагается эпителиоидные клетки Пирогова-Лангганса;

· экссудат в альвеолах.

Ø «Фиброзно-очаговый туберкулез легких»:

· найти зажившие туберкулезные очаги, состояние легочной ткани вокруг этих очагов;

· экссудативно-некротические проявления обострения процесса.

Ø «Фибринозный колит при дизентерии».

· обратить внимание на глубину некроза, характер экссудата, степень кровенаполнения сосудов в подслизистом слое кишки;

· определить разновидность фибринозного воспаления.

 

Примерные задачи (для самоконтроля).

 

Задача №1. На рентгенограмме грудной клетки в IX сегменте правого легкого под плеврой и у корня обнаружены округлые тени. Поставлен диагноз первичный туберкулез легких.

Вопросы:

1. Каковы морфологические проявления первичного туберкулеза (перечислите компоненты)?

2. Как называется сочетание этих компонентов?

3. Какая тканевая реакция преобладает?

4. Каковы пути прогрессирования при первичном туберкулезе?

Ответы.

1. Первичный легочной аффект, лимфангит, лимфаденит.

2. Первичный туберкулезный комплекс (ПТК).

3. Экссудативно-некротическая.

4. Гематогенный, лимфожелезистый, рост первичного аффекта.

 

Задача №2. У мужчины 40 лет диагностирован милиарный туберкулез легких.

Вопросы:

1. Проявлением какого вида туберкулеза он является?

2. Прогрессированием какого вида туберкулеза может быть?

3. Какая это форма прогрессирования?

4. Какова тканевая реакция в туберкулезных очагах легких?

Ответы.

1. Гематогенного туберкулеза.

2. ПТК.

3. Гематогенная форма прогрессирования.

4. Продуктивная тканевая реакция.

 

Задача №3. Больной длительно страдает фибринозно-кавернозным туберкулезом легких. Через 6 лет присоединилась почечная недостаточность. Умер от гиперазотемической уремии.

Вопросы:

1. О каком туберкулезе идет речь?

2. Какая форма туберкулеза могла предшествовать образованию каверн?

3. Какие слои различают в стенке каверн?

4. Каков механизм развития эмпиемы плевры?

5. Каков путь распространения инфекции в легких?

6. Какие очаги туберкулеза возникают в отделах легкого, лежащих ниже каверны?

7. Какой процесс обусловил развитие гиперазотемической уремии?

Ответы.

1. Вторичный туберкулез.

2. Инфильтративный туберкулез, казеозный пневмония.

3. Гнойно-некротический, туберкулезных грануляций, соединительтканный.

4. Прорыв содержимого каверны в плевральную полость.

5. Бронхогенный.

6. Очаги казеозной пневмонии.

7. Амилоидоз.

Задача №4. Больной скончался от перитонита. На коже туловища была розово-папулезная сыпь. На вскрытии в подвздошной кишке обнаружены глубокие язвы в области некротизированных фолликулов. Одна язва перфорирована. В брюшной полости фиброзно-гнойный экссудат.

Вопросы:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Какая стадия заболевания?

3. Что выявлено при гистологическом исследовании?

4. Какое микроскопическое строение имеют эти образования?

Ответы.

1. Брюшной тиф.

2. Стадия образования язв.

3. Брюшнотифозных гранулем.

4. Построены из брюшнотифозных клеток – макрофагов.

 

Задача №5. Девочка 6 лет заболела остро: тенезмы, диарея, токсикоз. Из испражнений выделены шигеллы Зоне. Смерть наступила при нарастании явлений токсикоза и эксикоза.

Вопросы:

1. О каком заболевании идет речь?

2. Какова локализация характерных для этого заболевания изменений?

3. В чем морфологическая особенность этих изменений?

4. Какие морфологические формы заболевания выделяют у детей?

Ответы.

5. Дизентерия.

6. Толстая кишка.

7. Поражение солитарных фолликулов толстой кишки.

8. Фолликулярный колит, фолликулярно-язвенный колит.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.