Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Хронические неспецифические заболевания легких.





Хронический бронхит.

Хронический бронхит – хроническое воспаление бронхов, возникающее в результате затянувшегося острого бронхита или при длительном воздействии на слизистую оболочку бронхов биологических, химических, физических факторов.

При этом отмечается:

Ø утолщение стенок бронхов, окруженные прослойками соединительной ткани;

Ø выраженная в той или иной степени деформация бронхов;

Ø мешковидные или цилиндрические бронхоэктазы, возникающие при длительном течении бронхитов.

Микроскопически различают 3 формы бронхита:

Ø иногда преобладают явления слизистого или гнойного катара с нарастающей атрофией слизистой оболочки – называется катарально-слизистый или катарально-гнойный бронхит;

Ø в других случаях резко выражена клеточная воспалительная инфильтрация и разрастание грануляционной ткани, которая выбухает в просвет бронха в виде полипа – полипозный хронический бронхит;

Ø при созревании грануляций и соединительной ткани мышечный слой бронха атрофируется и бронх деформируется – деформирующий хронический бронхит.

При нарушении дренажной функции бронхов, содержимое их ведет к закрытию просвета мелких бронхов и бронхиол, ведущие к бронхо-легочным осложнениям:

Ø ателектазу;

Ø обструктивной эмфиземе;

Ø пневмофиброзу;

Ø хронической пневмонии.

 

Бронхоэктаза.

Бронхоэктаза – расширение бронхов в виде цилиндра или мешка.

При разрезе легкого:

Ø поверхность имеет мелкоячеистый вид, называют «сотовым», напоминает пчелиные соты;

Ø полость эктазы выстлана призматическим эпителием, а иногда многослойным плоским, возникшим в результате метаплазии;

Ø в полости имеется гнойное содержимое.

При длительном существовании бронхоэктазы может развиться вторичный амилоидоз.

Бронхиальная астма.

Бронхиальная астма – (от греч. слова asthma – удушье) – хроническое заболевание, при котором наблюдаются приступы экспираторной одышки, вызванные аллергическими реакциями в бронхах с нарушением их проходимости (бронхоспазмом).

Этиология и патогенез. Различают 2 формы:

Ø атопическую (или аллергическую), вызываются аллергенами различного происхождения, имеют наследственную предрасположенность;

Ø инфекционно- аллергическую, развивается у больных с острыми и хроническими заболеваниями бронхов, вызванные инфекцией.

 

Развившийся комплекс АГ (аллерген) + АТ приводит к освобождению из лаброцитов (тучные клетки) биологически активных веществ (гистамин, серотонин, кинин, МРС и т.д.), которые вызывают в бронхах экссудативную реакцию, спазм мускулатуры бронхов, усиление секреции желез, что ведет к нарушению их проходимости.

Патологическая анатомия:

v В острый период (во время приступа):

Ø стенки бронхов полнокровны, отек слизистого и подслизистого слоя;

Ø инфильтрация: эозинофилами, базофилами, лимфоцитами, лаброцитами и плазматическими клетками;

Ø гиперсекреция слизи с примесью эозинофилов, клеток слущенного эпителия.

v При повторных приступах:

Ø со временем развивается хроническое заболевание;

Ø базальная мембрана утолщается, развивается гиалиноз;

Ø склероз межальвеолярных перегородок;

Ø хроническая обструктивная эмфизема;

Ø вторичная гипертония малого круга, ведущая к гипертрофии правого сердца и легочно-сердечной недостаточности.

 

Практическое занятие №9.

Тема: «Острые воспалительные заболевания легких. Хронические заболевания легких».

Цель занятия:

Ø Уметь называть виды острых пневмоний;

Ø Уметь определять различные стадии острых пневмоний по макро- и микроскопической картине;

Ø Уметь объяснять осложнения и исходы острых пневмоний;

Ø Уметь определять болезни из группы хронических неспецифических заболеваний легких на основании макро- и микроскопической характеристики;

Ø Уметь объяснять осложнения и причины смерти при ХНЗЛ;

Ø Уметь объяснять этиологию, патогенез силикоза и определять его по макро- и микроскопической картине.

 

Оснащение занятия.

Макропрепараты:

Ø «Крупозная пневмония»;

Ø «Эмфизема легких»;

Ø «Пневмосклероз».

Микропрепараты:

Ø «Бронхопневмония»;

Ø «Крупозная пневмония»;

Ø «Силикоз легкого».

Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.

 

I Определение исходного уровня знаний.

Учащийся должен вспомнить:

Ø строение и функции легких (анатомия);

Ø расстройства крово- и лимфообращения;

Ø воспаление и компенсаторно-приспособительные процессы

На основании изучения материалов лекций и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы:

1.Классификация острых и хронических неспецифических заболеваний легких;

2. Этиология и патогенез острых пневмоний (крупозной и бронхопневмоний);

3. Макро- и микроскопическая характеристика крупозной пневмонии в зависимости от стадии заболевания;

4. Макро- и микроскопическая характеристика видов бронхопневмоний;

5. Макро- и микроскопическая характеристика ХНЗЛ;

6. Макро- и микроскопическая характеристика силикоза;

7. Осложнения и причины смерти при болезни легких.

 

Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить с помощью тестов.

Примерные тесты.

Тест №1. Назовите наиболее частого возбудителя крупозной пневмонии

а) стафилококк;

б) стрептококк;

в) пневмококк;

г) микобактерия;

д) синегнойная палочка.

 

Тест №2. Назовите стадию крупозной пневмонии:

а) красной дистрофии;

б) ранняя;

в) остаточных явлений;

г) поздняя;

д) прилива.

 

Тест №3. Г лавные составные элементы экссудата при крупозной пневмонии в 3-й стадии:

а) фибрин, эритроциты;

б) лейкоциты, фибрин;

в) эритроциты, лейкоциты;

г) моноциты, слизь;

д) эпителиоидные и гигантские клетки.

 

Тест №4. Макроскопическая характеристика легкого при крупозной пневмонии во 2-й стадии:

а) уменьшение эластичности, цвет серый;

б) цвет красный, дряблая консистенция;

в) большое пестрое легкое;

г) цвет красный, плотная консистенция;

д) цвет серый, плотная консистенция.

 

Тест №5. Осложнения при крупозной пневмонии:

а) абсцесс и карнификация;

б) хронический бронхит;

в) развитие бронхоэктазов;

г) развитие гемоторакса;

д) абсцесс головного мозга.

 

Тест №6. Вид бронхопневмонии в зависимости от патогенеза:

а) травматическая, токсическая;

б) аспирационная, гипостатическая;

в) абсцедирующая;

г) грибковая, стафилококковая;

д) гнойная, геморрагическая.

 

Тест №7. Вид бронхопневмонии в зависимости от распространенности процесса:

а) гипостатическая, вирусная;

б) пневмококковая;

в) аспирационная, долевая;

г) дольковая, сегментарная;

д) межуточная, очаговая пневмония.

 

Тест №8. Микроскопическая характеристика изменений бронхов при хроническом бронхите:

а) продуктивное воспаление, метаплазия эпителия;

б) острое гнойное воспаление, некроз эпителия;

в) деструктивный панбронхит;

г) атипизм эпителия;

д) гипертрофия мышечной оболочки.

 

Тест №9. Назовите вид бронхоэктазов:

а) пневмогенные;

б) обтурационные;

в) мешковидные;

г) инфекционные;

д) дистрофические.

 

Тест №10. Наиболее частая причина смерти от ХНЗЛ:

а) легочно-сердечная недостаточность;

б) инфаркт миокарда;

в) тромбоэмболия легочной артерии;

г) анемия;

д) сепсис.

 

Эталоны: 1 – В, 2 – Д, 3 – Б, 4 – В, 5 – А, 6 – Б, 7 – Г, 8 – А, 9 – В, 10 – А.

 

II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди).

III. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди).

IV. Самостоятельная работа учащихся.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.