|
Хронические неспецифические заболевания легких.Хронический бронхит. Хронический бронхит – хроническое воспаление бронхов, возникающее в результате затянувшегося острого бронхита или при длительном воздействии на слизистую оболочку бронхов биологических, химических, физических факторов. При этом отмечается: Ø утолщение стенок бронхов, окруженные прослойками соединительной ткани; Ø выраженная в той или иной степени деформация бронхов; Ø мешковидные или цилиндрические бронхоэктазы, возникающие при длительном течении бронхитов. Микроскопически различают 3 формы бронхита: Ø иногда преобладают явления слизистого или гнойного катара с нарастающей атрофией слизистой оболочки – называется катарально-слизистый или катарально-гнойный бронхит; Ø в других случаях резко выражена клеточная воспалительная инфильтрация и разрастание грануляционной ткани, которая выбухает в просвет бронха в виде полипа – полипозный хронический бронхит; Ø при созревании грануляций и соединительной ткани мышечный слой бронха атрофируется и бронх деформируется – деформирующий хронический бронхит. При нарушении дренажной функции бронхов, содержимое их ведет к закрытию просвета мелких бронхов и бронхиол, ведущие к бронхо-легочным осложнениям: Ø ателектазу; Ø обструктивной эмфиземе; Ø пневмофиброзу; Ø хронической пневмонии.
Бронхоэктаза. Бронхоэктаза – расширение бронхов в виде цилиндра или мешка. При разрезе легкого: Ø поверхность имеет мелкоячеистый вид, называют «сотовым», напоминает пчелиные соты; Ø полость эктазы выстлана призматическим эпителием, а иногда многослойным плоским, возникшим в результате метаплазии; Ø в полости имеется гнойное содержимое. При длительном существовании бронхоэктазы может развиться вторичный амилоидоз. Бронхиальная астма. Бронхиальная астма – (от греч. слова asthma – удушье) – хроническое заболевание, при котором наблюдаются приступы экспираторной одышки, вызванные аллергическими реакциями в бронхах с нарушением их проходимости (бронхоспазмом). Этиология и патогенез. Различают 2 формы: Ø атопическую (или аллергическую), вызываются аллергенами различного происхождения, имеют наследственную предрасположенность; Ø инфекционно- аллергическую, развивается у больных с острыми и хроническими заболеваниями бронхов, вызванные инфекцией.
Развившийся комплекс АГ (аллерген) + АТ приводит к освобождению из лаброцитов (тучные клетки) биологически активных веществ (гистамин, серотонин, кинин, МРС и т.д.), которые вызывают в бронхах экссудативную реакцию, спазм мускулатуры бронхов, усиление секреции желез, что ведет к нарушению их проходимости. Патологическая анатомия: v В острый период (во время приступа): Ø стенки бронхов полнокровны, отек слизистого и подслизистого слоя; Ø инфильтрация: эозинофилами, базофилами, лимфоцитами, лаброцитами и плазматическими клетками; Ø гиперсекреция слизи с примесью эозинофилов, клеток слущенного эпителия. v При повторных приступах: Ø со временем развивается хроническое заболевание; Ø базальная мембрана утолщается, развивается гиалиноз; Ø склероз межальвеолярных перегородок; Ø хроническая обструктивная эмфизема; Ø вторичная гипертония малого круга, ведущая к гипертрофии правого сердца и легочно-сердечной недостаточности.
Практическое занятие №9. Тема: «Острые воспалительные заболевания легких. Хронические заболевания легких». Цель занятия: Ø Уметь называть виды острых пневмоний; Ø Уметь определять различные стадии острых пневмоний по макро- и микроскопической картине; Ø Уметь объяснять осложнения и исходы острых пневмоний; Ø Уметь определять болезни из группы хронических неспецифических заболеваний легких на основании макро- и микроскопической характеристики; Ø Уметь объяснять осложнения и причины смерти при ХНЗЛ; Ø Уметь объяснять этиологию, патогенез силикоза и определять его по макро- и микроскопической картине.
Оснащение занятия. Макропрепараты: Ø «Крупозная пневмония»; Ø «Эмфизема легких»; Ø «Пневмосклероз». Микропрепараты: Ø «Бронхопневмония»; Ø «Крупозная пневмония»; Ø «Силикоз легкого». Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.
I Определение исходного уровня знаний. Учащийся должен вспомнить: Ø строение и функции легких (анатомия); Ø расстройства крово- и лимфообращения; Ø воспаление и компенсаторно-приспособительные процессы На основании изучения материалов лекций и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы: 1.Классификация острых и хронических неспецифических заболеваний легких; 2. Этиология и патогенез острых пневмоний (крупозной и бронхопневмоний); 3. Макро- и микроскопическая характеристика крупозной пневмонии в зависимости от стадии заболевания; 4. Макро- и микроскопическая характеристика видов бронхопневмоний; 5. Макро- и микроскопическая характеристика ХНЗЛ; 6. Макро- и микроскопическая характеристика силикоза; 7. Осложнения и причины смерти при болезни легких.
Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить с помощью тестов. Примерные тесты. Тест №1. Назовите наиболее частого возбудителя крупозной пневмонии а) стафилококк; б) стрептококк; в) пневмококк; г) микобактерия; д) синегнойная палочка.
Тест №2. Назовите стадию крупозной пневмонии: а) красной дистрофии; б) ранняя; в) остаточных явлений; г) поздняя; д) прилива.
Тест №3. Г лавные составные элементы экссудата при крупозной пневмонии в 3-й стадии: а) фибрин, эритроциты; б) лейкоциты, фибрин; в) эритроциты, лейкоциты; г) моноциты, слизь; д) эпителиоидные и гигантские клетки.
Тест №4. Макроскопическая характеристика легкого при крупозной пневмонии во 2-й стадии: а) уменьшение эластичности, цвет серый; б) цвет красный, дряблая консистенция; в) большое пестрое легкое; г) цвет красный, плотная консистенция; д) цвет серый, плотная консистенция.
Тест №5. Осложнения при крупозной пневмонии: а) абсцесс и карнификация; б) хронический бронхит; в) развитие бронхоэктазов; г) развитие гемоторакса; д) абсцесс головного мозга.
Тест №6. Вид бронхопневмонии в зависимости от патогенеза: а) травматическая, токсическая; б) аспирационная, гипостатическая; в) абсцедирующая; г) грибковая, стафилококковая; д) гнойная, геморрагическая.
Тест №7. Вид бронхопневмонии в зависимости от распространенности процесса: а) гипостатическая, вирусная; б) пневмококковая; в) аспирационная, долевая; г) дольковая, сегментарная; д) межуточная, очаговая пневмония.
Тест №8. Микроскопическая характеристика изменений бронхов при хроническом бронхите: а) продуктивное воспаление, метаплазия эпителия; б) острое гнойное воспаление, некроз эпителия; в) деструктивный панбронхит; г) атипизм эпителия; д) гипертрофия мышечной оболочки.
Тест №9. Назовите вид бронхоэктазов: а) пневмогенные; б) обтурационные; в) мешковидные; г) инфекционные; д) дистрофические.
Тест №10. Наиболее частая причина смерти от ХНЗЛ: а) легочно-сердечная недостаточность; б) инфаркт миокарда; в) тромбоэмболия легочной артерии; г) анемия; д) сепсис.
Эталоны: 1 – В, 2 – Д, 3 – Б, 4 – В, 5 – А, 6 – Б, 7 – Г, 8 – А, 9 – В, 10 – А.
II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди). III. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди). IV. Самостоятельная работа учащихся.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|