Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика анализа оборота розничной торговли





 

Анализ оборота розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

В соответствии с данной целью при анализе оборота розничной торговли ставится и решается ряд основных задач:

изучение основных факторов, определяющих условия деятельности розничного предприятия и развития его товарооборота;

- оценка развития оборота розничной торговли предприятия в динамике по общему объему, составу и структуре, а также во временном аспекте;

выявление основных факторов, определяющих изменение величины оборота розничной торговли предприятия, и оценка степени их влияния;

анализ источников закупок товаров и выполнение договоров поставки и продажи потребительских товаров;

проведение SWOT -анализа и обоснование резервов увеличения розничного оборота и повышения рентабельности деятельности розничного предприятия в целом. [7].

Анализ оборота розничной торговли производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

изучается объем оборота по сравнению с планом и в динамике;

- исследуется структура оборота розничной торговли в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;

изучается взаимосвязь показателей с помощью индексного метода (строится индексная цепочка);

выполняется факторный анализ;

выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;

определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема оборота розничной торговли на будущий период.

Кроме того, производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения оборота розничной торговли и поступления товаров, балансовая увязка показателей оборота розничной торговли [27].

В процессе подготовки материалов к анализу необходимо привести данные о, обороте в сопоставимый вид в связи с организационными изменениями торговой сети и розничных цен. Это позволит повысить объективность анализа. Анализ оборота розничной торговли целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному; содержание этапов представлено на рис.1.3.

 

Рис. 1.3 Характеристика этапов анализа оборота розничной торговли предприятия [36]


В составе бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс (форма № 1) содержит данные о товарных запасах и о товарах, отгруженных в покупных ценах.

В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отражается выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

К формам статистической отчетности относятся:

Форма № 1 - торговля "Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп". Форма составляется за квартал. В разделе 1 формы № 1 - торговля предусмотрен перечень розничной продажи продовольственных товаров, в разделе 2 - перечень продажи пищевкусовых товаров, алкогольных напитков и табачных изделий, в разделе 3 - перечень продажи непродовольственных товаров и в разделе 4 - перечень продажи товаров длительного пользования. Перечень товаров в форме № 1 - торговля показан в стоимостном и натуральном выражении;

Форма № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг". Представляется ежемесячно. В разделе 1 формы № П-1 представлены общие экономические показатели, в разделе 3 - оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания, платные услуги населению, в разделе 5 - данные о продаже товаров по каждому виду населению и в оптовой торговле (по перечню, определенному органами государственной статистики);

Форма № 5-3 "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)". Форма составляется за квартал;

Форма № 1 - предприятие "Основные сведения о деятельности организации". Форма составляется за год. Данные по обороту розничной торговли (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) представлены в разделе VI "Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ и услуг".

Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товары [27].

При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа. Основные виды традиционных методов анализа оборота розничной торговли представлены на рис.1.4.

Важнейшим завершающим направлением подготовительного анализа розничного товарооборота предприятия является изучение и оценка основных предпосылок, определяющих деятельность предприятия.

 

Рис. 1.4 Основные виды традиционных методов анализа оборота розничной торговли

 

Для проведения анализа оборота розничной торговли необходимо использовать:

данные о социально-экономических показателях района деятельности торговой организации;

- плановые показатели (план оборота розничной торговли, нормативы товарных запасов текущего хранения);

оперативные материалы, характеризующие состояние торговли;

отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности.

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах

Объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах (Рс. ц.) рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах (Рд. ц.) на соответствующий индекс розничных цен ():

 

. (1.12)

 

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели "темп роста" и "темп прироста", которые рассчитываются по следующим формулам:

 

(1.13)

 

где Тр - темп роста, %; Р1 - объем оборота текущего (отчетного) периода, тыс. руб.; Р0 - объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.

 

(1.14)

 

где Тпр - темп прироста оборота розничной торговли, %.

При расчете среднегодового темпа роста оборота розничной торговли расчеты осуществляются по следующей формуле:

 

, (1.15)

 

где n - количество периодов; Р0 - оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn - оборот розничной торговли последнего года в динамическом ряду, тыс. руб.

Ритмичность оценивается по пери одам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц. Методика расчетов при этом одинакова.

Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. При наличии оперативной ин формации об изменении розничных цен его можно производить в сопоставимом виде. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам времени. Методика анализа, предложенная Л. Кравченко [22], предполагает расчет следующих коэффициентов:

- ритмичности - путем соотношения числа периодов, за которые выполнен план, к общему количеству периодов;

- равномерности - с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации (или неравномерности).

Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в табл.1.1 [10, с.44]

 

Таблица 1.1 - Методика расчета показателей, используемых при анализе оборота розничной торговли

Направление анализа Методика расчета
Анализ динамики оборота розничной торговли Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен: (1.16) Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели " темп роста" и "темп прироста", которые рассчитываются по следующим формулам: (1.17) (1.18) Для оценки выполнения плана оборота розничной торговли определяется процент выполнения плана: (1.19)
Анализ динамики оборота розничной торговли Для анализа оборота розничной торговли в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте, определяемого по формуле: (1.20) Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в его товарной структуре и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота розничной торговли. Также для характеристики динамики оборота розничной торговли целесообразно рассчитывать среднегодовой темп роста оборота розничной торговли, определяемого по формуле: (1.21)
Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям. Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Коэффициент равномерности: (1.22) Индекс сезонности рассчитывается по формуле: (1.23)
где Рс. ц. -объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.; Рд. ц. -оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.; Iц -индекс розничных цен; Тр - темп роста, %; Р1 - объем оборота розничной торговли отчетного периода, тыс. руб.; Р0 -объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.; Тпр - темп прироста оборота розничной торговли, %; n -количество периодов; - среднегодовой темп роста объема оборота розничной торговли, %; Р0 - оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn -объем оборота розничной торговли последнего года в динамическом ряду в сопоставимых ценах к базисному периоду, тыс. руб, %; Рпл - процент выполнения плана, %; Рф -фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.; Рпл -плановый оборот розничной торговли, тыс. руб.; Кр - коэффициент равномерности, %; V - коэффициент вариации, %; - среднеквадратическое отклонение; - средний процент (темп роста) оборота к общему объему, %; х - процент (темп роста) оборота розничной торговли по отдельным временным периодам (месяцам, кварталам), %; - средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; - среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.; Кстр. сдв. -коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте розничной торговли, %; - удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %; - удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n - количество товарных групп.

 

Анализ состава и ассортиментной структуры оборота розничной торговли. На первом этапе проводится анализ состава оборота розничной торговли по сравнению с планом и в динамике. В структуре оборота розничной торговли выделяют следующие составляющие:

а) продажу товаров населению (реализация на наличный расчет, продажа в кредит)

б) мелкооптовый оборот

с) другие виды розничной реализации.

Оборот розничной торговли целесообразно анализировать:

по применяемым формам торговли (самообслуживание, другие прогрессивные формы обслуживания, традиционные методы торговли)

месту реализации товаров (через магазины, мелкорозничную торговую сеть - палатки, ларьки, киоски; развозная и развозная торговля)

Анализ состава оборота производится в следующих показателях:

абсолютных (стоимостных)

- относительных (например, доля отдельных видов реализаций, в общем объеме товарооборота)

натуральных (по отдельным видам продукции или при продаже в кредит)

На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику оборота розничной торговли по отдельным товарным группам и товарам.

На третьем этапе изучают ассортимент и структуру оборота розничной торговли по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года.

На четвертом этапе производится проверка ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслуживания покупателей [25]. Анализ товарооборачиваемости проводят в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных товарных групп и товаров. На изменение оборачиваемости влияют изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Также изучают влияние на ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товаров изменения объема их товарооборота и размера средних товарных запасов. Анализ проводится в сравнении с планом и в динамике, в разрезе каждого предприятия (магазина). Изучается состав товарных запасов и, прежде всего, наличие неходовых товаров.

Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли. Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. В ходе анализа изучают, каким образом товарные ресурсы повлияли на выполнение плана и динамику розничного товарооборота [30]. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса:

 

Р = 3Н + П - В - 3К (1.24)

 

Методика факторного анализа рассмотрена в Приложении А [36, с.50]

Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь оборота розничной торговли и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Изучив и рассмотрев методы планирования оборота розничной торговли, проанализируем оборот розничной торговли в следующей главе на примере торгового предприятия ООО "Свежие продукты". Также проанализируем организационно-экономическую характеристику деятельности торгового предприятия.


2. Анализ оборота розничной торговли предприятия ООО "Свежие продукты"







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.