|
Методика анализа оборота розничной торговли
Анализ оборота розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли. В соответствии с данной целью при анализе оборота розничной торговли ставится и решается ряд основных задач: изучение основных факторов, определяющих условия деятельности розничного предприятия и развития его товарооборота; - оценка развития оборота розничной торговли предприятия в динамике по общему объему, составу и структуре, а также во временном аспекте; выявление основных факторов, определяющих изменение величины оборота розничной торговли предприятия, и оценка степени их влияния; анализ источников закупок товаров и выполнение договоров поставки и продажи потребительских товаров; проведение SWOT -анализа и обоснование резервов увеличения розничного оборота и повышения рентабельности деятельности розничного предприятия в целом. [7]. Анализ оборота розничной торговли производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности: изучается объем оборота по сравнению с планом и в динамике; - исследуется структура оборота розничной торговли в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи; изучается взаимосвязь показателей с помощью индексного метода (строится индексная цепочка); выполняется факторный анализ; выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли; определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема оборота розничной торговли на будущий период. Кроме того, производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения оборота розничной торговли и поступления товаров, балансовая увязка показателей оборота розничной торговли [27]. В процессе подготовки материалов к анализу необходимо привести данные о, обороте в сопоставимый вид в связи с организационными изменениями торговой сети и розничных цен. Это позволит повысить объективность анализа. Анализ оборота розничной торговли целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному; содержание этапов представлено на рис.1.3.
Рис. 1.3 Характеристика этапов анализа оборота розничной торговли предприятия [36] В составе бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс (форма № 1) содержит данные о товарных запасах и о товарах, отгруженных в покупных ценах. В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отражается выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. К формам статистической отчетности относятся: Форма № 1 - торговля "Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп". Форма составляется за квартал. В разделе 1 формы № 1 - торговля предусмотрен перечень розничной продажи продовольственных товаров, в разделе 2 - перечень продажи пищевкусовых товаров, алкогольных напитков и табачных изделий, в разделе 3 - перечень продажи непродовольственных товаров и в разделе 4 - перечень продажи товаров длительного пользования. Перечень товаров в форме № 1 - торговля показан в стоимостном и натуральном выражении; Форма № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг". Представляется ежемесячно. В разделе 1 формы № П-1 представлены общие экономические показатели, в разделе 3 - оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания, платные услуги населению, в разделе 5 - данные о продаже товаров по каждому виду населению и в оптовой торговле (по перечню, определенному органами государственной статистики); Форма № 5-3 "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)". Форма составляется за квартал; Форма № 1 - предприятие "Основные сведения о деятельности организации". Форма составляется за год. Данные по обороту розничной торговли (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) представлены в разделе VI "Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ и услуг". Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товары [27]. При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа. Основные виды традиционных методов анализа оборота розничной торговли представлены на рис.1.4. Важнейшим завершающим направлением подготовительного анализа розничного товарооборота предприятия является изучение и оценка основных предпосылок, определяющих деятельность предприятия.
Рис. 1.4 Основные виды традиционных методов анализа оборота розничной торговли
Для проведения анализа оборота розничной торговли необходимо использовать: данные о социально-экономических показателях района деятельности торговой организации; - плановые показатели (план оборота розничной торговли, нормативы товарных запасов текущего хранения); оперативные материалы, характеризующие состояние торговли; отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности. Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах Объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах (Рс. ц.) рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах (Рд. ц.) на соответствующий индекс розничных цен (Iц):
. (1.12)
Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели "темп роста" и "темп прироста", которые рассчитываются по следующим формулам:
(1.13)
где Тр - темп роста, %; Р1 - объем оборота текущего (отчетного) периода, тыс. руб.; Р0 - объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.
(1.14)
где Тпр - темп прироста оборота розничной торговли, %. При расчете среднегодового темпа роста оборота розничной торговли расчеты осуществляются по следующей формуле:
, (1.15)
где n - количество периодов; Р0 - оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn - оборот розничной торговли последнего года в динамическом ряду, тыс. руб. Ритмичность оценивается по пери одам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц. Методика расчетов при этом одинакова. Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. При наличии оперативной ин формации об изменении розничных цен его можно производить в сопоставимом виде. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам времени. Методика анализа, предложенная Л. Кравченко [22], предполагает расчет следующих коэффициентов: - ритмичности - путем соотношения числа периодов, за которые выполнен план, к общему количеству периодов; - равномерности - с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации (или неравномерности). Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в табл.1.1 [10, с.44]
Таблица 1.1 - Методика расчета показателей, используемых при анализе оборота розничной торговли
Анализ состава и ассортиментной структуры оборота розничной торговли. На первом этапе проводится анализ состава оборота розничной торговли по сравнению с планом и в динамике. В структуре оборота розничной торговли выделяют следующие составляющие: а) продажу товаров населению (реализация на наличный расчет, продажа в кредит) б) мелкооптовый оборот с) другие виды розничной реализации. Оборот розничной торговли целесообразно анализировать: по применяемым формам торговли (самообслуживание, другие прогрессивные формы обслуживания, традиционные методы торговли) месту реализации товаров (через магазины, мелкорозничную торговую сеть - палатки, ларьки, киоски; развозная и развозная торговля) Анализ состава оборота производится в следующих показателях: абсолютных (стоимостных) - относительных (например, доля отдельных видов реализаций, в общем объеме товарооборота) натуральных (по отдельным видам продукции или при продаже в кредит) На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику оборота розничной торговли по отдельным товарным группам и товарам. На третьем этапе изучают ассортимент и структуру оборота розничной торговли по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года. На четвертом этапе производится проверка ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслуживания покупателей [25]. Анализ товарооборачиваемости проводят в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных товарных групп и товаров. На изменение оборачиваемости влияют изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Также изучают влияние на ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товаров изменения объема их товарооборота и размера средних товарных запасов. Анализ проводится в сравнении с планом и в динамике, в разрезе каждого предприятия (магазина). Изучается состав товарных запасов и, прежде всего, наличие неходовых товаров. Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли. Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. В ходе анализа изучают, каким образом товарные ресурсы повлияли на выполнение плана и динамику розничного товарооборота [30]. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса:
Р = 3Н + П - В - 3К (1.24)
Методика факторного анализа рассмотрена в Приложении А [36, с.50] Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь оборота розничной торговли и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота. Изучив и рассмотрев методы планирования оборота розничной торговли, проанализируем оборот розничной торговли в следующей главе на примере торгового предприятия ООО "Свежие продукты". Также проанализируем организационно-экономическую характеристику деятельности торгового предприятия. 2. Анализ оборота розничной торговли предприятия ООО "Свежие продукты" Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|