Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Командиры нумидийской кавалерии





Магон Барка (лат. Mago) (умер в 203г. до н.э.) - сподвижник своего брата Ганнибала в Италии. Часто отправлялся с нумидийцами в разведку, учавствовал в организации засад: «…Магону и почти двухтысячному отряду всадников велел засесть по дорогам, по которым, как он [Ганнибал] думал, кинутся беглецы. Распорядившись всем ночью, на рассвете он вывел войска в боевом строю...» (Liv., XXV, 21, 4-5).

Также Магон руководил окружением противника в некоторых битвах. Фаргмент битвы при Треббии: «...а там вдруг Магон с нумидийцами, мимо засады которых пехота пронеслась, ничего не подозревая, появился в тылу и привел задний ряд в неописуемое замешательство» (Liv., XXI, 55, 9-10).

После битвы при Каннах он отправился в Карфаген и, несмотря на противодействие Ганнона, получил поручение навербовать в Испании солдат для подкрепления войск Ганнибала. Поражение Гасдрубала при Гимере и отход от Карфагена испанских городов заставили Магона отказаться на время от итальянского похода и сосредоточить свою деятельность в Испании[51], где он оставался с 215 г.до н.э. по 206 г.до н.э, когда по поручению карфагенского сената он двинулся с флотом в 30 кораблей, 12000 пехоты и 2000 конницы к Генуе, стараясь поднять против римлян галлов и лигуров. Летом 203 г. до н.э. в области инсубров он был разбит проконсулом Марком Корнелием и претором Квинтилием Варом. Получив приказ вернуться в Африку, Магон умер от ран в пути у берегов Сардинии.

Гасдрубал Барка (лат. Hasdrubal) (умер в 207 г. до н.э.) - карфагенский полководец и государственный деятель периода Второй Пунической войны, младший брат Ганнибала. После начла 2-й Пунической войны, когда Ганнибал вторгся в Италию, остался командовать карфагенскими силами (включавшими 13000 пехоты, 2550 кавалеристов и 21 слона, а также флот из 5триреи и 50 квинквирем[52], из которых только 32 были укомплектованы экипажем) в Испании, где на протяжении шести лет сдерживал римские войска под командованием Гнея и Публия Корнелия Сципиона. Одной из причин побед карфагенян при Каннах многие исследователи считают инициативные действия начальника конницы Гасдрубала, который вовремя атаковал римскую пехоту с тыла и флангов[53]. Хотя и застигнутый врасплох походом Гнея Сципиона в 218 г. до н.э., не позволившим ему соединить силы с Ганноном, командующим карфагенскими силами на север от реки Эбро, в ближайшее время Гасдрубал сумел силами мобильных подразделений нанести серьезный ущерб римлянам.

Магарбал (Maharbal) - полководец Карфагена. Возможно наиболее талантливый из всех командиров - именно ему Ганнибал доверял руководство кавалерией во всех крупных сражениях. Был командиром в битве при Каннах - командовал правым флангом карфагенской линии (на правом фланге располагалась большая часть конницы): левым крылом командовал Гасдрубал, правым Магарбал, центром сам Ганнибал с братом Магоном. Именно он сказал после победы при Каннах Ганнибалу известные горькие слова: «vincere scis, victoria uti nescis» - «ты умеешь побеждать, но пользоваться победой не умеешь».

Магарбал зачастую руководил рейдами нумидийцев в поисках фуража и разведкой: «...отпустил Магарбала грабить Фалернскую область...Опустошили все вплоть до Синуэсских вод. Бедствие было велико, люди бежали, нумидийцы навели страх на всю округу...», «...Ганнибал же, в то время, как враги были заняты работой, посылает Магарбала с отрядом нумидийцев в пятьсот всадников опустошать поля союзных с римским народом племён, наказав им, однако, по мере возможности щадить галлов и вести переговоры с их знатью, чтобы склонить их к отпадению» (Liv., XXI, 45, 3-6).

Ганнон (Hanno) племянник Ганнибала, командовал левым крылом в битве при Каннах, в 215г. до н.э. занял многие города Нижней Италии, но в 214 г. до н.э. был разбит римлянами. Руководил войсками на Сицилии. Сколь значимых упоминаний о нем нет, кроме его ссоры с Муттином из-за командования нумидийской конницей. Последуюшие события показали его недальновидность.

Муттина (Muttina) командир нумидийцев. Упоминается Ливием во время описания событий на Сицилии: «…под Агригантом против римлян остались Эпикид и Ганнон, уцелевшие в предыдущих сражениях; к ним присоединился и третий вождь, посланный Ганнибалом в замену Гиппократа: уроженец Гиппакры, ливификиец родом – земляки звали его Муттином, человек деятельный и хорошо изучивший у Ганнибала военное дело. Эпикид и Ганнон дали ему в подмогу нумидийцев, и он, бродя с ними по полям вовремя приходя с ними на помощь тому, кто в ней нуждался, поддерживал в союзниках чувство верности. Вскоре вся Сицилия заговорила о нем; сторонники карфагенян возлагали на него самые большие надежды. Теперь карфагенский полководец и сиракузянин, запертые в Агриганте, осмелились выйти за городские стены (с Муттином они не посоветовались, но на него полагались) и стали лагерем у реки Гиммера. Марцеллу донесли об этом; он тотчас вышел с войсками...Муттина перешел реку и ринулся, наводя страх и все опрокидывая, на вражеские передовые посты. На следующий день произошло почти правильное сражение, и он загнал врага в укрепления. Но Муттину пришлось вернуть: в лагере восстали нумидийцы и почти триста человек их ушло в Гераклею Миносову. Он отправился успокаивать и возвращать их.

«После отъезда Марцелла из Сицилии там высадилось восемь тысяч пехотинцев-карфагенян и три тысячи всадников-нумидийцев. От римлян отпали города Мургантия и Эргетий, а вслед за ними Гибла, Мацелла и некоторые другие, не столь известные, нумидийцы во главе с Муттином разбрелись по всей Сицилии и стали жечь усадьбы союзников римского народа…Муттина бродил по всей Сицилии, грабя римских союзников; и ни силой, ни хитростью не удавалось отрезать его от Агригента, не дать прорваться, где бы ему ни захотелось. Слава Муттина затмевала славу военачальника, который возненавидел его. Даже успехи были ему из-за Муттина не в радость. Под конец он назначил на место Муттина своего сына, рассчитывая, что, лишенный власти, Муттина лишится и влияния на нумидийцев…»(Liv., XXIV, 21, 1-6).

«Вышло совсем иное: он стал им еще дороже, потому что Ганнон его ненавидел. Не вынеся несправедливостей и обиды, Муттин тайно отправил к Левину послов – переговорить о выдаче Агригента. Доверие было установлено, сговорились о порядке действий: когда нумидийцы займут ворота со стороны моря прогнав или перебив караульных, они впустят в город римлян. Римский отряд с гамом и топотом вступал уже в центр города, на форум, когда Ганнон решил, что это возмутились нумидийцы (такое случалось и раньше). Он отправился усмирять мятеж, (10) но издали увидел: людей что-то больше, чем нумидийцев; уловил звук слишком знакомого крика римлян – и кинулся бежать, пока еще было можно…»(Liv., XXIV, 40, 7-9).

Из вышесказанного видим, что Муттина был очень талантливым командиром, и если бы не личные амбиции Ганнона, то к римлянам бы не перешел такой нужный и влиятельный в своей среде человек.

Сифакс (Syphax), царь западных нумидийцев, зять Гасдрубала, отличился в войне Рима и Карфагена, взят в плен Сципионом (Масиниссой); умер в 203 г.до н.э. Как нумидийский царь и союзник Карфагена руководил нумидийцами во время африканской кампании Сципиона (Сифакс в прошлом союзник римлян). Сделал много для организации нумидийского войска: с помощью римлян подготовил нумидийскую пехоту, для борьбы с Карфагеном[54]: «Царствовал в Нумидии Сифакс; внезапно он рассорился с карфагенянами…Воевать пешими нумидийцы не умеют, они хороши только в конном бою; предки их искони воевали, не сходя с лошадей. Потомки их так и приучены. У неприятеля по милости Марса-пехотинца пехота есть, и если он, Сифакс, желает сравняться силами с неприятелем, то и ему надо обзавестись пешим войском. Царство его густо заселено, но он не знает, как вооружить и обучить своих людей, эту случайно собравшуюся огромную беспорядочную толпу. Послы ответили, что они готовы исполнить его желание, и получили заверение, что Сифакс немедленно отправит обратно оставшегося, если римские командиры не одобрят его пребывания у Сифакса…Оставшегося у царя звали Квинтом Статорием. Царь с двумя римлянами отправил в Испанию послами двух выбранных им нумидийцев заключить союз с римскими вождями. Послам он поручил немедленно переманить нумидийцев (они служили у карфагенян во вспомогательных отрядах) к римлянам. Статорий набрал у царя из многочисленной молодежи отряд пехотинцев; научил их строиться на римский манер, бежать вслед за знаменами, соблюдать строй, выполнять воинские работы и маневры. В скором времени царь мог полагаться на пехоту не меньше, чем на конницу, и на какой-то равнине в настоящем сражении с карфагенянами разбил их. Прибытие царских послов очень усилило влияние римлян в Испании: прослышав о приходе послов, к римлянам перешли многие нумидийцы» (Liv., XXIV, 48, 1-7).Так завязалась у римлян дружба с Сифаксом.

Карфагеняне, узнав об этой дружбе, немедленно послали сообщить о ней Гале, царю мезулиев, обитающих в другом конце Нумидии.

Но в результате женитьбы на дочери Гасдрубала – Софонисбе (которая в силу необычайной красоты манипулировала старым царём на пользу Карфагену), Сифакс отошел от союза с Римом и помогал Карфагену.

Масинисса (лат. Masinissa) (около 240-149 гг.до н.э), царь Нумидии в 201-149 гг. до н.э. Сын царя востояной Нумидии Галы. Образование получил в Карфагене. В период Пунических войн сначала (с 213 г до н.э.) выступал на стороне карфагенян в борьбе с римлянами, около 206 года до н.э. перешел на сторону римлян, с их помощью стал единоличным правителем всей Нумидии (восточную Нумидию он наследовал после смерти отца – около 205 г.до н.э.) При Масиниссе нумидийское царство сильно укрепилось: расширились границы, выросли города, усилились торговые связи со всем Средиземноморьем[55]. После смерти Масиниссы римляне разделили царство между тремя его сыновьями.

Так пишет о нем Ливий: «У Галы был сын Масинисса, ему шел восемнадцатый год, и по задаткам его было ясно, что он оставит после себя царство более богатым и обширным, чем оно было, когда он его принял. Сифакс, союзник римлян, (твердили послы Гале) стал, благодаря этому союзу, грозой африканских царей и народов, и Гале выгоднее присоединиться к карфагенянам поскорее, раньше, чем Сифакс переправится в Испанию или римляне – в Африку. Ведь можно разделаться с Сифаксом, который от договора с римлянами не имеет пока ничего, кроме имени; Галу легко убедили выставить войско; сын его рвался на войну; соединившись с карфагенскими легионами, он в большом сражении победил Сифакса. Говорят, в этом сражении было убито тридцать тысяч человек. Сифакс с несколькими всадниками бежал с поля битвы к маврусиям – это нумидийское племя живет на самом берегу Океана, напротив Гадеса. Варвары, прослышав о Сифаксе, отовсюду к нему стекались; вскоре он вооружил огромное войско, с которым и переправился в Испанию, отделенную от Африки узким проливом. Прибыл и Масинисса с победившим врага войском; он сам, без всякой помощи от карфагенян, вел войну с Сифаксом и добыл великую себе славу» (Liv., XXIV, 49, 1-5).

Проявив себя в Испании, будучи союзником Карфагена помог в разгроме Публия Сципиона «Молодой Масинисса (которого впоследствии дружба с римлянами сделала славным и могущественным) в те времена был союзником карфагенян. Он двинулся со своей нумидийской конницей навстречу Публию Сципиону и затем ни днем ни ночью не давал римлянам ни отдыху, ни сроку: он не только захватывал солдат, далеко ушедших за дровами и фуражом, но носился вокруг лагеря, часто врывался в линию сторожевых постов и учинял невероятный беспорядок. Часто его ночной налет приводил в трепет находившихся в лагере; римлянам приходилось быть всегда настороже – и в лагере, и за его воротами, загнанные в лагерь, они были отрезаны от всего жизненно необходимого…Вдруг нумидийская конница, от которой, думалось Сципиону, ему удалось ускользнуть, окружила с флангов перепуганных римлян, завязалось новое сражение – с нумидийцами…» (Liv., XXV, 34, 9-10).

Но в итоге Масинисса оказался на стороне Рима – руководствуясь благодарностью за спасённого племянника и личными амбициями (жаждал править всей Нумидией) «Переговоры с Масиниссой, давно уже начатые, откладывались по разным причинам: нумидиец хотел увидеться с самим Сципионом и скрепить договоренность рукопожатием…Масинисса, находясь в Гадесе и узнав от Марция о приближении Сципиона, стал жаловаться, что лошади на острове портятся, им недостает самого необходимого, они не наедаются досыта и другим животным из-за них не хватает корма, а конница его от безделья становится никуда не годной. Жалобы эти побудили Магона отпустить Масиниссу на материк: пусть пограбит ближайшие испанские земли…Переправившись, Масинисса послал вперед трех нумидийских вождей договориться о месте и времени переговоров с тем, чтобы Сципион двоих оставил при себе как заложников. Третьего Сципион отпустил привести Масиниссу, куда указано; он и Масинисса с немногими сопровождающими прибыли для переговоров. Нумидиец был сначала ошеломлен, а затем стал благодарить за своего племянника, говоря, что еще с того времени искал он случая, какого по милости бессмертных богов и не упустил. Он хочет служить Сципиону и римскому народу и помогать ему так ревностно, как еще ни один иноземец… Сципион рад был и видеть его и слышать: он знал, что нумидийцы Масиниссы – главная сила всей вражеской конницы, и видел, что у юноши душа нараспашку. Был заключен союз, и Сципион отправился обратно в Тарракон…» (Liv., XXVIII, 35, 11-12).

В последующем Масинисса упоминается только в восторженных тонах, как самый преданный союзник римлян и уже действовал в составе войска Сципиона: «Но самым радостным событием для римлян в начале этой кампании было прибытие Масиниссы, явившегося, по словам некоторых писателей, всего с двумя сотнями всадников, а по мнению большинства, с двухтысячной конницей…»(Liv., XXIX, 29, 4-5).

Далее мы видим, что «Масинисса сделался основателем нумидийского царства, и нельзя сказать, чтобы выбор или случай часто ставили так удачно настоящего человека на настоящее место…он оставил после себя годовалого сына и славу самого энергичного человека, самого лучшего и самого счастливого из всех царей его времени…»[56].

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.