Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





РИСОВАНИЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий

Под редакцией Р.Г. Казаковой

Творческий.Центр

Москва 2005


Авторы: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетради-ционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой — М: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с. (Серил «Вместе с детьми».)

Пособие создано на основе результатов опытно-эксперимен­тальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного административного округа Москвы и широкой провер­ки в массовой практике. В нем описываются более 30 нетрадици­онных для отечественного дошкольного образования художествен­ных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных ху­дожественных техник на особенности развития детского изобра­зительного творчества.

Пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, сту­дентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям изо­бразительного искусства в детской студии, родителям.

РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, ПЛАНИРОВАНИЕ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Под ред. Р.Г. Казаковой

Редактор ИМ. Богаткина Художник обложки Е.В. Кустарова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 15.11.04. Формат 84х108'/ч. Усл. печ. л. 6,72. Доп. тираж 20 000 экз. Заказ №2193.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05, 656-70-33, 107-59-15.

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов


От авторов

Сегодня есть выбор вариантов художественного до­школьного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, автор­ских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теорети­ческой и экспериментальной проверки в конкретных условиях московских дошкольных образовательных уч­реждений. В частности, проблема изучения и разви­тия детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике столичного дошкольного художественного образования. В содержании пособия представлено описание нетра­диционных художественных техник, рекомендуемых для использования в детском рисовании.

Педагогические условия для решения поставленной проблемы заключались:

— в создании художественно-эстетической развива­
ющей среды в ГДОУ д/с № 1266 СВОУО;

— в переподготовке педагогических кадров, способ­
ных к использованию многообразия художественных
техник с целью эффективного развития детской худо­
жественной одаренности;

— в изучении, апробации, интерпретации программ­
но-методических материалов Р.Г. Казаковой, Л.Г. Бе­
ляковой из учебного пособия «Детская одаренность»
(Гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию

от 11.02.97);

— в построении педагогического процесса экспери­
ментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на
принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессив­
ного направления в отечественной педагогике XXI века;

— в авторских разработках и экспериментальной
проверке участниками эксперимента серий эксперимен­
тальных занятий по развитию детской художествен­
ной одаренности средствами нетрадиционных художе­
ственных техник.


Все представленные в пособии нетрадиционные для' отечественного дошкольного образования художествен­ные техники изучены и апробированы в работе с деть­ми. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.

Авторами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, раз­работано программно-методическое содержание для детской студии.

В данной книге авторы предлагают планирование занятий с использованием различных нетрадиционных художественных техник, а также самые интересные конспекты занятий из проведенных в эксперименталь­ном режиме.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

Авторы также рекомендуют использовать на заня­тиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

При оформлении книги были использованы педагоги­ческие эскизы и детские рисунки: «Мухомор» (рисова­ние пальчиками), Карелина Даша 3 г. стр. 5; «Рыбки» (рисование ладошкой) Силкин Илья 3 г. стр. 6; «Букет в подарок маме» (печатание по трафарету) Тураджев Лева 5 л. стр. 14; «Летний луг» (в основе мелки+акварель) Мочалова Катя 5 л. стр. 18.


НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

ТЕХНИКИ

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, зятем гуашь легко смывается.


РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта­стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма­та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо­щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу­маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал­феткой, затем гуашь легко смывается.


оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.


ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ КАРТОФЕЛЯ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.


ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цвет­ной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длин­ные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобра­зить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В резуль­тате изображение получается объемным. Путем обры­вания можно также изготовить крупные части изобра­жения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохна­тым. В данном случае части изображения намазыва­ются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид рабо­ты используется на занятиях с детьми старшего до­школьного возраста.


СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в ру­ках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скаты­вает из нее шарик. Размеры его могут быть различны­ми: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опус­кается в клей и приклеивается на основу.



ОТТИСК ПОРОЛОНОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ

Возрасти: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.


ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ ЛАСТИКА

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.


оттиск смятой

БУМАГОЙ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, смятая бумага.

 

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.


ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ + АКВАРЕЛЬ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бума­га, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует вос­ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.


СВЕЧА + АКВАРЕЛЬ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует све­чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.


ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-(бого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо­щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.


МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симмет­рия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира­ются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склады­вается пополам для получения отпечатка. Затем изо­бражение можно украсить, также складывая лист пос­ле рисования нескольких украшений.


«ЗНАКОМАЯ ФОРМА — НОВЫЙ ОБРАЗ.»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подно-1 сы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребенок обводит ка­рандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.


ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (же лательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем приклад дывает его к бумаге окрашенной стороной для получе­ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


ТИСНЕНИЕ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, пред­меты с рифленой поверхностью (рифленый картон, пла­стмасса, монетки и т.д.), простой карандаш:.

 

Способ получения изображения: ребенок рисует про­стым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), це­лесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой по­верхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и накле­ить на общий лист.


АКВАРЕЛЬНЫЕ МЕЛКИ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки,' губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор­цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.


ТЫЧКОВАНИЕ

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2><2 см), журнальная и газетная бу­мага (например, для иголок ежа), карандаш:, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для

основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит ту­пой конец карандаша в середину квадратика из бума­ги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ре­бенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квад­ратик остается на бумаге. Процедура повторяется мно­гократно, пока свернутыми квадратиками не запол­нится желаемый объем пространства листа.


ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо флома­стерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос­ка. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процара­пывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.


МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикаль­ная симметрия, изображение пространства в компози­ции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред­назначенная для отпечатка, протирается влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отли­чался от отпечатка. Для монотипии также можно ис­пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накры­вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МЛАДШАЯ ГРУППА

 

№ п/п Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
         
Сентябрь
  Мой люби­мый дождик Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобрази­тельной Техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и ко­ротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразитель­ности. Воспитывать аккуратность Два листа формата А4 свет­ло-серого цвета с наклеен­ными тучками разной вели­чины, синяя гуашь в мисоч­ках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы
  Веселые му­хоморы (пер­вое занятие) Рисование пальчи­ками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования паль­чиками. Учить наносить ритмично и рав­номерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различ­ной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллю­страции мухоморов

 

      4 ' \
  Веселые му­хоморы (вто­рое занятие) Рисование пальчиками Закрепить навыки наклеивания. Учить рисо­вать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа) Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки
  По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии
Октябрь
  Ягоды и яб­лочки Оттиск пробкой, печаткой из карто­феля (круги разной величины) Познакомить с техникой печатания проб­кой,-поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и ябло­ки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчика­ми. Развивать чувство композиции Круг из тонированной бума­ги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолето­вого, зеленого.цветов, раз­личные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи
  Моя люби­мая чашка Оттиск пробкой, печаткой из карто­феля (круги разной величины), рисова­ние пальчиками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по воз­можности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисоч­ках, различные печатки, сал­фетки, выставка посуды

со


 

         
  Рябинка Рисование пальчика­ми Учить рисовать на ветке ягодки (пальчика­ми) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цве-товосприятие, чувство композиции Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, сал­фетки, веткарябины
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадицион­ных изобразительных техниках Вес имеющиеся в наличии
  Птички клюют ягоды Рисование пальчика­ми, оттиск пробкой Учить рисовать веточки, украшать в техни­ках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величи­ны и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспиты­вать аккуратность Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки
Ноябрь
  Мои любимые домашние животные Тычок жесткой полу­сухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью — учить ими­тировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серо­го цветов, иллюстрации и изобра­жения домашних животных /

 


00

ел


 

/ 1       \
  Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться? Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины) Упражнять в технике печатания. Закре­пить понятие «луч и к». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Раз­вивать цветовосприятие Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, малино­вая гуашь в мисочках, рисун­ки с изображением солнышка
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах Все имеющиеся в наличии
Декабрь
  Маленькой елочке хо­лодно зимой Рисование пальчи­ками, оттиск печат­ками Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей по­верхности листа (снежинки, снежные ко­мочки). Учить рисовать елочку (или за­крепить навыки наклеивания, если ис­пользуется аппликация). Воспитывать аккуратность Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна — две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация)
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

12 3 4 5 22 Мы рисуем, Разные Совершенствовать умения и навыки в сво- Все имеющиеся в наличии что хотим бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках 23 Цветочек для Оттиск печатками из Упражнять в печатании с помощью печа- Открытка для папы: на лице-папы картофеля (цвето- ток. Закреплять умение дорисовывать у вой стороне — аппликация, на чек) полураспустившихся цветов стебельки и развороте — место для рисун-листочки. Развивать чувство композиции ка, печатки в форме цветов, гуашь зеленая, синяя, оранже­вая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки 24 Мои люби- Тычок жесткой по- Упражнять в технике тычка полусухой Вырезанные из бумаги силуэты мые живот- лусухой кистью жесткой кистью. Продолжать учить ис- животных (медведь, лиса, заяц ные из сказок пользовать такое средство выразительно- и т.д.), гуашь разных цветов, сти, как фактура жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом Март 25 Мимоза для Рисование пальчи- Упражнять в рисовании пальчиками, ска- Открытки из цветной бумаги мамы Ками тывании шариков из салфеток. Развивать с нарисованной веточкой, чувство композиции. Закрепить навыки вырезанные листья мимозы, наклеивания салфетки (4x4 см), гуашь жел­тая в мисочках, клей,кисти, салфетки целые, мимозы

со


 

      --------------------------- —------------ 1  
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техни­ках Все имеющиеся в наличии
  Солнышко Рисование ладошками Познакомить с техникой печатания ла­дошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие Ватманский лист с нарисо­ванным посередине желтым кругом, гуашь алого, желто­го, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски
  Божьи ко­ровки на лужайке Рисование пальчи­ками Упражнять в технике рисования пальчи­ками. Закрепить умение равномерно нано­сить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (ин­дивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) 1-й вариант Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и темно-зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога. 2-й вариант Листы формата А4, красная, черная, светло- и темно-зеленая гуашь, кисти, черная гуашь в мисочках, салфетки

со


 

         
  Мои рука­вички Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчи­ками Упражнять в технике печатания. Закре­пить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспи­тывать аккуратность Вырезанные из бумаги рука­вички разных форм и разме­ров, печатки, гуашь в мисоч­ках, выставка рукавичек, салфетки
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах Все имеющиеся в наличии
Январь
  Елочка пу­шистая, на­рядная Тычок жесткой по­лусухой кистью, рисование пальчи­ками Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выра­зительности, как фактура. Закрепить уме­ние украшать рисунок, используя рисова­ние пальчиками. Воспитывать аккурат­ность Маленькая елочка, вырезан­ная из плотной бумаги, зеле­ная гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранже­вого цвета в мисочке, сал­фетка
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах ^^^ящи^^^_^^^^^^^^^ Все имеющиеся в наличии

 

        \
  Веселый Тычок жесткой Упражнять в технике тычка полусухой Вырезанный из бумаги сне-
  снеговичок полусухой кистью жесткой кистью. Продолжать учить ис- говичок (два круга разной
      пользовать такое средство выразитель- величины) серого или голу-
      ности, как фактура бого цвета, белая гуашь,
        жесткая кисть, красный и
        черный маркеры, ватман,
        тонированный темным цве-
        том
  Мы рисуем, Разные Совершенствовать умения и навыки в Все имеющиеся в наличии
  что хотим   свободном экспериментировании с ма-  
      териалами, необходимыми для работы в  
      нетрадиционных изобразительных тех-  
      никах  
Февраль
  Мое люби- Сангина, уголь по Закрепить умение рисовать деревья сан- Листы формата А4, сангина,
  мое дерево желанию гиной, углем. Упражнять в рисовании уголь, иллюстрации и эски-
      прямых линий со средним нажимом на зы
      палочку сангины или угля (чтобы линия  
      была видна хорошо и чтобы мелок не  
      сломался)  

    ■ з    
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии
Апрель
  Жили у бабу­си два весе­лых гуся (из програм­мы Т. Копце-вой) Рисование ладошкой Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сто­рону). Закрепить умение дополнять изо­бражение деталями Озеро, нарисованное на преды­дущем занятии на большом листе бумаги, или листы бума­ги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный мар­керы для дорисовывания дета­лей
  Волшебные картинки (волшебный дождик) Рисование свечой Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закра­шивать лист жидкой краской. Затем каж­дый получает волшебную картинку — лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесен­ными свечой рисунками
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетради­ционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

 

         
Май
  Травка Рисование ладошкой Упражнять в технике печатания ладош­кой. Закрепить умение заполнять отпе­чатками всю поверхность листа. Разви­вать цветовосприятие Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (мож­но налить в блюдце), кисти, салфетки
  Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с ма­териалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах Все имеющиеся в наличии
  Цветочек радуется солнышку Печатание печат­ками из картофеля (в форме цветка) Упражнять в технике печатания печат­ками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство КОМПОЗИЦИИ Лист светло-зеленой бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло-зеленая гуашь, кисть, иллю­страции и эскизы
  Выставка рисунков детей дан­ной группы   Учить рассматривать рисунки. Поощ­рять эмоциональные проявления и вы­сказывания. Упражнять в выборе (по­правившихся и непонравившихся рисун­ков) Рисунки детей за год (вы­бирается несколько лучших рисунков у каждого ребен­ка)

.


СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

№ п/п Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
         
Сентябрь
  Подсолнухи Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у под­солнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции Лист формата А4 с нарисован­ным кругом и лепестками, выполненными на занятии по аппликации, черная тушь в мисочках, зеленая гуашь, кис­ти, эскизы и иллюстрации
  Укрась платочек Оттиск пробкой, рисование пальчи­ками Учить украшать платочек простым узо­ром, используя печатание,рисование пальчиками и прием приманивания. Раз­вивать чувство композиции и ритма Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования паль<





Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.