Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потому-то и жилище свое он назвал «дворцом» и говорил, что «это настоящий дворец, и у самого царя такого никогда не было». Дымовой трубы, такой, как у него, тоже у самого царя не было.





Жаркий солнечный день. Мы с Марьей Александровной в тени плетня с жадностью тянем с блюдечек «наркотик» с кисло-сладким черным хлебом, — таким хлебом, какого у самого царя нет. За плетнем на пчельнике гудят дедушкины пчелы.

— А ведь это он идет, — с особенным восторгом восклицает Марья Александровна.

Действительно, легкой походкой через плотину идет Лев Николаевич. Кривоногая «Шавочка» насторожила уши и хочет с визгливым лаем пуститься навстречу Льву Николаевичу, но Марья Александровна унимает ее, не пускает, кормит сахаром.

— Нельзя, дочь! Нельзя, дочь! Это наш милый Лев Николаевич идет.

Я иду к нему навстречу. Мы садимся за стол, М. А. наливает ему чаю. Лев Николаевич смотрит на солнце и удивительно точно определяет время, минута в минуту. Я вынимаю часы и проверяю и поражаюсь тому, как точно он определяет время по солнцу. Мария Александровна прибирает чашки, а мы со Львом Николаевичем идем к «профессору».

«Профессор» сидит на обрубке в тени своего «дворца» и плетет лапти. Садимся.

— Ну что пчела? роится ли? — спрашивает Лев Николаевич.

— Один отошел, — отвечает дед, — здоровеннейший, вот посмотрите, как работает, примерно работает.

— Да, пчела тяжелая идет, — говорит Лев Николаевич, — а ведь липа еще не зацвела.

— Да ведь моя пчела особенная, — говорит дед, — у самого царя нет такой пчелы.

— А ты его когда знал? — спрашивает Лев Николаевич.

— Как не знать, бывало, сиживал с ним, как с тобой сейчас сидим.

— Ты которого же знал?

— И Николая Павловича и Александра Николаевича тоже знал, еще когда наследником был. И знаю, как убили его.

— Кто же его убил?

— Господа за то, что волю дал. Но ведь он знал заранее, что будет убит.

— Почему же он знал?

— Ему папа римский предсказал.

— А кто такое папа римский?

— А папа римский — он как месяц: живет всегда и никогда не умирает: месяц молодой — и папа молодой, месяц старый — и папа стареет. А живет папа на острову, и он никого не видит, и его никто не видит. Но царь-то Александр Николаевич принес к нему записку, в которой спрашивает про свою судьбу, и положил на стол, потом пришел и нашел ответ: «убит будешь», и все рассказал, как убит будет, как барышня платочком махнет ...

— Ну, ты нам лучше про пчелок расскажи, — перебил его Л. Н. — Матки в какой колоде поют? Пойдем, послушаем.

— Как хорошо! какая благодать! — вырвалось у Льва Николаевича. И действительно, была благодать. Тяжелые пчелы возвращались со взятка, точно золотые, под лучами уже склоняющегося солнца, в воздухе стояла музыка этих тысяч музыкантов, и пахло душистым медом.

Лев Николаевич любил пчельник в духе деда Бирюка. Он любил поэзию пчельника, живописно расставленные колодки с лубочными крышками, плетень с порослью малины, землянку пасечного деда с земляникой на крыше. Любил и самого деда с его дикой фантазией про царя и папу. И пчеловодство он любил тоже простое, не искусственное. Он любил рои, роевую пору, огребанье и садку роев, когда с гулом и победными кликами рой идет в новый улей, точно победоносная армия вступает в город. Новое американское пчеловодство, или производство меда, как его называют теперь американцы, Льву Николаевичу было чуждо. Ему понятен был дед пасечник, и им он хотел бы быть; но пчеловод, носящийся на мотоциклете по своим отъезжим пчельникам, был ему чужд.

Лев Николаевич называл Бирюка Робинзоном, потому что все на его пчельнике было сделано им собственноручно: и плетень, и землянка, и рассажена земляника, и по плетню малина.

— Когда я вырасту большой, — говорил Лев Николаевич, — я буду жить, как живет дед Бирюк.

Лев Николаевич выражался так всегда, когда хотел выразить несбыточную мечту, подражая детям, которые так говорят.

Я помню, когда мы с ним под Тулой посетили хутор какого-то женского монастыря, где монахини сами работали и где все было у них так аккуратно и хорошо обработано, Лев Николаевич сказал:

— Когда я вырасту большой, я поступлю в женский монастырь.

— Знаете, какая лучшая книга для детей? — спросил он меня однажды. — Робинзон. Так важно для детей знать, как все устроено вокруг нас, как додумались до всего этого люди и каким трудом достаются предметы первой необходимости.

Один раз невестка Льва Николаевича стала рассказывать об удобствах квартир в больших городах: паровое отопление, электрическое освещение, водопровод, канализация, газовые плиты.

— Наши дети теперь не имеют понятия, как топят печи, заправляют лампы ... Они просыпаются, в квартире тепло, стемнело — зажигают электричество ...

— Ничего тут хорошего нет, — сказал Лев Николаевич, — если дети не видят своих родителей трудящимися и обслуживающими самих себя, то они хоть видят, каким трудом достается весь комфорт, все удобства ... Они видят, что надо наколоть дров, принести их, растопить, натаскать воды и т. д. А в современных благоустроенных квартирах ничего этого не видно, а ведь как-то все это должно делаться, только мы не видим этих рабов — истопников в подвалах больших домов, топящих паровые котлы, не знаем, каким трудом устроен водопровод ...

В конце июня мы убирали покос в молодом яблочном саду; в это время к Марье Александровне приехали художницы и работали с нами. В калитке сада показался Л. Н. верхом на лошади; он легко соскочил с лошади и, ведя ее в поводу, пошел через сад по направлению к нам.

— Как хорошо! Как хорошо! — восклицал он. Этот запах сена, эта красота кругом — и как дополняет картину этот memento цивилизации, — указал он на трубы бельгийского чугунолитейного завода на Косой горе, торчащие из-за леса. Лев Николаевич работал в то время над статьей «Рабство нашего времени», его интересовали рабочие и условия их работы на заводе, и он часто, заходя или заезжая сначала к нам, потом отправлялся на завод. Так и в этот раз, проведя лошадь через сад, сел на нее и скрылся в березовом лесочке по направлению завода.

13 июля 1900 г. Лев Николаевич зашел к нам и пил с нами чай, а от нас пошел на бельгийский завод. Я пошел с ним. В лесочке у дороги есть ключ, воду которого народ считал целебной, и бабы приносили, как жертвоприношение, яйца, которые опускали на дно ключа. Проходя мимо этого ключа, Лев Николаевич сказал:

— Вероятно, и про этот ключ есть легенда. Как интересны народные легенды! Некоторые из них, как например, «Чем люди живы», я переработал, а вот еще одна легенда, которая нигде не записана:

«Жил на северных озерах человек праведной жизни, но в церковь он никогда не ходил. Стали говорить ему: «Люди осуждают тебя, что в церковь не ходишь; пойдем с нами к обедне». — «Ну что же, пойдем», —

сказал он, и пошли. По дороге в церковь было озеро, через которое надо было переехать на лодке. Подошли к озеру, праведный человек и говорит своим спутникам: «Садитесь в лодку, а я и так дойду». Те сели и поехали, а он по воде, как по суху, через озеро пошел. В церкви праведный стал позади всех и видит то, что другие по своей греховности не могут видеть. Он видит, как черти в церкви растянули воловью шкуру и записывают на ней имена всех тех, кто разговаривает в церкви, улыбается, зевает, пришел показать свой наряд и вообще невнимателен к службе. И накопилось такое множество имен, что нет места свободного на шкуре. Тогда черти стали еще больше растягивать шкуру. Один из них понатужился и издал звук. Тогда праведник не выдержал и улыбнулся; черти обрадовались и его имя тоже вписали на шкуру. Когда пошли назад из церкви, праведник опять сказал своим спутникам: «Садитесь в лодку, а я и так пройду», но вода его уже не держала, и ему тоже пришлось сесть в лодку»24.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.