|
Дифференциация понятий «слог», «слово»Вы смотрите программу «Маски-шоу»? Артистов этой передачи называют мимами. Бабушка-Загадушка предлагает детям стать мимами. Сначала мы будем только изображать действия. Дети имитируют вязание, игру на музыкальных инструментах, рисование волн и т.д. Движения сопровождаются повторением слоговых сочетаний са-за-са-за, се-зе-се-зе, су-зу-су-зу, зо-со-зо-со. Что мы произносили? (Слоги.) А теперь помогите мне закончить чистоговорки: Сы-зы-сы-зы, мягка шерстка у... (козы). Се-зе-се-зе, дадим сена мы... (козе). Ось-ось-ось, ест осинку... (лось). Оси-оси-оси, по лесу бродят... (лоси). Зы-сы-зы-сы, хвост пушистый у... (лисы). Вы подсказали мне слоги или слова? (Слова.) Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ Посмотрим вокруг — в комнате много предметов с изучаемыми звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог, первый звук с. (Стол, стул.) В слове первый звук з, последний — а. (Занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине этого слова? (Звук с.) В моей корзинке лежит предмет, в названии которого первый звук з, последний — т. (Зонт.) «Разбросайте» звуки слова зонт. Сколько их в этом слове? (Четыре звука.) Обозначьте звуки кружочками. На каком месте звук з? Перед детьми выставляется схема слова лиса. Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки и, а. (Лиса.) Как вы догадались, что это лиса? Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (Заяц, зебра, лось.) 7. Развитие фонематических представлений Физминутка Бабушка-Загадушка предлагает поводить хоровод «Во поле береза стояла». Дети водят хоровод. 9. Произношение звуков с, с', з, з' в предложениях. Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет? Наступила осень, зацвели сады. Выпал снег, прилетели ласточки. На березе созрела земляника. Яблоки растут на яблоне. Придумывание детьми предложений-небылиц. Анализ одного-двух предложений. Составление загадок-описаний Выставляются картинки: земляника, сосна, фазан, змея, ослик. Расскажите о предмете, не называя его, а Бабушка-Загадушка будет угадывать его название. Дети составляют описание предметов, загадывают загадки. Решение проблемных вопросов Если бы Бабушка-Загадушка предложила вам живого зайку и игрушечного, заводного, какого бы вы выбрали? Почему вы сделали такой выбор? 12. Чтение слов с пропущенными буквами словами, но в них не хватает по одной букве: _онт, ва_а, _ом, _ито. Буква дополняется, слово прочитывается. Выкладываются слова по желанию детей. Итог занятия Тема «Звуки в, в' и буква в» ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ в' Материал. Цветик-семицветик, предметные картинки с изображениями птиц (соловей, скворец, журавль, воробей, свиристель, иволга); изображения сказочных персонажей (Волшебница, Великан, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Царевна-Лягушка, Винни-Пух, Ведьма); цветовые символы звуков, буквы. Ход занятия Оргмомент Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написа но_ ая бук_ а». Вы догадались, какую букву похитила злая Ведь 2. Сообщение темы занятия Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука в'.) В словах бук_а, но_ая, _аша не хватает звука... (в). Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'. 3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок? Обозначение звуков в, в' цветовыми символами. 4. Произношение звуков в, в' в слогах и словах На стол выставляется изображение Волшебницы. Повернитесь направо. Кого вы увидели? (Волшебницу.) Добрая Волшебница дарит нам цветик-семицветик. На его лепестках написаны имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, коричневый, сливовый.) Розовый лепесток сорвет мальчик, в имени которого есть звук в'. Витя срывает лепесток. А теперь нам поможет Винни-Пух. Роль Винни-Пуха исполняет воспитатель. «Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки. Дразнилки: ва-во-вы-ки, ву-ва-во-фа. Какие слоги здесь лишние? (Слоги ки, фа.) А теперь вопилки: вы-ва-во (громко, низким голосом), ви-вя-ве (тихо, тонким голосом), вю-ву-вя-ва (вопросительно). Дети повторяют. После повторения слоговых сочетаний Винни-Пух указывает, какой лепесток сорвать. Малиновый лепесток срывает тот, в чьем имени есть звук в». А теперь направляемся к Василисе Прекрасной. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете. Выставляется картинка с изображением Великана. А сейчас откройте глаза. Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания: а) назовите первый звук слова великан; б) назовите согласные звуки слова великан; в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в'. Словообразование Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соло- вушка, воробышек, муравушка.) Назовите гласные слова совуш-ка. Словотворчество детей Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь сочините о них чистоговорки. (Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Вей-вей-вей, поет песни соловей. Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.) Великан пропускает детей к Василисе Прекрасной. Выставляется картинка с ее изображением. Кто это? Какая она? Дети подбирают прилагательные. Физминутка Василиса Прекрасная приглашает детей в сад. Под музыку дети танцуют, выполняют плясовые движения. 8. Развитие фонематического восприятия. Звуковой Угадайте, какое угощение для вас приготовила Василиса Прекрасная? Даю «рассыпанные» звуки в, а, ф, л', и. (Вафли.) Угощаемся... (вафлями). В названия угощение есть звуки х, а, л, в, а. Что это? (Халва.) А еще Василиса Прекрасная испекла _атрушки. Есть такое слово? Что она испекла? (Ватрушки.) А вот хворост. Что еще называют хворостом? Объясняется многозначность слова хворост. Василиса Прекрасная спрашивает, где вы слышите звук в в словах вафли, ватрушка. (В начале слова.) А в словах халва, хворост? (В середине слова.) Что она сварила из фруктов? (Варенье.) 9. Образование прилагательных Выставляются муляжи или изображения фруктов: виноград, вишни, мандарины и др. Витя, какой сок ты выбираешь? (Абрикосовый.) А ты, Аня? (Вишневый.) Василиса Прекрасная указывает, какой лепесток сорвать. На нем написано: Иван-царевич. 10. Произношение звуков в, в' в предложениях Выставляется картинка с изображением Ивана-царевича. Кто это? (Иван-царевич.) В каком слове звучит звук в'? (В слове царевич.) «Бросьте» мне изучаемый звук из слова Иван. (в.) Он задумчивый, невеселый. Повторите слово со звуком в'. (Невеселый.) Спросите у него: «Что, Иван-царевич, невесел, что буйну голову повесил?» Дети повторяют вопрос. Иван-царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю с Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в? (Воскресенье.) А звук в'? (Четверг.) Что могла делать Царевна-Лягушка в четверг? (Она пекла каравай, вышивала рубаху, ткала ковер.) Она дарит нам свой волшебный ковер. Дети переходят на ковер. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете. А теперь откройте глаза. Что перед нами? (Ворота.) На воротах висит замок. Выставляется слово ход. Чтобы этот замок открылся, надо найти «ключ-букву» и прочитать новое слово. Какой буквы не хватает? (Буквы в.) Если добавить ее к слову ход, то что получится? (Вход.) Ура! Замок открылся! Скажем дружно: «Та-та-та, открывайтесь, ворота!» Ворота открылись. А вот и Ведьма с буквой в. Она говорит, что забыла все слова со звуками в, в', поэтому похитила букву в. 11. Развитие фонематических представлений ве. (Веник, венок, ветка, ветер, велосипед.) А теперь назовите слова со слогом ви. (Виноград, Витя.) И еще со слогом ва. (Вагон, Валя, вата, ваза.) 12. Восстановление деформированного текста нее никак не получаются предложения. Послушайте и исправьте. «Ватрушка печется под духовке». (В духовке.) «Водитель сидит из машине». (В машине.) «Весло лежит под лодке». (В лодке.) «Медведь спит к берлоге». (В берлоге.) 13. Знакомство с буквой в Дети садятся за столы. Ведьма отдала нам букву в. Вот буква В Видна вдали — Красивая, витая, Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая. С. Маршак 14. Чтение слогов ва, во, ву, ви. Составление слов вата, Итог занятия Тема «Звуки ф, ф' и буква ф» НЕЗНАЙКА-ФОТОГРАФ Материал. Игрушки — Незнайка, фокусники Фома и Филя; предметы — телефон, фонарик, фотоаппарат, фотопленка, фотобумага, фотография, фартук, туфли, шарф, кофта, конфеты, футбольный мяч, флакон; комнатные растения или их изображения — фиалки, фикус. Ход занятия Оргмомент Театр мимов. Изобразить действия фотографа, шофера, футболиста. Имитация действий повязывания фартука, шарфа. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|