|
Разгадывание ребусов из словСтрашила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. «Возьмите» первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) «Возьмите» первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.) 13. Работа с буквами по загадкам Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова — отгадки загадок. «Теплая, пушистая, греет нас зимой». (Шуба.) «Огромный, толстый, деревянный, хранит в себе все вещи дома». (Шкаф.) Выставляется полоска с шестью окошками. А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков. «Едет, гудит, с пути уйди!» (Машина.) Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. 14. Творческие задания детей Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками с, ш, задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова. Итог занятия Тема «Звук и буква ж» СТРАНА ЖУЖЖАНДИЯ Материал. Плоскостные фигурки для фланеграфа (жук, медвежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф); символ звука ж, предметные картинки со звуком ж. Ход занятия Оргмомент Изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жуков. Сообщение темы занятия Как жужжат жуки? Сегодня будем слушать и произносить звук ж. 3. Характеристика звука 4. Произношение звука ж в слогах и словах В стране Жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их. Задание по слоговому синтезу: Я «бросаю» вам звук ж и звук а. Какой слог получится? Аналогичное задание дети выполняют с другими гласными звуками. Задание «Дополни слог» А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук.) А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха). Придумаем им клички: жаба Жужа, жук Жужик, жираф Жора, медвежонок Джоки, верблюжонок Джефри, ежонок Дожик. Какими они были? (Медвежонок Джоки — неуклюжий. Жук Жужик — обиженный. Жираф Жора — важный. Ужи — осторожные. Жаба Жужа — жадная. Верблюжонок Джефри — обжора.) 5. Падежное управление. Звуко-слоговой анализ и синтез Задания: а) узнавание слова по перепутанным слогам (жи-е), (жа-та-е); б) узнавание слова жаба по схеме, составленной из цветовых «символов-звуков»; в) составление слова жуки по первым звукам, взятым из слов жилет, утка, кино, ива; анализ слова жуки; г) «собрать рассыпанные» звуки слова жираф. Кто за кем пришел? С кем подружился звук ж? Развитие зрительного внимания Между кем он стоит? Выставляется символ звука ж. Закройте глаза. Меняется место «звука-символа». Игра в прятки. Кого будет искать звук ж? Кого он еще не нашел? Произношение звуков в предложениях Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах. Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы. О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убежу. Правильно ли он сказал? Составление предложений детьми. 8. Анализ словесного состава предложения 9. Физминутка 10. Произношение звука ж в чистоговорках и стихах Диалог ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа Встретил в чаще еж ежа. Жук жужжит: — Как погода, еж? — Я шел и шел. — Свежа. Желтый камешек нашел. Два ежа. — Что ж, повесь его на сук, И. Демьянов Говорит жирафу жук. Г. Сапгир 11. Знакомство с буквой ж Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! С. Маршак 12. Запомним правило: в слоге жи пишется буква и. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба» Итог занятия Тема «Звуки ш, ж» КАК ЖЕНЯ И ДАША ИСКАЛИ ПУШКА И ДЖЕКА Материал. Игрушки или плоскостные фигурки (собачка, котик, медвежонок, жираф, ежик, мартышка, доктор Айболит, дедушка); куклы (девочка и мальчик). Ход занятия Оргмомент Психогимнастика Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом. 2. Сообщение темы занятия Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук ж. > (Женя.) В имени девочки есть звук ш. (Даша, Маша.) Назовем ее Даша. 3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес 4. Развитие фонематического восприятия Послушайте, какими были Женя и Даша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку. Произносятся слова послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные. 5. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати У Жени и Даши жили кот и собака. Придумайте им клички со звуками ш, ж. (Пушок, Джек.) Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли? (Пирожки, ватрушки, пирожное, шанежки.) Какая на них могла быть одежда? (Джинсы, рубашка, жакет, пиджак, шорты, штаны, жилет.) А если бы это было зимой, что бы они могли надеть? (Шубу, варежки, шапку, кожух, шарф.) Даша и Женя выбрали одежду со звуком ж. В чем они пошли? (В джинсах, пиджаке, жилете.) Нужна ли им пижама? Подскажите нужное слово в моем предложении. Вот они из дома... (вышли), по дороге... (пошли), к лесу... (подошли), в лес... (зашли). Видят, под большим кустом жасмина сидит доктор Айболит. Догадайтесь, кто к нему пришел лечиться. В слове три слога, первый — мар. (Мартышка.) В слове последний слог нок. (Медвежонок, ежонок, верблюжонок.) Ежонок был с мамой-... (ежихой). А еще там был «раф-жи». (Жираф.) Падежное управление Кто за кем стоял? У кого что болело? (У жирафа — шея; у ежонка — брюшко; у мартышки — ножка; у медвежонка — горло.) 7. Произношение звуков в предложениях и связной речи Подошли Женя с Дашей к зверятам, поздоровались. О чем они спросили у зверят? Тут подбежал к ним медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук ж, и вот что у него получилось «У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня шалить. Я был простушен». Дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук ш звуком ж. (Я с мамой жил в берлоге. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У меня был жар. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня жалить. Я был простужен.) 8. Физминутка Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили Головой своей крутили И из речки воду пили. Вот так и вот так, Вот так и вот так, Еще эдак, еще так, Они из речки воду пили, Медвежата мед искали, А потом они плясали, Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали Вот так и вот так, Вот так и вот так, Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали. Дети имитируют игры медвежат 9. Произношение звуков ш, ж в стихах Попрощались Женя с Дашей со всеми и пошли дальше. Устали. «Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Даша. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Женя. Лежит ежик у елки, У ежа иголки А внизу, похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш. Послушайте, о чем говорил Женя с ежом: Ежик, еж, где ты живешь? — Под кустом меня найдешь — Ежик, еж, куда идешь? Там еду себе найду. — Ежик, еж, кого найдешь? — Я найду жука и мышку, После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные. А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками). Даша спросила Ежика: «Видел ли ты Джека и Пушка?» «Видел, они ругались и в разные стороны разбежались», — ответил Еж. Подскажите Даше и Жене, как найти Пушка и Джека. Позовем и мы их. Скажем слово Пушок по слогам. (Пу-шок.) Какой звук мы произнесли протяжно? Как мы его назовем? (Ударный звук.) Тут из-за деревьев вышел дедушка, его избушка была неподалеку. «У меня ваш Пушок», — сказал дедушка. Что было дальше, придумайте сами. Дети придумывают конец сказки. Им предлагают использовать в сказке слово пожар. А как поступили бы вы, увидев непотушенный костер? 10. Итог занятия Тема «Звуки з, ж» ЛЕСНАЯ ШКОЛА Материал. Картинки животных (козы, ужи, ежиха с ежатами, медвежата, зубр, жираф, фазан, жар-птица), насекомых (комаров, жуков); картинки с изображениями разного количества животных и цифры из набора к игре «Раз, два... сосчитай»; цветовые символы звуков, полоски для изображения предложений. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика Показ картинок жуков и комаров. Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит, и вот — сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу. Действия сопровождаются произнесением звуков з, ж. Сообщение темы занятия Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается школа для животных. Изучаются звуки з, ж». Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|